Как на FILM.UA оживили Да Винчи и все его изобретения
Месяц назад в Киеве стартовали съемки очередной картины из цикла «Великие мечтатели». На этот раз компании, создающие проект (FILM.UA совместно с Signal Red) замахнулись на эпоху Возрождения и биографию одного из его титанов – Леонардо Да Винчи. Как вы уже догадались, я питаю слабость к костюмному кино, поэтому на площадку проекта под названием «Леонардо Да Винчи» отправилась с удовольствием. К тому же, меня интересовало, как создатели справляются с реконструкцией в кадре Италии 15 века, о которой мы, несмотря на обилие соответствующих книг и фильмов, знаем не так много.
С раннего детства Леонардо был поглощен поисками ответов на все загадки природы. И эта черта характера определила не только его судьбу, но и стала отправной точкой для сценария, написанного Анастасией Ковальчук – большой поклонницей творчества Леонардо. Эта история расскажет о жизни мастера во Флоренции и Милане во времена политической нестабильности, а также прольет свет на его на многочисленные опыты в науке и искусстве, овеянные легендами еще при жизни Леонардо. Отдельной темой фильма станет одиночество Да Винчи в последние дни жизни, ставшее расплатой гения за удивительные открытия, навсегда изменившие судьбу человечества.
Но вернемся к производству. Часть картины, как я уже говорила, отсняли в Киеве и окрестностях: после долгих поисков остановились на интерьерах Косого капонира и живописных холмах возле села Федосеевка.
Процессом руководит режиссер Михаил Херсонский
Это его первая работа для "Великих мечтателей"
В фильме найдется место и развлечениям
И вещам посерьезнее
Кроме обычных костюмов,
понадобилbcm и воинские доспехи
Стилист колдует над образом прямо на площадке
Кажется, сейчас произойдет нечто
страшное
Не зря массовку стянули в одно место
Оператор с головой ушел в процесс
Снято!
Оператор - руководителю Signal Red Евгению Санникову: Женя, смотри, как ровно висит - прямо по золотому сечению
За старинными зданиями, соответствующими эпохе, команде проекта пришлось отправиться во Львов.
- Декорации и локации оказались глобальной проблемой проекта, - рассказывает креативный продюсер Оксана Майданская. – К примеру, нам пришлось ехать во Львов, потому что там сохранилась нужная архитектура. Тем не менее, часть зданий придется «достраивать» в 3D, а существующие – чуть-чуть модифицировать, потому что Львов, к сожалению, все же не Италия. Зато там есть брусчатка, что сыграло нам на руку – в Киеве ее, к сожалению, уже нет. В Киеве мы снимаем только в «Капонире», а остальное, как видите – на «зеленке»: улицы, люди, дома будут создаваться в 3D, потому что 15 век попросту негде снимать.
Снимли в центре города:
на площади Рынок и прилегающих улочках,
в Итальянском дворике,
на улицаз Музейной,
Арсенальной,
Марии Снежной
Таблички с назвниями улиц и прочая атрибутика cовременности будет ликвидирована в процессе постпродакшена
С погодой кинематографистам повезло -
привычный львовский дождь обошел их стороной
Помня названия предыдущих фильмов цикла - «Свободная энергия Теслы», «Жюль Верн. Путешествие длиною в жизнь», «Удивительные миры Циолковского» - я поинтересовалась у Оксаны, почему новый проект назван так незамысловато?
- «Леонардо До Винчи» - пилотное название, окончательный вариант все еще в разработке, - объяснила Майданская. - Важно отметить, что мы снимаем доку-фикшн – не документальный и не художественный фильм: в кадре не будет «говорящих голов» и прочих атрибутов документальной картины, в нем очень много игровых сцен. По сути, история рассказана как художественный фильм, но формат, как у документального – 52 минуты.
- Какие периоды жизни Да Винчи вошли в сценарий?
- Вся жизнь. Конечно, охватить ее до мельчайших подробностей невозможно – такие фильмы делаются на 5-10 серий. Но мы охватили ключевые моменты жизни Леонардо, его работы, поворотные события: чтобы зритель, посмотрев фильм, понял, кем был этот человек, чем он жил и что делал. Мы не рассказываем о Леонардо, как о художнике – наоборот, мы говорим, что он был, прежде всего, инженером, а живопись для него была всего лишь заработком. Живописцы в 15 веке были ремесленниками: чтобы продвигаться в своих научных изысканиях, он вынужден был рисовать. Но даже к этому занятию он подходил с научной точки зрения, что мы показываем в фильме. Каждое полотно Да Винчи содержит какую-то задачу – математическую или химическую. В «Тайной вечере», к примеру, он экспериментировал с составляющими красок – не удалось (улыбается), картина осыпалась. Проект – об этом, о Леонардо-инженере.
- Из каких источников черпали информацию о Да Винчи и об эпохе в целом?
- Эпоха Возрождения – не загадка: существует множество научных работ, энциклопедий. К тому же, у нас работают высокие профессионалы своего дела: художник-постановщик глубоко знает историю архитектуры, художник по костюмам – историю костюма и так далее. Конечно, мы изучали дополнительные материалы: какими были постройки 15 века, какими были костюмы (в чем, к примеру ходили Сфорца или Медичи, в чем заключалась специфика двора). По самому Да Винчи мы провели огромную работу: наши художники-декораторы изучили его научные труды, разобрались, как работали изобретенные им механизмы. То есть, весь наш реквизит воссоздан по чертежам Леонардо – причем, со всеми ошибками, которые он допускал.
Вернувшись в Киев, команда продолжила работу в павильонах FILM.UA.
Мне довелось присутствовать на съемках сцен полета Леонардо на сконструированных им дельтаплане и орнитоптере. На одном из таких, по легенде, разбился лучший друг художника
А вот и сам Леонардо
По-моему, похож
Герой готовится испытать летательный аппарат, собранный художниками проекта
Михаил руководит съемкой с юмором: "Смотри вниз, - кричит герою, - а теперь - вперед, в светлое будущее"
Евгений Санников и Оксана Майданская поддерживают атмосферу на площадке
А вот актеру не до шуток: на предыдущем проекте он пережил инфаркт, и теперь старается работать без напряжения. Съемочная группа, впрочем, пожилого человека особенно и не напрягает: чтобы он не дай Бог не разволновался - дельтаплан, подвешенный к потолку, поднимают всего на полметра,
а под орнитоптер и вовсе подставляют лесенку
"А вот тут мы потом дорисуем облака"...
- Кроме летательных аппаратов, - продолжает Оксана, - в фильме будет показано множество изобретений Да Винчи: его исследования оружия, способов орошения, созданные им механические роботы, водолазные костюмы и т.д. Как видите, дельтаплан и орнитоптер наши художники создали собственноручно – и эти механизмы работают. Но большинство изобретений, все же, будет воссоздаваться в 3D, поскольку эти технологии могут делать чудеса.
- Кто играет Леонардо?
- Два актера – Кирилл Майкут и Владимир Бугаев - соответственно, молодой и пожилой Да Винчи.
- Когда проект выйдет на экран?
- Продакшен планируем закончить в начале января, а когда выйдет… Дело в том, что это – четвертый фильм в цикле «Великие мечтатели», и нам нужно снять еще два. Героями будут, скорее всего, Архимед и Парацельс. А показывать будут уже весь сезон целиком.
- К тем двум картинам уже приступили?
- По Архимеду начался предпродакшен.
- А как отбираются эти персонажи?
- Цикл называется «Великие мечтатели» - соответственно, мы ищем, кто может подойти под это определение. В первом сезоне мы хотим рассказать о величайших людях прошлого и не хотим повторяться: скажем, была идея снять картину о Герберте Уэллсе, но рядом с Жюлем Верном его решили не ставить. Таким образом, в цикле есть писатель, инженер, художник, медик и так далее – из каждой профессии по величайшему человеку. И, безусловно, герой должен быть мечтателем, в какой-то степени утопистом. Не обязательно удачливым и мега-успешным при жизни, но обязательно мечтателем, который хотел изменить мир.
Еще одна сложность проекта – костюмы, ведь откопать одежду 15 века в современном Киеве не так-то просто. О работе над облачением персонажей мне рассказал художник по костюмам Богдан Полищук. По его словам, художественное кино выгодно отличается от музея: не все многослойные костюмы того времени отшивались полностью – где-то обходились накидками, съемными рукавами, деталями декора, которыми «достраивались» уже имеющиеся наряды.
- Мы снимаем Италию 15 века, поэтому возможности пойти на рынок или сэкон-хэнд за джинсами у нас не было, и большую часть костюмов мы шили, - рассказывает Богдан. - Ну а секонд-хэнд нам заменили прокатные студии, сдающие костюмы в аренду – их использовали, в основном, для массовых сцен.
- Что в работе над проектом оказалось самым сложным?
- Подбор ткани – костюм не должен казаться сшитым из портьеры. Приходилось искать фактуру, орнамент, соответствующий тому времени и персонажам – мы же, все-таки, создаем образы. Вторая сложность – объем: с одной стороны, у главных героев короткого фильма не может быть много разных костюмов, потому что зритель их не узнает. Но с другой стороны, нам нужно показать изменение времени – вот, мол, прошло 10 или 20 лет, что, конечно, не может не отразиться на костюмах. И еще один момент, с которым сталкиваются все художники, работающие с прокатными костюмами: во время съемок что-то постоянно фактурится, актеры падают в грязь и т.д., а ведь одежду нужно вернуть! Такие технические моменты усложняют жизнь (улыбается).
Художник по костюмам Богдан Полищук
Во время разговора мое внимание привлекли одежки, висящие в костюмерной (нечто, вроде сюртука без рукавов).
- Это – серединка мужского костюма, - объяснил Богдан. – Ее можно «достраивать»: менять рукава, шнурочки и прочую отделку.
- Какое сословие носило такие костюмы?
- Одежда соответствовала не только сословиям, но и возрасту. Если костюм короткий, его носил явно молодой человек. Чем он старше, тем костюм длиннее: сначала – до колена, потом – ниже колена. Если это кто-то из богатых (к примеру, ювелир), то ткань выбиралась более дорогая, с богатым орнаментом – это подчеркивало статус. А если это ученик или, скажем, подмастерье, то вещи были, преимущественно, однотонными, украшенными за счет фактуры – полосочек, узелков и т.д.
- Сколько смен костюмов сшили для главного героя?
- Чтобы подсчитать, нужно поднимать сценарий (улыбается). Мы же показываем Да Винчи с юного возраста, поэтому костюмы (или детали) все время меняются в соответствии с этапами его взросления.
Как изменится проект в соответствии с этапами своего «взросления», мы увидим уже на премьере, а пока нам остается только запастись терпением. И не забывать, что на очереди – другие герои цикла, о которых я вам обязательно расскажу.
Фото Павла Подуфалова и пресс-службы FILM.UA