Пресный «Pressклуб» Савика Шустера
Решив заняться благим делом, продакшен Савика Шустера открыл «Pressклуб» собственного производства. Вчера проходили съемки загадочного пилота.
Почему загадочного?.. Потому что мало кто понимал, зачем их сюда позвали, и в чем предстоит поучаствовать. У кого ни спроси, все только головами мотают: пригласили - ну мы и пришли. Хотя, энтузиазм чувствовался - журналисты с политиками распивали винцо, и это повышало градус общения.
Встретив в коридорах студии ее главного режиссера Андрея Верещагина, я решительно поинтересовалась: что обещает сегодняшний вечер?
- По какому поводу сюда созвали столько журналистов?
- Мы подумали о том, что журналистам нужно иметь свою профессиональную ТВ-программу. Наша задача – сделать ее. Сегодня вы станете свидетелем и участником съемок этой программы. Мы пригласили достаточное количество журналистов, чтобы они открыто пообщались между собой.
- Тематика общения?
- Общаться журналисты будут о том, о чем они пишут, снимают сюжеты - да обо всем, о чем только захотят. Нам захотелось немного уйти от политики. Каждый должен рядом с коллегами чувствовать себя комфортно, общаться непринужденно. У нас часто бывает, что пишущая братия встречается крайне редко. Только на церемониях каких-то и не видят годами друг друга. А здесь, если все получится сделать на постоянной основе, они будут видеться, обсуждать проблемы, и это будет интересно зрителям. Никаких здесь ранжиров, рассадки по чину – кто первый пришел, того и тапки. Очень хочется, чтобы люди чувствовали себя неформально. Пройдет какой-то период времени, и все научатся. Снимать будут даже на курилке – вы посмотрите, как мы все красиво сделали: светло, видно и слышно, что в студии происходит. Станет человеку интересно - бросит курить и побежит в студию к микрофону, выскажется.
- Идея пресс-клуба не нова…
- Ну да, идея не наша. В свое время мы (авторское телевидение, на котором я работал) делали в начале 1990-х «Пресс-клуб». Время прошло, программу давно забыли, а мы теперь возрождаем ее, немного видоизменив. К тому же, нам, именно студии, нужны журналисты – свежая и молодая кровь, которых мы сможем найти с помощью программы. Как мы их найдем? Давать объявления, конечно, хорошо, но нас все это не устраивает. Мы хотим отобрать самых толковых и дать возможность снять сюжет. Они здесь будут, потом потянутся опытные журналисты, и завертится все. Присылайте темы, если они будут интересны, мы дадим вам режиссера, дадим камеру – снимайте, сделайте кино, в конце концов.
- Представленные сюжеты будут о политике?
- Абсолютно нет. Я не говорю, что мы идеальны, но вы сами увидите, как далеко мы ушли. Здесь есть и дипломные работы студентов, есть смешные сюжеты, есть страшные социальные, но политики нет. Вы должны обсуждать сюжеты как профессионалы. Хотите ругать автора – ругайте, хвалить – хвалите, выскажите свое мнение и о проблеме, и о том, что вы увидели как профессионал. По-моему, это и есть профессиональный разговор журналистов, и это будет зрителю очень интересно.
- Вы считаете, что зрителю это действительно интересно?
- Не знаю, это эксперимент. Будет заинтересован – хорошо, не будет – значит, мы в чем-то ошиблись. Но мне кажется, что политики сейчас хватает выше крыши. Давайте поговорим о жизни, о той жизни, которой мы живем. В конце концов, можно делать пресс-клуб о любви, например. А почему нет? Ведь многие об этом пишут, говорят… Пусть приходят писатели, ученые, и политики тоже пускай приходят – приятно, когда депутат Рады говорит не о своих фракционных делах. Ну а вдруг он нам расскажет стихотворение, вспомнит детство, например. Вот такая идея. Как это получится, я не знаю. Здесь еще каналы надо заинтересовать. Сначала мы сделаем это, предложим каналам, даже если мы сейчас не найдем эфиры, мы все равно не оставим это дело. Но без эфира будет сложнее в плане привлечения сюда людей и средств. Меня интересуют те, кто работает на Западной Украине, на юге, на востоке – да по всей Украине интересуют журналисты. Не просто киевский прессклуб. Но для этого нужен эфир.
Андрей Верещагин
- Похоже, студия Савика откроет свою кузницу кадров…
- Ну, понимаете, сейчас я склонен не школу открывать, а находить людей среди профессионалов. Молодых, которые только нащупывают дорогу. Вот мы им даем возможность. Все зависит от вас: будете выступать нормально, возникнет полемика – считайте, что и мы, и вы выиграли. Все очень просто.
Красивая и удобная курилка
Некоторые коллеги приглашение проигнорировали
В студии уже вяленько общались журналисты, пытаясь понять, где лучше примоститься. Среди блуждающих я встретила Вячеслава Пиховшека, который, как и все остальные, пребывал в легком недоумении от намечавшегося мероприятия.
Легальный миллионер
- Как думаете, пресс-клуб нужен украинскому медиа-миру?
- На постсоветском пространстве был единственный, очень удачный опыт, но именно в политической журналистике в виде "Пресс-клуба". Не те пресс-клубы, которые вел я, - они не были очень удачными. Они были очень серьезно ограничены в хронометраже – 45 минут, а за такое время можно сделать некоторые вещи только в записи. Вот делали наши коллеги в России «Акул пера» - это был удачный пресс-клуб, там были удачные политические вопросы. Насколько я понимаю, идея этого «Pressклуба» – поговорить не только о политике - тут ключевую роль играет модератор. Поскольку Савик плохо делать не умеет, я думаю, что это будет интересно. Но мы с вами присутствуем на съемках пилота, там он уже сам посмотрит, что получилось и получилось ли вообще. На самом деле, для каждого из нас – политика, журналиста или того же телеведущего - это хороший опыт, потому что мы искусственно зажаты рамками своего амплуа. А я, например, когда-то мечтал вести или прогноз погоды, или вечернюю сказку и не злоупотреблял бы политикой: с левого фронта дожди, а с правого – солнечная погода. Здесь можно говорить на какие-то другие темы, не политические.
- Станете завсегдаем клуба?
- Как будут приглашать, так и буду приходить. Я хочу посмотреть, на какой формат это выруливает, но я уверен, что это однозначно будет хороший пресс-клуб. Поэтому, почему бы и нет. Это может быть вполне удачным и рейтинговым проектом, поскольку ниша совершенно свободна, нет пресс-клубов.
- Какому каналу это может быть интересно?
- Любой канал, который двигается в сторону социальной аудитории, будет заинтересован в этой программе. Тот, который хочет, чтобы его смотрели по параметрам общественно значимых тем. Это однозначно не аудитория развлекательных шоу.
Мотор, камера, поехали!
Директор производства "Савик Шустер Студии" Петр Метальников забежал, отметился и убежал
Тем временем журналисты расселись по местам, операторы заняли свои позиции, и началась съемка. К публике вышел ведущий – корреспондент «Савик Шутер Студии» Сергей Иванов. Он поздоровался со зрителями, с гостями и рассказал наконец, чем же все будут заниматься.
Гостям предложили меню из шести сюжетов, которые нужно посмотреть и обсудить. С помощью голосования, определили, с чего начать.
Меню и зарезервированный столик
Сергей Иванов готов начинать
Первым отсмотрели сюжет «Тетя Ася», автором которого была студентка Института журналистики Юлия Боднар. Так как журналисты не смогли понять, о чем нужно говорить, решили обсудить тему - проблему бездомных собак, а затем и покритиковать журналистское мастерство автора.
Так и решали, с чего начать вечер
Юля Боднар выслушивает критику
Андрей Шевченко, например, сразу сказал, что, он бы в свою программу сюжет не взял и отправил бы автора на доработку. Ольга Червакова (СТБ) долго тянула руку, но так и не смогла высказаться, потому решила выйти проветриться к бару.
Червакова хочет высказаться
- Оля, я смотрю, вы, как и большинство присутствующих, не очень понимаете, что же здесь происходит.
- Перед тем, как ответить на этот вопрос, нужно понимать, чего хотят от этого проекта и от журналистов в частности, потому что, как известно, правильно поставленное задание – залог успешного его выполнения. А мы пока сидим и не понимаем, что от нас хотят услышать. Я думаю, когда авторы проекта поймут, что они хотят от проекта, все мы начнем более эффективно взаимодействовать здесь.
- О чем сейчас нужно говорить?
- Собственно, я до сих пор не могу понять, что мы обсуждаем – сам сюжет, то, как он сделан, журналистские стандарты, или мы обсуждаем тему, которую предлагают нам в сюжете. Это же совершенно разные форматы программы и самого общения. Если мы обсуждаем журналистские стандарты – это одно, но тогда возникает вопрос: какую общественную значимость имеет это наше обсуждение? По сути, внутренняя журналистская рефлексия не будет интересна зрителю, что совершенно очевидно, она не будет нести какие-то рейтинги. Если мы обсуждаем тему, тогда не понятно, почему здесь сидит автор сюжета и дает какие-то пояснения по проделанной работе.
Пока мы общались с Олей, гостям показали только второй сюжет. Вечерок затягивался. Присутствующие политики брались за обсуждение проблемы бездомных собак и несчастных детей, а журналисты продолжали тянуть одеяло на себя, рассказывая о том, что и где из сюжета нужно было вырезать, а что не помешало бы добавить.
Ирина Ванникова долго рассуждала о лишенных опеки детях
А некоторые откровенно скучали
Поговорили, можно и отвлечься
В связи с затянувшейся дискуссией, которая никак не могла влиться в единое русло, к гостям вышел Павел Елизаров – управляющий партнер «Савик Шустер Студии» - и попытался объяснить, зачем же все-таки сегодня собрались. Чтобы не пересказывать его монолог, поделюсь нашим с ним диалогом.
- Павел, если это пресс-клуб для своих, то почему здесь присутствуют политики?
- Они здесь потому, что есть такое понятие, как обратная связь: то, что мы создаем, так или иначе влияет на законодательную власть. Они ведь тоже члены общества, только немного другого уровня – мы с вами выбрали их. Когда мы доносим информацию до них, они могут повлиять на некоторые действия Рады. Вот здесь находится Зарубинский. Если он, смотря на все это правильно, сможет изменить отношение к социальной журналистике, он может изменить отношение к каким-то вопросам. Мы считаем, что здесь должны присутствовать представители власти, чтобы журналисты потом находили в их решениях какой-то отклик. Их должно быть не больше пяти человек, и все из разных направлений. Зарубинский здесь сегодня, потому что возглавляет Комитет социальной политики, в следующий раз, возможно, Павел Костенко будет. Это те люди, которые стоят у истоков власти, связанной с социальными вопросами.
- А в чем ценность программы для зрителя?
- Эта программа прежде всего создается не как программа, а как клуб, который будет собираться два раза в месяц. Этот клуб создан в первую очередь для самих журналистов, чтобы они могли понять, на каком уровне находится страна, чтобы можно было понять, к чему она идет. Это первая задача. Мы уже научились показывать сюжеты, которые интересны зрителю, которые могут попасть в эфир, и к этому мы хотим добавить непродолжительное обсуждение самих сюжетов. Если все это будет происходить живенько, канал эту программу возьмет. Если же этого не произойдет, мы не расстроимся, потому что основная наша задача – это не попасть в эфир, то есть это не коммерческий проект. Это чисто дотационный проект продакшена, который мы создаем для того, чтобы организовать пул журналистов.
- Каким каналам будете предлагать программу?
- Мы открыты для всех, будем предлагать программу абсолютно всем каналам. В первую очередь, конечно же, нашему дружественному каналу – Первому Национальному. Вот сегодня должен был быть Егор Бенкендорф, но у него не получилось. Юра Стець с 5 канала должен был быть, но у него, видимо, тоже не получилось. Со всеми каналами будем взаимодействовать, а там уже они будут принимать решение, интересно им или нет.
- Первый блин – комом, журналисты никак не могут понять, как им себя вести…
- Первая передача идет не совсем так, как мы хотели ее видеть. Вы видели сами, что нам не удалось сформировать задачи правильно, поэтому журналисты просто не смогли понять, чего от них хотят – то ли им нужно было обсуждать автора сюжета как журналиста, то ли увиденную проблему. Вот сейчас мы внесли ясность, вроде должно все получиться. Вообще, пресс-клуб подразумевает, что люди должны ходить по студии, здесь клубная обстановка, то есть люди не привязаны к креслу, как в «Шустер.Live». Когда люди начнут перемещаться, они смогут познакомиться, начнут общаться между собой. Даже если им по работе нужно будет спросить что-то, они смогут встретиться здесь и обсудить какие-то важные для них моменты. Они могут выйти покурить и продолжать быть участником программы даже на курилке. Здесь должно быть прежде всего общение, не обязательно перед камерами, но и здесь, на баре, например.
Павел Елизаров не скрывает мелких просчетов пилота программы
- Идея такой прогрессивной курилки кому принадлежит?
- Вы знаете, я не готов сказать, была ли использована кем-то задумка с курилкой. Это же не эфирная программа, которая идет часик. Она может длиться и четыре часа, и пять часов – в зависимости от того, как людям будет интересно. Тот, кто курит, однозначно захочет покурить. Но, выйдя на улицу, ты не услышишь того, что происходит в студии. Изначально, я думаю, что это наши курильщики сказали, что неплохо было бы там телевизор установить. Журналисты – обычные, нормальные люди, вот мы для них и постарались.
- На каждое заседание клуба будете приглашать фиксированное количество гостей? Кого здесь можно будет встретить?
- Базовая задача, которую мы для себя ставили - собрать журналистов из разных областей, чтобы не только киевляне здесь находились. Мы вообще хотели взять по два человека из каждой области, чтобы мы могли собрать пул журналистов из всей Украины, а не зацикливаться на Киеве. Сегодня здесь большинство гостей из Киева, потому что им проще всего добраться сюда, но в следующий раз надеемся, что гостей из регионов будет больше. Если у нас появятся сюжеты правильного формата из регионов, то мы будем обязательно приглашать авторов, чтобы подтянуть их к какому-то стандарту. У нас, к сожалению, даже подача социальных сюжетов в эфире очень неправильная - она больше новостийная и не обладает элементом интриги, который заинтересует зрителя. А если мы его не смогли заинтересовать, то сюжет можно смонтировать для себя, дома посмотреть и забыть. Потому что без интриги он не имеет абсолютно никакого отношения к телевидению.
- Я так понимаю, рано пока спрашивать о времени выхода в эфир?
Мы не говорим о времени. В эфире появится тогда, когда мы поймем, что это интересно зрителю. Мы попробуем смонтировать эту передачу, и если у нас получится часик интересной программы, попробуем. Мы не знаем, какой результат мы получим от сегодняшних съемок, поэтому о предположительном времени выхода в эфир, мы пока говорить не можем.
Музыкальная пауза
Собираясь на это мероприятие, я была уверена, что встречусь с Савиком, но его, к моему удивлению, не было. С ним должны были выйти на связь с помощью скайпа, но из-за технических проблем сделать это не получилось.
Пригубив спиртного, журналисты начали кое-как перемещаться по студии, в основном отдавая предпочтение бару.
У бара с кисловатой миной стоял Андрей Шевченко. Я спросила его, что не так:
- Річ у тім, що на цей час все дуже сумбурно відбувається. Я думаю, що формат майбутньої програми є загадкою навіть для її авторів. Я скажу так: або з цього вийде серйозне соціальне шоу, в якому будуть серйозні сюжети, явно вищої якості, ніж те, що ми сьогодні побачили. Або ж це буде якась журналістська школа з майтсеркласами, коли професіонали будуть обговорювати авторську роботу, давати якісь оцінки… Поки що це якийсь сумбур. Мені здається, що це може бути цікавим глядачу, якщо сюди внести якусь драматургію, якщо підібрати тих журналістів, які зможуть не просто залазити в деталі і говорити, що криво стоїть штатив, а тих, які здатні сказати, що тема не розкрита, що не сказано про ті-то і ті-то речі. Я думаю, що це може бути цікавим, ми тоді отримаємо чергове талант-шоу, але для журналістів.
Ви бачите, що ми вже третю годину сидимо і тільки другий сюжет обговорюємо. Алкоголь ллється річками, не факт, що з таким більшість доживе до кінця. Та і, чесно кажучи, коли ми дивимося сюжет про бездомних людей, якось неправильно запрошувати нас до бару скуштувати виноград та коньяк. Некрасиво трохи, чи що.
- Подібний пресс-клуб наразі є актуальним для українських медіа?
- Я думаю, про це може сказати тільки глядач. Якщо він буде це дивитися, значить, це актуально. У нас же всі люди розбираються в кількох речах: це футбол, політика, погода і як робити телебачення. Тому, я думаю, що купа людей сиділа б і з задоволенням смакувала б, як розбирають сюжети, як журналісти знущаються один над одним.
- Ви доволі скептично налаштовані щодо сюжетів…
- Справді, коли до мене потрапляє диктофон, я говорю доволі скептичні речі, а потім от думаю, що краще не казав би, бо тут всі інші тільки й говорять про те, як тут все добре знято, як прекрасно розкрита тема. Я думаю, що такі сюжети в моїх програмах або в інших новинах просто не пішли б. Я б відправляв авторів на доопрацювання.
- Чого не вистачає цьому заходу?
Я думаю, Савіка не вистачає. Мені здається, що людина, яка є визнаним авторитетом, змогла б набагато краще задати формат. Мені дуже подобається Сергій як ведучий, у нього є і живість, і легкість… Але, якщо за це береться студія Савіка, то його можна було б вже якось залучити.
После просмотра сюжетов все выдохнули с облегчением. А закончился вечер голосованием. Победил сюжет «Продайте почку», автор которого - ведущий «Pressклуба »Сергей Иванов. Сергей мялся немного, отказывался от главного приза – значка, потому что ему как члену команды «Савик Шустер Студии» попросту неудобно получать награду. И тут гости, поняв, что все закончено, кинулись к гардеробу, и буквально через несколько минут студия уже пустовала.
Таблица голосования
Прощаются
А некоторые благодарственно целуют главного режиссера
Будем ждать, где вынырнет «Pressклуб». Что-то подсказывает, что на Первый Национальный ему дорога...
Фото - Иванна Зубович