Не гори не ясно. Готовы ли украинские ТРЦ и кинотеатры к реальному пожару?
Из всех мыслей, которые вызвала в умах украинцев трагедия в ТРЦ «Зимняя вишня» в российском Кемерово, самая здравая - заставить собственников и управляющих торговыми и другими публичными объектами в Украине покрепче задуматься о пожарной безопасности. Да и повсеместный интерес посетителей торгово-развлекательных центров и кинотеатров, выраженный в вопросе «где тут у вас эвакуация» - однозначное благо.
На прошлой неделе некоторые киевские ТРЦ срочно провели публичные мероприятия, чтобы показать и доказать, насколько у них все безопасно, а на этой неделе организация «Клуб торговых центров Украины» оперативно организовала конференцию «Противопожарная безопасность в ТРЦ». Одним из вопросов, стоявших на повестке дня, была безопасность кинотеатров. Собственно, даже сама конференция проводилась в одном из залов сети «Мультиплекс» в киевском ТРЦ «Проспект». Я оценила великодушие принимающей стороны и открытость к вопросам, но не могла не обратить внимание на «проблемные зоны» и «труднодоступные места». Но об этом позже.
Пока представители ТРЦ делали селфи и шутили шутки о том, что теперь-то все начеку, в Москве - тоже после показательных проверок безопасности и повышенного внимания к ситуации - начался пожар в детском торговом центре «Персей для детей», в котором один человек погиб и еще шестеро получили тяжелые ранения.
Конференция заявлялась как практическая, и в этом смысле вполне себя оправдала. И спикеры старались говорить конкретно, и участники задавали вполне практичные вопросы, а потом все на практике пощупали и проверили эту самую безопаснось.
Один из самых практичных кейсов мероприятия - от директора киевского ТРЦ «Аладдин» Ларисы Банах, которая рассказала, что помимо типичных для последней недели публичных мероприятий по дополнительной проверке торгового центра на предмет противопожарной безопасности, они придумали совместный проект с сетью кинотеатров «Линия кино». Буквально в эту пятницу, 6 апреля, они намерены презентовать специально снятый ролик о том, как нужно вести себя в случае возникновения пожара. Поводом для проекта стало обращение к руководству ТРЦ сразу трех школ. Соответственно, видеоролик будет нацелен в первую очередь на информирование детей, но предполагается, что показывать его будут перед всеми сеансами в местном кинотеатре. Длительность ролика составит 30-45 секунд.
Вообще повышению осведомленности населения по поводу того, что делать в случае пожара, было посвящено много времени. Все участники конференции сходились во мнении, что повышать ее надо, но пока не все видят способы, как это делать. Например, председатель набсовета «Мультиплекс холдинг» Антон Пугач, комментируя этот вопрос, отметил, что показывать подобные (профилактические, обучающие) ролики перед сеансами он готов. «Но их снимать - не наша работа», - считает он.
Кажется, пока какой-то кинопродакшен сам не вызовется обучить зрителей противопожарной безопасности, в Multiplex продолжат отдавать предпочтение коммерческой рекламе.
К сожалению, практическая готовность представителей «Мультиплеса» оказалась не на самом высоком уровне. От технического директора Multiplex Cinemas Валерия Ясиновского, выступавшего одним из спикеров основной панели, удалось услышать немногое. Например, что после трагедии в Кемерово в украинской сети был проведен дополнительный инструктаж сотрудников.
Наглядная демонстрация инструктажа
И что с большинством ТРЦ, в которых расположены кинотеатры сети, они также провели дополнительные учения. «Посетители отнеслись к этому с пониманием, в частности, благодаря трагедии в Кемерово», - рассказал он.
В то же время на несколько очевидных вопросов из зала он ответить не смог. Например, инженер по охране труда и пожарной безопасности Людмила Шупик спросила, безопасно ли располагать кинотеатры на втором и выше этажах, а также проектировать их в виде длинного коридора с залами, расположенными по бокам. На эти вопросы Валерий Ясиновский просто ответил: «Да». «Я ответы на свои вопросы не получила», - осталась недовольна эксперт.
Ни на кого не намекаю, но подобные коридоры еще считаются для кинотеатра широкими. И субботним утром в разгар детских сеансов заполненность этого холла - никак не меньше, чем маршрутки в час пик.
Даже не слишком многолюдная конференция создала в коридоре кинотеатра «пробку».
Другой вопрос из зала, касавшийся практических аспектов безопасности кинотеатра, был задан участником, который пожаловался, что не нашел в кинозале указатели «Выход». Правда, он предположил, что светящийся указатель мешал бы просмотру фильма, но в целом ситуация осталась неразрешенной.
Чтобы понять, как выглядят ответы на эти вопросы в реальности, в перерыве мы с Людмилой Шупик прогулялись по кинотеатру. В дальнем конце центрального коридора обнаружились две широкие двери, над которыми светились фонари с надписью «Выход».
Двери были не заперты и вели на широкую лестницу, внизу которой были еще две двери, уже запертые, но ведущие прямо на улицу. Это, как объяснили в ходе конференции многие участники, нормально. Такие двери - на магнитных замках, и открываются автоматически в случае срабатывания системы противопожарной безопасности. Кроме того, конкретно эти двери используются ежедневно, чтобы выпускать зрителей ночных сеансов. Так что с этим вопросом, можно считать, все отлично.
Другое дело, что найти дорогу к этому эвакуационному пути оказалось непросто: в коридоре нам не удалось найти ни одного указателя со стрелочкой, указывающей на выход, а заметить эвакуационную дверь непросто: она находится в боковой стене в самом конце коридора, куда в обычной ситуации зрителю просто незачем ходить.
Все еще ощущая недостаток информации, я обратилась к маркетинг-директору сети Multiplex Анастасии Давыдовой. Она объяснила, что ширина коридора и эвакуационных путей в кинотеатре вполне достаточны для того, чтобы зрители быстро покинули помещение, и что сеть в принципе ставит заботу о безопасности зрителей на первый план. «Наша средняя загрузка составляет 30%», - уточнила она.
Конечно же, я не могла не спросить о кинотеатре в другом киевском ТРЦ - «Лавина Молл». Это флагманский объект «Мультиплекса», вмещающий 13 залов.
Этот кинотеатр – единственный в радиусе 30 км, и в него едут зрители не только из Киева, но и из Ирпеня, Бучи и других ближайших пригородов. При этом планировка популярного заведения оказалась не самой удачной: в узком коридоре часто скапливается очень, очень много зрителей, так что пройти бывает сложно даже без паники в толпе.
Но, как заверила меня Анастасия, во-первых, в этом кинотеатре – сразу две эвакуационных двери: одна ведет прямо на улицу, вторая – в незадымляемый коридор. Во-вторых, сообщила она, сейчас кинотеатр закрыт на ремонт. Причину и характер ремонта она уточнить не смогла, но отметила, что он никак не связан с трагедией в Кемерово и был запланирован раньше. Правда, в кулуарах поговаривают, что ремонт все же связан с необходимостью как-то расширить центральный коридор, иначе зачем кинотеатру ремонтироваться всего через год с небольшим после открытия? В любом случае, о его итогах мы узнаем уже 12 апреля, когда сеть откроет обновленный кинотеатр.
Представителей других кинотеатров на конференции мне обнаружить не удалось, но я решила компенсировать это личным общением. И директор «Синема Сити» Алена Ницко, и управляющий партнер и соучредитель сети кинотеатров «Оскар» Ирина Заря заверили меня, что проводят проверки, инструктажи сотрудников и учения регулярно, согласно графикам. А после пожара в «Зимней вишне» еще раз все перепроверили и убедились в безопасности.
«Нам повезло с арендодателями: и в «Дрим Тауне», и в «Гулливере» все системы безопасности работают и постоянно проверяются», - зсказала мне Ирина Заря.
«Оушен Плазу» уже столько раз «минировали», что мы на практике успели выучить алгоритм действий при эвакуации и проверить, как все работает», - отметила Алена Ницко.
Впрочем, заверения - это хорошо, но не всегда достаточно для спокойного, без паники и жертв, выхода из кризисной ситуации. Помимо уже упомянутой проблемы низкой осведомленности общества, эксперты выделили несколько других, характерных как для ТРЦ в целом, так и для кинотеатров в частности.
Коммерческий директор консалтинговой компании UTG Андрей Рыжиков назвал самые вопиющие проблемы: ошибки в проектировании, заужение путей эвакуации и недостаточная их проработка, установка на эвакуационных дверях замков с обычными ключами (тогда как нужно с магнитными), нежелание ставить спринклеры (ограничиваются только пожарными рукавами), экономия на системах дымоудаления.
Помимо этого, я попыталась выяснить ответы еще на два практических вопроса. Первый – как разграничивается ответственность ТРЦ и кинотеатра, есть ли у нее юридические и физические границы. Судя по полученным ответам экспертов, такой границы нет, все работает в неразрывной связке. Основную ответственность несет собственник ТРЦ, кинотеатр разделяет ее примерно в той же мере, как и другие арендаторы. На этапе проектирования и строительства речь идет о совместной работе, потому что кинотеатры выступают якорными арендаторами, обычно помещение строится под конкретную сеть и соответствует ее требованиям. В случае ЧП итоговую ответственность будет нести тот, кто совершил проступок: проектировщик, неправильно спроектировавший кинотеатр, подрядчик, некачественно выполнивший строительные работы, кинотеатр, захламивший эвакуационные проходы и т.д.
«Мы как кинотеатр несем ответственность за территорию, которую арендуем. ТРЦ несет ответственность за подачу воды в спринклеры и за систему радиооповещения (динамики, находящиеся на всей территории кинотеатра, включая залы и туалеты). Эти инженерные коммуникации - общие для всего ТРЦ. Мы же обеспечиваем работоспособность всех систем пожаротушения в кинотеатре. То есть в целом ответственность совместная – ее несут и ТРЦ, и кинотеатр», - рассказала Ирина Заря.
Кстати, ролик о правилах безопасности на пожаре «Оскар» уже снял и вовсю показывает:
Кроме того, как добавила Алена Ницко, кинотеатр отвечает за обучение персонала и эффективность эвакуационных путей. «Они не должны быть закрыты или заставлены мешками с попкорном и сломанными креслами», - говорит она. Также кинотеатр обязан следить за наличием и исправностью локального противопожарного оборудования, такого как огнетушители, и периодически обрабатывать поверхности в кинозалах антигорючими веществами. Ответственность ТРЦ - следить за тем, как кинотеатр выполняет эти требования.
Второй вопрос – требования к проектированию кинотеатров. Тут все просто и сложно одновременно. В Украине нет отдельных нормативов (ДБН), регламентирующих строительство ТРЦ. Соответственно, их тем более нет для кинотеатров в составе ТРЦ. Поэтому проектировщики пользуются несколькими нормативами одновременно, причем каждый раз – как первый раз, потому что проект каждого кинотеатра уникален.
Вместо резюме скажу, что главный вывод из этой ситуации следующий: каждому нужно разобраться и выучить, как вести себя в случае ЧП. И проинформировать близких и окружающих, а также проиллюстрировать эту необходимость реальными историями (чтобы наверняка).
Например, и в «Оскаре», и в «Синема Сити» мне рассказали, что когда у них случались эвакуационные мероприятия, то некоторые зрители вместо того, чтобы быстро и организованно покинуть помещение, выстраивались в очередь с требованием вернуть им деньги за билеты.
Считаю, пришло время дополнять изученный наизусть предсеансный ролик Антипиратской коалиции «Додивитесь в міліції!» несколькими новыми в духе «А ти знаєш, де в цьому кінотеатрі евакуаційний вихід?». Причем, как считает Алена Ницко, снимать их нужно под каждый кинотеатр индивидуально, чтобы в условные 15 секунд успеть рассказать зрителям, как им вести себя в случае ЧП и куда эвакуироваться из конкретного помещения (спойлер - не в очередь за попкорном и не к кассе с требованием возместить стоимость купленного билета).
Вопрос один - кто же возьмется за производство таких роликов?
Фото пресс-службы «Клуб торговых центров Украины», liza.ua и Кирилла Авраменко