Когда грабли впрок, то и блины не комом. Уходящий год в мудростях и уроках
Надеюсь, вы еще не разбрелись по своим предпраздничным делам и готовы продолжить подбивать итоги почти минувших 365 дней. Для кого-то они, как мы уже выяснили, были полны склок и скандалов, кто-то много работал, чтобы попасть в число моих любимчиков, а кто-то с нетерпением ждет момента, когда можно будет отправить в утиль уже использованный календарь на 2018-й, чтобы вместо него повесить новый.
Словом, этот год запомнят по-разному. А вот что остается неизменным, так это процесс извлечения уроков и мудростей, которым я под елочку занимаюсь вот уже пятый год к ряду. Все это для того, чтобы доказать окружающим: плясать на граблях совсем не стыдно - стыдно не извлекать из этого хоть какую-то пользу, пускай и в виде опыта.
Итак, 2018-й для украинского медиабизнеса был бурным и насыщенным, и запомнится он многим.
Во-первых, почти минувший год научил нас: если упорно и не покладая рук трудиться, то результат все окупит.
Только вспомните, сколько этих ваших «фи» звучало в адрес украинской айдентики «Евровидения-2017». «Бусики» не критиковал только ленивый и тот, кто в это время был занят критикой здания Театра на Подоле. Но Павел Вржец и его Banda Agency точно знали, что делают, а потому летом 2018-го впервые в истории нашей страны завоевали третье место на фестивале креативности «Каннские Львы». Не менее урожайным год стал для продакшена Radioaktive Film. Ребята, всегда не особо любившие хвастать о своих достижениях, сумели упорным трудом завоевать звание украинской компании, к которой не зазорно обратиться даже Apple, а в октябре стали «лучшим продакшен-сервисом» по версии международной премии Shots Awards.
Без наград за упорный труд не оставались и телевизионщики. Урожайной для наших соотечественников стала церемония PROMAXBDA GLOBAL EXCELLENCE AWARDS - здесь повезло Плюсам и ICTV, «Украине» и «Интеру», и пришли вещатели к этому тоже с помощью упорного труда.
Если говорить о персоналиях, то и в этом случае примеров подтверждения мудрости масса: Константин Томильченко исполнил свою давнюю мечту и пробился на шоу America's Got Talent; Мирослав Слабошпицкий, хоть и разорвал предыдущие договоренности с соотечественниками, сумел заполучить в партнеры Брэда Питта и Даррена Аронофски; трудолюбивый Сергей Лозница, умеющий работать над несколькими фильмами одновременно, получил заслуженную награду Каннского фестиваля за лучшую режиссуру во второй по значимости программе «Особый взгляд».
Какие вам еще нужны доказательства?
Второй урок, который преподал нам уходящий год - чувствуйте тренды и старайтесь в них попадать.
Весьма красноречивыми кейсами на этот счет может поделиться Общественное, причем как в позитивном ключе, так и наоборот. Начну, как водится, с плохого: когда Зураб Аласания принимал решение не транслировать в прямом эфире крестный ход по поводу очередной годовщины крещения Руси, он вполне справедливо руководствовался тем, что Украина - светское государство. Так-то оно так, но только патриотично настроенные зрители не менее справедливо ему указали, что сегодня это вопрос государственной важности (по понятным причинам, главная из которых - получение украинской церковью Томоса), а потому этот раунд борьбы за рейтинги и внимание аудитории Общественное проиграло.
Впрочем, спустя пару месяцев телекомпания и ее руководство исправились: в день объявления в Украине военного положения на Общественном почувствовали, что народ жаждет информации, а потому объявили многочасовой телемарафон в стиле информационного телеканала. Если вы до сих пор не поняли, при чем здесь тренды, то напомню, что благодаря таким действиям рейтинги вещателя выросли аж в восемь раз.
Говоря о трендах 2018-го, невозможно не вспомнить возросшую в разы любовь нашего зрителя к отечественным сериалам. Этого конька очень удачно оседлал канал «Украина», которому удалось стать главной кнопкой страны, к этому упорно идут вещатели группы StarLightMedia, перепрофилировавшиеся из главных поставщиков масштабных телешоу в полноценных производителей сериалов.
Очень хорошо эту мудрость можно отследить и в мире кинематографа. Если в прошлом году наши кинематографисты только нащупывали самый чувствительный зрительский нерв, то сегодня сомнений не осталось: снимайте или комедии, или мультфильмы, и будет вам счастье и нестыдный бокс-офис.
Третья и, пожалуй, самая важная мудрость разлива 2018 - изо всех сил держитесь за ценных людей.
Здесь, учитывая события предыдущих недель и даже месяцев, мне придется пойти от обратного. Многие, говоря, что контент - это король, но решают все кадры, на деле не очень-то следуют своим же постулатам. Уходящий год стал по-настоящему революционным для отечественной медиаиндустрии: как бы ни старалась, я не смогла припомнить другого временного отрезка с таким количеством уходов с руководящих должностей, причем совершенно в никуда.
Так, настоящим потрясением стало увольнение Владимира Бородянского из SLM, вслед за которым ушла и Виктория Бурдукова. Лихорадило и Плюсы, которые сперва остались без маркетинг-директора Елены Мартыновой (позже она всплыла в SLM), а потом и без Виктории Барановой (экс-Лезиной). Последней, напомню, больше понравилась перспектива работы в российском холдинге «ЮТВ». МГУ тем временем тоже теряла - в начале года Ольгу Захарову, а ближе к его концу - Алексея Куракина.
Но есть на этом фоне и хорошие новости. Понимая, что в работе целого механизма важен настрой каждого винтика, сразу две медиагруппы запустили тимбилдинг-проекты, нацеленные на счастье рядовых сотрудников. У Плюсов такой проект называется «Люди Идей», а у SLM - StarLight Talks. Надеюсь, это лишь начало, и в следующем году таких инициатив станет больше.
Может, когда-то страх быть не как все и был оправдан внешними обстоятельствами, но 2018-й доказал: следовать за толпой не равно следовать к успеху. Отсюда и четвертый урок: не бойтесь быть не как все.
Может показаться, что эта мудрость пересекается с той, где упоминается о комедиях в отечественном кинопроизводстве, но на деле общего в них только то, что речь пойдет об успехе картины «Скажене весілля». Судите сами: пока главной темой года среди игроков индустрии был дележ «патриотических» денег из госбюджета, студия FILM.UA пошла своим путем и сняла колоритную, но не серьезно-патриотичную комедию, а время и рекордная касса показали, что именно он был правильным, да еще и позволил впервые в истории страны вернуть деньги Госкино с процентами. Подчеркивает этот тренд и второй фильм Дзидзьо «DZIDZIO Перший раз». Да, его итоговый бокс-офис оказался скромнее, но и денег у государства продюсеры в этом случае не взяли ни копейки.
Пятая мудрость проста и, честно говоря, смахивает на сентенцию Капитана Очевидность: компромисс - это не одно решение, а сложный, никогда не прекращающийся процесс.
Да, многие об этом часто забывают, особенно в минуты просветлений, когда считают, что именно их видение может быть единственно правильным. К счастью, наш рынок уже дорос до того, чтобы делать выводы из прошлого, прежде чем строить планы на будущее. Так, не зря оказались многолетние увещевания того же Сергея Созановского о том, что индустрию можно построить лишь сообща: такого количества круглых столов, панельных дискуссий и мероприятий ради результата, а не «чтобы высказать свое мнение», отечественная медиаиндустрия еще не видела, а некоторые из них уже начали приносить свои плоды.
Украинская Телеакадемия, к примеру, признала промахи перезагрузки премии «Телетриумф», а потому, во-первых, церемония наконец-то перенесена на более подходящее для коктейльных нарядов время, а во-вторых, регламент самой премии сейчас меняется и кроится с учетом мнений представителей телеиндустрии. Похожая история происходит и с Украинской Киноакадемией: первые две «Золотых Дзиги» хоть и не стали абсолютными комьями, но ошибки в правилах подачи там все же были, а организаторы это признали и исправили.
Умение идти на компромиссы ради общего блага продемонстрировала и телеком-отрасль, о чем я уже вспоминала в материале о скандалах года.
Словом, надеюсь, все это - не случайности, а закономерности, а в будущем умение слушать и слышать разовьется в каждом украинском медийщике.
Следующий урок стар как мир, но напоминать о нем я не устану никогда: находите в себе силы признавать ошибки и извиняться, иначе будет мучительно больно и стыдно.
Думаете, Ленуру Ислямову было легко выдавить из себя извинения перед Плюсами за пиратскую трансляцию их контента? Тем не менее, заветные слова были произнесены, а многолетняя холодная война на этом, надеюсь, закончилась. Каналы СТБ и «UA: Перший» тоже вполне могли бы прикидываться мертвыми, когда их уличили в показе карты Украины без Крыма. Вместо этого оба вещателя признали ошибки, уволили кого следует и конфликт исчерпался, так толком и не разгоревшись.
Да чего там: если уж российский «Первый канал» признает ошибки, то другим уж тем более стесняться нечего. Если вдруг вам захочется попытаться уйти от ответственности, вспомните грустную историю Ольги Сушко, которая за свои странные оправдания поплатилась и должностью, и журналистским авторитетом.
Поскольку мы с вами сейчас живем в эпоху глобальных перемен, то и следующая мудрость должна быть высечена где-нибудь на видном месте и желательно на уровне глаз: не бойтесь меняться сами.
Казалось бы, чем еще, кроме комедии, может заниматься Сергей Притула? В этом году ведущий впервые всерьез задумался о смене амплуа и попробовал себя в более серьезном жанре - ведущего общественно-политического проекта «Новые лидеры». Качество и рейтинги самой программы мы оставим за скобками, ведь сейчас речь исключительно о том, что опытный и авторитетный комик не побоялся, и у него получилось.
Еще один урок мимикрии преподал Андрей Партыка, не побоявшийся изменить свой устаканившийся образ жизни, уйти с насиженного места главы StarLight Sales и основать собственную компанию. И пускай его первые контракты все равно связаны с группой SLM, теперь горизонт Партыки значительно шире.
Медленнее, чем хотелось бы, но наша страна становится игроком мирового уровня, а потому почетная седьмая мудрость года - не стесняйтесь налаживать международные связи, они вам обязательно пригодятся в будущем.
На исходе прошлого года я рассказывала вам о том, как украинские аниматоры объединяются с корейскими коллегами. К большому счастью, этот кейс не стал вещью в себе: в течение всего 2018-го года наши соотечественники в разных сферах индустрии то и дело обзаводились друзьями и партнерами по всему миру. Это и первый стенд украинского кино в Китае, который стал возможен благодаря стараниям Госкино и Украинской Киноассоциации, и успехи наших на Берлинале, и уже ставшие регулярными мировые достижения вселенной мультфильма «Мавка. Лесная песня».
Ну а в минуты, когда вам станет совсем грустно и уныло, призываю вспоминать реакцию канадца Арифа Вирани на успехи нашей медиаиндустрии: если уж гонцу оттуда у нас понравилось, то скоро и Голливуд будет снимать перед нами шляпу.
Здесь стоит упомянуть и тот факт, что в этом году украинцы столь массово становились членами Европейской киноакадемии: Юлия Синькевич, Юрий Минзянов, Сергей Зленко, Павел Остриков, Марыся Никитюк, Павел Сушко... никого не забыла? Ну а режиссер Любомир Левицкий в настоящий момент активно работает над налаживанием профессиональных отношений не где-нибудь, а, собственно, в Голливуде.
Движение, сами понимаете, налицо, но я призываю не расслабляться и, как завещал Иван Франко, продолжать «лупати сю скалу».
Восьмерка - символ бесконечности, а потому восьмая мудрость будет применима во все времена и в любых ситуациях: не верьте всему, что вам говорят.
В 2018-м у нас с вами было сразу несколько поводов хорошенько выучить этот урок. Во-первых, фейковое «убийство» Аркадия Бабченко. Эта история хоть и закончилась максимально хорошо, но послевкусие обмана чувствуется по сей день. Во-вторых, уже несколько месяцев к ряду всех потенциальных избирателей Украины пытаются водить за нос тем, что Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук то ли идут, то ли не идут в президенты. На мой взгляд, в такой ситуации продуктивнее всего расслабиться, не строить предположений и ни в коем случае не верить всему, что пишут в соцсетях.
Если и этого вам мало, вспомните, как рьяно каналы NewsOne и «112 Украина» доказывали, что не имеют ни малейшего отношения к Виктору Медведчуку, но чем ближе к выборам-2019, тем больше в этой истории ясности.
Ну и чтобы немного разбавить политический контекст, подчеркну урок исключительно телевизионной историей. Когда я сообщила, что «Новый канал» закрывает шоу «ОЛЯ», мне почти никто не поверил, ведь вещатель не говорил об этом ни слова. Но и здесь время все расставило по местам, а вы теперь можете сделать выводы о том, кто по-настоящему достоин вашего доверия.
Ну и последний, но не по значимости, урок: не бойтесь крутых поворотов, ведь только с их помощью можно развиваться.
Сейчас сложно сказать, во что выльется трансформация группы StarLightMedia, но ясно одно: рано или поздно ее нужно было совершить, чтобы вернуть себе лидерство на рынке и безграничную любовь зрителей. Смело? А то! Не менее смелым мне видится долгожданный переход Украины на цифру, особенно если учесть, что все предыдущие годы в ответственных за него людях побеждал страх потенциальных потерь (чего бы то ни было), а в этот раз верх взял разум. Говоря о цифре, невозможно не вспомнить и запуск в стране цифрового радио: то, о чем раньше никто и не думал, сегодня вполне осязаемо и даже работает.
Круто развернулся и крупнейший украинский медиафорум KYIV MEDIA WEEK: в этом году мероприятие полностью перекроило формат, став удобнее и предложив посетителям еще больше полезных мероприятий, - и рынок это оценил.
В общем, если все начнут руководствоваться перспективой и перестанут обращать внимание на внутренних демонов, то любой поворот будет нам по плечу.
Теперь, когда уходящий год разложен на уроки и мудрости, нам с вами лишь остается не забывать применять их на практике. Причем для этого не обязательно ждать боя курантов: можете начинать прямо сейчас.
Фото - beesona.ru, tenor.com, pikabu.ru, gifer.com, gifer.com, tenor.com,
giphy.com, gifer.com, offbeat.com, imgur.com, izbyshki.ru