ТВі - кто кого. Подробная хроника. Эксклюзивные ФОТО, ВИДЕО
Чем кончается двоевластие, говорит история. С другой стороны, история нас ничему и никогда не учит. Главным медиасобытием вчерашнего дня стал скандал на ТВі. Гендиректор Наталья Катеринчук и инвестор-владелец ТВі Константин Кагаловский утверждают, что на канале произошел рейдерский захват "с помощью силовых структур", который осуществили директор компании "Медиа-инфо" Олег Радченко и американский инвестор Александр Альтман. Еще один гендиректор ТВі Артем Шевченко и еще один инвестор канала Александр Альтман утверждают, что теперь они официально руководят ТВі.
Обе стороны весь день размахивали документами, выступали с заявлениями и общались с журналистами. В результате, вечером 23 апреля в эфире канала шли повторы старых программ - сотрудники канала устроили забастовку.
В эфире - повтор программы от 22.04.13
Возможно, ситуация прояснится сегодня. А пока расскажу и покажу вам, как прошел вчерашний день.
Утро. По электронной почте украинские СМИ получают пресс-релиз от ТВі, в котором сказано, что новым генеральный директором телеканала назначен Артем Шевченко, а инвестором стал американский бизнесмен Александр Альтман, несколько лет назад бывший советником министра энергетики Украины. Большинство сотрудников ТВі узнают эту новость из интернета - кто с сайта канала, кто из Фейсбука (одним из первых об этом написал экс-руководитель канала Николай Княжицкий), кто из новостных лент.
Наталья Катеринчук приезжает на канал, где ее встречает охрана. "Утром мне начали звонить коллеги и говорить, что на канале такие изменения. Я сказала, что это фейковые новости - уже не первый раз кто-то типа продает, типа покупает. Я приехала на канал, но зайти туда не смогла, пока не приехала милиция и депутаты партии "УДАР", - рассказывает Наталья..
В ту же ситуацию попал Константин Кагаловский: "Когда сегодня утром я попытался пройти в здание (канала, - МН) - меня не пустил охранник. Он сказал: "Константин Григорьевич, я вас знаю, но пустить не могу - у меня такое указание".
Чуть позже на канал удалось пройти журналисту ТВі Мустафе Найему. Он поговорил с Артемом Шевченко: "Ему показали документ, сказали, что теперь он директор - Артем согласился. Он сказал мне, что хочет предотвратить продажу канала. Кому именно - я не знаю".
14.00. Первыми с прессой заговорили Кагаловский и Катеринчук.
Экстренная пресс-конференция в помещении общественного движения "Честно"
- Произошел временный захват канала. То, что происходит, не имеет никаких юридических оснований. Я даже в эту схему не вникал. На самом деле, я - на юридическом языке - бенефициар, а на бытовом - собственник канала ТВі, попытался разъяснить ситуацию Константин Кагаловский. - Больше там никаких собственников нет. Разговоры о так называемых продажах в последнее время - это чушь. Никаких переговоров я не вел и продавать канал не собирался и не собираюсь.
- Как вы видите попытку захвата?
- Как говорил Паниковский, это жалкие, ничтожные люди. Жулики типа Альтмана - это так называемый американский бизнесмен, подделавший доверенности моих компаний. Думаю, у них стратегия простая - сейчас получить контроль над каналом, а потом продать его тому, кто этот канал закроет или сделает его музыкальным. Как вы знаете, этот канал - убыточный. И дураков, как я, которые будут финансировать независимый (который не всем нравится) убыточный канал, вы больше не найдете по понятным причинам. Я не думаю, что кто-то из серьезных людей во власти стоит за такого рода мелкими жуликами. Думаю, законным образом мы этот вопрос решим в течении 24 часов. Жаль, нет дерева, чтоб постучать.
- Как вы будете решать эту проблему?
- Можно я не буду отвечать, как именно буду это делать? По понятным вам причинам. Но в том, что вопрос с поддельной доверенностью можно решить и вывести людей на чистую воду, я уверен.
- Также в этой истории замешан Олег Радченко, - дополнила Наталья Катеринчук. - Он как заместитель по безопасности имел доступ к документам. Я говорила Радченко: "Олег, ты раньше работал в правоохранительной системе и как никто понимаешь, что такое уголовное преступление и рейдерский захват. Не бери на себя такую ответственность и не подставляй ребят". Он ответил: "Откуда я знаю, что Кагаловский не продал канал?" Вчера вечером Радченко провел собрание вместе с Артемом Шевченко, где меня уволили. Кагаловскому не звонили. Никто ничего не мог переоформить, потому что Константин Григорьевич ничего не подписывал. Значит, подделали документы. Я написала заявление в милицию, поскольку меня как руководителя канала не пускали на рабочее место. Радченко мне сказал в устной форме, что он меня вчера уволил. Никаких документов я не видела.
- Радченко имел право вас уволить?
- Нет, конечно.
Константин Кагаловский, инвестор канала, последние дни был в Киеве. Вчера вечером он был на канале
- Господин Кагаловский, происходила ли в последнее время рестуктуризация собственности канала? И кто владелец "Медиа-Инфо", которая владеет ТВі?
- Владелец - кипрская компания. Было две компании в Украине. Одна была кипрская, вторая украинская. У одной 49 %, у другой - 51 %. Забыл, как они называются. Какое-то время назад я принял решение, что не имеет смысла две компании иметь - лучше перевести все 100 % на баланс одной компании.
- На баланс "Медиа-Инфо", - уточнила Наталья.
- Константин, вы сказали, что знаете Альтмана. Кто он?
- Гадости я говорить не люблю, а ничего хорошего о нем сказать не могу. Я знаком с Альтманом, но он не мой партнер. Я хорошо знаю человека в энергобизнесе в Москве, с которым они были партнерами, так вот он рассказывал, как Альтман у него украл печать и еще что-то. Я в это не вникал, но осадок остался.
- Вы получали предложения продать канал именно от тех людей, которые фигурируют в слухах - Бойко, Фирташ, Арбузов?
- Что касается последнего года - я никаких предложений не получал. А за все время существования канала… В Украине, как и в России, есть такой вид людей - посредники. Таких посредников хренова туча. Ко мне приходила такая публика, говорили: "Я представляю того-то, не хочешь ли продать…" Таких было, как грязи. Но серьезных людей они не представляли.
Юрий Макаров ("Цивилизация" на ТВі) не успел пройти внутрь...
как и другие журналисты, в числе которых оказался и Виталий Гайдукевич
Видео с пресс-конференции тут же сливают в интернет
- Константин, каким вы видите будущее канала и коллектива?
- Для меня, по большому счету, ничего не изменилось. Я в деятельность канала и редакционную политику никогда не вмешивался. Есть Наталка Катеринчук, она руководитель канала. Каким канал был - таким и останется. Наверное, какие-то люди, которые участвовали в жульничестве, будут уволены, но, надеюсь, это не будет потерей для канала.
- Вам сказали, что канал уже не ваш. Кому вы его якобы продали, и где можете получить свои деньги?
- Я вспомнил старый анекдот. Когда в Москве начиналась перестройка, была русская националистическая организация. Туда звонит человек с еврейским акцентом и говорит: "Здравствуйте, а правда ли, что жиды Россию продали?" - "Правда" - "А где я могу получить свою долю?" Если серьезно, мне никто никаких документов не показывал. О том, что сегодня произошло, я узнал от Катеринчук в 10 утра, после чего я поехал на канал.
Константин Кагаловский: "Не думаю, что за этим стоят серьезные люди. Если бы власть хотела избавиться от ТВі, она бы сделала это более изящно. Но я надеюсь, такого не произойдет.
- Наталья, вы разговаривали с Артемом Шевченко?
- Да. Я сказала ему: "Парень, не порть себе биографию". Он сказал, что его назначил Олег Радченко, а Кагаловскому он звонить не будет, потому что в этом нет необходимости. Кстати, сам Олег Радченко при встрече прятал от меня глаза. Детский сад.
- Константин, зачем вам в Украине оппозиционный ТВі?
- Меня часто об этом спрашивают. Когда я открывал этот канал - рассматривал его как коммерческий. Дальше у меня был партнер Гусинский - я, когда начинал, в телевидении особо не разбирался. И в какой-то момент выяснилось, что он построил жульническую схему и воровал с канала деньги, производя фильмы и продавая их себе же. Пришлось от Гусинского избавляться. Позже коллеги мне предложили участвовать в конкурсе на эфирные частоты, который, как вы помните, ТВі выиграл. Это было на взлете президентства Ющенко. Потом возник конфликт с группой "Интер", и по решению суда эти частоты мы потеряли. То, что происходило дальше, никакой бизнес-логики не имело. Я большую часть своей жизни провел в Москве, уехал я оттуда почти 10 лет назад, после того, как посадили моего друга и партнера Ходорковского. И у меня есть некая система ценностей - что хорошо, а что плохо. В данном случае я считаю, что существование независимого канала - это важно. В каком-то смысле, это благотворительность.
- Отсюда и появились слухи о продаже. Люди, близкие к Арбузову, говорили, что видели вас во властных кабинетах. Намекали на Медведчука, что он может быть заинтересован в приобретении этого медиаактива. Сегодня групп, которые могут купить этот медиаактив, очень немного. Как вы считаете, кто может стоять за интересом к ТВі и за этой промежуточной схемой?
- Я думаю, что никакая из этих групп за этим не стоит. С коммерческой точки зрения канал покупать бессмысленно. Ценность канала это его коллектив. Если этих журналистов нет, остаются спутниковые лицензии, которые можно получить в разрешительном порядке, заплатив несколько десятков тысяч долларов.
- Сколько вы сейчас вкладываете в ТВі и за сколько его теоретически можно продать?
- Естественно, у меня много друзей во властных кабинетах, с которыми я общаюсь на протяжении как минимум 5 лет. То, что у меня много друзей, не значит, что я каждому собираюсь продавать канал. Что касается цены канала - с коммерческой точки зрения, он имеет отрицательную стоимость, поскольку он убыточный. Канал стоит столько, сколько за него кто-то заплатит, чтоб его закрыть или перепрофилировать, например, в музыкальный. Это в районе 37 миллионов.
- Как долго вы будете финансировать канал?
- Я не хочу называть точную цифру. Я, естественно, готов финансировать еще какое-то время, а сколько - не хочу говорить.
- Стоит ли перед менеджментом задача выйти на самоокупаемость?
- Разумеется.
Как это можно сделать, объяснила Наталья Катеринчук:
- Перспектива есть в том случае, если ситуация в стране с демократическими реформами будет улучшаться - если мы сможем вернуть себя во все кабельные сети. Когда прошлым летом во время избирательной кампании канал выключили из базы кабельных операторов, мы потеряли деньги, потому что мы потеряли рейтинги. Если бы мы имели равные возможности с другими каналами в плане эфирного распространения, канал был бы прибыльным.
За пять минут до окончания конференции подтянулся Мустафа Найем, который выяснил новые подробности
- Константин, может ли эта доверенность, которая сейчас появилась, быть результатом вашего старого конфликта с Гусинским? Возможно, ее получили в судебном порядке каким-то образом?
- Нет, это невозможно. Доверенность могли только подделать.
- Артем Шевченко сказал, что произошедшее сегодня обезопасило канал от продажи. Как вы это прокомментируете?
- Продажи не было, и продавать канал я не собирался.
- Протокол собрания, который появился сейчас - о том, что Радченко не является директором с 19 числа - это правда?
- Да, - ответила Наталья Катеринчук.
- На каком основании он был смещен с этой должности, и почему вы решили три дня назад убрать его с должности?
- Он был в отпуске, потом на работу не вышел, и было принято решение его отстранить.
- Кем, вами? Вы же не руководитель Wilcox Ventures LTD (офшор-владелец "Медиа-Инфо)?
- Это был представитель от Wilcox.
- То есть, 19 числа у вас уже были подозрения, что Радченко будет предпринимать какие-то шаги?
- Нет, таких подозрений не было. Просто он халатно относился к своим обязанностям. Он не был уволен, он был отстранен.
- Кто сейчас контролирует счета канала?
- Главный бухгалтер. Правда, кому он сейчас подчиняется - неизвестно. Вчера я всем сказала, что в связи с майскими праздниками мы планируем 29 числа выдать зарплату.
По окончании пресс-конференции Мустафа Найем пригласил Наталью Катеринчук и Константина Кагаловского к себе на эфир - в программу "Сьогодні про головне". На что инвестор ответил коротко: "С Радченко садиться за один стол - западло".
Пресс-конференция породила бурю вопросов
15.00. Журналисты ТВі, которых на встрече было очень много, думают, выходить ли сегодня в эфир. Поняли, что все упирается в режиссера. Роман Недзельский (редактор выпуска новостей) пытался выяснить, с какой стороны освещать новости, если они выйдут: "Я общался с Артемом Шевченко в ньюзруме перед журналистами. Он сказал, что мы даем две точки зрения". На это отреагировал Мустафа: "Покажете милицию, охрану которая не пускала депутатов? Это уголовное дело, сделанное охраной нашего канала".
После 10-минутного разговора сошлись на том, что каждый должен решить для себя кого поддерживать. А потом принять коллективное решение.
Мустафа Найем: "Они же всех не уволят".
Роман Недзельский: "Но было бы странно, если бы коллектив сделал заявление: мы хотим тот менеджмент, а не этот".
Мустафа: "Мы просто хотим понять, что происходит"
Все журналисты согласны в одном - они хотят подтверждения происходящих кадровых перестановок: "По идее, Шевченко как нанятый работник должен прийти с собственником, который его представит. Пока мы не встретимся с новыми собственниками и они не докажут нам документально, что все легитимно, - мы не выходим в эфир".
Все вместе мы поехали на Гайдара, 50 - в офис ТВі.
Под родными стенами обсуждение продолжилось. Мустафа: "Я ничего не понимаю. И меня это бесит"
Рейдеры-рейдерами, а обед по расписанию. Юрий Макаров и Ирина Славинская
Анастасия Станко и Мустафа Найем
Из Американского посольства вернулся Павел Шеремет
И активно включился в дискуссию
А с Юрием Макаровым поговорил отдельно
Промежуточное решение принято: в 17.00 журналисты встречаются с Артемом Шевченко и Александром Альтманом, после чего обсуждают ситуацию между собой
В ожидании часа "Ч" я узнала, что думает по поводу происходящего Юрий Макаров
Он поддерживает мнение коллектива:
"Я знаю, кто такая Наталка Катеринчук - мне ее представили. Артем Шевченко для меня сейчас очень хороший ведущий программы "Знак Оклику" и руководитель группы журналистов. Мне его никто не представлял. И следующий вопрос: кто мне может представить Артема Шевченко в качестве директора? Господин Альтман? Я его не знаю. С тем же успехом мне его может представить дворник."
Тем временем на канал приехали Катеринчук и Кагаловский
И столкнулись с охраной:
На помощь спешит депутат от "УДАРа" Оксана Продан:
17.00. Совещание началось
Документы имеются у обеих сторон. Однако представители Альтмана оригинал никому не показывают. Обе бумаги получены в один день - документ, согласно которому гендиректором канала назначен Артем Шевченко, подписан позже
Пока Катеринчук и Кагаловский звонили журналистам, чтоб те потребовали их впустить, и обсуждали ситуацию с депутатами, я пробралась на совещание журналистов с Артемом Шевченко, Олегом Радченко и Александром Альтманом. Ситуация в ньюзруме была патовой. Эксклюзивное видео:
Юрий Макаров достал сигарету, не дожидаясь выхода из ньюзрума
Посовещавшись еще несколько минут, журналисты вышли на улицу.
А Константин Кагаловский зайти так и не смог
Из-за чего произошел очень неловкий момент: владелец канала просит журналиста провести его внутрь
На ситуацию, наконец, реагирует Андрей Шевченко и проводит инвестора. Катеринчук - нет
Депутат "Батькивщины": "Я хочу войти". Шевченко: "Так предъявите мандат!"
Константин Кагаловский отправился на закрытое совещание с журналистами ТВі. Как рассказали мои источники, он призывал сотрудников не верить обману Альтмана: "Инвестор - не владелец. Зачем ему вкладывать в убыточный канал?" - вопрошал Константин.
А на улице в это время уклонялись от ответов Шевченко и Альтман
- Что произошло? О чем вы общались с журналистами канала?
- В основном, общалось руководство канала, - ответил Александр. - Я просто подтвердил свои намерения быть инвестором. Не собственником.
- А кто собственник?
- Компания "Медиа-Инфо".
- А кому она принадлежит?
- Пока это останется коммерческой тайной. Константин Кагаловский сказал, что некоторые вопросы не хочет освещать из-за определенных юридических тонкостей. Я говорю то же самое. Если будут судебные разбирательства - тогда поговорим об этом .
- Кагаловский останется инвестором?
- Не знаю, это его право.
- Господин Радченко сказал, что вы предоставили ему некие доверенности от оффшорных фирм, которые владеют компанией "Медиа-Инфо". Скажите, каким образом вам удалось их получить?
- Я не буду говорить об этом. Канал будет работать в старом режиме, редакционная политика изменится только в лучшую сторону.
Шевченко бросил официальное: "Редакционная политика не изменится. Канал останется таким же демократичным и независимым". И увел Альтмана обратно в офис.
Журналисты остались в ньюзруме обсуждать произошедшее без свидетелей. Наталья Катеринчук осталась ждать их, и напоследок показала мне заявление, которое она написала в Генпрокуратуру:
На совещании Артем Шевченко после долгих препирательств разрешил Наталье Катеринчук и Константину Кагаловскому прийти на эфир - под полную ответственность Мустафы Найема. Однако позже выяснилось, что он изменил свое решение - даже записать синхрон с улицы не разрешил. Как я уже говорила, вечером по ТВі шли повторы старых программ. Журналисты объявили забастовку, о которой, кстати, им также не разрешили сообщить в эфире. Пришлось распространять заявление редакции в соцсетях и блогах:
Еще позже на сайте Госрегистра нашлось подтверждение тому, что гендиректором ТВі вместо Натальи Катеринчук стал Артем Шевченко:
С каждым часом выясняется все больше подробностей. Например, главреду журнала "Публичные люди" Наталье Влащенко удалось поговорить с Александром Альтманом. Он сообщил ей, что имеет общий бизнес с Кагаловским:
- Как же вы теперь? - спросила у Александра журналист.
- Бизнес есть бизнес, - улыбнулся Альтман.
Для разрешения ситуации нужен конструктивный диалог обеих сторон, заключения юристов и, главное - время. Как только появятся новые существенные подробности - сообщу вам.
Фото, видео - Медианяня