Много денег, огня и сверхсекретный механизм в постановке. Как СТБ и Общественное готовят MELOVIN к «Евровидению»
Огонь, молния, метафан, радостные вопли фанатов – именно таким нам запомнился финал Нацотбора на «Евровидение» в этом году. А все, что мы увидим дальше – уже непосредственно выступление MELOVIN в полуфинале. И, надеюсь, в финале.
Но я была бы не я, если бы не попыталась выведать, что же на самом деле происходит во время подготовительного процесса. Все-таки сварганить для артиста декорации (не говоря уже обо всем остальном) за такой маленький срок – дело непростое. И, конечно же, затратное. Узнавать, сколько все стоит, я отправилась… правильно, к каналу СТБ, который финансирует участие артиста в конкурсе.
– Несмотря на то, что «Евровидение» в Лиссабоне будет только 8, 10 и 12 мая, представители стран должны подать организаторам полное описание своих номеров – перемещения по сцене, перечень необходимых спецэффектов и используемый реквизит, цвет одежды исполнителя и бэк-вокалистов – до 10 марта, – рассказывает Наталия Франчук, креативный продюсер Нацотбора. – А при условии, что финал нашего отбора был 24 февраля, как такового отдыха ни у MELOVIN, ни у нас не было. Мы начали работу уже на следующий день после финала. Сначала были встречи с официальными представителями украинской делегации от «UA:Перший» и постановщиком Константином Томильченко.
Наталия Франчук
Кстати, о постановщике. Сотрудничество с СТБ на «Евровидении» для Константина не в новинку – два года назад он занимался номером Джамалы в Стокгольме. Затем уехал в Латинскую Америку работать постановщиком в Cirque du Soleil, а когда вернулся, Наталия Франчук предложила именно ему (как человеку, имеющему опыт на «Евровидении») поработать с MELOVIN.
– Мы всегда спрашиваем постановщиков, хотят ли они работать с конкретным исполнителем на таком непростом и опасном конкурсе, как «Евровидение», – говорит Наталья. – Константин уже был в этой мясорубке и понимает, что и как нужно сделать, чтобы артист в номере максимально раскрылся. Услышав от него позитивный ответ на предложение поработать с MELOVIN, мы безумно обрадовались.
В первую очередь, режиссер-постановщик Константин Томильченко, руководитель развлекательного направления Общественного Саша Кольцова и команда Национального отбора изучили возможности сцены в Лиссабоне. Дело в том, что каждый год появляются конкретные ограничения по весу и высоте реквизита на сцене, и этот год - не исключение). Но технических фишек (экраны, подъемники, лифты и пр.), как зачастую бывает на «Евровидении», на этот раз мало.
– Общая концепция от организаторов звучит примерно так: победа Сальвадора Собрала показала, что настоящей музыке не нужны фейерверки, – говорит Наталья. – На сцене не будет светодиодного экрана, она больше похожа на театральную, а значит, основной акцент на песне, артисте и его харизме. Такой подход нам понравился. Мы начали думать. Почитав комментарии европейских фанатов под выступлением артиста на финале Нацотбора, мы поняли, что им очень понравится огонь и опасность, которую он создает. Его решили оставить.
По словам Константина Томильченко, с Джамалой все было гораздо проще – для ее номера была подготовлена графика, отправлена коллегам на раскадровку и световую партитуру, а в Стокгольме ее только повторили. В случае же с MELOVIN все нужно было делать с нуля.
– Это две абсолютно разные песни, разные подходы по режиссуре и сценографии, и две разные постановки, – говорит Томильченко. – Если у Джамалы была песня о внутренних переживаниях, песня-история, и там было логично оставить ее одну на сцене, чтобы она рассказала эту историю, и только поддержать ее светом и графикой, то MELOVIN – это шоу, драйв, экшн, заряд, загадочность. У него интересный образ, он интересный артист и хочется это подчеркнуть, дать зрелищности, чтобы о его номере говорили. На этом мы и делали акцент. Есть реквизит, мы объяснили португальцам, как он будет работать, но как это будет представлено на сцене, я пока не знаю. Тут сложность вот в чем: идея, которая заложена в постановку, будет выигрышно смотреться при правильной съемке, поэтому мне очень интересно, как наши коллеги раскадруют и снимут номер MELOVIN. Это очень важно.
Константин Томильченко из Латинской Америки едва ли не сразу решил отправиться в Португалию
Если считать всю команду – цех по производству реквизита, художники, специалисты по свету, стилисты, визажисты, продюсеры и административный персонал – над постановкой MELOVIN работали около 35 человек.
В номере будет задействован сложный механизм, на придумывание и тестирование которого ушел почти месяц. Какой – артист до первой открытой репетиции рассказывать не хочет. Исполнительный продюсер Нацотбора Юлия Прохорова признается, что, в связи со сложностью его подготовки, с момента от разработки концепции номера до выезда реквизита в Португалию прошло полтора месяца.
– Надо было учитывать, что сцена имеет ограничения по весу и высоте, – говорит Юлия. – А реквизит еще и должен соответствовать всем европейским стандартам. А поскольку мы используем огонь – то и стандартам по безопасности. 24 февраля прошел финал Нацотбора, а 10 апреля реквизит улетел в Лиссабон. В этом году, к удивлению, нам ничего не забраковали. Организаторы, правда, отвечали не очень быстро. Но их можно понять – у них 43 страны-участницы. Тем не менее, нашу идею поддержали и очень ждут ее воплощения.
Юлия Прохорова
Подтверждает сказанное и Константин Томильченко, уверяя, что португальцы в этом году согласны на все. Правда, об ограничениях они договорились еще «на берегу». И ограничения это серьезные: в этом году не будет, к примеру, LED-экранов, все акценты и визуальные картинки будут выполняться только светом.
– Мы сначала не до конца понимали, впишемся ли, сможем ли воплотить все задуманное. Но, благодаря нашим конструкторам, это удалось, – говорит постановщик. – По сути, мы взяли за основу постановку, что была у MELOVIN в финале. Просто немного ее оттюнинговали и добавили спецэффектов. Постарались максимально подчеркнуть уже существующий образ артиста и сделать номер более зрелищным.
Все расходы на себя, как и заявлялось, взял телеканал СТБ. Потому, конечно же, не могу обойти вопрос бюджета. Судя по спецэфектам, он явно будет явно немалым.
– У нас один из лучших постановщиков, и его идеи всегда интересные и недешевые, – говорит Юлия Прохорова. – Также важно понимать, что на многие расценки страны-участницы повлиять не могут. Например, тендер по предоставлению спецэффектов выигрывает конкретная европейская фирма. Она выставляет единый прайс для всех. Цены, конечно же, в евро. В переводе на гривны получается недешево.
Бюджет поездки артиста на «Евровидение», по словам Юлии, растет вместе с курсом евро. Конечно же, в этом году он выше, чем в прошлом, так как уже проходит не в Киеве. И СТБ по-прежнему платит за перелет команды, проживание и постановку.
– Есть предоставленные гостиницы, аккредитованные организаторами, и делегации выбирают, где они будут жить, – рассказывает исполнительный продюсер. – MELOVIN и его команда будут жить в гостинице 4 звезды. С билетами немного сложнее: прямых рейсов из Киева нет, и важно было найти рейсы с приемлемыми стыковками.
Также в этом году СТБ впервые взял на себя оплату аранжировки песни. Занялся ею судья Нацотбора Евгений Филатов.
– Перед отправкой минусовки организаторам, мы решили привести ее в порядок, – вспоминает Наталия Франчук. – Одно дело – сцена Нацотбора, и другое – большое «Евровидение». К сожалению, до отправки оставалось всего несколько дней. Я спросила у нашего музыкального продюсера Руслана Квинты, кто бы мог в краткие сроки, но качественно поработать с песней. Ответ был очевиден: раз мы посадили в жюри одного из лучших аранжировщиков страны Женю Филатова, к нему и обратимся. Спасибо Жене - он не просто не отказал, но и успел сделать все в срок.
Что касается состава делегации, которая летит в Лиссабон. Помимо команды MELOVIN, от СТБ в нее входит стилист канала Катя Олишевская, которая работает с артистом еще со времен «Х-фактора». Также в Лиссабон отправятся Константин Томильченко и представители «UA:Перший», которые вели основную коммуникацию с португальской стороной.
Вас тоже заинтересовало, почему в этом списке нет Наталии Франчук и Юлии Прохоровой?
– Мы с Юлей должны были лететь, но решили ради экономии бюджета остаться дома, – аргументирует такое решение Наталья. – Поскольку был общий бюджет на поездку нашего представителя, мы решили эти деньги потратить на более важные вещи. В частности на сопровождение нашего реквизита в Лиссабон инженером для контроля и обучения местных подрядчиков, как им управлять. Тем более, в эру интернета мы сможем в режиме онлайн смотреть репетиции и пресс-конференции. Все правки по номеру организаторы ждут в письменном виде на электронную почту. Мы сможем это делать и из Украины.
Что ж, очень благородно. Теперь я понимаю, почему в комментарии MELOVIN - сплошные слова благодарности:
– Большое спасибо каналу СТБ за оказанную финансовую поддержку и за проделанную работу для подготовки. На самом деле, финансовая сторона – это важно. Но еще важнее, что в любой момент мы могли позвонить Наталии Франчук и Юлии Прохоровой, попросить о встрече или просто посоветоваться. Нам ни разу не отказали. Очень многие правильные решения принимались благодаря их советам. Очень приятно знать, что это не отношение вроде «дал денег – и хватит». Они искренне переживают за меня как за артиста и за результат.
За этот же результат, конечно, переживаю и я, а потому с нетерпением жду 10 мая, когда MELOVIN впервые выйдет на сцену «Евровидения».
А пока коротко расскажу, что же за время подготовки к конкурсу у него успело случиться.
MELOVIN снял клип на свою конкурсную песню.
Впервые слетал в Португалию - на съемку посткарда.
И побывал на промовечеринке конкурса в Амстердаме, после которой букмекеры и прочие заинтересованные начинают делать выводы о фаворитах конкурса.
В Амстердаме MELOVIN был принят хорошо и успел раздать несколько интервью.
Надеюсь, спрос на нашего артиста в Португалии будет столь же хорошим. Ну а я буду следить за развитием событий и рассказывать вам подробности.
Фото: Андрей Полищук, Александр Вансович, Кирилл Авраменко, пресс-службы СТБ и MELOVIN