«Джазовый» радиоконкурс Нацсовета выиграла компания топ-менеджеров «ТАВР медиа»
Вчерашнее заседание Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания превратилось в настоящий День радио - большую часть времени регулятор посвятил выдаче лицензий на 4 ФМ-частоты (все в Киеве) из своего резерва, выставленные на конкурс в декабре прошлого года. Особенно жарким было противостояние за частоту 104,6 МГц, отведенную под радиостанцию джазовой и/или классической музыки. С нее и начнем.
Изначально на «джазовый» конкурс подались 4 лицензиата: ООО «Ч К» с концепцией станции «Radio JAZZ», ООО «Радіо «Класика і джаз» - «Jazz&Blues», ООО «Телерадіокомпанія «Стильне радіо» - «Стильний джаз» и харьковское ООО «Телерадіовидавнича компанія «Мастер». Последнюю компанию регулятор к участию в конкурсе не допустил, поскольку она не оплатила конкурсную гарантию.
Компанию «Ч К» на конкурсе представляли ее руководитель Соня (Наталья) Сотник и совладелец Сергей Кузин (собственник второй половины - директор «ТАВР медиа» Игорь Чернышов). По словам Сотник, они с Кузиным точно знают, как сделать джазовую радиостанцию, поскольку имеют огромный эфирный и менеджерский радийный опыт (50 лет на двоих): «Одно из наших огромных преимуществ - мы делаем проекты, привлекающие многомиллионную аудиторию. Пример такого проекта - Radio Roks, нишевая радиостанция, которую нам удалось поднять до пятого места в стране: в Европе ни одна нишевая радиостанция, играющая рок-музыку, такого успеха не достигла. Еще одно наше преимущество - мощная команда и прекрасная техническая база. Наши партнеры - компания «ТАВР медиа» - занимаются шестью успешными радиостанциями, которые дополняют друг друга, собирая 7,5 млн слушателей еженедельно. Они помогут организовать проект таким образом, что уже через месяц после получения лицензии мы сможем запустить полноценный продукт с соблюдением всех требований законодательства».
Напомню, новая радиостанция, по условиям конкурса, должна транслировать не менее 50% музыкальных произведений в жанрах джаз и/или классическая музыка. Объем ведения передач на украинском языке - 100%, объем песен на украинском - не мене 35% в сутки (от общего количества звучащих в эфире композиций со словами).
Вместо ответа на вопрос членов Нацсовета, найдет ли радиостанция столько украиноязычной джазовой музыки, чтобы уложиться в квоту, Соня представила известнейшего украинского джазового музыканта и композитора Игоря Закуса. Он заверил регулятор, что найдет: «Только за два последних месяца я сделал для джазового Old Fashioned Radio базу из почти 500 треков украинской авторской музыки - и вокальной, и инструментальной. Если будет нужно больше - их будет намного больше», - рассказал Игорь, добавив, что готов привлекать к этой работе всех украинских джазменов (за 13 лет работы проекта Закуса JazzKolo было создано и записано более ста проектов с украинскими музыкантами), а также своих лучших учеников из Киевского института музыки им. Глиера и Института культуры.
«Мы точно знаем, как сделать нишевую радиостанцию востребованной, популярной и коммерческой», - резюмировала Сотник.
На прямой вопрос Олега Черныша, создавалась ли эта радиостанция специально под конкурс, Сергей Кузин ответил обтекаемо: «Мы периодически собираемся и работаем, чтобы понять, какие еще есть ниши в потребностях радиослушателей в этой стране, которые мы могли бы заполнить. Естественно, после 30 лет работы на радио (как бизнесмены мы занимались в основном поп-музыкой), очень хотелось сделать станцию, которая отвечала бы нашим внутренним желаниям и убеждениям - Radio Roks тому пример. Взявшись за джаз, мы через некоторое время убедились, что это может быть бизнес-историей и принесет много пользы не только с точки зрения музыкального просвещения Украины».
Вторыми к микрофону вышли Алексей Коган и Владимир Каминский (бенефициарный собственник), представляющие ООО «Радіо «Класика і джаз». В презентации много говорилось о том, кто такой Коган и что он сделал для развития джазовой культуры в нашей стране, но это вы, думаю, и без меня знаете. И вообще, человек, с которого начался джаз на радио в независимой Украине, мог просто стоять и улыбаться - его опыт и регалии говорили бы за него. Но Коган все же рассказал - о и том, что создание и развитие такой радиостанцию было бы логичным итогом всего, чем он занимался большую часть жизни; и об аудитории вещателя («Такое радио должно обслуживать людей, которые выросли из массовой культуры как из коротких штанишек»); и о том, что в эфире должно быть разнообразие музыкальных языков и их взаимодействие («Важно показать, что народные музыканты могут выступать в сопровождении джазовых, а джазовые - в сопровождении симфонических оркестров»).
«По поводу квот: я не согласен, - отметил Алексей. - Не будет сегодня 500 песен на украинском (я не говорю об инструментальных произведениях), это неправда. А выполнить квоту украинской музыки - покажите мне хотя бы одного украинского музыканта, музыка которого не звучала в моих программах. Как сделать радио, как построить сетку вещания - не подумайте, что хвастаю, но я, наверное, единственный человек в Украине, имеющий стопроцентную коллекцию легальных и нелегальных украинских джазовых записей. Музыки будет очень и очень много. Плюс мы бы хотели на нашем радио воплощать знаменитую фразу Тараса Шевченко «І чужого научайтесь, й свого не цурайтесь».
На вопрос Нацсовета, что, кроме Когана, дает радиостанции «Jazz&Blues» преимущества перед конкурентами, отвечал Каминский: «Мы прекрасно понимаем свою слабую сторону - что не занимались джазовым радио как менеджеры. При этом наша сильная сторона - это абсолютная компетентность и наличие контента, что позволяет нам быть уверенными в успехе радиостанции. 12 лет мы делаем разные проекты, касающиеся исключительно джазовой музыки, и все, за что ни брались, становилось лучшим. Мы понимаем, что компания, которая занимается исключительно радио, хорошо знает специфику работы, но мой опыт ведения бизнеса с 1991 года спокойно перекладывается и на создание бизнес-модели джазовой станции. Не вижу особых препятствий для того, чтобы ее сделать. У нас есть огромное количество опыта и знакомств в этой сфере. Нас же интересует только джаз - по сути мы являемся джазовыми фанатиками».
«Так хочется пожить в стране, где есть джазовое радио», - добавил Коган.
В случае получения лицензии компания готова запустить вещание максимум через 3 месяца.
Третьими к микрофону пригласили представителей ООО «Стильне радіо», но вместо них как из-под земли явился некий Юрий Захарченко, представившийся адвокатом ООО «ТРК «Дивосвіт» - компании, которой принадлежало «Радио Вести», вещавшее на выставленной на конкурс частоте. Он напомнил, что судебные процессы компании против Нацсовета до сих пор идут, а потому частота до сих пор принадлежит «ТРК «Дивосвіт»: «Если сегодня будет выбран победитель, то при условии, что «ТРК «Дивосвіт» выиграет процессы, создастся ситуация, в которой две компании будут иметь одни и те же права на одну частоту. В связи с этим мы призываем Нацсовет воздержаться от какого-либо решения и отменить конкурс. Таким образом будут защищены права «ТРК «Дивосвіт» и не будут вызваны новые судебные споры».
Захарченко ответила Ульяна Фещук: «Оснований отменять сегодняшний конкурс нет, потому что частота свободна от вещания два года. И я очень хорошо знаю, как идут судебные дела с ООО «ТРК «Дивосвіт». Одна из санкий, которая была применена к компании, - за высказывание госпожи Монтян. Она недавно была привлечена к делу судом, и даже угрожала сотрудникам Нацсовета. Поэтому защищайте интересы своей компании правовыми способами, а не с помощью безумной женщины, которая запугивает, обижает и вообще презирает какое-либо вежливое поведение, которое должно быть в том числе между юристами. У компании было два года, и если бы вы действительно считали, что у вас есть основания отменить этого конкурс, вы бы подали в суд и сделали так, чтобы конкурс не состоялся. Поскольку на сегодняшний день нет ни одного судебного запрета на проведение конкурса, то будем продолжать вести споры и дебаты непосредственно в зале удебных заседаний».
Отметив, что у «ТРК «Дивосвіт» и «Стильного радио» один и тот же бенефициарный собственник (а позже выяснилось, что доверенность, с которой пришел адвокат, была выписана от «Стильного радио», а не от «ТРК «Дивосвіт»), Фещук пригласила третьего конкурсанта. Представительница компании рассказала, что она - медиаменеджер, а музыкальный продюсер станции Николай Милиневский приехать не смог. Презентации у нее с собой не было, а все аргументы в пользу представляемой радиостанции свелись к сбивчивому спичу, некоторым сентенциям из которого похавидовал бы сам Виталий Кличко: «Мой ребенок увлекается джазом много лет, и я хорошо знаю молодых джазовых студентов, которые участся в музыкальном училище, и как тяжело этим людям пробиться на любые эфиры. Эта джазовая аудитория в Украине растет, и мы хотим стать проводником именно молодых исполнителей, которые хотят нести эту музыку в массы. У нас есть много примеров, когда украинские исполнители джазовой и классической музыки известны больше за рубежом, поэтому я думаю, что будущее украинской страны, украинской музыки, она непосредственно у нас, и этим молодым людям нужно стать тем проводником и площадкой, где они могли бы исполнять свою музыку. У нас очень много талантливых детей, которые в будущем будут собирать не только стадионы, но и большие, огромные площадки и принимать участие в конкурсах».
Ответ на вопрос Юрия Артеменко о конкурентных преимуществах тоже получился не очень: «Мы вещали в Мелитополе, и у нас было порядка 18 часов музыкальных программ. На сегодняшний день у нас есть богатый опыт и богатая команда, люди подтвердили устно, что готовы с нами сотрудничать в случае получения лицензии. Это известные артисты в музыкальных и джазовых кругах».
В случае получения лицензии радистанция готова запуститься в течение трех месяцев.
Отметив, что два предыдущих конкурсанта выглядели намного достойнее, члены Нацсовета удалились на совещание. А вернувшись, заявили, что таких сильных соперников на конкурсах регулятора давно не было, и что теперь им хочется проголосовать на две радиостанции (собственно, Олег Черныш так и сделал, отметив, что после презентаций первых двух участников его отрицательное мнение о форматных конкурсах изменилось). Юрий Артеменко сказал, что будет голосовать и за «Radio JAZZ», и «Jazz&Blues», Валентин Коваль признался, что у него разрывается серце, так как он прекрасно знает, на что способны обе компании, Ольга Герасимьюк поддержала Алексея Когана - из-за его опыта в джазовой сфере, Ульяна Фещук - Сотник и Кузина («чтобы не получилась радиостанция имени Когана», так как презентация станции была построена исключительно на его личности), Сергей Костинский - первых конкурсантов (из-за их опыта создания успешных нишевых радиостанций и наличия финансово-экономической и технической базы, позволяющей начать вещание быстро).
Итог конкурса таков: за ООО «Ч К» проголосовали все, кроме Герасимьюк, за ООО «Радіо «Класика і джаз» - четыре члена Нацсовета (Артеменко, Герасимьюк, Ильяшенко и Черныш), за ООО «Стильное радио» - никого (Артеменко и Фещук против, остальные воздержались).
Был ли результат конкурса предрешен заранее? Большой вопрос. С одной стороны, и заруба двух конкурсантов-«тяжеловесов», и мотивация голосовавших выглядели вполне убедительно. С другой, мы же помним, что права на бренд «Радио Джаз» (на украинском и английском языках) – тот самый, что будет использовать «Ч К» – оформила компания «Радио холдинг» (ООО «Радіо холдинг») из группы «ТАВР медиа» еще в 2017-м, когда слухи о грядущем конкурсе только появились в медиапространстве. Воскресить в памяти эту историю можно, перейдя по ссылке, а выводы делайте сами. В конце концов, и Кузин с Сотник, и Коган с Каминским подтвердили намерение сотрудничать на благо единственной в украине джазовой ФМ-радиостанции, кто бы из них не получил лицензию. А это, пожалуй, главное.
Фото - darts.pp