20 лет и три эпохи. «Новый канал» в раритетных фото и неизданных историях
В день рождения принято не только принимать поздравления и строить планы на будущее, но и подводить итоги. Особенно, если отмечается круглая дата. 20 лет для телеканала (тем более в независимой Украине, существующей всего-то 26 лет) - возраст более чем солидный, а значит итогов этих, как и ярких воспоминаний, накопилось немало.
Как вы уже догадались, речь сейчас пойдет о «Новом канале», 15 июля отпраздновавшем 20-летие. И если вчера мы говорили о том, чем вещатель дорог зрителю, то сегодня я расскажу вам, за что его любят сотрудники. Помогут мне в этом старожилы «Нового», проработавшие в команде канала по 15-20 лет, сотрудники, стоявшие у истоков важных для вещателя изменений, а также фотографии из архива канала, способные рассказать о его истории куда лучше тысячи слов.
«Новый». Начало
– В 1998 году, когда канал только начинал работать, я, тогда еще рекламный агент, звонила и сообщала рекламодателям о том, что теперь есть мы, «Новый канал», и мы готовы сотрудничать, мол, давайте нам деньги, – вспоминает директор ТО №1 Виктория Бурдукова. – Меня спрашивали: «Так, а что за канал?». Я отвечала: «Новый канал». А в ответ: «Много вас таких, новых. Как называетесь-то?».
Зимой 1998 года на пост гендиректора заступил Александр Федорович Пелых. К тому моменту канал уже вполне себе функционировал и выпускал некоторые передачи: «Студия день», «Студия вечер» и «Студия ночь». Вели их Лидия Таран и Анастасия Образцова. Они, собственно, и были первыми ведущими канала, которые вышли в прямой эфир.
И никаких тебе Макбуков на фоне
Накануне вещатель организовал масштабную промокампанию с наружной рекламой. Выглядела она так:
Стильно, модно
Молодежно, в конце концов
На начальном этапе у канала было всего два сервера, один канал доступа в интернет, который загружался со скоростью 128 кб в секунду, три принтера и около 30 компьютеров. На момент начала вещания последних уже было 72. Для сравнения, на сегодняшний день у канала около 50 серверов и 538 компьютеров.
По словам директора департамента информационных технологий Сергея Павличука, технические сложности возникали в основном во время прямого эфира, и чаще всего – с суфлером:
– Это потом мы набили руку, а поначалу подобрать скорость для ведущих было тяжело, – вспоминает он. – Особенно тяжело было Лиде Таран – у нее плохое зрение, и на суфлер ей выводили буквально по два слова большим шрифтом. Лиде надо было очень хорошо знать текст, потому что по двум словам тяжело понять, чем закончится предложение.
Сергей Павличук, Виктория Бурдукова, Оксана Панасивская, Ольга Задорожная
Эпоха Александра Ткаченко. 1999-2004 годы
В 1999 году у канала сменился руководитель: «Новый» возглавил Александр Ткаченко.
И настроен он был серьезно
Александр привел на канал много своих людей: Викторию Рубан, которая сейчас работает в «Vodafone Украина», Игоря Остракова, Ирину Лысенко – тогда еще в качестве программного директора.
– Атмосфера царила нереальная, с 2000 по 2004 год на канале средний возраст работников был 24-26 лет, – вспоминает директор департамента промо и PR Ольга Балабан. – То есть команда молодежи. Тогда появился, например, чудесный ведущий «Репортера» и мой одноклассник Андрей Шевченко – ему было 23, а также Иванка Найда – ей было 26.
Ольга Балабан и Олег Панюта
Ткаченко сделал ставку на создание полноценной службы новостей: так появилась программа «Репортер». Сотрудников для нее гендиректор канала подбирал лично. Всего на «Новом» было не больше 150 сотрудников, и около 50 из них работали именно в «Репортере».
Тут тебе и Андрей Шевченко,
и Иванна Найда (Лидия Таран на тот момент вела «СпортРепортер»),
Начинал в «Репортере» и Павел Кужеев
Затем появился легендарный «Подъем», подаривший украинскому телевидению не меньше десятка хороших ведущих. Первый выпуск вышел в эфир 17 июня 1999 года. Кстати, его первыми ведущими были не Маша Ефросинина и Юрий Горбунов, как все думают, а Сергей Армышев и Слава Фролова.
Они проработали недолго, а потом с канала «УТ-1» удалось переменить Машу и Юру
Затем ведущих стало четверо: узнаете Снежану Егорову и Александра Сидоренко?
Пели,
танцевали,
веселились, как могли
Именно в эпоху Ткаченко, в марте 2001-го, «Новый канал» стал первым украинским телеканалом, начавшим круглосуточное вещание. В том же году «Новый…» первым привез в Украину «Телепузиков».
Это, если что, не они
К 2003 году канал оброс «мясом» и контентом: запустил первый сериал собственного производства «Завтра будет завтра», сценарий к которому написала Татьяна Гнедаш, начал транслировать программы «Принцип домино», «Окна», «Фактор страха» и «За стеклом». А вечером, по словам редактора сериального производства Ольги Яремчишиной, хорошо заходила эротика из пакета Playboy и индийское кино.
– Дальше были приключенческие фильмы, боевики, пакет немецких приключенческих сериалов, таких как «Комиссар Рекс» и «Кобра», – вспоминает Ольга. – Именно «Новый» открыл для зрителя популярное немецкое кино, которое мы успешно показывали несколько сезонов. Затем огромной популярностью пользовался мелодраматический аргентинский сериал «Дикий ангел», главная героиня которого в исполнении Натальи Орейро как нельзя лучше отражала дерзкий, молодежный дух канала.
Телегруппа StarLightMedia, в которую сегодня входит «Новый канал», появилась много позже, но мысли о создании холдинга – пока безымянного – возникли у собственника вещателя уже в те годы (в 2003-м Виктор Пинчук, уже владевший ICTV и СТБ, приобрел канал у российской «Альфа-Групп»). И поскольку «Новый» тогда был его ведущим телеканалом, логично, что возглавил холдинг Александр Ткаченко. Сотрудники вспоминают, что для гендиректора всегда было важно поддерживать корпоративный дух, потому он регулярно устраивал мероприятия для создания комфортной среды внутри команды (как видите, ничего не поменялось, разве что теперь Ткаченко делает тимбилдинги для Плюсов).
В 2005 году Александр покинул «Новый канал», забрав с собой практически весь топ-менеджмент, значительную часть «Репортера» и «Подъема». Так завершилась первая эпоха в истории вещателя.
Эпоха Ирины Лысенко. 2004-2012 годы
Программный директор Ирина Лысенко, став руководителем «Нового», не растерялась и собрала команду управленцев внутри канала. Заработали социальные лифты, и серьезные должности получили Максим Дыбенко, Виктория Бурдукова, Ольга Задорожная и многие другие. Нынешнего руководителя «5 канала» Владимира Мжельского коллектив «Репортера» выбрал шеф-редактором новостей (канал бросил все силы на сохранение «Подъема» и «Репортера»).
В эпоху Лысенко в «Репортере» появляется и Оксана Гутцайт
А на должность пиар-директора Лысенко пригласила Оксану Панасивскую.
– Когда уходят топ-менеджеры, для канала это всегда кризис, – рассказывает Оксана. – Были закрыты проекты, доля телесмотрения сильно снизилась, надо было искать выход. Директорами отделов и департаментов становились заместители, к мозговым штурмам привлекались все творческие силы канала, ресурсы искали внутри. Мы проводили масштабные летучки, планировали производство собственного продукта, закупки. У Лысенко – экономическое образование, до назначения на пост директора канала она возглавляла программную службу. Она крайне системный человек, под ее руководством совет директоров планировал, каких результатов нужно добиться в первый год, второй и даже третий.
Естественно, после столь масштабных изменений рейтинги канала поначалу просели, продажи – тоже.
– В 2005 году повторилась ситуация, когда я снова звонила рекламодателям – правда, на тот момент уже хорошо мне знакомым, – и напоминала, что мы есть, мы не умерли и у нас все хорошо, – вспоминает Виктория Бурдукова. – Да, Ткаченко ушел, но мы продолжаем работать, включите телевизор, все хорошо, посмотрите рейтинги и убедитесь в этом. К счастью, они поверили, и мы вырулили.
Тогда же Лысенко и Ко поставили себе задачу привлечь «экстремальную молодежь», для чего решено возродить «Подъем». Сказано - сделано: наступает эра золотой тройки – Педан, Притула, Фреймут.
Минутка ностальгии. Не благодарите
– После Маши Ефросининой и Юры Горбунова «Подъем» долго искал себя, – вспоминает Оксана Панасивская. – Под руководством Вики Забулонской мы несколько раз меняли подходы и конфигурации. Очередной раз меняли команду ведущих. Возникла идея пригласить кого-то из Comedy Club. Помню, сходили мы с Викой на концерт, посмотрели, на съемки пилота пригласили Притулу и Педана. Я решила, что для полного комплекта нам не хватает умной блондинки. Вика мне дала пересмотреть уже имеющиеся тракты девочек, и мне понравилась Фреймут. С ролью светловолосой интеллектуалки она справлялась отлично. Творческий совет, кстати, был против кандидатуры Фреймут, но я ее отстояла.
И еще одно «кстати»: вы помните, что сначала ведущих было четверо?
Поначалу соведущим троицы был Геннадий Попенко
Но спустя несколько недель он покинул проект из-за важной поездки в Японию
Тем не менее, речь на праздновании десятитетия канала сказать успел
Вот как его отмечали
Забегая наперед: через несколько лет ведущие, готовые к собственным проектам, покидают утреннее шоу - и начинаются эксперименты: Роман Скрыпин, Андрей Шабанов, Александр Скичко, Алена Мусиенко, Слава Соломка...
И Ольга Цибульская тут была
И Слава Соломка с Александром Скичко
Но, увы, вернуть былую славу «Подъему» не удалось. Последний прямой эфир состоялся 27 июня 2014 года. Ведущими тогда были Егор Калейников и Светлана Рыжук.
А до этого Калейников вел программу с Татьяной Ожелевской
Также в эпоху Лысенко на канале появляется программа «Жертва моды» с Андре Таном, сериалы «Флорисьента», «Солдаты», «Кадетство» и «Папины дочки». Кстати, о «Солдатах». Именно этот сериал вдохновил команду «Нового…» на создание модного в тот период «Новогоднего огонька».
Занялась его производством тогда еще пиар-директор канала Оксана Панасивская, чуть позже благодаря успеху этого самого «огонька» ставшая генпродюсером. И понеслось.
В 2007-м на «Новом» появилась легендарная «Фабрика звезд». Покупка формата обошлась каналу недешево, потому права на ошибку у команды не было. И команда не подвела: сначала успешно зашла «Фабрика…» с Юрием Никитиным в роли продюсера, затем его сменила Наталья Могилевская. А самой успешной Оксана Панасивская считает именно третью «Фабрику…», опекал которую сам Константин Меладзе, а постановками занимались Лена Коляденко и Олег Боднарчук.
Позже участников всех сезонов собрали в проекте «Фабрика. Суперфинал».
А затем было принято решение… не делать следующий сезон. А сделать «Украина слезам не верит», в котором соберут актеров, певцов и танцоров. Увы, такой телевинегрет провалился. Впрочем, как и четвертая «Фабрика…», которую спустя время все-таки решили делать. Созданием ее занимались Дмитрий Царенко и Сергей Кузин.
Панасивская в это время делала в Крыму шоу «Я – герой».
А к моменту выхода четвертой «Фабрики…» в эфир Оксана решила покинуть «Новый».
Но вернемся к контенту. Как вспоминает Ольга Балабан, параллельно с «Фабрикой звезд» канал запустил сериалы «Ранетки», «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», которые привели его к сумасшедшему рывку вперед. В 2008 году вещатель занял первое место по коммерческой аудитории 14-49, доля была 13,83%.
Запускались линейки выходного дня: ремонты, мейковеры, путешествия. Основную ставку Лысенко делала на программы о шоу-бизнесе: появилась «Шоумания», первой ведущей которой была Светлана Лобода, затем ее сменил Дима Коляденко.
Одно время он вел программу с Ольгой Фреймут
Гости были звезднее некуда
Тогда же запустились программы «Анализ крови» с Геннадием Витером и «Эксклюзив» с Анастасией Касиловой
В 2004-м «Новый» впервые занялся организацией и трансляцией благотворительной церемонии «Гордость страны», и делал это последующие 7 лет
Была в истории канала еще одна яркая история - концерты мировых звезд. Конечно, решение привезти в Украину Элтона Джона (2007 год), Пола Маккартни и Queen (2008 год) приняли акционеры. Но в каждом из концертов участвовали ведущие «Нового» (проводили прямые включения из городов, где проходил концерт, устраивали телемарафоны), а телеканал эти концерты транслировал.
В ближайшем будущем «Новый», как и многие украинские телеканалы, намерен сделать ставку на сериальное производство. Но впервые заняться созданием такого контента вещать попытался гораздо раньше - до того, как это стало мейнстримом. Пробой пера стал вышеупомянутый сериал «Завтра будет завтра», запущенный еще при Ткаченко. После этого канал предпринял еще несколько попыток собственного производства художественных сериалов, хотя не всем было суждено реализоваться. Например, в 2011 году «Новый» громко заявил о начале работы над проектом «Роддом». Был написан сценарий, но, увы, дальше него дело не пошло – сериал посчитали финансово невыгодным. Возможно, к этой идее еще вернутся, но сценарий, по словам Ольги Яремчишиной, придется существенно корректировать.
– Мир стремительно меняется, наше взаимодействие с ним сегодня иное, чем было пару лет назад – появляются технические новинки, ускоряется ритм жизни, происходят разные события, – говорит Ольга. – Так что, если будет принято решение вернуться к этому проекту, то будет писаться новая версия сценария.
27 августа 2011-го в эфир «Нового» выходит первый выпуск переломного для канала проекта – «Ревизор». Переломного потому, что только после него стало понятно, что молодой аудитории «Нового…» нужны не только развлекательные и шоу-бизнесовые проекты, но и социальные. Спустя годы вещатель запустил целую обойму «полезных» программ, но «Ревизор» навсегда останется первооткрывателем жанра социального реалити на канале.
– Запуская новые проекты, их создатели предпринимают попытки выяснить, какие сейчас запросы в обществе, – объясняет Виктория Бурдукова. – На тот момент их было два: в 2011 году Украина готовилась к Евро-2012, и все жаловались, что страна не сможет принять столь масштабное событие; второй запрос – на справедливость. Две эти вещи совпали, и появился «Ревизор». Пришло понимание, что нужно делать проект о состоянии страны в преддверии чемпионата, добавив элемент борьбы за справедливость. Единственное, что в проекте соответствовало тогдашнему формату «Нового канала» – провокационность. Закрыть нас пытались чуть ли не со второго сезона, потому что «Новый канал» – молодежный, а мы немного «вываливались» из этого направления. Но я показывала цифры, они были одними из лучших на тот момент. У телевизора плотно сидела даже молодежь. Вот так и закрепились.
Сначала программы выходила по субботам в 10 утра и длилась час. Но однажды из-за форс-мажорной ситуации «Ревизор» поставили в прайм – и цифрами руководство осталось довольно. Так «Ревизор» из 45-минутного утреннего шоу превратился сначала в 60-минутное праймовое, а потом дорос и до 70-минутного формата.
– Однажды мы принесли на творческий совет программу, кажется, Керчь, где были прекрасны все локации, и предложили поставить как есть – 90 минут, – вспоминает Виктория. – Два чистых коммерческих часа. Решили поэкспериментировать. Оказалось, так даже лучше. А потом мы вдохновились опытом СТБ, которые как раз запускали много пост-шоу, и решили, что это логично – сделать его и в «Ревизоре». И закрыть каналу весь прайм понедельника. Сняли пилот «Страстей по Ревизору», показали творческому совету, но по их лицам было понятно: не очень. Тем не менее, в эфире программа собрала просто отличные цифры. Причем Притула проявился там в совершенно новом амплуа, за которое он, на минуточку, получил уже два «Телетриумфа».
Пробы пера в жанре социального реалити не сбили канал с основного – развлекательного – курса:
в 2011 году «Новый» запустил убойное шоу «Сделай мне смешно».
Когда бы вы еще увидели ведущих канала в таких образах?
За ним последовали «Украина Чудес», «ПарадПорад», «Пираньи», «КабриоЛето»: «Новый» изо всех сил продолжал развлекать свою аудиторию, но цифры стремительно падали. А потом случился «панельный скандал»... Пришло время менять руководство.
Эпоха Владимира Локотко. С мая 2012 - по сей день
Чтобы спасти ситуацию, Владимир Бородянский, возглавивший к тому моменту StarLightMedia, выписал нового руководителя. И хотя Владимир Локотко на тот момент утверждал мне в интервью, что кризис-менеджером себя не считает, все, что он делал, было направлено именно на выход из затянувшегося кризиса.
Как вспоминают на канале, Локотко постепенно навел порядок в финансах, в организации труда, просчитал все затраты. При новом гендиректоре сформировал продакшен в его нынешнем виде, с разделением на отделы стиля, музыкального редактирования, логистики, финансов. На канале появились четыре Творческих Объединения.
- Не имея особого телевизионного опыта, Локотко сразу погрузился в тяжелый процесс производства, и вместе с Машей Ефросининой и Викой Вишняковой реализовал непростой проект «Шоумастгоуон», - вспоминает Балабан.
Решение запустить адаптацию формата Your Face Sounds Familiar оказалось правильным: получилось одно из самых сложных, но самых успешных шоу канала
При Локотко запускается ряд романтических и развлекательных проектов: «Любовь на выживание», «Половинки», «Звезды под гипнозом», «Супермодель по-украински», «Звездные яйца», «Варьяты-шоу» и другие. Все так же успешно идет «Хто зверху?».
С началом Евромайдана «Новый..» был едва ли не единственным каналом, оставившим в сетке развлекательные проекты – чтобы зрителю было где отдохнуть. Тем не менее, журналисты единственной новостной программы «Абзац!» вели прямые включения из горячих точек, а для съемок одного из спецвыпусков даже съездили в Крым – запечатлеть на скрытую камеру, как там на самом деле обстоят дела.
С началом новой эры в истории страны «Новому…», как и остальным телеканалам, пришлось распрощаться с российским контентом. Из эфира пропали рейтинговые «Воронины», «Папины дочки», «Мажор» и «Молодежка». Чтобы вернуть былые рейтинги, вещатель принимает решение вернуться к собственному сериальному производству. Ставку делает на ситкомы, комедии и приключения: уже осенью 2018-го в эфире появится мистический сериал «Колдуньи» и ситком «Домик на счастье», одну из главных ролей в котором играет Константин Войтенко, начавший свой творческий путь на «Новом канале» - в шоу «Украина слезам не верит». В планах канала – подростковый триллер и новые комедии. И да, все новые сериалы будут на украинском языке.
Ну, и, конечно, большие надежды канал возлагает на проект супруги Владимира Локотко – Ольги Фреймут. Могу себе только представить, во сколько обошлась покупка формата The Ellen Show
Как видите, в разное время разные руководители делали ставки на разный контент. Ткаченко предпочитал новости и семейные проекты, Лысенко ориентировалась на экстремальную молодежь, а Локотко решил заполнить сетку юмором и любовью.
– Я бы описала три периода «Нового канала» так: Саша – это бесстрашная амбициозная молодость канала, Ира – укрепление командного духа, а Володя – молодость, но уже и мудрость, – резюмирует Ольга Балабан. – Каждый из них – своеобразный наставник канала.
Общась со старожилами телеканала, я не могла не задать главный вопрос: «Как быть новым, когда тебе 20?» И вот что мне ответили:
Виктория Бурдукова: У любого канала есть необходимость всегда быть новым, давать зрителю что-то новое, иначе его не будут смотреть. В противном случае контент канала превращается в серию детективов Дарьи Донцовой – много одного и того же. В конечном счете, все наши внутренние перемены даются тяжело, но для зрителя это глоток свежего воздуха.
Ольга Яремчишина: Пока никто не говорит, что «Новому…» уже 20, о возрасте не задумываешься. Совсем не верится, что прошло столько лет. Каждый день приносит что-то интересное, хочется пробовать и создавать что-то еще более новое, креативное и по-хорошему сумасшедшее. Надо просто не смотреть назад и быть постоянно в движении.
Ольга Балабан: Экспериментировать! Подавать любимые проекты-хиты и параллельно генерировать новые. Ну, и жить в таком же темпоритме: интересоваться всем новым, не бояться пробовать, развиваться во всех направлениях. И самое важное, любить людей и жизнь во всех ее ярких проявлениях.
Сергей Павличук: Нужно уметь справляться со сложностями и не бояться рисковать – научиться плавать можно только в воде.
Оксана Панасивская: Наверное, все зависит от того, как лодку назовешь (улыбается). Вот «Новый канал» назвали новым, и он таким остается по духу уже 20 лет.
Ну, а если вы еще не испытали приступа доброкачественной ностальгии - зайдите на страницу к Виктории Бурдуковой и ознакомьтесь с комментариями к ее последнему посту. Там, кажется, собрались работники «Нового…» за все его 20 лет. Вдруг и вам найдется что вспомнить и добавить...
Фото: пресс-служба «Нового канала», Сергея Ковалева