Западный фронт российско-украинской войны. Лозница, Сенцов, Серебренников и 50 оттенков Донбасса на Каннском кинофестивале
После церемонии открытия и нескольких дней работы самого крупного кинофорума мира стало совершенно очевидно, что Канны-2018 - про войны. Явные и гибридные, политические, экономические, идеологические и междоусобные -традиционные внутрииндустриальные. Но и на экране, и за кулисами главный вопрос 71-го Каннского международного кинофестиваля - кто именно празднует «победу» (9 мая и в другие даты), и на чьей стороне правда Тьери Фремо.
И если в случаях войны самих Канн с Netflix, Терри Гиллиама - с продюсером «Человека, который убил Дон Кихота» и войне сексуальности «Новой волны» с движением #MeToo ответ очевиден, то в случае с российской войной против собственной оппозиции и российско-украинским конфликтом - не очень. Ровно до 8 мая 2018 года.
Неудивительно, что фильм Сергея Лозницы «Донбасс» о российско-украинской войне, открывавший программу «Особый взгляд», стал одним из самых знаковых показов начала Канн, и именно на фильм Сергея Лозницы тут же отозвались статьями не только местные издания, но даже The Hollywood Reporter и Variety.
Но обо всем по порядку.
Красную дорожку Канны, как всегда, развернули с рассчетом на гламур.
Которого в битком набитом Фестивальном дворце было предостаточно.
Одна только Кейт Бланшетт, президент Международного жюри, обеспечила две гигатонны гламура,
Кристен Стюарт - еще полторы, а Джулианна Мур и Изабелла Росселини вместе - целых три гигатонны.
Хотя некоторые фото с красной дорожки расстраивали - как в случае с музой Годара и звездой постера этого кинофестиваля Анной Кариной. А вы все о молодом Бельмондо рассуждали...
Международное жюри...
И жюри «Особого взгляда» в полном составе (и вездесущий Тьери Фремо).
Честное слово, вездесущий.
Главная пара церемонии открытия - Пенелопа Крус и Хавьер Бардем
Золотая пальмовая ветвь - и хотя делать предположения, кому она достанется, пока рано, кое-какие версии уже озвучиваются.
Впрочем, не менее интересно было на мероприятиях для прессы.
На фотоколле фильма-открытия «Все знают» порадовали новостями, что фильм еще не успел открыть фестиваль, а уже продан в американский и китайский прокат (кстати, в Китай уехали и права на кинопрокат многострадального «Человека, убившего Дон Кихота» Терри Гиллиама, еще до решения суда).
Фотоколл Сергея Лозницы пользовался повышенным вниманием.
А с ним - украинские актеры Георгий Делиев и Наталья Бузько, сыгравшие в фильме
Жюри программы «Особый взгляд» во главе с Бенисио Дель Торо (в составе - Джули Хантсингер, исполнительный директор фесиваля Telluride Film Festival, Виржини Ледуайен, французская актриса, исполнившая одну из главных ролей в украинском фильме «Полина», собственно Дель Торо, режиссер и сценарист Аннемари Джасир из Палестины и российский Кантемир Балагов) и предстоит вершить судьбу нового детища Лозницы.
Давайте же посмотрим, что именно им предстоит судить в фильме «Донбасс».
Вместо тысячи слов
В Каннах фильм представили Сергей Лозница, украинский продюсер картины Денис Иванов, актеры Наталия Бузько, Георгий Делиев, Вадим Дубовский, Сергей Смеян и Людмила Смородина.
Премьеру посетили вице-премьер министр Украины Павел Розенко, первый секретать по вопросам культуры посольства Украины во Франции Ирена Карпа и, похоже, каждый уважающий себя украинский кинематографист.
Вот только некоторые:
Бельгийский, но уже почти украинский режиссер Олиас Барко
Cannes IFF - just a beginning! Donbass by Sergey Сергей Лозница to open Un certain regard! #freesentsov
Опубликовано Julia Sinkevych 9 мая 2018 г.
Юлия Синькевич, генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля
"І знову" вщент заповнений зал та шалені черги глядачів на фільм, створений рідним Arthouse Traffic за підтримки...
Опубликовано Артемом Голосовым 9 мая 2018 г.
Представители Госкино были настроены по-разному. Серьезный Артем Голосов документировал участие в фестивале как политику:
На світовій прем'єрі українського "Донбасу". #dergkinosupport
Опубликовано Maria Didyk 9 мая 2018 г.
А Мария Дидык, наоборот, контрабандой делала запрещенные селфи на красной дорожке вместе с Лесей Никитюк:
Фингеркроссд
Опубликовано Мариной Шух 9 мая 2018 г.
Представители же «Артхаус Трафик», украинского продакшена фильма, просто переживали.
Зря нервничали? Судить сложно. Отзывы о картине «Донбасс» появились не сразу, и самые разные.
Сценарий фильма, основанный на документальных материалах, собранных Сергеем в регионе, переписывает историю военного конфликта на Донбассе с самой абсурдной точки зрения - рассуждая, сколько же в реалиях войны скрыто постановочно-театрализированного, пропагандистского и совсем уж нереального.
Грань между вымыслом и фактами, интерпретацией и фантазиями, здравым смыслом и безумием в фильме подчеркнуто отсутствует - именно в таком консенсусе сошлись большинство обзоров кинокритиков.
Украинский зритель сможет посмотреть фильм уже в 2018 году. А вот смогут ли увидеть фильм другие аудитории, пока непонятно.
The Hollywood Reporter подчернул, что Лозница слишком упивается формализмом, чтобы считать фильм интересным для кого-нибудь, кроме любителей артхауса, а поэтому найти дистрибутора в США картине будет непросто. Сравнивая фильм с «Иди и смотри» Элема Климова, критик отмечает, что картине Лозницы не хватило «человечности».
Variety, наоборот, увидели в фильме «Донбасс» «крик души», но согласились, что зритель, кроме «преданного ценителя Лозницы», вряд ли сможет вытерпеть постоянные, с каждым эпизодом (а в фильме их 13) все более брутальные «избиения психики».
Шансы, что фильм легально увидит российская аудитория, стремятся к нулю, а уж про зрителей на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей я и вовсе молчу.
Впрочем, слово автору. Сам Лозница, отвечая на вопросы Каннского международного кинофестиваля, рассказал следующее:
«Я пристально следил за событиями с 2014 года, и быстро понял, что самый информативный источник сведений о происходящем - не СМИ, а аматорские видео, снятые на телефон очевидцами событий. Я использовал сцены, увиденные на таких видео, в сценарии. Моей задачей было показать, как повсеместное присутствие телекамеры извращает поведение людей. Чтобы деконструировать стиль телерепортажа, вначале нужно его хорошо изучить. Поэтому я смотрел много выпусков телепрограмм: российских, украинских и самопровозглашенных республик. Я нашел их захватывающими и иногда даже комичными».
К слову, именно на премьере фильма «Донбасс» Сергей Лозница заявил, что сразу после обязательных каннских мероприятий начнет подготовку к съемкам фильма «Бабий Яр» - весьма долгожданного, победившего еще в Седьмом конкурсе Госкино.
Кстати, внимание к «Донбассу» и вообще позицию Каннского кинофестиваля по отношению к России заметили даже россияне. Кинокритик Андрей Плахов смог это подчеркнуть.
ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ Это очень странный Каннский фестиваль – 71-й. Россия (к которой здесь не проявлялось в последние...
Опубликовано Андреем Плаховым 9 мая 2018 г.
И отрицать его вывод сложно: лозунги на красных дорожках Каннского фестиваля звучали за освобождение:
Освободить требовали Кирилла Серебренникова
И узника России до 2034 года Олега Сенцова
Тем самым лишний раз напоминая, что Россия упорно превращается в тюрьму. А война с ней, изображенная в фильме «Донбасс», похожа на восстание в концлагере.
Канны - явно не на стороне надзирателей. Впрочем, выльется ли это в материальные пальмовые ветви - узнаем через 10 дней.
Фото - facebook.com