Питчинги, закон, международное сотрудничество. За что украинской киноиндустрии стоит поблагодарить Филиппа Ильенко
Всю прошлую неделю только и разговоров было, что об увольнении главы Госкино Филиппа Ильенко. Причем мнения в индустрии, как это нередко бывает, разделились: кто-то сожалел об уходе «первого толкового менеджера в сфере кино», кто-то злорадствовал, намекая на коррупцию в ведомстве, кто-то писал в соцсетях посты благодарности. Сам же Ильенко долго интригу не держал, сказав, что решение спонтанным не было, а потому, доработав на 11-м питчинге Госкино и закрыв все вопросы, тут же сложил полномочия. Мол, все поставленные перед собой в 2014-м цели выполнил.
«Я «зухвало» вважав, що знаю, що треба робити для того, аби вивести українське кіно з кризового стану – на той рівень, коли можна буде говорити про сталий розвиток. Тепер ми досягли цього рівня і я вважаю, що період кризового менеджменту скінчився. Себе ж всі ці п’ять років я вважав саме кризовим менеджером», – признался Филипп в интервью порталу lb.ua.
На память о годах работы в Госкино Филипп Юрьевич решил сделать символичную татуировку. Я же предлагаю зафиксировать достижения ведомства при Ильенко в этом тексте. А заодно разобраться, действительно ли все так плохо, как утверждают некоторые скептики в своих фейсбуках.
Увеличение количества украинских фильмов
Госкино, может, и жалуется на отсутствие единой базы украинского кино, но с подсчетами за последние годы у ведомства все в порядке. Для начала вспомним отчет самого Ильенко о проделанной за 5 лет работе:
Всего с августа 2014-го по август 2019-го произведено 173 фильма. 67 из них – игровые полнометражные, 24 – игровые короткометражные, 23 – анимационные, 56 – неигровые и 3 – летописные материалы. На данный момент начато производство 194 фильмов, и это только те, по которым уже подписаны контракты.
В прокат вышло 110 полнометражных украинских фильмов (59 из них были созданы при поддержке Госкино), общий бокс-офис составил 472 976 037 грн, количество зрителей – 8 094 789 грн. Три фильма, ставших лидерами проката («Скажене весілля», «Викрадена принцеса», «Я, ты, он, она») и доказавших всем, что в стране может сниматься востребованное зрительское кино, также создавались при поддержке Госкино.
По итогам 2018 года, украинские фильмы охватили почти 8% общего объема картин в отечественном прокате. Да, это немного, но 4 года назад не было и одного процента. И если в 2014-м на финансирование украинского кино государство выделяло 63,1 млн грн, то в нынешнем году эта сумма достигла 505,9 млн грн. Внушительные цифры, согласитесь.
Участие Украины в международных фестивалях
За последние пять лет 28 украинских фильмов стали участниками международных фестивалей класса «А», включая Канны, Берлин и Венецию, где с 2017 по 2019 год получили 8 призов.
Вот, например, повод для гордости в 2018 году:
О десятках международных кинофестивалей попроще, в которых украинские фильмы, созданные при поддержке Госкино, собирали самые разные награды, я даже не говорю. Как и о том, что киноведомство поддерживало не только производство проектов, но и их заграничные путешествия.
Проведение прозрачных питчингов
Пожалуй, этот аспект работы Госкино за все годы вызвал наибольшее количество споров, критики и криков о «зраде» - и эксперты не те, и судят не так, и деньги выделяют кому попало. За примерами далеко ходить не нужно: буквально на днях один из продюсеров, участвовавших в 11-м конкурсе, подал жалобу в НАБУ, утверждая, что лично Филипп Ильенко изменил условия конкурса, повысив проходной балл для фильмов-финалистов, а также позволил двум картинам, не набравшим этих баллов, попасть в список победителей.
Подобные заявления - о том, кого «протащили», а кого «утопили» - мы регулярно слышим с 2014 года. И, как показала практика, далеко не все фильмы, отобранные экспертами для выделения госфинансирования, оказались тем, чем казались во время питчингов. Но сейчас не об экспертах, а об организации конкурсов.
Так вот, дорогие критики. Смею напомнить, что сейчас вы имеете возможность найти в открытом доступе практически все данные, касающиеся конкурсов, и высказывать свое недовольство, вооружившись фактами. Более того - наблюдать за питчингами хоть воочию, хоть в режиме онлайн-трансляции. Так что возмущения возмущениями, а за открытые питчинги Филиппу Ильенко спасибо.
Установление партнерских отношений между государством и индустрией
О важности сотрудничества на благо общей цели я неустанно твержу на страницах своего сайта который год подряд. И если кому-то до сих пор не очень понятно, для чего все это нужно, то этот пункт послужит отличной иллюстрацией. В далеком 2015 году, когда украинское кино только собиралось начать «выходить из кризисного состояния», а телеиндустрия была вынуждена отказаться, как от российского продукта, так и от российских денег, крупнейшие украинские производители аудиовизуального контента объединились в инициативную группу «КіноКраїна» , идеи которой поддержало государство - в том числе в лице Госкино.
Что из этого вышло, я вам сейчас напомню.
Принятие Закона о поддержке кинематографа
Путь к утверждению этого закона был настолько длинным и тернистым, что казалось, хэппи-энда ждать и не стоит. Практически два года индустрия в синергии с Госкино боролись за установление адекватных правил существования рынка и появление комплексной, регулярной его поддержки государством. Закон пережил президентское вето, множество переделок и согласований, игнорирование народными избранниками, но 23 марта 2017 года 270 депутатов таки проголосовали за его принятие. А теперь представьте, сколько всего из описанного в этом тексте не случилось бы, если бы не совместные усилия индустрии, Госкино и всех сочувствующих.
Не менее тернистым был путь к созданию Совета по кинематографии. Практически год ушел на то, чтобы Кабмин наконец утвердил его. И это снова получилось благодаря объединению сил киноиндустрии, Минкульта и Госкино. Для полного счастья оставалось лишь добить введение ребейтов, но, похоже, утвердить необходимые для этого подзаконные акты наших чиновников может заставить только магия.
Продвижение украинской киноиндустрии в мире
Еще одно достижение союза Госкино и индустрии - появление украинских стендов и полноценных павильонов на Каннском, Берлинском и Пекинском кинофестивале, на МКФ в Торонто, на фестивале анимации в Анси, а также на международной киновыставке FOCUS в Лондоне.
Важный нюанс: если в 2018-м на организацию украинского стенда в Берлине Госкино выделило 600 тыс. грн, то уже в 2019-м эта сумма была практически вдвое больше – 1 млн 160 тыс. грн. Та же история с павильоном в Каннах – в этом году практически полностью его финансирование на себя взяло государство, увеличив выделенную сумму почти в два раза – до 1 млн 400 тыс. грн. Про имидж индустрии на международном рынке и необходимость привлечения иностранных производителей в Украину говорить, думаю, не стоит – сами понимаете.
Подписание соглашений с другими странами
В 2015 году Украина сделала важный шаг навстречу мировому кинорынку – был подписан двусторонний договор о копродукции кино с Израилем. Во время подписания соглашения о совместном производстве фильмов и сотрудничестве в сфере кинематографии между украинским Кабмином и правительством Израиля глава Госкино отметил, что это событие – долгожданное, и открывает большие перспективы украино-израильской копродукции.
В июне этого года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Бразильским национальным агентством по вопросам кино (ANCINE) и Госкино, а в июле - соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографа между Канадой и Украиной. Уверена, с грядущего кинофестиваля в Торонто украинская делегация привезет хорошие новости, связанные с этим соглашением непосредственно.
Теперь, когда основные вехи зафиксированы, можно констатировать, что за последние пять лет украинский кинематограф действительно совершил огромный шаг вперед. И поблагодарить Филиппа Юрьевича: за работу и веру в то, что наше кино может быть качественным, любимым дома и заслуживающим внимания в мире - надо лишь немножко его поддержать. Надеюсь, преемник Ильенко будет пропагандировать те же идеи.
Фото - facebook.com, Кирилл Авраменко