]
Facebook LiveJournal Twitter

Цифровой «пасьянс». Перераспределит ли Нацсовет политическое влияние в общенациональной «цифре»

17:26 12.06.2018 0

Уже послезавтра, 14 июня, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания рассмотрит вопрос продления лицензий 27 общенациональных телеканалов на вещание в цифровой сети «Зеонбуда» на следующие 7 лет. У регулятора появляется уникальная возможность за год до выборов очистить национальную цифру от «ненужных» вещателей и огласить конкурс под «правильные» телеканалы: согласно закону, именно Нацсовет решает, что будут смотреть незащищенные слои населения – главная аудитория цифрового телевидения.

Семь лет назад – 18 августа 2011-го – предыдущий состав Нацсовета провел цифровой конкурс, на котором раздал 28 мест общенациональным телеканалам и 4 места в каждом регионе в сети компании «Зеонбуд» – провайдера эфирного цифрового телевидения. За прошедшие семь лет конкурс неоднократно называли коррупционным, а его результаты пытались отменить через суд: Независимая ассоциация телерадиовещателей даже дошла до Европейского суда, но окончательного вердикта тот до сих пор не вынес. Оспаривать было что – места в национальной цифре были розданы созданным под конкурс телеканалам-пустышкам, после чего они не раз перепродавались. Теперь, за 60 дней до окончания срока действия выданных в 2011-м лицензий, Нацсовет должен либо продлить их, либо отказать лицензиатам в продлении. 

Какие сюрпризы ожидают телеканалы на заседании в четверг (и, возможно, в пятницу, если Нацсовет не уложится в один день)? Какие телеканалы будут влиять на массы следующие 7 лет, а какие уйдут ни с чем, давайте разберемся заранее, а потом сравним прогнозы с действительностью.  

Кто пан, а кто пропал

Из 28 мест в цифре телегруппам сейчас принадлежат 19. Больше всего цифровых лицензий – восемь  у группы «Интер», по четыре – у StarLightMedia и «Медиа Группы Украина», три – у «1+1 медиа». Еще три места закреплены за телеканалами с государственным финансированием – «Перший», «Культура» и «Рада», который пока не вещает. Два последних попали в цифру намного позже остальных (сентябрь 2016-го и декабрь 2017-го), поэтому их лицензии остаются действительными. Оставшиеся 6 мест в национальной цифре занимают «5 канал», «Прямой», ZIK, «Еспресо», XSPORT и Business. Также заканчивается срок действия лицензии телеканала «Винтаж», место которого уже занял канал «Рада». Каждый из этих вещателей распределен в четырех мультиплексах (МХ-1, МХ-2, МХ-3 и МХ-5), емкость которых составляет по 8 мест:

Нацсовет, Зеонбуд, Валентин Коваль, Ульяна Фещук, лицензирование

Продлевание лицензий – это не только момент регуляции рынка, но и один из способов пополнить госказну. В четверг Нацсовет может выручить около 28,592 млн грн, которые через казначейство пойдут прямиком в госбюджет: «Стоимость продления лицензий на цифровые мультиплексы с национальным покрытием, как ее сейчас видят финансисты Нацсовета – чуть больше миллиона гривен: 1 058 962 грн с телеканала. Это базовая стоимость, есть еще варианты «-30%» и «+30%», связанные с особенностями программной концепции вещателя», - объясняет член Нацсовета Валентин Коваль. После продления лицензии у телеканалов будет месяц на оплату, и тот, кто не уложится в срок, останется без лицензии (она будет аннулирована). Как известно, 30-процентная скидка предоставляется за наличие в программной концепции детских программ (свыше трех часов в сутки), а доплатить 30% придется тем, у кого много иностранного продукта. Сумма вполне подъемна, учитывая, что лицензия на национальное аналоговое вещание стоила несколько миллионов даже со скидками из-за перехода на цифру: к примеру в декабре прошлого года за продления аналоговой лицензии СТБ пришлось выложить аж 3,4 млн грн, и это с учетом скидки 80%.  

Как мне удалось узнать, из всех цифровых вещателей, присутствующих в общенациональной сети, регулятор планирует не продлить лицензии только двум телеканалам – «Винтаж» (ООО «Корона санрайс», лицензия заканчивается 26 августа) и Business (ООО «ТРК «Погода ТБ», 23 августа). К ним у Нацсовета больше всего очевидных претензий, помимо отсутствия цифрового вещания. Впрочем, Валентин Коваль говорит, что никаких предварительных решений чиновники пока не принимали: «Предварительные решения будут приниматься только на внутреннем совещании в среду. К каналу Business остались вопросы, но мы это не обсуждали». О том, что предварительного решения нет, мне рассказала и заместитель главы Нацсовета Ульяна Фещук

Напомню, «Зеонбуд» самовольно выключил телеканалы «Винтаж» и Business еще 1 апреля и 1 августа 2016-го из-за долгов. Кроме того, у телеканала Business явные проблемы с прозрачностью собственности (официальный бенефициар вещателя – гражданка Чехии Катержина Шимкова, оформившая собственность на водительские права, а генпродюсер  Анна Коляда, бывший политтехнолог беглого экс-вице-премьера Сергея Арбузова, которого называют реальным собственником канала) и множество непогашенных предупреждений. В августе прошлого года Business приостановил и спутниковое вещание, а в феврале этого года не смог продлить спутниковую лицензию из-за несвоевременной подачи заявления на продление (опоздал на 80 дней). 

У «Винтажа» немножко другая история: осенью 2016-го «Зеонбуд» добился в суде отключения телеканала из списка транслируемых, а регулятор в июле прошлого года, не дожидаясь решения по кассации (апелляция также была проиграна), исключил канал из списка транслируемых, выставив его место на конкурс. При этом цифровая лицензия «Винтажа» осталась у канала. В ноябре 2017-го в срочном порядке место «Винтажа» в «цифре» через конкурс отошло каналу «Рада». «Винтаж», в отличие от Business, ведет спутниковое вещание, у канала прозрачная собственность – им владеет Андрей Карпий. В этой ситуации удивляет не только позиция Нацсовета, но и вялая реакция собственно Андрея Карпия. Разве что замгендиректора холдинга Карпия Ирина Тростянская за месяц до подведения итогов конкурса говорила о коррупционных действиях одного из членов Нацсовета, не называя имени. Члены регулятора тогда отшутились и оштрафовали телеканал за отсутствие вещания в цифре, предписав возобновить его в течение месяца, что в принципе невозможно из-за исключения канала из списка транслируемых.   

Судьба еще одного «неудачника» – телеканала «112 Украина», вещающего на пяти региональных цифровых лицензиях  решится только через месяц. Дело в том, что лицензии региональным телеканалам выдавались через месяц после проведения конкурса – в конце сентября, поэтому вопрос этого вещателя будет решаться через месяц. «Вопрос продления региональных цифровых лицензий будет выноситься на рассмотрение в середине июля, тоже за 60 дней до окончания срока их действия,  уточнил Валентин Коваль. – Вероятность продления лицензий группы компаний «112 Украина» пока не могу комментировать  мы еще не обсуждали эти вопросы. Но история взаимоотношений нынешнего состава Нацсовета с этими компаниями явно скажется на наших решениях».

Напомню, если регулятор не продлит цифровые лицензии «112 Украина», канал не исчезнет из эфира, поскольку у него останется действующая спутниковая лицензия.

Что делать с непогашенными предупреждениями

Законодательство дает возможность Нацсовету отказать в продлении лицензий в трех случаях: несвоевременная подача заявления на продление, непрозрачная структура собственности и непогашенные предупреждения. По закону телеканалы должны подать заявления на продление лицензий не позже, чем за 180 дней до окончания срока их действия, и не раньше, чем за 210 дней. Соответственно, подать заявления телеканалы должны были в марте, и, как уверяет Валентин Коваль, все вещатели уложились в срок: «Все телеканалы своевременно подали документы на продление цифровых лицензий. У нас была встреча с лицензиатами в конце мая, после чего они доносили некоторые документы, но это обычная практика».

Готов ли Нацсовет использовать непогашенные предупреждения как аргумент за отказ в продлении лицензий – большой вопрос, на который члены регулятора пока не отвечают: «Практически у каждого из общенациональных цифровых телеканалов есть непогашенные предупреждения. Предупреждений нет всего у нескольких вещателей», - говорит Ульяна Фещук. Впрочем, список телеканалов, имеющих непогашенные предупреждения, мне в Нацсовете получить не удалось.

Валентин Коваль уточняет, что регулятор не успеет рассмотреть результаты проверки телеканала «Интер» за скандальный концерт 9 мая, но рассмотрит результаты проверок Плюсов и «Интера» за показ советских фильмов с «черносписочниками»  оба вопроса вынесены на грядущее заседание. «Что мы будем делать с непогашенными предупреждениями – сложный вопрос. Будем обсуждать, - говорит Коваль. – По поводу проверок Плюсов, «Интера» и СТБ и их влияния на процесс продления лицензий – очевидно, что часть проверок не пройдет до момента рассмотрения вопроса продления. Они и не могли успеть пройти даже при условии назначения на первом несостоявшемся заседании в мае». 

Если Нацсовет вдруг решит не продлевать лицензию «Интеру» из-за непогашенных предупреждений, то в «цифре» останутся еще 7 телеканалов группы, на которых можно крутить и новости «Подробности», и советские фильмы, и скандальные концерты. Но строить такие предположения преждевременно  поговаривают, регулятор намерен продлить вещателю лицензию.

Кому может навредить непрозрачная собственность

Структура собственности – слабое место многих телеканалов. Но и возможности Нацсовета в борьбе с непрозрачной собственностью ограничены: «У нас мало инструментов для работы с информацией о структуре собственности, но некоторые признаки непрозрачности нами описаны в некоторых решениях, - говорит Валентин Коваль. - Например, «закольцованная» форма, когда компании владеют друг другом. Или когда в цепочке владения есть прямые вертикальные отношения между физлицами, мы просим показать документы, на основании которых одно физлицо «подчиняется» другому». Коваля дополняет Фещук: «Согласно определению, прописанному в законодательстве, конечным бенефициарным собственником может быть даже человек, не фигурирующий в структуре собственности. Этим успешно пользуются наши телеканалы. Именно потому мы отправили многим лицензиатам письма с просьбой доказать, что человек, которого указали бенефициаром, действительно имеет влияние на телеканал».

С запутанными схемами собственности, включающими офшоры, можно ознакомиться на сайтах телеканалов. Я же предлагаю посмотреть, как распределяются доли владения:

Нацсовет, Зеонбуд, Валентин Коваль, Ульяна Фещук, лицензирование

Телеканал «Интер» называет своим бенефициаром Дмитрия Фирташа, у которого только 36% – меньше, чем у Валерия Хорошковского (45%). Еще 10% – у киприота Васулы Константиноу, ранее вместо него в структуре фигурировала Светлана Плужникова.

У телеканалов StarLightMedia другая проблема: в конечной схеме собственности каждого вещателя указаны 4 иностранца с долей владения 25%: француз Бенджамин Верне – налоговый резидент Швейцарии, британка Саманта Дауд – налоговый резидент Франции, Ангело де Риз из Швейцарии, Колин Волкер из Джерси – налоговый резидент Швейцарии. Они названы доверительными управляющими со стороны Виктора и Елены Пинчук – «бенефициаров дискретных трастов». Как сказано выше, Нацсовет против трастовых соглашений, по которым одно физлицо подчиняется другому. Ранее необходимость прописывать собственность именно так в SLM неофициально объясняли защитой бизнеса: мол, при Януковиче могли возникнуть риски того, что телегруппу отберут. Но Януковича нет уже 4 года, и структуру собственности, при желании, можно было изменить.

Вопросы по структуре собственности у Нацсовета возникали, к примеру, в отношении СТБ: в декабре 2017-го для продления аналоговой лицензии телеканалу понадобилась отдельная встреча с регулятором, после которой заместитель гендиректора SLM Анатолий Максимчук доносил регулятору трастовые соглашения между Пинчуками и четырьмя перечисленными выше иностранцами. Это же телегруппе пришлось повторить сейчас, перед продлением цифровых лицензий четырех телеканалов. 

Похожая история у «1+1 медиа»: телеканал «1+1» называет своим бенефициаром Игоря Коломойского, которому принадлежит только 24,86% вещателя. Это чуть больше, чем у Игоря Суркиса – 24,65%. И сразу 42,97855% телеканала принадлежат шести физлицам с опосредованным участием каждого менее 10%: кто они, телеканал не указывает, что позволяют нормы закона о прозрачности медиасобственности. При этом канал не скрывает, что еще 7,5% принадлежат журналистам и менеджменту: Александру Ткаченко (4,99%), Ярославу Пахольчуку (0,26%) и 26-ти сотрудникам с долей 2,25% (по 0,086% каждый). Не продлить лицензию телеканалу, совладельцами которого являются сотрудники, Нацсовет вряд ли захочет. Впрочем, юридической претензии регулятора к вещателю это не отменяет: в схеме собственности канала фигурирует киприот Михалакис Цицеккос, с которым Игорь Коломойский и шесть неназванных физлиц заключили трастовое соглашение. Нацсовет просил предоставить это соглашение, но показывать его Плюсы изначально не планировали. Нечто подобное происходило прошлой весной, когда телегруппа пыталась продлить аналоговую лицензию канала «2+2» в Кропивницком, не предоставив регулятору трастовое соглашение, поскольку это требование не прописано в законе о прозрачности медиасобственности. На этот раз, поговаривают, Плюсы все же передумали и трастовое соглашение предоставили.

Еще один человек, к которому у Нацсовета могли бы возникнуть вопросы, – официальный владелец телеканала «Прямой» Владимир Макеенко. Но в то, что пропрезидентский регулятор выдвинет «Прямому» претензии по прозрачности собственности, верится с трудом, хотя в прозрачность собственности канала на рынке не верили изначально, а тем более после того, как вещатель обзавелся кипрским офшором, тесно связанным с «Украинской национальной лотереей» нардепов БПП Александра Третьякова и Глеба Загория.

Будет ли восстановлено равновесие телегрупп в «цифре»

Как я рассказывала вам ранее, телегруппы активно вели переговоры друг с другом об уравнении шансов в эфирной цифре, согласившись, что каждая будет претендовать только на 4 места. У StarLightMedia и «Медиа Группы Украина» – уже по 4 лицензии в национальной цифре, у Плюсов – только три, и группа не скрывает, что хочет получить четвертую для ПЛЮСПЛЮС и пятую для «Униан ТВ». У группы «Интер» – сразу 8 лицензий на все каналы. На рынке ходили слухи, что изначально группа была готова отказаться от четырех лицензий «для баланса с остальными телегруппами», но в последний момент передумала и подала заявление на продление лицензий всех восьми каналов, хотя содержать цифровые общенациональные лицензии для каналов К2, «Enter-фильм» и ZOOM – почти безумие, учитывая их скромные рейтинги и доходы от рекламы, точно не покрывающие расходы на вещание в сети «Зеонбуд». Теперь же поговаривают, что из-за упорства «Интера» у конкурентов возникали идеи отдать телегруппе «на содержание» целый мультиплекс. Емкость мультиплекса сегодня – 8 каналов, вещатели группы «Интер» как раз умещаются в один. Сегодня же они очень хитро разбросаны по трем мультиплексам: МХ-1 («Интер», НТН, К1 и «Энтер-фильм»), МХ-2 (Zoom и К2) и МХ-3 («Мега» и «Пиксель»).

Переоформление цифровых лицензий на самом деле не дает регулятору возможности перераспределить места в мультиплексах. Хотя изменение конфигурации телеканалов в мультиплексах неизбежно, поскольку, как уже сообщалось, телегруппы уговорили «Зеонбуд» расширить сеть первого мультиплекса МХ-1 («Интер», «Украина», «1+1», НТН, К1, «Перший», ICTV и «Энтер-фильм»), доставив передатчики в 47 населенных пунктах (что обойдется (не)монополисту в 93 млн грн). Расширение МХ-1 нужно для полного охвата всего населения страны. Сегодня в сети компании – 142 передатчика по всей Украине. Телеканалам НТН, К1 и «Энтер-фильм» не нужно суперпокрытие, стоимость вещания в таком мультиплексе будет несколько дороже вещания в трех остальных. Вещание в МХ-1, скорее, понадобится СТБ, «Новому каналу» и «Культуре». Не против попадания в мультиплекс с суперпокрытием будут и информационные телеканалы. Но Валентин Коваль уверяет, что менять вещатели местами Нацсовет пока не намерен: «Системно к вопросу перераспределения телеканалов в мультиплексах мы не подходили. Допускаю, что это будет обсуждаться на неделе с 11 июня, когда все члены Нацсовета соберутся в Киеве. Но это состоится без меня – я буду в Брюсселе на семинаре по новому европейскому законодательству и вернусь в Киев 14 июня, накануне заседания». Ульяна Фещук добавляет, что порядок вещателей, скорее всего, останется тем же. Впрочем, поменять телеканалы местами в Нацсовете могут и после продления лицензии. 

Кроме восьми телеканалов, в каждом мультиплексе есть место для четырех дополнительных вещателей. Решать вопрос свободных частот в мультиплексах регулятор также пока не планирует. Дело в том, что в «Зеонбуде» все еще не отказались от идеи запуска платного пакета, и эти места якобы сохраняются именно под него. По этой же причине «Зеонбуд» якобы не запускает HD-вещания, которое изначально было прописано в лицензиях телеканалов «Интер», «Украина», «Индиго», «Прямой», «Мега», «Пиксель», Zoom и БТБ (лицензия последнего была аннулирована и после конкурса досталась каналу «Культура», у которого вещание в HD не прописано). Поскольку каналы, получившие лицензию на HD-вещание, вещают в SD, возникает закономерный вопрос – является ли это нарушением? Отвечает Ульяна Фещук: «Отсутствие HD-вещания связано с дополнительными затратами вещателей на оплату услуг «Зеонбуду», поскольку HD увеличивает емкость полосы для передачи сигнала. Мы не будем считать это нарушением».

У StarLightMedia и «1+1 медиа» также есть по одной цифровой национальной лицензии ( для каналов М2 и «Униан ТВ» соответственно) в неработающем мультиплексе МХ-4. Кроме того, у Плюсов есть лицензия на мобильное цифровое вещание в неработающем мультиплексе МХ-6 (формат вещания DVB-H) – она принадлежит каналу ПЛЮСПЛЮС. Сдавать бесполезные цифровые лицензии телегруппы не намерены, и на заседаниях Нацсовета не раз называли называли выходом из ситуации переоформление мультиплекса – с неработающего МХ-4 или МХ-6 на любой другой работающий (МХ-1, МХ-2, МХ-3 или МХ-5). Вопрос провисел в воздухе 7 лет, поскольку места в общенациональной цифре не было, и, похоже, решения по-прежнему нет. Ульяна Фещук комментирует эту ситуацию кратко: «Конкретных заявлений от телеканалов по этому поводу Нацсовет не получал».

Стоит ли ожидать большую цифровую телераспродажу  

Если изначально в «цифре» создавалась хотя бы видимость нишевизации (детский, спортивный, медицинский и музыкальный каналы), то сегодня цифровая сеть «Зеонбуда» больше напоминает предвыборный инструмент, поскольку в ней вещают сразу 7 информационных телеканалов: «5 канал», «Еспресо», «112 Украина» (региональные лицензии, объединенные в национальную), ZIK, «Прямой», «Рада» (начнет вещать в ближайшее время) и Business (отключен за долги). Если добавить «Украину», СТБ, ICTV, «1+1», «2+2» и «Перший», на которых выходят новости и информационные программы – имеем уже 13 каналов с информационной составляющей, то есть, почти половину национальной «цифры». А ведь изначально в «цифре» был только один новостной вещатель – «5-й канал». Большинство изменений произошло уже при нынешнем Нацсовете, поскольку каналы массово перепродавались.

Нацсовет, Зеонбуд, Валентин Коваль, Ульяна Фещук, лицензирование

По моей информации, большая распродажа цифровых телеканалов ожидается и на этот раз – после переоформления лицензий вещатели существенно вырастут в цене. К примеру, поговаривают, что «Медиа Группа Украина» намерена продать «Эскулап», а группа «Интер» не против избавиться от ZOOM. Не менее интересные слухи ходят вокруг канала Business: в октябре прошлого года Юрий Артеменко рассказывал, что Арбузов через посредников хочет продать телеканал, на который якобы уже претендуют пять покупателей. На рынке поговаривали, что телеканалу даже удалось выторговать у «Зеонбуда» списание части долгов, но договориться о продаже все равно не удалось. Сегодня же говорят, что тайный собственник Business хотел продать цифровую лицензию перед продлением и даже вел переговоры с Томашем Фиалой, которому телеканал необходим для «полного медиакомплекта» (журнал «Новое время» и национальное «Радио НВ»). Поговаривают, что Фиала якобы не против запустить новостной бизнес-телеканал, но купить проблемный актив перед продлением лицензии не получилось. После непродления лицензии место канала Business будет выставлено на конкурс, где Фиала сможет попытать счастья, соревнуясь с другими претендентами, участвовавшими в последнем цифровом конкурсе (на место «Винтажа»), – «112 Украина», NewsOne, ПЛЮСПЛЮС и «Униан ТВ». 

Чем закончится эта история, узнаем уже в четверг-пятницу. А вместо выводов напомню, что окончание срока действия провайдерской лицензии «Зеонбуда» не совпадает с окончанием срока действия лицензий цифровых телеканалов и заканчивается в январе 2020-го.

Фото - ck13.org

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...