Выборы по приколу. Как политика повсеместно превращается в шоу, и при чем тут Владимир Зеленский
На календаре 28 марта, а значит, политическое напряжение вот-вот достигнет апогея. В деле даже те, кого политика сама по себе совершенно не заботит - как минимум отголоски шоу, в которое превратилась избирательная кампания, долетели до всех без исключения граждан нашей страны. Львиная доля заслуг в этом принадлежит Владимиру Зеленскому, как бы вы к нему не относились. Это он сделал так, что даже самые неинтересующиеся политикой люди вдруг начали делать вид, что всю жизнь были экспертами по управлению страной. И сегодня, когда до первого тура остаются считанные дни, я хочу поговорить о его феномене.
Предупреждаю сразу: никаких симпатий или антипатий в этом материале высказано не будет - их в информпространстве хватает и без меня. Выслушивать же проклятия от крайне активных граждан, которые уже зацементировались в своей позиции, мне не позволяет положение - врачи настоятельно рекомендовали мне не нервничать. Вместо этого предлагаю исследовать процесс, когда выборы и предшествующую им кампанию попытались провести не по законам политики, а по правилам шоу-бизнеса. А уж время покажет, что из этого получилось.
Вообще, Зеленский, конечно, не первый шоумен, который решил попробовать себя в политике, но об этом мы поговорим чуть позже. Сначала предлагаю разобраться, почему выбранная им стратегия так и осталась шоу-бизнесом, а устоявшимися правилам отечественного политикума он предпочел пренебречь. Можно считать, что путь Владимира к президентскому креслу начался с соцопросов, в которых его имя (наряду со Святославом Вакарчуком, но по другим причинам) появилось ни с того, ни с сего. Но вопросов по сей день здесь остается больше, чем хоть каких-то ответов: ни вы, ни я не можем точно сказать, кому и когда пришло в голову ассоциировать Зеленского с его персонажем из «Слуги народа» Василием Голобородько. Поэтому, чтобы не множить призрачные сущности домыслов, предлагаю сразу перейти к открытой фазе кампании главы студии «Квартал 95» и сконцентрироваться на ней.
Как вы помните, впервые о желании стать президентом Украины Владимир Зеленский открыто заявил в новогоднюю ночь. И это стало первым примером того, как ловко этот кандидат воспользовался имеющимся в распоряжении медиаресурсом - как эфиром канала «1+1», так и собственной популярностью. Эффектное рождение политика Зеленского восприняли неоднозначно: кто-то ругал и его, и Плюсы за то, что посмели отодвинуть новогоднюю речь президента, кто-то такую дерзость приветствовал. Но мы здесь собрались не давать моральные оценки, поэтому я лишь отмечу, что шалость удалась: на следующий день за остатками оливье только и разговоров было, что о намерениях Владимира участвовать в президентской гонке.
Честно говоря, после этого, безусловно удачного, заявления я с интересом ждала продолжения банкета. Было бы крайне любопытно понаблюдать за тем, как в политике наконец-то появляется сила, способная говорить не только на языке агитации и штампов, но и на языке энтертейнмента. Сперва даже казалось, что Зеленский идет именно по этому пути: пока представители власти были на форуме в Давосе, он объявлял #лопатачеллендж (правда, на мой взгляд, в этом случае он перегнул палку с нивелированием значения собственно участия украинцев в форуме), затем предлагал подписчикам вместе написать президентскую программу, потом собирал фейки о себе в еще одном челлендже #ЗеФейк. Короче, однажды взяв на знамя самый вирусный метод соцсетей, Владимир, кажется, так и не смог остановиться.
И это, пожалуй, его главный провал как кандидата. Поймите правильно: я ничего не имею против Зеленского на выборах. Более того, я даже поддерживаю идею, что болоту под названием «украинская политика» давно не хватало встряски. Согласитесь, в этой области нам не помешали бы изменения и сдвиги, причем еще лет 10 назад. Однако, кажется, Владимир - конечно, только если он пошел на выборы ради результата, а не процесса - выбрал не совсем верный путь для демонстрации этих чаяний. Вместо того, чтобы указывать старым политикам на их законстенелость, несостоятельность и неумение отвечать общественному запросу, Зеленский впал в другую крайность и всю дорогу занимался тем же шоу, что и раньше, но теперь за 2,5 млн грн кандидатского залога.
В этих деталях, на мой взгляд, и кроется главный дьявол: можно вывести Владимира Зеленского из шоу, а вот наоборот - уже сложнее. Привнеся с собой кураж и веселье, благодаря которым ему удалось построить империю юмора «Квартал 95», кандидат наотрез отказался соблюдать хоть какие-то правила игры в политикуме, но не дал обществу ничего взамен. Он не давал не отрепетированных интервью, не встречался на дебатах с конкурентами, не выработал нужного тона для общения с журналистами - одно «я вам ничего не должен» чего стоит. Тем, кто был хорошо знаком с Владимиром до начала его политического пути, причины такого поведения очевидны: он всегда был хорошим бизнесменом и актером, а вот импровизатор из него, мягко говоря, посредственный. Уж не знаю, чем руководствовались технологи Зеленского, когда выстраивали его кампанию, но одно ясно наверняка: разобрать его сильные и слабые стороны они забыли. Отсюда и ощущение, что в политику Владимир скорее играет, чем занимается ею всерьез.
Впрочем, части народа только это сейчас и нужно, и поэтому его социологические рейтинги пугают приверженцев традиционного стиля. Мне же в этой ситуации хочется изо всех сил верить, что у Владимира и его команды действительно есть хоть какой-то план на случай внезапной ЗеПобеды. Ну, чтобы потом мучительно больше не было всей стране.
А теперь, для полноты картины, я расскажу вам о том, почему появление на политическом горизонте шоумена Зеленского - далеко не украинская находка, а вполне мировой тренд. Сведущие люди называют этот процесс «кризисом представительства демократии». Это когда граждане сперва выбирают обычных и, если хотите, традиционных политиков, а затем разочаровываются и считают, что их интересы представлены в недостаточной мере. Когда-то подобная популярность (и распространение кино с телевидением, но это уже совсем другая история) помогла стать президентом США Рональду Рейгану, недавно то же самое провернул Дональд Трамп, а по всему миру во власть разного масштаба пробираются актеры, комики и певцы.
К некоторым из них - например, к тому же Рейгану и мэру-панку Рейкьявика Йону Гнарру - апеллирует сам Зеленский. На Плюсах в рамках ТСН уже выходил сюжет о Гнарре, где реплики политика начитывал Владимир, а в день тишины, 30 марта, канал и вовсе покажет документальный фильм об американском президенте-актере, и закадровый текст там, судя по анонсу, снова будет начитывать Зеленский. Хорошая попытка навязать зрителю несуществующие параллели, но пусть это останется на совести авторов, которые вместо рождения новых смыслов играют со старыми.
Да и Гнарр на Владимира совсем не похож, не так ли?
В США вообще не редкость, когда известные вне политики личности идут во власть. Арнольд Шварценеггер впервые стал губернатором Калифорнии в 2003-м, а буквально полгода назад губернатором Нью-Йорка могла стать звезда сериала «Секс в большом городе» Синтия Никсон. Более того, не удивляйтесь, если в 2020-м президентские выборы будут занимать все свободное пространство в соцсетях: если верить различным слухам, в них будут участвовать абсолютно все - от Марка Цукерберга, Леонардо ди Каприо и Джорджа Клуни до Канье Уэста, Дуэйна «Скалы» Джонсона и Опры Уинфри. На них даже ставки принимают. А вот Боба Айгера в политике мы пока не увидим из-за кучи работы по слиянию Disney и Fox, хотя и ему не так давно активно приписывали президентские амбиции.
В Европе сейчас происходит приблизительно то же самое. Например, в Италии в последние 10 лет одним из главных политических игроков в стране является комик и актер Беппе Грилло. В 2009-м он основал протестное политическое движение «Пять звезд», чтобы объединить людей, которые верят в идеалы честности и прямой демократии. К сегодняшнему дню оно превратилось в партию, которая в прошлом году фактически победила на парламентских выборах, набрав 31% голосов. Еще один интересный кейс по соседству - Словения, где в 2018-м премьер-министром стал Марьян Шарец. Когда-то его знали как комика, но в 2010-м он стал мэром города Камник, затем поучаствовал в президентской гонке, а теперь прописался в правительстве.
В материале, который хоть каким-то образом касается политики и выходит за несколько дней до выборов президента, должна быть мораль. Ее у меня, конечно же, есть: если хотите, чтобы именно ваше мнение было услышано, думайте и действуйте. И хотя сегодня этот призыв можно связать с лозунгами одного из кандидатов, я озвучиваю его совершенно искренне и независимо - мыслительный процесс, к счастью, пока никто не узурпировал. И пусть так будет и впредь.
Фото - uazmi.net, 24tv.ua, radiopotok.ru