«Время положительных героев прошло. И отрицательных тоже». 9 правил создания сериала, который соберет высокую долю в Украине
Весна 2019 года точно будет отмечена в истории отечественного телевидения как новый этап – этап сериальной войны. Вещатели один за другим выпускают мало- и многосерийки, соревнуясь за любовь зрителя. И лишь канал «Украина», начавший делать это давным-давно, спокойно наблюдает за попытками коллег, продолжая выдавать в эфир сериалы, собирающие приличную долю, и никому не отдавая пальму первенства.
Недавней сенсацией в плане телерейтингов стала 16-серийка «Тайная любовь», которую «Украина» показала в январе, собрав рекордные доли: 20,01% по аудитории 18-54 (50+) и 27,67% по аудитории 18+ (50+).
Зная это, я не смогла отказаться от посещения мастер-класса, на котором создатели сериала - компания Star Media - обещали рассказать рецепт такого успеха.
Немного о самом сериале. Официально «Тайная любовь» – адаптация корейской дорамы. Но на самом деле она кардинально отличается от оригинала. Все-таки менталитеты у нас разные. Но об этом – чуть ниже. А сейчас давайте разберемся, какие критерии считают обязательными для достижения успеха сценарист сериала Алина Семерякова и продюсер Галина Балан-Тимкина.
1. Не обязательно следовать формату
У корейцев, как уверяет Марина, все ключевые события сериала случаются достаточно быстро, едва ли не в первой серии (а количество эпизодов у оригинала и адаптации одинаковое). Это, кстати, можно понять по одному только описанию корейской Secret Love.
«Родившись в богатой семье, Мин Хек обладал всеми преимуществами, какими может обладать парень его лет: ум, богатство и привлекательная внешность. Но вот только с недавних пор, после смерти своей девушки, парень перестал верить в любовь. Все изменилось после того, как Мин Хек встретил Ю Чжон. Она недавно вышла из тюрьмы, отбыв наказание за аварию и гибель девушки, в которых была неповинна. Взяв вину своего парня Ан До Хуна на себя, отчаянная Ю Чжон хотела сохранить карьеру молодого человека. До Хун предал ее, завязав отношения с Син Се Ен. К чему приведет встреча двух разбитых сердец?».
Из этого же описания становится понятно, что главный герой сериала – мужчина-мажор, потерявший в аварии возлюбленную. Для наших жителей такой простой и понятный сюжет может показаться скучным.
Соответственно, в украинской версии Алина Семерякова решила подержать главной в течение нескольких серий линию девушки Любы, которой вечно не везет: она работает за себя и за своего молодого человека, который пока заканчивает учебу, затем, после роковой аварии, берет за него же на себя вину, а после выхода из тюрьмы переживает его предательство. Типичная история украинской женщины-жертвы.
2. Главный герой не обязательно должен быть один
Все меняется в 7-8-й сериях, когда зритель понимает, что главный герой теперь – совсем другая личность. В игру вступает злодей, в украинской версии – Кирилл, тот самый мажор-мститель. По словам Семеряковой, такой неожиданный ход помог удержать зрителя, ведь со сменой сюжета ему хочется досмотреть, чем же закончится история. То есть с первой серии они получают банальную мелодраму с хорошо знакомым сюжетом и просто наблюдают, затем же зрителя приглашают в нечто совсем незнакомое.
«Нашей целью было эмоционально подключить зрителя к героям, разбудить их и заставить подумать о важных вопросах, которые, в том числе, касаются и их самих», – говорит Алина.
3. Герои должны быть неоднозначными, с внутренним конфликтом
«Пожалуйста, передайте это тем, кто работает на телеканалах: время положительных героев прошло. Отрицательных – тоже», – говорит Галина Балан-Тимкина.
Отсюда вывод: каждого героя нужно прописать так, чтобы он был неоднозначным, со своим внутренним конфликтом. Хороших на 100% и плохих на 100% людей нет, а потому периодически героям нужно давать проявлять разные черты характера.
К примеру, бывший (к моменту 8-й серии) возлюбленный Любы, помощник прокурора Юра, все равно периодически пытается ей помочь, выручает в сложных ситуациях. Но у антигероя всегда есть одна главная проблема, уверены создатели «Тайной любви»: что бы он ни делал, он не сможет измениться.
История по линии отрицательного персонажа получилась, если зритель ему сострадает. Не надо учить зрителя и навязывать ему свою точку зрения. Нужно создать дискуссию через глубокое переживание истории.
4. Пропишите сценарий максимально подробно
Мало написать «женщины дерутся». Нужно максимально точно передать все происходящее, вплоть до того, каким должен быть взгляд и каждое движение героев, какого цвета стены в помещении и так далее. На этапе съемки это поможет более детально воссоздать интерьер и «зарядить» актеров на правильную эмоцию. Они должны понимать, почему их герой поступает именно так, а не иначе.
Создатели «Тайной любви» уверены: банальные диалоги утомляют зрителя. «Привет. – Привет. – Как дела? Попробуй этот салатик», «Как же так, сынок! – Прости, папа. – Ладно, забыли», – от подобных разговоров, лишь отнимающих хронометраж, стоит отказаться.
5. Работайте без синопсисов и посерийников
«Мертворожденные схемы рождают мертвые сценарии. Герой идет туда, куда велит ему идти автор, живет как кукольный театр под руководством Карабаса Барабаса», – уверена Алина Семерякова. А потому над «Тайной любовью» она работала без посерийников, а лишь задавала актерам правильный вектор, и давала им возможность не сыграть, а прожить жизнь героя.
«Важно чтобы не ты вел героев, а они были настолько умными и интересными, что вели бы тебя, а ты за ними лишь записывал, – добавляет Галина. – Надо помнить, что герои, как и мы с вами, считают себя хорошими, что у каждого из них своя правда, свои мечты. Они живые, парадоксальные и нелогичные, но если за ними идти, получается живой сценарий».
6. Стремитесь сделать сериал, который не будут смотреть фоном
«Сейчас на каналах пробалтывают человеческие судьбы, – говорит Галина. – Мы имеем дело с фоновым смотрением, и мне страшно думать об этом. Под сериалы гладят, стирают, убирают. Такого быть не должно».
Чтобы этого не случилось, не только автору, но и продюсеру с режиссером надо пропустить историю через себя, и то же предлагается сделать актерам.
7. Дайте зрителю выплакаться
По словам Галины Балан-Тимкиной, зритель устал от того, что в сериалах происходит сплошная драма. Но она вполне допустима, если зрителю это поможет справиться с собственными травмами.
«Мы усыпили вулкан, – говорит продюсер. – Зритель остается один со своими депрессиями, ранами, травмами. Он не дает себе шанса освободиться, если смотрит сериал фоном. Мы настолько забили мылом все телепространство, что зритель не понимает, что такое глубокое сопереживание, сопричастность и критическое мышление. «Тайной любовью» мы дали ему выплакаться и прожить с героями их трагедии. Мы дали им шанс измениться. Говорят, зритель не хочет переживать то, что происходит на экране. Это не так. Он не хочет, только если сам актер не прожил это».
8. Уделяйте внимание деталям
Во время съемки, считает Галина, важно абсолютно все: платье героини, ее маникюр, как накрашены ее ресницы, какую чашку она держит, какая машина проезжает за окном в этот момент, какого цвета на актере свитер, какая в момент съемки погода и насколько яркое солнце.
Также важно понимать, что с переменами характера и обстоятельств у героя должны происходить и перемены в образе: его гардеробе, прическе, макияже. Все-таки 16 серий – это вам не один день показать, а иногда и не год.
9. Снимайте альтернативные варианты сцен
Всегда нужно быть готовым к тому, что ваше видение с видением канала разойдутся, а потому некоторые сцены придется вырезать еще на этапе сценария, а то и монтажа. В «Тайной любви», например, цензуру не прошла линия двух лесбиянок, с которыми главная героиня познакомилась в тюрьме. Видимо, «Украина» посчитала, что тюрьма и однополая любовь – как-то слишком для зрителя.
Но если вы планируете продавать сериал в другие страны, вполне можно снять эту сцену – на всякий случай. К примеру, «Тайную любовь» уже купил российский телеканал, и их зритель увидит сериал с альтернативным финалом – их было снято два.
В общем, берите на вооружение. Если соберете высокие доли – не забудьте поблагодарить Алину Семерякову и Галину Балан-Тимкину. Ну, и меня, конечно.
Фото - Павел Шевчук