Лозница, Алферов и все, все все: Лубянка, верните Сенцова!
Пока нить судьбы крымского пленника Олега Сенцова теряется в подвалах Лубянки, его картина «Гамер» пробивает путь к своему зрителю. К чему приложили руку и неравнодушные из киноклуба NoName, где вчера прошел показ дебютной ленты режиссера.
Народ в ожидании «Гамера»
Обычно перед показом в киноклубе можно вкусно перекусить. Но в этот раз миссия акции – поддержать Олега и его семью морально и материально.
А к зрелищам вместо хлеба прилагается только вода
Но зрители пришли не ради буфета
В ожидании собственно показа пришедшие развлекали себя, чем могли:
свежей кинопрессой,
общением,
раздумьями о судьбах украинского кино
Вся касса отправляется в копилку семьи Олега. К сбору средств мог присоединиться каждый
Пока гости собирались, мне удалось узнать у Полины Толмачевой - директора по маркетингу и PR кинокомпании FILM.UA GROUP и идейного вдохновителя показа «Гамера» в одном лице - о подробностях инициативы.
- Как родилась идея провести этот показ?
- Очень хочется помочь Олегу, поэтому мы решили показать его фильм. Он не выходил в широкий прокат, его мало кто видел, но многие уже наслышаны. Нам с Андреем Алферовым показалось хорошей идеей таким образом привлечь внимание к ситуации Олега, помочь ему материально и оказать моральную поддержку. Кроме того, это действительно хорошее кино. Регистрация на киноклуб прошла достаточно быстро, а это говорит о том, что интерес и к «Гамеру», и к самому Олегу в обществе есть. Мы надеемся, что это не последний подобный показ. Например, во Львове скоро будет кинофестиваль, в программе которого тоже значится «Гамер». О широком прокате речь пока не идет (на то есть юридические причины), но что касается ограниченных показов в небольших залах – я считаю, надо это развивать.
- Кому-то пришлось отказать в регистрации из-за ажиотажа?
- Ажиотаж действительно был, регистрация прошла в один день. Зарегистрировалось 150 человек, а посадочных мест у нас всего 100. Позже нам и звонили, и писали те, кто не успел зарегистрироваться, и мы старались не отказывать, приглашали приезжать и уже на месте смотреть по наполнению зала.
- Повторите ли показ для тех, кому не удалось на него попасть сегодня?
- Да, но на другой площадке. Надеюсь, эта инициатива найдет отклик в обществе, и, возможно, следующий зал, где покажут «Гамера», будет побольше.
Тем временем, гости кинотеатра «Правда» занимали места.
Зал медленно, но уверенно заполняется
Полина Толмачева и Алена Стародубова (ивент-менеджер FILM.UA): кворум в зале есть
Андрей Алферов дошлифовывает презентацию картины - и сюрприз зрителям
Съемочная группа «Плюсов» приехала работать, а не развлекаться
Зал заполнен – пора начинать
Инициатива переходит к бессменному ведущему киноклуба Андрею Алферову, и маститый кинознаток вкратце напоминает собравшимся историю Олега Сенцова.
И пересказывает его одиссею о «Гамере»
Картина вышла в 2011 году, но, как часто бывает у нас в стране, сначала получила признание за пределами Украины - на международном кинофестивале в Роттердаме. У нас об Олеге и его фильме слышали немногие, пока режиссер не попал в застенки российских спецслужб. Кстати, еще до задержания Сенцов выиграл питчинг и нашел инвесторов для второй картины - «Носорог». Дело уже подходило к подписанию контракта, но режиссер отложил работу над фильмом из-за своей общественной деятельности. А теперь проект вынужденно заморожен до лучших времен.
Пришли поддержать Сенцова и коллеги по кинобизнесу. Главный носитель артхауса в украинские массы Денис Иванов
с супругой Мариной Шух
А вот и обещанный сюрприз: в зале с помощью скайпа оказался еще один именитый украинский режиссер.
Именно благодаря Сергею Лознице мир узнал о судьбе Олега Сенцова
Триумфатор Каннского фестиваля не раз высказывал поддержку Олегу, и даже объявил бойкот российским журналистам. А с гостями киноклуба был разговорчив и приветлив.
- Сложившая ситуация – абсолютно дикая. Конечно, в первую очередь мы говорим об Олеге, он известен, но вместе с ним есть и его друзья по несчастью, которые также в числе арестованных. Уже 24 дня они находятся в сумраке ночи. Сейчас нам всем нужно читать Варлама Шаламова, внимательно читать и извлекать уроки. К сожалению, сегодня мы собрались по грустному поводу. Я не понимаю, как в Сочи может проходить кинофестиваль, в то время, когда в Москве сидит в плену кинорежиссер – коллега всех тех, кто там собрался. Я даже не слышал ни одного голоса с «Кинотавра» в защиту Олега. Это многое говорит о тамошней публике.
Собравшиеся в кинотератре «Правда» страстный спич Сергея встретили аплодисментами
Когда со вступительными речами покончили, слово передали собственно экрану. Сюжет «Гамера» пересказывать бессмысленно – фильм очень атмосферный, душевный и, в конце концов, лучше один раз увидеть, чем сотню раз услышать.
Пока гости были заняты просмотром, коллеги Сенцова по цеху, не раз видевшие картину, тихонько покинули зал - то ли обсудить новинки киноиндустрии, то ли разработать план по освобождению режиссера-пленника
Я же не могла упустить возможность разузнать у них новые подробности об Олеге. Денис Иванов, к примеру, всерьез обеспокоен судьбой режиссера, хоть и не считает себя его близким другом.
- Я не могу сказать, что мы с Олегом очень близкие друзья, но по долгу службы все же пересекались неоднократно. Олег – целеустремленный человек. Вот он захотел стать кинорежиссером - и стал им. Режиссерскому искусству Олег учился сам, прочел неимоверное количество книг. Когда он решил снимать свой первый фильм, то сделал это на собственные деньги, а потом сам же занялся его продажей, продвижением на кинофестивалях... Когда Олег принес «Гамера» на Одесский кинофестиваль, я подумал, что это очередной городской сумасшедший с очередной нудотиной. В должности гендиректора ОМКФ я не занимался отбором, но отнесся к картине немного скептически. Когда же оказалось, что фильм был показан в Роттердаме, это сразу подстегнуло интерес и к нему, и к Сенцову. «Гамер» - это кино, которое снималось здесь и сейчас. В отличие от людей, которые мечтают снять блокбастер или красивое поэтическое кино, потому что им так говорили в институтах, Олегу никто ничего не рассказывал. Он очень насмотренный человек, и смог выбрать и сделать то, что актуально именно сейчас.
- Когда вы видели Олега в последний раз?
- Мы с ним увиделись уже под конец событий в Киеве, когда он собирался уезжать домой в Крым. Произошло это на допремьерном показе «Трудно быть богом» здесь, в киноклубе. Тогда Олег был очень уставшим, сказывались ночевки на полу в Доме профсоюзом, постоянные разъезды. Потом он поехал в Крым, и последняя информация, которая от него поступила – это пост в Фейсбуке с российским флагом вместо украинского на военной части. В следующий раз я о нем услышал уже из новостей. Очевидно, что он – никакой не террорист и обвинения сфабрикованы, но о российском правосудии все мы наслышаны. Я не знаю, дойдут ли до адресатов массовые обращения украинских, российских и европейских кинематографистов, но очень на это надеюсь. Я думаю, что мы вправе требовать от наших властей, чтобы они не превращали Олега в статистику. Нужно делать все, чтобы прилагались усилия со стороны силовиков, дипломатов и властей - чтобы вытащить Олега и тех людей, которые сидят вместе с ним. Естественно, Олег не признает своей вины, потому что ее нет, но там это вряд ли кого-то интересует. Сейчас он очень рассчитывает на помощь друзей и на свою страну.
- Как вы думаете, будут ли инвесторы, готовые сейчас вкладывать деньги в его второй фильм «Носорог», ждать, пока вся эта ситуация разрешится?
- Я думаю, да. У людей в этой среде есть цеховая солидарность. Кроме того, та ситуация, которая происходит сейчас, повышает внимание к Олегу и его фильмам, как бы цинично это ни звучало. Я думаю, что к его картине «Носорог» будет очень большой интерес. Как бы там ни было, сейчас самое важное – вытащить человека из «Лефортово», все остальные проблемы кажутся мелкими и незначительными.
Солидарен с Ивановым и Андрей Алферов.
- Подтверждаю, что Олег – очень целеустремленный. Он способен буквально мозг чайной ложечкой выесть, когда хочет достичь какой-то цели. И это важное качество для режиссера, который должен быть немножко тираном с динамикой товарного поезда. Особенно, когда приходится снимать кино за копейки, а у Олега именно так и было – на «Гамера» он потратил 20 тыс. долларов. Это деньги, заработанные им на продаже своего геймерского клуба и автомобиля. Не секрет, что половина съемочной группы работала практически за бутерброды. Таким образом, дипломированный экономист начал делать то, что любит. Я знаком с Олегом уже 3 года, у нас время от времени случаются очень занятные беседы о кино. Я ценю в режиссерах любовь к продукции своих коллег, ведь многие считают, что одного диплома достаточно, чтоб стать гением. У Олега все наоборот – он любит чужие фильмы, любит о них говорить. Он часто приходил в Киноклуб – в последний раз мы виделись на показе картины «Трудно быть богом».
- Как случилось, что именно Олег попал под руку российским спецслужбам?
- У него очень активная гражданская позиция, за которую он сейчас и страдает. Олег находился на Майдане с первых чисел декабря в рядах самообороны, потом в Автомайдане. Я думаю, когда он наконец окажется на свободе, все эти события могут вылиться в еще одну режиссерскую работу. Но это был абсолютно мирный протест с его стороны, и тем более, ни о каких терактах речь не идет. Когда началась российская интервенция, Олег активно помогал украинским военным, блокированным на базах в Крыму – возил в части продовольствие, лекарства, помогал вывозить семьи. Во всей этой истории он – художник, которому не все равно, который предпочитает принимать решения и действовать согласно им, а не просто рассуждать о том, что происходит, на кухне за бутылкой.
- Что скажете о его дебютной картине?
- «Гамер» - выдающийся для нашей страны фильм, он знаменует начало новой эры в отечественном кинематографе. Украинское кино наконец начало выбираться из гетто поэтического языка, которое не давало ему развиваться последние лет 15. Этот язык очень красив и уместен, к примеру, в «Тенях забытых предков», но в современном кинематографе он просто не актуален. Нельзя показывать только одну сторону Украины, где говорят на мертвом украинском языке, как у дикторов УТ-1 – так никто не разговаривает. Этот же фильм показывает другое общество, он демонстрирует русскоязычного украинца. В нем самые живые диалоги, которые только были в нашей киноистории. «Гамер» снят очень виртуозно, особенно для дебюта, на грани документального и постановочного кино. Олег хорошо поработал с непрофессиональными актерами – они настолько аутентично смотрятся на экране, ты настолько им веришь, кажется, что они не играют, а просто живут. К тому же, эта картина – первая за много лет, где появляется киногерой. В разные времена в разных странах такими были, к примеру, Джеймс Дин и Виктор Цой, а у нас, к сожалению, их не было. И вот наконец в «Гамере» он появился – киногерой из «нулевых», и он дает возможность осмысления того периода. Этот фильм оценили очень многие. Сергей Лозница, например, гениальный автор и при этом – очень строгий критик, дал «Гамеру» высокую оценку. Среди поклонников фильма есть россияне - например, Александр Сокуров. Я считаю, что значимость этой картины огромна, сложно ее переоценить.
Я же после просмотра фильма от себя могу лишь добавить: если вы не успели увидеть картину, то немного покусайте локти... и в воскресенье, 8 июня, не забудьте включить канал «1+1», где покажут «Гамера» в рамках спецвыпуска программы «Аргумент кино».
Фото - Кирилл Авраменко