Pay TV в Украине: инертный телезритель, бесполезное кодирование спутника, развитие ОТТ, и при чем тут Netflix
Однажды, столкнувшись с кризисом на рекламном рынке, украинские телегруппы обратили внимание на рынок платного телевидения. И взялись его отстраивать, добившись за первые два года неплохих результатов. Обсуждению этих результатов и планов на ближайшее будущее была посвящена дискуссия «Рынок Pay-TV в Украине», состоявшаяся на прошлой неделе в рамках форума KYIV MEDIA WEEK. Глобальные изменения медиафорума коснулись и модуля о платном телевидении: мероприятие, ранее проходившее в формате конференции, на сей раз сузилось до полуторачасовой панельной дискуссии, а его организатором впервые за четыре года не был провайдер «ВОЛЯ».
Впрочем, неизменным остался партнер - французский спутниковый оператор Eutelsat.
Модерировал дискуссию маркетинг-директор группы StarLightMedia Орест Билоскурский
Готов ли украинский зритель платить за телевидение, для затравки рассказал генеральный директор КМИС Владимир Паниотто
Согласно данным, полученным в ходе установочного исследования телеаудитории, которое КМИС ежегодно проводит для Индустриального телевизионного комитета, за ТВ платит треть страны. При повышении нынешней абонплаты украинцев всего на 30 грн платить смогут только 15% опрошенных, а 77,1% выступят категорически против. На готовность оплачивать влияет не только уровень доходов но и язык общения, образование и место проживания респондентов. Если говорить о картине по стране, то чуть больше остальных за услугу телевидения готовы платить жители Западной Украины.
Член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Валентин Коваль тоже говорил о цифрах, но о других
По словам Коваля, интернет-провайдеры собираются поднять стоимость интернета для абонента до $10 в месяц, что непросто, поскольку неизвестно, что еще стоить добавить к услуге. Цена билета в кино составляет условно не менее 45-50 грн, соответственно, поштучный просмотр фильмов в легальных онлайн-кинотеатрах должен стоить столько же (почему в подсчетах опускается стоимость кинотеатрального оборудования, аренды и прочие затраты кинотеатров, неизвестно). «Мы боимся даже представить, сколько будет стоить подписка на пакет из 10 фильмов или просмотр 50 телеканалов, за которые провайдер заплатил серьезные деньги», - поделился Коваль, уточнив, что месячная цена пакета платного ТВ - это, по сути, оплата за один фильм. Также чиновник обратил внимание на инертность зрителя в интернете: имея доступ к хорошим ОТТ-сервисам, он теряется при выборе фильма, поэтому предпочитает линейное ТВ.
Говоря о телегруппах, Коваль упомянул, что каналы, прописавшие кодирование в спутниковые лицензии, сейчас попадают под проверки Нацсовета: «Чем быстрее вы закодируетесь на спутнике, тем меньше у нас шансов прикрыть вас к выборам. Ведь всех сейчас волнует, кого мы закроем», - пошутил, не улыбаясь, чиновник.
Генеральный директор группы компаний «Триолан» Вадим Сидоренко, уверяет, что провайдер не так много потерял, сделав свою ТВ-услугу платной, а кодировка спутника не позволит сильно нарастить абонбазу
Когда каналы медиагрупп стали платными, «Триолан» перестал использовать модель бесплатного телевидения. В 2017-м группа ввела плату 15 грн в месяц, а с 1 января этого года - 50 грн. База абонентов сократилась всего на 50-60 тыс. - с 480 тысяч при 15 грн до 420-430 тыс. после перехода на 50 грн. Назначенное на май 2019-го кодирование спутникового сигнала каналов телегрупп не добавит «Триолану» аудитории: «Мы работаем в областных городах. По селам, малым городам - нет. Кодирование спутника - это территория, приоритет некрупных городов. Поэтому я не ожидаю здесь большого скачка. Для провайдера это важно разве что с точки зрения культуры платного телевидения - чтобы он работал со своей абонентской базой в дальнейшем».
Исполнительный директор и директор направления платного телевидения «1+1 медиа» Ярослав Пахольчук рассказал о запуске телеканала американских комедийных сериалов Paramount Comedy. Канал нашел свою аудиторию, которая увеличивается от месяца к месяцу, вещатель продается с опережением плана на 15%, и телегруппа получает от провайдеров позитивные отзывы. Информацию о том, что Плюсы запустили российский канал Paramount Comedy Пахольчук называл манипуляцией, в очередной раз отметив, что группа полностью адаптирует вещатель на украинский.
Директор по стратегическому развитию StarLightMedia Федор Гречанинов, наоборот, топил за локальный контент
По мнению Федора, иностранные телеканалы, за которые провайдеры платят большие деньги, не находят большого отклика у украинского телезрителя - ему нужны отечественные каналы. Источником финансирования производства украинского контента для телегрупп сегодня стал рынок платного ТВ, поскольку рекламных денег для этого не хватает. Телегруппа тратит немало сил на борьбу с пиратством и не понимает, почему этого не делают провайдеры. «Когда банки начали получать от Visa и MasterCard штрафы на 50-100 тыс. евро (а один - даже на 150 тыс. евро) за то, что принимали платежи за пиратские сервисы, многие задумались и начали проверять, можно ли обслуживать эти сервисы», - поделился наработками Гречанинов.
«Мир изменился, рекламный рынок - не единственный возможный источник доходов», - констатировал соучредитель FILM.UA Group Сергей Созановский, похвалив медиагруппы за то, что становятся платными, и напомнив, что крупных FTA-телегрупп в мире не осталось. Появление Netflix, Amazon и подобных сервисов стерло существовавшие границы, и теперь для производителя контента важно работать в коллаборации - кто ее сконструирует, тот и выиграет.
Заграничные ОТТ-операторы проигрывают украинским из-за английского языка, но это продлится недолго: «Касательно языка: в Netflix и Amazon недурные люди сидят. В силу ограничений контракта, я не могу назвать бренд, но мы для одного из очень больших брендов сейчас делаем около тысячи часов украинских субтитров в месяц. Готовьтесь, в ближайшее время произойдут изменения. Сейчас мы уже вышли на 350 часов на Netflix, Hulu и Amazon (речь идет о продаже собственного контента этим сервисам, - МН), теперь они берут у нас и не самые забористые новинки». По мнению Созановского, игрокам медиа и телекомрынка стоило бы попробовать объединиться и запустить ОТТ-сервис с украинским контентом.
Аудиторию, вдохновленную спитчем Созановского, тут же остудил Виталий Петров, руководитель отдела B2B продаж DIVAN.TV. Он не видит особой угрозы со стороны Netflix, даже когда там появятся субтитры на украинском, а боится российских ОТТ-сервисов, которые начали массово заходить на украинский рынок. Отключение эфирного аналога не прибавило ОТТ-сервису абонентов, но увеличение базы все же ожидается - после кодирования спутника. DIVAN.TV несколько изменил свою политику и теперь предлагает не только телевидение, но и каталоги фильмов по партнерской программе (кто агент, Петров не сказал). Интернет-провайдеры без ТВ-услуги должны брать на аутсорс ОТТ-сервисы, оформляя с ними партнерские соглашения, именно это позволит поднимать стоимость интернет-услуги для абонента.
Стоит ли бояться экспансии Netflix - вопрос второстепенный, а вот перенять у компании позитивный опыт многим на нашем рынке не помешает.
Оценить маркетинг Netflix в Украине предложила маркетинг-директор компании «ВОЛЯ» Виктория Цомая
В Украине Netflix предлагает всего 526 тайтлов фильмов и 206 сериалов. Количество подписчиков, по оценке «1+1 медиа», - более 40 тыс. Язык платформы - английский, самая низкая месячная абонплата - 7,99 евро, доход составляет почти 10 млн грн в месяц. «Это - нам всем пример того, как можно продавать контент на английском языке по $10 в месяц. Там отлично выстроенная рекомендательная система, - отметила Виктория. - Что мы в результате знаем о нашей аудитории?»
«ВОЛЯ» - за консолидацию с производителями контента, и у компании уже есть пример успешного сотрудничества - комедийный мини-сериал «Волею випадку», созданный вместе с FILM.UA. Если говорить об ОТТ, то его провайдер запустил в конце 2014-го и ростом базы доволен. А вот отключение эфирного аналога в Киеве прибавило «ВОЛЕ» только 200 абонентов; по Украине статистика чуть выше, но тоже незначительная, хотя провайдер подготовился заранее, создав специальный тарифный план по привлечению абонентов, оставшихся без аналога. В целом же компания сейчас наблюдает перетекание абонентов с цифрового кабеля в аналоговый кабель из-за роста стоимости каналов телегрупп: не все абоненты выдерживают повышение цены ТВ-услуги.
Региональный вице-президент Eutelsat в Центральной, Восточной Европе и Центральной Азии Апостолос Триантафиллоу отметил, что нарастить абонбазы ОТТ-сервисов могут украинцы за рубежом - если в Украине стоит вопрос миграции населения в Европу и, соответственно, оттока абонентов ТВ-услуг. Тему продолжил Виталий Петров, рассказавший, что у DIVAN.TV стабильная база заграничных абонентов, поскольку сервис позиционирует себя как международный. Есть отдельные пакеты для украинской диаспоры и отдельные - для иностранцев. Активнее всех в этом плане диаспора в Канаде, США, Австрии и Польше, но роста абонентской базы нет, поскольку контент ограниченный, с плашкой «интернешнл». С услугой ТВ на эти рынки не выйдешь - нужен каталог контента.
Глава АППК Наталья Клитная вернула дискуссию из заграницы в Украину
Если кабельщики говорят, что их абонбазы не растут после отключения аналога и вряд ли вырастут после кодирования спутника, а именно этот тип приема популярен в провинции, то как Плюсы насчитали рост абонентской базы платного ТВ до 7 млн домохозяйств в 2021 году? Пахольчук ответил, что впереди - три года, за которые группа планирует сделать ряд шагов по ограничению доступности украинских каналов в бесплатных источниках. «Наш контент доступен на YouTube. В планах - уменьшать его количество, а со временем отказаться от YouTube. С Т2 вопрос сложнее. Жаль, что с нами уже нет регулятора», - заметил Ярослав (к тому моменту Валентин Коваль уже ушел с мероприятия). Чтобы месседж Пахольчука был понятнее, напомню: ряд провайдеров требуют от телегрупп закодировать «Зеонбуд» и перевести их каналы в платный пакет эфирной цифры. Телегруппы уверяют, что им это сделать не позволит Нацсовет.
Маркетинг-директор телеканала «Еспресо» и глава Украинской телевизионной ассоциации Мыкола Тыпусяк, воспользовавшись случаем, напомнил о наболевшем - отсутствии равных возможностей для маленьких телеканалов из-за действий телегрупп. Пакетные продажи каналов телехолдингов не оставляют мест в пакетах провайдеров (особенно аналоговых) для украинских телеканалов, не входящих в группы. Тыпусяк поинтересовался, правда ли, что провайдеры с подачи медиагрупп подталкивают не входящие в группы развлекательные каналы к кодированию на спутнике? Вопрос остался без ответа.
Напоследок участники мероприятия затронули вопрос языка. Пираты не только воруют контент, но и крайне оперативно озвучивают его. Например, российская пиратская студия «Кубик в кубике», с которой судился сервис «Амедиатека», пытаясь договориться о покупке озвучки ряда сериалов, права на которые эксклюзивно принадлежат «Амедиатеке». Возможна ли такая история в Украине? Как бы поступили украинские игроки? Петров уверяет, что дорожки на русском языке DIVAN.TV предоставляет провообладатель, а откуда он берет озвучку, сервис не интересуется. DIVAN.TV не озвучивает контент на украинский и не планирует это делать, ограничившись добавлением отдельного раздела украинского кино. Запрос аудитории на украинский дубляж есть, но сервис пока не интересовался, сколько он стоит и выгодно ли это.
По словам Виктории Цомая, проблема отсутствия украинских дорожек связана с тем, с каким из правообладателей работает провайдер. Одни мейджоры сами предоставляют украинские дорожки, другие - только российские. У «ВОЛИ» 5 собственных киноканалов, все они уже соблюдают языковую квоту Нацсовета (переходной период заканчивается 13 октября). Провайдер не тратился на озвучку фильмов, поскольку украиноязычные дорожки предоставлял правообладатель. То же самое было и в истории с озвучкой на украинский американского международного канала АМС - ее оплатил правообладатель, а не «ВОЛЯ» (провайдер заплатил только за эксклюзив). «С 2014-го мы работаем практически со всеми правообладателями по полной либо частичной украинизации контента. Есть правообладатели, которые это сделали масштабно, например, АМС, полностью локализировав свой канал», - резюмировала Цомая.
Что ж, все планы и обещания по развитию рынка Pay TV зафиксированы. Остается наблюдать, кто их выполнит.
Фото - Андрей Полищук, пресс-служба KYIV MEDIA WEEK