Билл Холшевников: «Ученье - свет. Неученье - расфокус и дорогой постпродакшен»
Первый промо-слоган, придуманный Создателем - «Да будет свет» - до сих пор не утратил своей актуальности. В том числе в кинопроизводстве, которое, по мнению Билла Холшевникова, именно с него и начинается. Он же стал лейтмотивом двухдневного семинара, проведенного известным оператором в одном из павильонов киностудии FILM.UA по приглашению ОПТА, специалистов на рынке видеотехники. И божественную природу света лауреат «Эмми» доказал на пальцах - точнее, с помощью дорогого и не очень оборудования.
Признанный мастер постановки и съемки (со мной даже случился небольшой припадок обожания, когда я узнала, что он снимал документальный фильм для Дэвида Аттенборо) с гордостью называет себя осветителем и готов доказать каждому, что на съемочной площадке нет более важного человека.
Не буду пытаться вложить два дня физики, техники и искусства в один скромный обзор. Скажу лишь, что вокршоп удовлетворил как полных новичков, которые имели весьма отдаленное представление о постановке света, так и профи, которым камера заменила жену. И предсказание Билла сбылось - он навсегда сломал мозг всем, кто прослушал его лекцию. Теперь, глядя на картинку в кино или фото в журнале, я лично буду думать о том, как был поставлен свет. Предлагаю и вам поиграть в эту игру.
Истины, которые Билл старался донести до слушателей, просты, как Старый завет: учи матчасть и физику света. Нужно уметь обходиться малым - в том числе одной лампой и простыней, если нет другого выбора. Продюсеры и режиссеры не знают о съемках того, что знаете вы, и знать не обязаны. Так что иногда можно и соврать - лишь бы выполнить задачу, и картинка в кадре зазвенела. Все эти постулаты были присутствующим вроде бы не в диковинку, ведь собрались здесь сплошь профи кино- и телебизнеса. Свои делегации прислали «Украина», «5 канал», Плюсы, региональные телеканалы и информагентства, а операторы СТБ вообще заявились почти полным составом.
Пробежавшись легким аллюром по основным законам оптики и техническим характеристикам камер и линз, Билл продемонстрировал парочку видео и показал, как освещать предметы вроде игрушечной машинки. И аудитория расслабилась, а зря - пришло время тренироваться на кошках. То есть, на добровольцах всех пород и мастей - в кепках и очках, лысых и волосатых, молодых и не совсем.
На экране создавался эффект интервью конкурсанта в реалити-шоу, что немедленно подтвердили в зале звучным шепотом: «О, Мастер-шеф!»
В реальности же картинка выглядела несколько более сложной
Администратор площадок FILM.UA тут же подсуетился с декорациями...
... благо, на студии чего только не отыщется
Вот так простой павильон за две минуты превратили в сложный интерьер
Но впереди было еще много фокусов. Как цирковой иллюзионист, с помощью двух ламп, простыни и пенопластовой доски Билл создавал вселенную. Изумленная публика ахала, а опытные операторы хмыкали: с простыней мы каждый день работаем, покажите нам новые технологии, ЛЕДы, С7.
Аудитория разделилась на ботанов и чайников
Совершенно очевидным это стало в перерывах. Пока профессионалы обсуждали за кофе свое...
Билл втихаря рассовывал по карманам конфеты, чтобы угостить свою девушку - американку украинского происхождения и большую любительницу наших кондитерских изделий. Новички же пытались переварить полученную информацию
Но не успела публика оправиться от первого шока, как белый экран заменили зеленым, и Билл постарался вложить весь свой 20-летний опыт съемок на зеленке в полтора часа мастер-класса.
Опыт, как вы видите, у Билла разнообразный. Вплоть до розовых бегемотов
Главный же посыл от Холшевникова - как снимать людей, чтобы постпродакшн потом не клял оператора на чем свет стоит
Как только курсанты совладали с камерой, которая оказалась умнее присутствующих и сама переключилась в автоматический режим...
...желающие получили возможность применить полученные навыки на практике, отсняв интервью на фоне задворков киностудии и пугая проходивших мимо киношников марсианским энтузиазмом
Я же, как не претендующая на лавры великого оператора, решила пообщаться с главными виновниками мероприятия.
Пришлось, правда, нарушить мирное уединение директора по продажам на территории России и СНГ ARRI Александра Бугрова, Билла Холшевникова и главного оператора ТРК «Украина» Вячеслава Кучеренко.
Для начала, Александр рассказал мне, как и почему был собран этот семинар:
- Дело в том, что компания ARRI давно присутствует на телевизионном и кинорынке Украины. И мы уже много лет ощущаем необходимость привезти специалиста, который рассказал бы, как работают люди в Европе, в Америке. На последней выставке в Лас-Вегасе мне удалось поговорить с Биллом, и он сразу согласился. Я объяснил ему, что у нас на рынке чувствуется дефицит кадров - не хватает осветителей, операторов. Осталась старая школа, но они не всегда умеют работать с новыми технологиями. Так и родилась идея, но мы вынашивали ее еще года полтора. И вот наконец с помощью ОПТА мы все и организовали. Спасибо и Patriot, и FILM.UA, которые помогли мероприятию так хорошо состояться.
Мы не планируем оставлять это все в небытие. Мы протоптали дорожку, людям, похоже, понравилось, так что семинары будут продолжаться. Зачем? Мы хотим, чтобы люди знали все новинки рынка кинооборудования. Наша доля на рынке достаточно большая, нам не нужно заявлять о себе. Проблема рынка сбыта во всем мире, и в нашем регионе в частности, заключается в том, что профессионалы не всегда знают, как работать с продукцией. Иногда операторы думают, что можно взять восемь китайцев, которые некачественные, вместо двух качественных приборов, и из-за этого плывает вся картинка. Мы не рекламируем на семинаре свой товар. Понимание того, что нужно нас покупать, придет само по себе, если наши профессионалы будут знать о технологиях больше.
Вячеслав Кучеренко, рядом с которым мне посчастливилось сидеть весь второй день семинара, комментировал все происходящее на экране. Не поинтересоваться мнением такого мэтра о происходящем было бы преступно.
- Я не могу сказать, что узнал что-то новое. Но знания всегда нужно обновлять и поддерживать. А вот что меня удивило на семинаре - в Голливуде, оказывается, те же проблемы, что и у нас. Я работал с коллегой Билла, с которым он сотрудничает в США, и он помогал нам делать ньюсрум, поэтому, конечно же, все, что он рассказывал и показывал сегодня, я уже так или иначе слышал. Ну и хорошо, что не рекламировали излишне приборы. Показали новые технологии - да, они отличные, но неоправданно дорогие. Но так поначалу было и с Кинофло, и с любой техникой в конце концов. Подождать буквально годик, и они подешевеют. Но учиться с ними работать надо, конечно же.
Подойдя к Холшевникову с диктофоном, я узнала неожиданную деталь:
- О, вы записываете? Меня никогда не записывали раньше, за все 25 лет проведения воркшопов, - удивился моему журналистскому интересу Билл. И начал вещать:
- Я еду с воркшопами по шести странам этого региона. Ваш рынок растет невероятными темпами, и меня попросили познакомить здешних медийщиков с новыми технологиями, рассказать о принципах работы в Голливуде. Я согласился сразу. И это не имеет никакого отношения к тому, что мой дед был белорусом, прабабка грузинкой, а девушка моя имеет украинские корни, это как раз совпадение. Но мне было очень интересно увидеть все эти страны. Я делал освещение в Румынии, в Польше, в Хорватии. Но до Украины доехал впервые. Я мог работать с Вячеславом над ньюсрумом ТРК «Украина», но у меня тогда были съемки, и сюда приезжал мой коллега.
Что касается курса, то он, конечно, интересней начинающим операторам и осветителям. Ребята, которые давно в этом бизнесе, знают все то, что я сегодня рассказывал - хотя иногда вспомнить основы не лишне. Но для того, чтобы я мог рассказать им что-то новое, нужен намного более длительный курс, и очень много подготовки. Я показывал очень базовые приемы, устанавливал свет за две минуты. На сложные постановки мне понадобится день, иногда два - а сама демонстрация займет пять минут. Это совсем другой формат обучения. Естественно, это недешево.
На выходе такого семинара я хочу видеть образованных людей. Я считаю, что большинство проблем в нашем бизнесе - и во всем мире, во всей вселенной, если разобраться - от незнания и необразованности людей, от того, что они мало что понимают. Любое образование - это добро. Даже такой небольшой курс поможет создать в Украине кино- и телепроизводство лучшего качества, соберет группу людей, которые хотят это дело развивать. Более образованные люди принимают более верные решения, и курсы помогают им избежать ошибок и лишних трат. В Украине и всех остальных постсоветских странах, которые так долго пыталась забить Россия, должна развиваться индустрия. Мощный кинобизнес поможет вам привлечь инвесторов. В конце концов, от образования выигрывают все.
Я много рассказываю о манипуляции заказчиков и звезд. Это как раз для начинающих в нашем бизнесе. Для молодого оператора достаточно сложным испытанием становится работа со звездами и их капризами, продюсерами и их претензиями. Они часто ведут себя как дети, и нам приходится с ними нянчиться. Мне несложно поделиться опытом, как свести стресс от таких истерик к минимуму. Когда звезда счастлива и продюсер счастлив, оператор тоже счастлив.
Главная мысль, которую я хочу донести до операторов в Украине - и в Китае, и в любой другой стране - у нас одни и те же сложности и проблемы. Где бы мы ни снимали кино, в Голливуде или в Словении, мы сталкиваемся с теми же трудностями. Мы все работаем с маленькими бюджетами в сложных условиях - есть лишь крохотная горстка проектов, на которых можно делать почти все, что захочешь. Но если ты оператор, даже с «Эмми» или «Оскаром», ты работаешь и над высокобюджетным кино, и над рекламой, и над социальными роликами, и на малобюджетных документалках. Иногда тебе выпадает джек-пот, и у тебя есть все оборудование, о котором можно только мечтать. А иногда ты едешь за тридевять земель, и в грузовике бьется все оборудование, и у тебя одна лампа на все про все. А иногда из бухгалтерии тебе заявляют, что нет денег на объективы или на освещение. Главное - не нервничать. В этом бизнесе все очень страстные люди, любят покричать. Если хотите жить долго - не переживайте по мелочам.
Когда я называл свой воркшоп «Сила света», я не думал, что меня будут считать евангелистом, а когда осознал, было поздно. Но я отношусь к этому с юмором.
Что меня поразило в украинской телепродукции, когда мы с девушкой вечером в отеле смотрели телевизор, так это качество клипов. Клипы у вас замечательные. Новости я, правда, не посмотрел, но я и дома их не смотрю. У нас в США новости стали такими предвзятыми, что дома я смотрю только комедийные каналы и документальные фильмы про природу...
А что же думают о семинаре по другую сторону «кафедры»? Анна Травинцева, продюсер ТОВ ИА «Уикенд» из Кременчуга, развеяла все мои сомнения.
Анна успевала и учиться, и раздавать комментарии, и даже помогала готовить декорации для мастер-классов. Вот оно, лицо настоящего продюсера
- Впечатления от воркшопа самые замечательные, другого и не стоило ожидать. Я представляю когорту людей, к которым у Билла больше всего профессиональных претензий, то есть продюсеров. Я даю работу операторам, принимаю ее и продаю. Билл в первых же своих постулатах заявил, что мы работаем с приборами ARRI, но мы учимся ставить свет - так и получилось. Это не была двухдневная презентация товара, а настоящий мастер-класс. Все получилось очень доступно, информативно и по-американски. В США вообще любят простые схемы. Прелесть семинара в том, что все, чему нас научили, оказалось применимым. Я очень многое поняла об операторской работе и собираюсь применять это на практике. Более того, у нас есть благотворительная детская студия. И, вернувшись домой, я попробую снять с детками мультфильм подручными средставми - с настольными лампами и подставками для книг в качестве отражателей.
На нашей студии мы не работаем со светом. У нас он есть, у нас есть доступ к оборудованию, но в силу того, что не было практики, я никогда не ставила задач по работе со светом. Из-за этого мы всегда в основном снимали на улице. Теперь будем пробовать.
Я услышала от Билла то, о чем в Украине редко говорят: заказчик прежде всего. Главное - удовлетворить клиента. В моей практике все иначе: наши операторы считают, что все должны их слушать, раз они профессионалы. Билл не просто так после тридцати лет в Голливуде говорит иначе. Для него главное - выполнить требования клиента. Это поведенческий, ментальный урок, который я хотела бы донести до наших специалистов.
Что ж, каждый извлек для себя свои уроки из этого семинара. Кому-то он оказался полезным с технической, а кому-то и с философско-человеческой точки зрения. Кто-то понял, что скупой платит дважды, а кто-то, наконец, сообразил, как помириться с ребятами из постпродакшена. В этом и заключается магия профессионального образования - все получили заряд вдохновения и почувствовали, что стали чуточку лучше. Надеюсь, это найдет отражение на наших теле- и киноэкранах.
Фото Иванны Зубович