"Параджанов". Премьера. Геи, феи... и судьба украинского кино
В нашем кино - как в казино: то пусто, то густо. Премьеры сразу трех крупных картин за одну прошедшую неделю - намек на возрождение украинского кинематографа или ремиссия?.. Этим, уже почти риторическим, вопросом грешили гости и журналисты на вчерашней премьере одного из самых громких фильмов года - байопика "Параджанов". Впрочем, гланым героем события стал, разумеется, сам Сергей Параджанов.
Я должна была посмотреть этот фильм еще летом, в Одессе, но обстоятельства вынудили меня пропустить показ. Поэтому на премьеру я спешила с многомесячным багажом ожиданий, слухов, чужих впечатлений и мнений. Но, к счастью, происходящее на экране быстро избавило меня от всего этого и заставило просто смотреть.
Большое счастье ленты "Параджанов" в том, что Елена Фетисова уговорила на участие в проекте сначала Романа Балаяна, а затем Сержа Аведикяна. Фильм получился именно потому, что в самом сердце его были люди, которые знали и любили Сергея Иосифовича. Их почтение к режиссеру-визуалисту и восхищение его работами уравновешивается пониманием многогранности Параджанова. Он был капризным, и требовательным, истеричным деспотом и артистичным шалуном. Благодаря режиссеру байопика и исполнителю главной роли Аведикяну, его друг на экране оживает во всех своих испостасях.
Правда, похож на тезку?
- Я счастлив, что мне дали шанс жить таким персонажем, как Сергей Иосифович. Я не мог отказаться, - говорит Серж. - Это рискованная роль, но кто не рискует, как известно, шампанского не пьет. К тому же, я знал его лично, он был для меня не мифом. Я в реальной жизни его видел, касался, чувствовал его запах. У меня была возможность не копировать его, а прожить его историю изнутри. Во время съемок я был к нему очень близок. Думаю, мы хорошо все вместе поработали над фильмом, потому что в нем была душа. Параджанов был с нами во время съемок, - прокомментировал Аведикян свою роль.
Однако, как и его герой, фильм страдает проблемой самоидентификации. Пока Параджанов решает, как снимать кино после тюрьмы, и стоит ли вообще это делать, его байопик не может определиться - быть ему авторским, фестивальным или все-таки коммерческим фильмом. И в своих метаниях от одного к другому лента, увы, немножко теряет целостность.
Пресс-конференция же прошла в другом ключе: в присутствии Екатерины Копыловой вопросы постепенно отошли от собственно фильма к судьбам украинского кинематографа в целом.
Но звездой вечера все же был Аведикян.
Елена Фетисова сразу пояснила свою продюсерскую миссию: этим фильмом команда хотела показать зрителям годы, которых больше нет. Он о том, как любили и чувствовали тогда, сейчас, и так будут жить впредь.
Аведикян, в свою очередь, рассыпался в комплиментах Украине. Он рад, что фильм будет идти большим прокатом, на украинском, и счастлив, что проект родился в стране, где Параджанов снял многие фильмы, в том числе "Тени забытых предков", и что только Украина могла довести до ума такой сложный и смелый проект. И настолько очаровал журналистов, что последующие вопросы Аведикяну все задавали с дрожью в голосе, как у влюбленной гимназистки.
Исполнительница главной женской роли, музы и второй жены Параджанова Светланы Щербатюк - Юлия Пересильд - сразу призналась, что фильма еще не видела. Зато щедро нахваливала украинскую съемочную группу. Когда Юлия впервые приехала на пробы "Параджанова" в Киев, она увидела фанатиков, чья студия была завешена коллажами мэтра, художник-постановщик уже клеил какие-то детали декорации. Вся группа жила фильмом, поэтому процесс был для нее очень интересным.
А дальше залом безраздельно завладел Серж:
- Я не могу сказать, что мы сняли великое кино, шедевр. Наверное, об этом могут говорить только зрители. Критики. Дети. Я же могу только сказать, что мы сняли интересное кино. Фильм, который позволяет увидеть Параджанова таким, как мы его запомнили, каким он нам представлялся. Мы хотели показать, с какими проблемами и вопросами он сталкивался в своей жизни и творчестве в то время, какие проблемы и вопросы возникают сейчас для режиссера и человека. Что изменилось, что осталось неизменным. Я рад, что в фильме нет карикатур. Даже КГБшники в фильме - живые люди со своими историями.
- Не думаю, что я похож на Сергея Иосифовича - это магия кино. Дело не в бороде и так далее, дело в художественности. Это зритель у себя в голове находит сходство.
- Чтобы играть Параджанова, надо было уметь сдерживать себя. Нужно было передать все трагическое одиночество этого персонажа, а не ту провокаторскую игру напоказ, которую он любил иногда устраивать. Переиграть легко, а сдержанно показать трагедию сложнее.
Тут возвышенный тон беседы перебил киновед Александр Рутковский...
... и задал главный, по его мнению, вопрос
Ответ на вопрос о сексуальной ориентации Параджанова в фильме был дан достаточно прямо, но Аведикян подтвердил для все еще сомневающихся: да, Сергей Иосифович был геем. И да, это совершенно нормально. Однако тему закрыть не удалось - видимо, мало что изменилось в общественном сознании украинцев со времен Параджанова. За мужеложество на пять лет в тюрьму, возможно, не посадят, но остаркизму подвергнут по полной программе - что и засвидетельствовали своей реакцией некоторые присутствующие. Стыдно, господа. Двадцать первый век на дворе.
Госпожа Копылова приняла огонь на себя и увела вопросы в менее агрессивную, хотя тоже спорную плоскость - о судьбе украинского кинематографа.
Копылова: "20 лет люди плакали на могилке украинского кино. А оно ведь не не мертво вовсе"
О своей главной амбиции - вернуть Украине статус кинематографического государства - Екатерина подробнее рассказала мне после пресс-конференции. В частности - о том, что стране было бы неплохо позаимствовать опыт Польши, где смотрят кино собственного производства. О том, что стране нужно воспитывать поколение зрителей, привычное к фильмам на родном языке, с родными пейзажами, о родных проблемах, именно поэтому детское и подростковое кино для них сейчас одно из самых приоритетных. И что три украинские премьеры подряд - счастливое стечение обстоятельств, которому она очень рада. Ведь только такое необычное событие может заставить зрителя поверить, что его кино возродилось, оно доступно к широкому просмотру, оно на расстоянии вытянутой руки.
Серж Аведикян, противник ложной скромности, похвалил еще раз высокий профессионализм украинской команды, и тут же заставил ее встать по струнке - оказалось, что вся галерка была оккупирована членами съемочной группы
Ну а спонсор украинского проката, такой же армянский, как и сам Параджанов, вручил трем счастливым журналистам высокоградусные призы
Пока журналисты приставали к съемочной группе с дополнительными вопросами, господин Рутковский, так и не удовлетворившись прерванной дискуссией о секс-меньшинах, топил горе в коньяке...
А Денис Иванов из компании Arthouse Traffic (дистрибьютор "Параджанова") рассказал мне о прокатных планах на фильм
Денис следил за фильмом "Параджанов" буквально с пеленок картины: и когда на профессиональной секции Одесского кинофестиваля делались первые питчинги картины, и когда через год показывали первые фрагменты work-in-progress. Воспользовавшись служебным положением, право на прокат фильма в Украине Денис забронировал задолго до окончания производства ленты - вот кто продуктивно работает за кулисами Одесского МКФ. Иванов добавил, что "Параджанова" выпускают на 20 экранов, через неделю добавят еще 7-8, так что прокат можно считать очень широким.
В это время Владимир Филлипов активно агитировал гостей появиться на премьере "Ивана Силы", назначенной на следующий день
А Алик Шпилюк выпытывал мнение о картине у тех, кто успел ее посмотреть
Анатолий Ярема с другом, утомившись позировать фотографам, решили укрыться в зале - в ряду для поцелуев
Юлия Пересильд наконец-то встретилась с вдовой Параджанова Светланой Щербатюк, ведь всю съемку общаться напрямую им не позволяли режиссер и продюсер
Нина и Тоня Матвиенко с нетерпением ожидали начала премьеры
а Ирма Витовская отмахивалась от журналистов
Подытоживая сбивчивую дискуссию, скажу от себя: "Параджанов" действительно воплощает в себе все современное украинское кино, которое, как выпускник школы, не знает, куда бы употребить свой потенциал. Оно хочет быть необычным, экспериментальным и авторским, но чтобы его при этом все любили и хвалили.
Будь это американский байопик об американском режиссере, критиковали бы "Параджанова" значительно меньше, как заметил Денис Иванов. И был прав - ведь в толпе значительно легче прикрыться, в сравнении всегда где-то можно выиграть. А "Параджанов", хоть и часть хет-трика премьерной недели украинского кино, но сравнивать его с "Иваном Силой" или "Вечным возвращением" можно только с оглядкой на страну-производителя. Я считаю, что для такого сложного жанра "Параджанов" - несомненная победа. С чем и поздравляю его создателей.
Фото Иванны Зубович