Как злейшие конкуренты подружились против интернета
Недавно я рассказывала вам о том, что крупнейшие медиагруппы страны - StarLightMedia, "1+1 Медиа", "Медиа Группа Украина" и Inter Media Group - нашли общий язык в стремлении зарабатывать на трансляции своего контента в интернете. Объединив свои усилия в борьбе с пиратами холдинги предлагают всем интернет-ресурсам присоединиться к инициативе "Чистое небо" - то есть, встроить плееры медиагрупп, через которые и будет осуществляться показ соответствующего контента.
Участники пресс-конференции опоздали на полчаса, поэтому их появление сопровождалось чуть ли не аплодисментами
Как и почему в головы правообладателей пришла эта идея, журналистам рассказал гендиректор "Медиа Группы Украина" Федор Огарков:
- Чтобы вы понимали, о каких цифрах идет речь, каждый год мы все вместе инвестируем в производство контента до полумиллиарда долларов. и наша бизнес-модель заключается в том, чтобы привлечь максимальную аудиторию, получить рейтинги и продавать рекламу крупнейшим рекламодателям. Но с приходом новых медиа (в первую очередь, интернета), появились технологии, позволяющие взять фактически любой контент, любую программу и использовать в своих целях, никого не спросив. Соответственно, возникает огромная проблема, которая сейчас обсуждается на всех уровнях.
Мы не хотим ограничивать конечных пользователей в просмотре нашего контента. Более того, мы заинтересованы в сотрудничестве с интернет-площадками, потому что это расширяет наши аудитории. Поэтому наша цель - урегулировать отношения с промежуточным сегментом, с бизнесами в интернете, и получать выгоду совместно. Пользователи продолжат смотреть контент бесплатно, и, соответственно, выиграют все стороны.
Как все это будет выглядеть, подробно объяснил глава StarLightMedia Владимир Бородянский:
- Сегодняшняя ситуация с видеоконтентом в интернете препятствует получению правообладателями (то есть, нами) денег и препятствует развитию производства контента в нашей стране. Поэтому мы предлагаем всем интернет- площадкам размещать наше видео в наших плеерах. Каждая группа будет зарабатывать, управляя продажей рекламы в своем плеере. А интернет-площадка будет получать доход от того, что на нее будет приходить большее количество пользователей, и вся банерная реклама (то, что размещено вокруг плеера) будет доставаться ей. Эта модель нам видится наиболее эффективной с точки зрения всех участников рынка. И поэтому мы предлагаем всем площадкам до 1 октября урегулировать с нами вопросы, связанные с использованием нашего видео. Такие площадки получат статус официальных партнеров, и мы, со своей стороны, намерены убеждать рекламодателей размещать рекламу именно у партнеров.
Вообще, я - за саморегулирование рынка, я в это верю. Поэтому мы должны объединить правообладателей, которые будут защищать свои права совместными усилиями. Это уже следующий этап - создание некой ассоциации, которая будет говорить рекламодателям, что к той или иной площадке юридических претензий нет, она использует контент легально. Суть выглядит так.
Глава "1+1 Медиа" Александр Ткаченко в последний момент передумал участвовать в пресс-конференции, поэтому позицию холдинга озвучила Татьяна Смирнова, директор медиагруппы по юридическим вопросам:
- Мы открыты к сотрудничеству и приглашаем как правообладателей, так и площадки, которые размещают контент.
Также мы приглашаем присоединиться к нашей инициативе государственные организации, которые занимаются подобными смежными вопросами, объединения интернет-посредников разного рода, общественные организации, экспертов. Мы готовы вместе разрабатывать эффективные (в том числе, правовые) механизмы защиты правообладателей от пиратов. И готовы сами реализовывать эти механизмы. Думаю, с учетом объединения всех сторон, эта инициатива обречена на успех.
По-моему, этого объяснения вполне достаточно, чтобы вникнуть в суть инициативы: правообладатели монетизируют контент, интернет-площадки зарабатывают на рекламе, размещенной рядом, пользователи смотрят видео бесплатно (правда, с рекламой, как по телевизору). Но пришедшие на пресс-конференцию журналисты долго не могли въехать в систему и мучили присутствующих вопросами о бедных пользователях и интернет-ресурсах, которых лишают денег.
Впрочем, спрашивали и по существу. Я попыталась систематизировать все услышанное в формате вопрос-ответ:
- Что, если люди хотят скачивать контент и смотреть его без рекламы?
Владимир Бородянский: Представьте себе мир, в котором я произвел продукт, в котором нет рекламы. Вы скачали контент, а я за это не получил денег. Вопрос: я - кто?
- Филантроп.
- Правильно, я филантроп.
А теперь давайте поймем, сколько таких филантропов сколько продукта произведут. Чудес не бывает. Если вы хотите смотреть продукт без рекламы, вы покупаете DVD. За что правообладатель снова-таки получает деньги.
- Какими будут санкции для тех, кто не пойдет на сотрудничество?
Владимир Бородянский: Есть правовое поле, позволяющее нам отстаивать свои интересы. Раньше мы смотрели на это сквозь пальцы, но с 1 октября наши юристы будут заниматься проблемой системно.
Федор Огарков: Конечно, "черный день" не наступит прямо 2 октября. Речь идет о том, что мы готовы этим заниматься, используя все методы и ресурсы, предусмотренные в рамках закона.
- Есть еще и моральный аспект. Вот девочка учится в университете, живет в разбитом общежитии, и у нее одна радость - "Холостяка" смотреть. А вы у нее радость забираете. Можно ли адекватно бороться с пиратством в объективно бедной стране?
Владимир Бородянский: Подождите, мы радость не забираем!
И вообще, мы должны работать над тем, чтобы у каждой девочки был свой Холостяк. Я искренне считаю, что мужчины должны быть более активными.
Татьяна Смирнова: Давайте вернемся к теме нашей пресс-конференции.
Владимир Бородянский: Девочка сможет смотреть "Холостяка" бесплатно - за все заплатит рекламодатель. Если вдруг рекламы не будет, мы все равно предоставим девочке возможность смотреть - наша проблема, что мы не смогли это монетизировать.
- Сможет ли девочка скачать контент?
Владимир Бородянский: Не сможет. Да, есть в этом мире какие-то ограничения.
Федор Огарков: Я прекрасно знаю, как обыгрывается в СМИ тема бедных пользователей и жирных правообладателей, которые тут уже опухли от денег. Это самая популярная история, которая, к сожалению, поддерживается журналистами. Но мы будем защищать свои права, иначе нам придется закрыть бизнесы, потому что сегодня мы теряем большие деньги.
Владимир Бородянский: Мне кажется, такое поведение в обществе все расставит по своим местам. У меня один сотрудник уехал в Финляндию, и рассказывает: "Выхожу на улицу в 7 часов утра, а все что-то делают - убирают, красят, подрезают. Они постоянно что-то делают!" - Вот и я считаю, если мы постоянно все вместе будем что-то делать правильно, то некоторые явления в нашей жизни просто исчезнут. К примеру, если рекламодатели поддержат нашу инициативу (а я уверен, что поддержат) и перестанут размешать рекламу на ресурсах с нелегальным контентом, все изменится.
- А если они будут размещать там, где дешевле?
Владимир Бородянский: Приведу пример. Вот лежат часы. Вы даже знаете, чьи они, но этого человека сейчас нет в комнате. У вас есть два варианта. Первый - украсть. Второй - набрать человека и сказать, что нашли его часы. Вы каким воспользуетесь?
- Вторым. Но вы уверены, что люди по всей стране поступят так же?
Бородянский: Вы не верите в нашу страну? Я искренне верю. Кроме того, 50% рынка - это 25-30 мировых рекламодателей. И что, они не поддержат понятные всем правила? Не разрушайте мой мир.
- А помните, какая волна поднялась, когда Ex.ua закрыли?
Владимир Бородянский: Так это другая ситуация. Мы никого не закрываем. Мы просто говорим: ты не можешь размещать наш контент, отдай назад. Или возьми, но по правилам.
Федор Огарков: Проблема с Ex.ua и прочими файлообменниками заключается в другом. Одно дело, когда вы - пользователь - переслали своему другу контент, который вам понравился. Это нормально (хотя в части стран запрещено и это). Но когда речь идет о массовой агрегации контента под видом частных пользователей, мы имеем дело с организованным бизнесом, в котором пользователь ни при чем.
Владимир Бородянский: Подумайте сами, если это "всего лишь" файлообменник, то почему кто-то размещает рекламу внутри пользовательских файлов? Есть, о чем задуматься.
В какой-то момент к спикерам присоединился генеральный директор компании Microsoft Украина Дмитрий Шимков, полностью поддержавший инициативу медиагрупп
Светлана Павелецкая ("1+1 Медиа") внимательно следила за реакцией журналистов на сказанное
- Касается ли ваше предложение видео-лайфа? К примеру, футбольных трансляций?
Федор Огарков: Спортивный контент, который наша группа закупает в рамках достаточно крупных сделок, регулируется особым образом. Правообладатели (УЕФА, ФИФА) выставляют очень жесткие требования по использованию этого контента, там регламентирована каждая деталь. Поэтому нужно разделять контент, который мы сами производим и который нам полностью принадлежит, и контент других правообладателей, который мы просто закупаем. Эфирный показ, подписка, просмотр в интернете - каждый вид прав стоит больших денег.
- Должны ли будут ресурсы, присоединившиеся к инициативе, удалить нелицензионный контент, загруженный ранее?
Федор Огарков: Ресурсам, с которыми мы договоримся, видео нужно не удалять, а просто интегрировать в наш плеер и показывать по правилам.
- Касается ли инициатива новостных сайтов? Сможет ли новостной сайт разместить на своей площадке, к примеру, сюжет из выпуска новостей?
Владимир Бородянский: Сможет. Но тоже - только по нашим по правилам.
Федор Огарков: Мы будем учитывать формат и особенности всех сайтов, которые к нам придут. Новости - такой же контент, но его рекламоемкость совершенно другая. Поэтому и условия размещения будут другими.
- Как вы будете регулировать отношения с соцсетями?
Владимир Бородянский: На соцсети должны распространяться те же правила. И, как мы знаем, они тоже движутся к заключению договоренностей с правообладателями. Это непросто, но по крайней мере, проблем с соцсетями у нас не было. Как только мы писали им бумагу, что просим удалить контент, они тут же его удаляли. Соцсети в этом отношении очень порядочные.
- То есть, вы будете договариваться с каждым человеком, заливающим видео на свою страничку?
Владимир Бородянский: Лично я - да.
- Речь идет о продукте, на трансляцию которого в интернете вы имеете права. Какой процент от всего контента канала составляет этот продукт?
Владимир Бородянский: Если говорить о StarLightMedia, это порядка половины.
Татьяна Смирнова: У нас чуть больше.
Владимир Бородянский: Тогда у нас - 55% (смеется). В общем, на 1 процент больше, чем у них.
- Как будете защищать права на остальной контент (вторые 50%)?
Владимир Бородянский: Чей контент - тот и защищает. Но если мировые правообладатели поручат это дело нам, то защищать будем мы.
- Будет ли встроенный вами плеер ограничен территорией Украины?
Владимир Бородянский: Он будет ограничен той территорией, на которую мы откроем права. Ведь часть наших шоу производится по международным форматам со своими ограничениями. К примеру, украинского "Холостяка" американский зритель, по нашему договору, смотреть не должен. То есть, для территории США просмотр этого контента закрыт.
- Как вы намерены строить отношения с сайтами, не попадающими под юрисдикцию Украины - с тем же YouTube?
Владимир Бородянский: Договор уже заключен, все регламентировано. Более того, мы уже монетизируем свой контент на YouTube, получаем за него деньги.
- Программа "Снiданок" очень часто использует фотографии просто из Google, но это выдается как целостная программа вашего производства. Возможно, стоит начать с незапятнанной репутации, чтоб потом чего-то требовать?
Татьяна Смирнова: Безусловно, правовая культура общества начинается с культуры каждого человека. И поверьте, наша медиагруппа постоянно ведет разъяснительную работу об основах законодательства в области авторского права. Естественно, она ведется в непубличной плоскости, но мы принимаем все меры, чтобы подобных случаев было меньше и меньше. И в любом случае, не пытаемся избежать ответственности - по каждому такому факту проводятся служебные расследования и принимаются меры.
Слушая все это, я пыталась представить, сколько медиагруппы собираются зарабатывать на интернет-контенте, и как они буду наказывать сайты, размещающие видео нелегально. Проблема в том, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы нанесенный пиратами ущерб превышал как минимум 10 тыс. грн, но механизмов для подсчета этой суммы до сих пор не существует. За разъяснениями я обратилась к Татьяне Смирновой, поскольку она, в отличие от остальных спикеров, работает именно в юридическом поле:
- С 1 октября вы начнете бороться с правонарушителями. Какие конкретно санкции предусмотрены? Вспомнить ту же эпопею с Divan.TV - история продолжается довольно долго, но результаты пока не очень ощутимы.
- В любом из случаев мы реагируем на нарушение наших прав путем простого обращения. Предупреждаем интернет-ресурсы и просим снять контент. Если люди упорствуют, подключаются наши юридические представители, которые действуют по отработанной технологии, защищая наши права в юридическом поле. У них есть система: по-моему, несколько раз обращаются письменно, после чего начинают привлекать правоохранительные органы, суды и т.д.
- Подсчитывали ли в вашей медиагруппе ущерб, нанесенный нелегальной трансляцией контента?
- Насколько мне известно, его подсчитать практически невозможно. Тем более, что основной идеей этого проекта является монетизация существующего контента, но никак не зарабатывание денег на штрафах, санкциях и т.д.
- Насколько я знаю, юркомпания, представляющая интересы медиагрупп, занимается разработкой схемы просчета ущерба. В чем она заключается?
- С этим вопросам лучше обратиться к ним. Я не готова говорить о деталях, потому что не в курсе.
- Тогда расскажите, как вы намерены строить отношения с сайтами, не зарабатывающими на рекламе.
- Мы предлагаем сотрудничество всем, но условия могут быть разными - в зависимости от специфики сайта, направленности, коммерческой или некоммерческой деятельности. Но в любом случае, авторские права нужно соблюдать.
После пресс-конференции к спикерам тут же подошли люди, желающие присоединиться к инициативе. К примеру, представительница Союза молодых кинематографистов - у вас, мол, гениальная идея, давайте дружить
Как видите, тема многослойная: чем глубже копаешь, тем больше вопросов возникает. Так что я к ней обязательно вернусь - как только пообщаюсь с юристами, готовящими для правонарушителей "сладкую жизнь".
Фото Иванны Зубович