Скандал вокруг Vogue UA как зеркало украинской журналистики
Украинский медиарынок редко скандалит, особенно если главная драма никак не связана с политикой. Но события последних дней, главными фигурантами которых стали главред Vogue UA Ольга Сушко, неназванный редактор-фрилансер и главред российской версии издания Harper’s Bazaar Шархи Амирханова (последняя - не по своей воле), показали, что если волна все же поднимается, то свести ее на нет не так-то просто.
Все вы, конечно, читали о том, как Ольгу уличили в плагиате, а позже — как она пыталась оправдаться тем, что редакторская колонка в украинском Vogue отдается на аутсорс. Последнее в глазах и самой Сушко, и издателя глянца «Медиа Группы Украина» должно было успокоить разбушевавшуюся общественность, но эффект оказался прямо противоположным.
Весь вчерашний день я следила за тем, что пишут по этому поводу представители нашей медиаиндустрии. Сначала главной темой обсуждения был сам факт плагиата, но после «оправдательного» поста Ольги стрелки сами собой перевелись в плоскость вопросов уважения к читателю и компетенции главного редактора, который не видит ничего страшного в том, чтобы не писать свою колонку самостоятельно.
Сперва драма разыгрывалась в комментариях под постом самой Сушко. И уже там общественность разделилась на несколько лагерей: одни Ольгу поддерживали, другие - критиковали, а третьи призывали уходить и из журнала, и из профессии.
Вот, к примеру, что думает о плагиате и о колонках на аутсорсе главред издания clutch.ua Юлия Буговская
Ирэна Карпа тоже не дает повода сомневаться в своей позиции. И не на такое пойдешь, когда вся жизнь - сплошной цейтнот
Журналистка Анастасия Степула и вовсе смешала профессию и личное отношение, и в результате рассуждала не о компетенции, а о дружеском отношении к проштрафившейся Ольге
И пока одни писали Сушко слова сочувствия и поддержки, как будто что-то случилось у нее лично, другие размышляли о том, можно ли так поступать человеку, который отвечает за один из главных глянцевых журналов страны.
Журналист Николай Фельдман высказался жестко, но вполне логично
Заместитель главреда «РБК-Украина» Сергей Гришин был мягче, но по сути солидарен с Фельдманом
Самым категоричным оказался Эльдар Нагорный, который считает, что поступок Сушко позорит не только Vogue UA, но и украинскую журналистику в целом
В итоге, скандал набрал таких оборотов, что докатился до российского медийного рынка и привлек внимание самого Антона Красовского
Пока одни защищали Ольгу, а другие требовали от нее ухода с должности, третьи увидели в ситуации шанс поразмышлять о других, не менее интересных вещах.
Кто-то, как Ольга Добжинская из Wix, засомневался, а был ли вообще фрилансер, на которого Сушко попыталась повесить всех собак
А Влад Фисун и вовсе задался вопросом, что такого нашлось в тексте Амирхановой, что в Vogue UA решили его позаимствовать. И у него тут же нашлась поддержка
Если бы не Отар Довженко, то многие и не вспомнили бы, что речь, вообще-то, о плагиате из российского издания, а это у нас само по себе расценивается как грех. И без Гарика Корогодского здесь тоже не обошлось
Но самым емким и красноречивым в том треде оказался Алексей Дурнев:
Хорошо сказал, правда?
Пока часть медийщиков сражалась в комментариях под постом Сушко, кое-кого ее поступок вдохновил на собственные посты, многие из которых размером не уступают колонке главного редактора.
Вот, что по этому поводу думает Виктория Волонтырец:
Виктория, как видите, в суждениях пряма и категорична: делать так, как поступила Ольга, нельзя. Но самое печальное для Волонтырец (и не только для нее) заключается в том, что Сушко так и не поняла, что постом с извинениями нанесла своей репутации и репутации возглавляемого издания еще больший удар
А вот Татьяна Яицкая все поняла, о чем и заявила в комментариях у Волонтырец
Там же высказалась и Иванна Слабошпицкая. Правда, понять ее позицию можно только читая между строк
Пока большинство рассуждало о поступке Сушко, главред «Отдохни» Ольга Безсонова решила указать, что вообще-то подобные ситуации для украинского издательского рынка не редкость:
Заместителю главреда VIVA Татьяне Витязь пришлось отвечать, но делала она это как-то уж очень странно, в стиле все той же Сушко, но еще и пытаясь отшучиваться
Юлия Савостина, вдохновившись позицией Волонтырец, тоже взялась размышлять о судьбах украинского рынка в целом:
И да, я с Юлией согласна: несмотря на все наши кризисы, принципы на рынке никто не отменял
Вообще любопытно, что ситуация с плагиатом взволновала не только редакторов и журналистов, но и пиарщиков.
Катерина Примина, например, выразила свою позицию достаточно ясно, да еще и с юмором
А Анна Давиденко решила не скрывать эмоций и не выбирать выражений
Арт-критик Павел Лужецкий также не смог пройти мимо:
Сначала он философски припомнил Маршалла Маклюэна,
а затем и вовсе разглядел в скандале угрозу украинскому гламуру
Да что там, даже Артура Оруджалиева зацепило настолько, что он написал большой и емкий пост:
И добавить тут нечего
Только не подумайте, что украинские медийщики все до одного злые. Александра Ковалева, например, добрая:
И миролюбивая!
Изучив, что о поступке Ольги Сушко думают коллеги, я и сама решила не оставаться в стороне. На мой взгляд, это история не про плагиат или про отношение к читателям, а, скорее, о том, как каждый отдельно взятый журналист, редактор или издатель оценивают конкретно свою работу. С одной стороны, все мы существуем в условиях нехватки времени и нет ничего смертельного в том, чтобы делегировать часть полномочий другим людям. Но одно дело, когда речь об организации съемок, интервью или спонсорстве, и совсем другое - колонка главреда в одном из самых уважаемых глянцевых изданий страны.
Если в Vogue UA считают этот текст «дежурным» и таким, который можно поручить не слишком опытному фрилансеру, то чего ждать от журналов поменьше? Не в этом ли кроется глобальная проблема отношения к украинской журналистике, как к чему-то не слишком профессиональному и, прямо скажем, провинциальному? Вы можете себе представить, что было бы, если бы в подобный скандал попала, скажем, Анна Винтур? То-то же.
Я, конечно, не вправе рекомендовать Ольге покинуть свою должность с гордо поднятой головой, да и ее «оправдательный» пост сделал это почти невозможным. Но хотелось бы, чтобы эта неприятная ситуация стала поводом для всей индустрии задуматься о том, почему украинская журналистика сегодня находится там, где она находится. Не хочется надевать маску Капитана Очевидность, но напоминаю: пока каждый журналист не будет с уважением относиться к своей профессии, ждать уважения от других, особенно от читателей, глупо и безосновательно.
Напоследок мне бы очень хотелось ознакомить вас с позицией издателя Vogue UA «Медиа Группой Украина», но представители холдинга уже второй день хранят молчание и пытаются сделать вид, что реагировать на случившееся не обязательно. Интересно, в Conde Nast поступили бы так же?
Фото - scoop.it