«Битва хоров» во Львове. Долгая дорога к рекорду
После битвы при Бородино художники-баталисты остались не у дел: не было подходящей натуры. Но, кажется, и на их улице грядет эффектный коллективный махач. Через две недели на канале «1+1» стартует одно из самых ожидаемых шоу сезона - вокальный проект «Битва хоров», за перипетиями которого и я - как заслуженный артист массовых сцен - слежу с повышенным вниманием.
Большому шоу - большое промо: ограничиваться привычными инструментами пиарщики проекта не стали. И организовали во Львове масштабное мероприятие, в ходе которого в Книге рекордов Украины было зафиксировано новое достижение. Почему во Львове? Там намного меньше проблем с организацией, и часть из них взяла на себя администрация города. А вот хоровых коллективов в Западной Украине больше, да и погода в день акции обещала не подвести... Только Киев, словно обидевшись на Плюсы за непатриотичный демарш, до последнего не отпускал участников мероприятия во Львов. Впрочем, обо всем по порядку.
Акция заключалась в следующем: все хоры города в минувшую субботу должны были собраться на львовской Площади Рынок, чтобы под руководством главного хормейстера «Битвы хоров» Рубена Толмачева исполнить песню «Щедрик» - и таким образом поставить рекорд.
Координаторы акции из Sister`s Production прибыли во Львов заранее, а Рубен со своим коллективом ManSound, ведущий «Битвы хоров» Юрий Горбунов, главный продюсер «1+1» по развлекательным форматам Анатолий Ерема и киевские журналисты должны были прилететь за пару часов до начала флешмоба. Но из-за густого тумана, окутавшего Киев еще в пятницу, вылет самолета задерживался, и столичному десанту довелось просидеть в аэропорту Борисполь долгих пять часов:
Поначалу самолет задержали всего на 1,5 часа, поэтому нервничать никто не собирался - Ерема, Горбунов и Толмачев что-то весело обсуждали, уединившись за самым дальним столиком кафе
А журналисты и пиарщики Плюсов развлекались, фотографируясь с Иво Бобулом, случайно оказавшимся в терминале и скучавшим в ожидании своего рейса
Случайно здесь оказалась и участница «Евровидения» Алеша: перекинувшись с Горбуновым парой слов, певица ретировалась. И стало совсем скучно
А самолет задержали еще на 1,5 часа. Горбунов попытался перевести ситуацию в более веселое русло и какие-то время поддерживал боевой дух собравшихся, развлекая их курьезными историями об авиаперелетах в лихие 1990-е
А кто-то, пользуясь задержкой и бесприпятственным «доступом к телу», успел взять интервью и тут же, не отходя от кассы, расшифровать его
Новое объявление о задержке заставило организаторов понервничать: понимая, что к началу флешмоба киевский десант не успевает, находившимся во Львове сотрудникам продакшена дали установку удерживать хоры и зрителей, собравшихся на площади, любыми способами - вплоть до приглашения местных массовиков-затейников и музыкантов. Параллельно отрабатывался план проведения акции без киевских гостей - на случай, если самолет и вовсе отменят... Но из Львова приходили исключительно хорошие вести: собравшиеся на флешмоб хоры, пользуясь заминкой, вовсю распеваются, а развлекать никого не нужно - львовяне с удовольствием наблюдают за происходящим, и количество зрителей только увеличивается.
Музыканты из ManSound и журналисты, не участвовавшие в мозговом штурме,
заскучали окончательно. «А Иво Бобул уже отпел, получил гонорар и бухает», - вздыхали собравшиеся
У Горбунова тоже закончились веселые истории
и тут - о чудо! - объявили посадку
Юрий возмущался, что летит эконом-классом вместе с простыми смертными
Прибыв во Львов, измученные Борисполем музыканты и журналисты бросились на Площадь Рынок. По-летнему теплая погода мгновенно подняла настроение приехавшим,
а волшебники из секстета ManSound, в рекордные сроки успевшие переодеться в смокинги, быстренько активизировали толпу, собравшуюся на площади.
Несмотря на форс-мажорную ситуацию, рекорд таки был установлен
37 хоров, ManSound и около 1000 зрителей исполнили песню «Щедрик»,
что тут же зафиксировал представитель Книги рекордов Украины Виталий Зорин
Форс-мажор - еще не повод для минорного настроения
Такой массовости не знали даже видавшие виды львовяне
Для закрепления эффекта ManSound исполнил еще несколько композиций - от джазовых стандартов до «Червоной Руты», которую снова пела вся площадь
Кое-кого на действо влекла не только музыка
Надеюсь, жена Рубена этого не увидит
Страсти улеглись, рекорд установлен - самое время поделиться достижением с журналистами.
Воспевать «Битву хоров» поручили все тем же Анатолию Ереме, Юрию Горбунову и Рубену Толмачеву, к которым присоединилась креативный продюсер проекта Наталья Сукач
Показав промо проекта, спикеры рассказали:
- о репертуаре хоров. Половина песен - русско- и украиноязычные, половина - на иностранных языках, все в неожиданных аранжировках;
- о сюрпризах шоу. Каждый эфир будет начинаться выступлением сводного хора из 120 человек;
- о нововведениях в адаптации формата. Это - расширенные кастинги и рассказ историй участников от лица звездных тренеров.
... а также о том, что над проектом работает съемочная группа из 300 с лишним человек, а на репетиции участников в вокальных и балетных классах ушло более 300 часов. И это без учета репетиций перед гала-концертом и самостоятельной работы хористов.
Как заверили журналистов руководители проекта, ни один из хоров не будет статичен - для этого с ними занимаются балетмейстеры и главный хореограф шоу Николай Бойченко. И это тоже можно считать украинским нововведением - в Финляндии, к примеру, движения хористов ставились на полуторачасовом генпрогоне, а у «Систерс» все делается заранее.
- У нас прекрасные судьи, - заверила Наталья Сукач. - Нина Матвиенко может отличить друг от друга такие ноты!
- И вышла из Хора Веревки, - мягко направил Рубен далекого от музыки продюсера в нужное русло.
- Михаил Турецкий знает, как создать хор, - продолжила Наталья.
- И как его продать, - пошутил Толмачев.
- Анатолий Ерема знает, чего хочет зритель и видит, какой хор попал в цель, - обосновала Сукач неожиданный выбор продакшена. - В нашем шоу будут не только песни и танцы, но и любовь, меняющая жизнь, слезы звезд, две загипсованные ноги, сложная операция...
- Больше года мы готовились к съемкам - хотели, чтобы у проекта был эффект гранаты. И он действительно взорвался, - подытожил Ерема. - Я это видел, пока сидел в жюри.
Перешли к вопросам, и одним из первых в них прозвучало имя Гарика Кричевского - никто из журналистов не верил в потенциал этого тренера:
- Давайте проведем эксперимент: выйдем на улицу и спросим, сколько людей знают песню «Киевляночка», - перешла в оборону Наталья.
- Гарик - прекрасный харизматичный артист, и ему есть что сказать хору. К тому же, разве было бы интересно, если бы все наставники были одинаковыми? Вот вам не нравится кандидатура Натальи Гордиенко. А мы будем защищать ее руками и ногами, потому что ей хватит запала порвать всех, только чтобы доказать, что свежий артист не отличается от монстров сцены и имеет такие же шансы и качества, чтобы повести свой хор к победе.
Когда добрались до курьезов и скандалов на площадке, Юрий Горбунов вспомнил вот что:
- Один из наставников очень хотел поэкспериментировать и посмотреть, как песня Леди Гаги прозвучит в исполнении фольклорного хора. Хор устроил бойкот, скандалил и упирался до последнего, но наставник настоял на своем. Результат удивил всех...
Во время пресс-конференции мне показалось, что Рубен - преподаватель консерватории, музыкант с мировым именем, коллектив которого великолепно исполняет и классику, и джаз - немного лукавит, защищая кандидатуру Кричевского. Но и в беседе тет-а-тет хормейстер упрямо продолжал гнуть эту линию:
- Ни для кого не секрет, что продукт, который выдает эстрадный исполнитель, это верхушка айсберга. И если человек одномерный и плоский, его продукт не будет удачно продаваться, - заверил меня Толмачев. - Гарик - это человек, который слушает «Чикаго», который поет «Земля, ветер, огонь», просто он нашел свою нишу, в которой себя комфортно чувствует. Но это совершенно не говорит о том, что его музыкальный интеллект ограничивается шансоном. Это же касается и остальных звезд: они органично чувствуют себя в том, что они продают, но количество их музыкальных идей не заканчивается на этом. Может быть... я даже уверен: то, что они не могут реализовать сами, в силу вокальных данных, сложившегося имиджа и т.д., они с удовольствием реализуют в своих хорах.
- То есть, творческих конфликтов на площадке не возникало?
- Нет. Но звезды проникали в процесс с разной степенью глубины, и это будет видно на экране. Кому-то было очень интересно, кто-то полностью отказался от всех концертов и дневал-ночевал со своими исполнителями, а у кого-то не было такой возможности или желания. Но работа по этому поводу не останавливалась, ведь за каждым звездным тренером стояла команда профессионалов, которая в нужный момент подхватывала все это. Некоторые из звездных тренеров несли четко сформированные творческие идеи, другим мы эти идеи подсказывали или помогали реализовывать, поэтому в целом это было встречное явление.
- А как у вас сложилось с графиком? Все-таки, ManSound - активно гастролирующий коллектив, а тут - 300 часов репетиций.
- Ко мне на канале отнеслись очень лояльно. И в общем, я везде успел.
- И сколько времени вы провели на проекте?
- Отъездил на все кастинги, а начиная с 1 сентября - практически круглосуточная работа. Мне было на кого оставить процесс, потому что у нас собралась крепкая команда хормейстеров. Но, конечно, больше, чем на 48 часов, я не отлучался.
- Можете назвать имена хормейстеров?
- Вилен Кильченко, который поет со мной в ManSound, Ольга Нека - участница многих телевизионных проектов, Елена Разумная - в «Голосе страны» принимала участие, Миша Мандаловский и Юра Маслянка - из вокального коллектива Ad Libitum, Алена Соловей - педагог института музыки им. Глиэра, хормейстер женского хора, очень креативный и крепкий специалист. Участницы джазового коллектива Beauty Band Лена Пономаренко и Лена Дьяченко... Пожалуй, всех назвал.
- Этих людей вы привели в проект?
- Да, это одна из моих функций.
- Подбор репертуара тоже был за вами?
- Нет. У нас есть музыкальный редактор, есть руководство канала, есть звездные тренеры - каждый со своей стороны составил о-очень широкий список, в том числе и я. По каждому эфиру, по каждому хору - там фигурировало порядка 300-400 композиций. А потом путем коллективных размышлений композиции отсеивались. Можно сказать, что из предложенный мной вещей процентов 45 зашло.
- Сегодня говорили, что хоры будут петь рок-баллады, композиции из мюзиклов, украинскую музыку, а прозвучит ли в проекте классика?
- Фрагменты классики.
- Какие-то попурри?
- Не скажу (улыбается). Хор - это интересная штука, его можно разбить на многочисленное количество частей, и каждой поручить свою идеологию - вы все услышите. У нас звучат фольклорные веснивки и Леди Гага, текст Реквиема в группе «Кино» - все очень по-разному.
- Как обстояло с правами на композиции?
В этот момент к беседе присоединилась Наталья Сукач, и ответ на этот вопрос Рубен делигировал ей:
- Мы позвонили Леди Гаге (смеется).
- А если серьезно? Очищали права?
- Да, у нас есть определенная музыкальная база, которую мы можем использовать - как, наверное, у всех, каналов, которые делают вокальные шоу. И есть часть песен, которые мы очищали. То, что нам сильно хотелось, мы плакали, и нам покупали.
- Были композиции, договориться о которых было сложно?
- Честно говоря, нет. Наоборот было очень приятно и душевно. Я открою вам секрет: мы будем исполнять песни наших звездных наставников. Они совершенно радостно написали бумажку, что дарят нам свои песни - это было особенно приятно.
- На кастингах вы заявляли 160 участников, но в итоге их 120...
- Это связано с тем, что во время кастингов мы не могли определиться, по сколько человек будет в хорах - по 20 или по 15. В итоге пришли к 15-ти. Потому что в разных версиях формата по-разному: в России, к примеру, их 20, в ЮАР и Австралии - 15.
- Так удобнее работать или не хватало ярких исполнителей?
- Нет, всего хватало. Массовость и масштабность - это, безусловно, круто. Но людям важно понимать, кто для них поет. Когда 20 человек, сложно сделать акцент на каком-то одном, сложнее донести истории людей. Когда их 15 - легче запомнить лицо хора, легче идентифицировать участников.
- Также заявлялись некие форматные изменения в финале. О чем шла речь?
- Думаю, это касается не только финала, а всех эпизодов. У нас будут петь не только хоры.
- Этого нет в формате?
- Нет. Скажем так: в какой-то момент хорами станут наши звездные наставники.
- Это было их желание или предложение со стороны продакшена?
- Изначально - со стороны продакшена, но как тренеры включились в проект, их стало невозможно выгнать со сцены.
- Сколько программ запланировано? Вот столько! - смеется Наташа. - Не скажу, потому что вы сразу посчитаете, кто и как у нас выбывает.
Напомню, выбывать из проекта хоры начнут с первого же конкурсного эфира, перед которыми - еще два эфира кастингов. Премьера шоу состоится 10 ноября в 20:15.
От ответов на вопросы о финансовой части проекта и таинственных заменах в судейском и тренерском пулах, Наталья воздержалась - поскольку отвечает лишь за креативную составляющую «Битвы хоров». Впрочем, совсем без ответа они не остались... А кому пришлось отдуваться - расскажу вам в ближайшее время.
Фото - Александр Аврамчук