KMW. Тайны «Кинобизнеса»: продюсер «Звездных войн» снимет фильм в Украине
Вчера, в рамках KIEV MEDIA WEEK прошла конференция «Кинобизнес», о которой и пойдет речь. Что собрался снимать продюсер «Звездных войн» в Украине и почему он этого жутко боится, как привлечь в киноиндустрию инвесторов и стоит ли подключаться к совместному производству, сколько зарабатывают отечественные кинопрокатчики, чего от нас хочет мегамонстр Universal, и почему все обиделись на Олега Кохана – вот краткий перечень того, о чем я вам расскажу.
Представитель Великобритании Питер ла Терьер 20 лет работал независимым продюсером, а 4 года назад устроился в британское отделение киногиганта Universal Pictures. Там он - президент по международному производству. Согласитесь, опыт такого человека в сфере копродакшена бесценен
Сергей Грачев (слева) - адвокат, специализирующийся в сфере медиаправа (бюро MGAP, Россия/Великобритания), доктор Мартин Смит - представитель британского инвестиционного фонда Ingenious Media и Рик Маккалум (справа) - продюсер саги "Звездные войны"
Приехали на конференцию и специалисты из Венгрии: знакомьтесь, Габор Зендлер - руководитель отдела кино, спорта и развлечений в Aon Risk Solutions
На KMW высадился масштабный российский десант: Михаэль Шлихт, Сюзанна Муазен и Ольга Закондырина - топ-менеджер, продюсер и юрист из разных компаний, работающие на российском рынке, но с американскими студиями
Не менее важен и вопрос страхования в кино. За него отвечает Алексей Владимирский, руководитель практики по страхованию ООО «Аон Рус – Страховые брокеры» (Россия)
Встретить таких людей в одном месте - большая редкость (не говоря уже о полезности). Креативный продюсер Олеся Лукьяненко, оставив все дела, пришла перенимать опыт
Директор Одесского международного кинофестиваля и руководитель компании "Артхаус Трафик" Денис Иванов и сам не прочь поделиться опытом. Но - в кулуарах
Все аспекты совместного производства, государственная поддержка, маркетинг и дистрибуция – темы, выбранные для обсуждения на «Кинобизнесе», вызывают огромный интерес. А докладчики, привезенные организаторами из Великобритании, США и России, внушают уважение.
Ирина Костюк доказывает охране, что у нее есть доступ к тайнам конференции
Другим гостям, впрочем, тоже довелось пройти строгий фейс-контроль
В зале собрались все участники дискуссии - именитые продюсеры и юристы, работающие в сфере кинобизнеса
Доктор Мартин Смит рассказал, что с 2006 года количество британских фильмов, снятых в копродакшене, резко сократилось, поскольку ужесточилось законодательство. Это произошло потому, что деньги на фильм приходили, но в кинотеатрах картины не появлялись, а через время потерянные финансы неожиданно всплывали, к примеру, в Канаде
Когда заговорили о копродакшене, продюсеры Олег Кохан и Елена Фетисова (справа), работающие по этой модели, проявили повышенный интерес
Зрители тут же придумывали, как применить опыт зарубежных коллег в своей работе
- Европейское кинопроизводство завязано на государственных деньгах, - подчеркнул Смит. - Это, как морфий в произведениях Булгакова - жестокий наркотик, на который подсаживаются кинопроизводители, не думая о том, что завтра этих денег может и не быть. Поэтому сегодня мы должны строить компании, способные самостоятельно находить деньги, снимать кино и продавать его. Для этого наш фонд вложил 100 тыс. футнов в образовательный курс Executive Production, готовящий специалистов, полностью понимающих этот бизнес.
Услышав это, модератор дискуссии Сергей Грачев (российско-британский медиаюрист) подхватил тему: «4 года назад я начал открыто говорить, что господдержка убивает кино, после чего меня перестали приглашать на российские конференции. Теперь вот езжу в Украину», - со смехом заключил он и предложил Олегу Кохану рассказать, как с этим обстоит дело в нашей стране.
- Перед тем, как убивать, надо иметь, что убивать, - разразился гневной речью всегда сдержанный Олег. - Помните, как говорил Павлов революционным матросам? «Лекцию об интеллекте считаю преждевременной». Так и в Украинском кино - давайте не будем обманывать наших зарубежных гостей! Подобные дискуссии проходят 5-й год, но ограничиваются лишь чтением очередных слайдов, поэтому предлагаю перейти в плоскость предметных разговоров. Сейчас, к примеру, на обсуждении лишь два украинских продюсера, хотя должно быть намного больше... Вы говорите, государственные деньги убьют индустрию? Но у нас ее нет! Поэтому на нашем этапе должна быть господдержка, чтобы кино стало на ноги во всех сферах. А пока, напротив всех пунктов - производство, законодательство и т.д. - вы можете поставить ноль. А те успехи, которых украинцы добиваются на международных фестивалях (как и сам факт участия в них), создается руками горстки инициативных людей, работающих не благодаря, а вопреки.
Разнеся в пух и прах предмет обсуждения, Кохан предложил организовать предметную и деловую, пусть и неформальную, дискуссию, участники которой могли бы поделиться опытом. «Чем скорее мы поймем реальное состояние отрасли, тем скорее начнем делать дело», - резюмировал продюсер.
Слова Олега очень расстроили Евгению Дербал, которая уверена, что в нашем кинопроизводстве не все так плохо:
- Мы в Ассоциации кинопродюсеров активно работаем над улучшением ситуации: вносим изменения в законодательство, строим павильоны, создаем новые проекты, работаем с частными инверсторами, фондами, западными и российскими студиями.
- Да, но вы сейчас говорите о телеиндустрии, а мы - о кинопродукте, - возразил Кохан. - Это разные вещи, кроме того, что и там, и там работают живые человечки.
Слова Евгении нашли живой отклик в зале: в частности, поинтересовались, как удается привлечь инвестиции, и из каких сфер они приходят.
- Мы работаем с частными инвесторами - людьми, не имеющими отношения к кино. Их сфера деятельности - недвижимость, тяжелая промышленность, металлургия и т.д.
Евгения видит положительную динамику и готова отстаивать свою точку зрения до последнего
Чтобы не обострять ситуацию, Сергей Грачев выразил уверенность, что люди, вкладывающие в телепроизводство, со временем станут инвестировать и в кино, как это в свое время произошло в США. После этого дискуссия вернулась к теме совместного производства.
Градус дискуссии озадачил гостя из Штатов
Маккалум - Грачеву: Чего это они, а?
Когда слово предоставили Рику Маккалуму, он отметил, что главное в совместном производстве - просчитать, будет ли история, рассказанная режиссером, интересна во всех странах:
- Однажды я снял фильм о черных. В США он имел умеренный успех, европейскому зрителю был вообще не интересен, а в Китае пошел на ура - там очень любят смотреть, как одни американцы обижают других (смеется). Так что учитывайте, будет ли фильм интересен за пределами стран, участвующих в производстве.
Еще один тезис именитого продюсера - заботиться о репутации:
- В 80-х мне было все равно, что подумает инвестор: прогорели инвестиции одного, я найду другого - не проблема. Тогда я думал лишь о том, чтобы обеспечить творческую группу фильма всем необходимым. Сегодня такая схема не работает: если вклад одного инвестора прогорит, другой вам уже не поверит. В этом бизнесе нужно строить карьеру, а не производить один-единственный фильм.
Олег Кохан не спит, а внимательно слушает
Президент российской компании Monumental Pictures Михаэль Шлихт отметил, что главная проблема нашего кино - отсутствие истории ведения бизнеса и отсутствие юристов, способных составлять грамотные контракты в киносфере. Именно это, по его мнению, осложняет совместное производство
А вот Олег Кохан считает, что главная проблема - отсутствие кадров во всех сегментах: не творческих (вроде режиссеров и операторов - Украина, мол, всегда была богата талантами), а производственных, потому что люди, умеющие работать, уезжают за границу. Чтобы решить "элементарные экономические вопросы", нужно показать государству, что вклад в кино через несколько лет окупится и начнет приносить выгоду
Чуть позже слово предоставили Питеру ла Терьеру - человеку, вкладывающему в производство не собственные деньги, а финансы студии
- Для совместного производства мы ищем партнеров, успешно работающих на своих рынках (для этого у Universal - 11 офисов по всему миру), - объяснил Питер тактику студии. - С англичанами мы сделали фильм «Король говорит!», получивший «Оскар», со шведами - «Девушку с татуировкой дракона», с французами - картину «Неприкасаемые», с россиянами - «Черную молнию». Все они получили отличные сборы. Для совместного производства мы ищем подобные картины.
Продюссер Сюзанна Муазен работала с Питером на "Черной молнии". После его презентации она поделилась опытом - очень полезной информацией о подготовке и проведении копродакшена
Юрист Ольга Закондырина, специализирующаяся в сфере медиаправа, также работала над этим проектом
Помня о том, что Маккалум упомянул о желании снять фильм в Украине, я решила разузнать, что именно задумал продюсер «Звездных войн». Широко улыбаясь, Рик согласился приподнять завесу тайны над своим новым проектом:
- Я делаю фильм с замечательным украинским режиссером Сергеем Лозницей, снявшем, если помните, фильм «В тумане». Мы встретились около года назад, и он поделился прекрасной идеей картины, отображающей большую часть украинской истории. Но также это сильная история о том, как выжила одна женщина... Думаю, этот фильм может сработать по всему миру, и обозначить Украину на широкой карте кинопроизводства.
- Выходит, фильм будет историческим?
- Да, действие разворачивается в первые дни войны. Но наша история – не совсем военная. Это даже не история того периода, а эпический рассказ о женщине-еврейке, которой удалось выжить после Бабьего Яра. История о человеческой бойне на фоне исторических событий.
- Идея фильма принадлежит Лознице?
- Да. Мы как-то вместе поужинали (нас познакомил общий друг), и он рассказал эту историю. Мне так понравилось, что я принялся умолять: «Возьмите меня в проект, я хочу быть вовлеченным в эту невероятную прекрасную историю». Я уважаю талант Лозницы и то, что он делает как режиссер. Он очень значимый творец.
- С каким продашеном будете сотрудничать?
- Об этом пока рано говорить – у нас же еще нет денег! Сейчас мне нужно вытягивать финансирование отовсюду, а Лозница засел за сценарий. Как только он его напишет, я смогу опираться на историю в своих переговорах.
- Вы рассчитываете на совместное производство?
- Определенно, это будет европейский копродакшен. Сценарий будет написан на русском, поэтому играть будут украинцы и русские – без американских или английских актеров. Снимать планируем в Украине, а пару сцен, возможно, снимем в Латвии. Конечно, фильм будет субтитрован и дублирован, но он будет все же украинским.
- Хотя бы ориентировочная дата съемок уже есть?
- Надеюсь в сентябре начать подготовку к производству. Конечно, для начала нужно найти деньги, но я уже вижу большой интерес россиян к проекту. Думаю, к январю удастся достать так называемую финальную часть пирога. И мы ее достанем! Потому что история невероятно сильна.
- Не страшно было связываться с Украиной?
- Черт, да, я очень боюсь! До усрачки!
- Знаете, как говорят: использовать услуги английской команды, это не значит снимать английские фильмы. Так и здесь – первым делом люди в Украине должны выучить свое ремесло, для чего нужно иметь инфраструктуру. Сейчас мне приходится привозить специалистов из Латвии, Чехии, потому что в Украине есть всего несколько человек, которые могут работать над нашим фильмом. Не обижайтесь, но это так, потому что у вас еще нет инфраструктуры.
Гости, тем временем, разбрелись
Кто-то продолжил обсуждение услышанного, как Татьяна Лебедева (НАМ)
И Сергей Созановский с главным исполнительным продюсером канала "Украина" Григорием Тычиной... FILM.UA будет производить для "Украины"?..
Кто-то пошел обедать
Перед вкусностями устоять невозможно
Впрочем, Александр Брыкайло иного мнения: игнорируя обед, он предпочел купленное на улице съестное
Прибыл Виктор Мирский
Во второй части конференции обсуждали государственную поддержку кинематографа. Здесь очень кстати оказался опыт российских коллег:
Свою презентацию провели Светлана Бриллиантова (PR-директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) и Анна Шарова (советник исполнительного директора Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии), Россия
Украинские коллеги Станислав Притула (начальник Управления государственного регулирования и реализации кинопроектов Госагентства Украины по вопросам кино) и продюсер Игорь Савиченко (Pronto Film) предложили украинский взгляд на вопрос. В дискуссии приняла участие и российский продюсер Анна Кутова (ввице-президент кинокомпании СТВ)
Неожиданно на KMW появилась утка, веселившая всех танцами и одаривавшая наклейками с логотипом ТЕТ
Форматчик Тим Кресценти, как и все американцы, очень любит животных
Как оказалось, утка сбежала с ТЕТовского стенда на рынке контента - говорит, заскучала. А вот продавцам и покупателям было явно не до скуки: на днях я вам расскажу, кто чем прибарахлился. А пока что ждите репортаж с вечеринки - открытия KMW. Будет весело.
Фото Иванны Зубович