Зураб Аласания строит общественное ТВ: кому отдать концы, а кому с якоря сниматься
Изобретение велосипеда и вечного двигателя - процесс бесконечный. Как и решение судьбы государственного телерадиовещания в Украине, вокруг которой гнали волну все годы независимости. И лишь с приходом на капитанский мостик Зураба Аласании эта громоздкая и малоуправляемая баржа начала выходить на стабильный курс. Что и показала двухдневная конференция по вопросам превращения государственных телерадиокомпаний в систему общественного вещания.
Участники приехали сюда со смешанными - по понятным причинам - чувствами: и европрогресса хочется, и ясно, что бюджеты порежут, сотрудников сократят, да и с нагретыми за десятилетия местами на палубе штурманам расставаться ой как не хочется.
Чтобы выяснить, смогли ли пять панельных дискуссий НТКУ, областных ТРК, европейских вещателей и одиозного украинского политикума сдвинуть дело с мертвой точки, на означенную конференцию отчалила и я.
Первой неожиданностью для всех собравшихся - как украинского, так и иностранного происхождения - стало заявление премьер-министра. Арсений Яценюк вместо традиционного и заезженного «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с места в карьер разразился неожиданным для политика пассажем: политическая воля есть, и общественному телевидению - быть! Конференция собралась не для того, чтобы решить, разгосударствлять ли национальные ТРК, а обсудить, как это сделать быстро, эффективно и наименее болезненно.
На этом Арсений Петрович с собранием распрощался, а участники еще до обеда собирали челюсти, потерявшие от такой решительности смычку с черепом.
Но работа пошла своим чередом - регистрируйся и слушай
Как, например, директор НПО «Европейская Медиа Платформа» Оксана Приходько
Да и переводчики не отлынивали, исправно донося до слушателей мнения их иноязычных коллег. Заметьте, имел место даже перевод на русский
Наушники не мешали Павлу Моисееву внимать докладчикам и быть на связи с остальныым миром
Другие слушали арии заморских гостей с должным выражением лица
Панельные дискуссии становились порой буквальными - обсуждали выступления друг друга, не отходя от кассы...
вводя себя в медитативный транс
Лишь один все мотал на ус
Зураб Аласания выступал в роли Фигаро, успевая и за кулисами пообщаться,..
и на панелях с комментариями и вопросами выступить,
и международные контакты наладить на кофе-брейках,
а незнакомым - представиться и визитки раздать
Своим чередом заработали секции. Катерина Мясникова модерировала обсуждение формы собственности и структуры будущего общественного телевидения, а экс-вице-президент Европейского вещательного союза Борис Бергант рулил беседой по теме
Под вечер перешли к вопросу финансирования, вокруг которого и назрела основная буча в зале. Все признают, что 10 тысяч штатных единиц аппарата государственного телерадиовещания несколько раздуты, но никому не хочется попасть под сокращение. Так что выступление генерального директора Европейского вещательного союза Ингрид Делтерне обрадовало не многих
читайте также
Тезисы члена Наблюдательного совета общественного вещания Грузии Марины Мусхелишвили и Павла Моисеенко о том, как должно управляться общественное телевидение, и кто будет процесс контролировать, тоже не вызвали оптимизма у собравшихся
Но все записывали каждое слово выступающих, понемногу осознавая, что поезд тронулся, независимо от того, успели ли пассажиры занять свои места
Отдельных участников конференции, правда, вопросы разгосударствления волновали не сильно
А пока центральные и региональные ТРК ломали головы над тем, как изменить систему, ничего при этом не меняя, в коридорах велись совсем другие разговоры - о голосовании в Верховной Раде за новых членов Нацсовета, которое все никак не состоится,..
о New Media и альтернативной журналистике,..
о том, когда же Украина наконец начнет не говорить, а делать. «Доколе?» вопрошал Бьорн Эриксен у Бориса Берганта
И немного о личном - Игорь Розкладай похвастал свежими образчиками законотворчества
Получив контейнер новых знаний о праве, экономике, финансах медиа, а также наслушавшись жалоб о культуре, уровне жизни и децентрализации - об этом доложу вам отдельно - я отправилась узнать, что же думает о процессе создания общественного телевидения непосредственно его целевая аудитория.
Анна Бычок, заместитель генерального директора НТКУ, конференцией осталась в целом довольна
- Мы уже очень затянули с государственным вещанием, поэтому изменения нужны, и нужны достаточно срочно. Я считаю, мероприятие на таком высоком уровне было необходимо. Оно предоставило нам возможность, в первую очередь, задать все вопросы лично, и тут же получить на них ответ. Общение по интернету - это, знаете ли, совсем другое. Лично я многие ответы получила.
Павел Моисеев, напротив, не был столь оптимистичен
- Все это прекрасно, но нам нужно уже сейчас совершать конкретные действия, чтобы не получилось как с Нацсоветом и его членами. Мы должны разработать общественные фильтры, которые помогут создать такой Наблюдательный совет общественного телерадиовещания, который будет действительно регулирующим органом. И все должны знать, что такой-то кандидат в Наблюдательный совет что-то украл, а такой-то тайно владеет долей в ТРК.
Не слишком позитивно была настроена и Катерина Мясникова
- Конференцию я оцениваю хорошо - с той точки зрения, что говорить о проблемах нужно. Но с другой стороны, я все это уже проходила в 2005 году. Если не придет время радикальных и быстрых решений, процесс может опять не состояться. В идеале было бы, чтобы общественное телевидение заработало уже в первых числах 2015-го, но в таком тяжелом процессе главное - набраться сил и толкнуть этот поезд. Потом он сам начнет разгоняться и набирать обороты. Как мне кажется, сейчас нужен человек, который смог бы начать этот процесс, стать лидером этого процесса. Неформально этим лидером является Зураб Аласания, но я понимаю, почему у сотрудников областных ТРК появляется некоторая агрессия. Их руководителям не хватает смелости сказать: «Ребята, изменения грядут так или иначе, давайте к ним готовиться».
У генерального директора Днепропетровской ОТРК Валентина Чангли были совсем другие вопросы к реформе
- Тема злободневная, и вопросов по ней возникает много. Идея разгосударствления очень правильная, и первое, что мне бросилось в глаза, когда я открыл тогда еще проект Закона - статья, в которой закрепляется норма, что общественное телевидение не обязано показывать власть и транслировать ее официальную позицию. Ведь так и есть. Другой вопрос, что сложностей с процессом много - юридических, структурных, моральных. И возможно, с них нужно было начинать, а не подписывать Закон до того, как продумали структуру. Но сейчас поздно думать если бы, а нужно убирать анахронизмы и, простите, гемморои, которые мешают нам развиваться из-за того, что мы - государственное ТВ.
Ингрид Делтерне, напротив, излучала оптимизм и позитив
- Поначалу все повторяли, что этот разговор уже велся в 2004-2005 годах, и если честно, такая же реакция была у нас в ЕС, когда мы начали готовиться к этой конференции. Но сегодня я почувствовала: люди начинают понимать, что выбора у них нет. Сложности есть, но что-то изменится в любом случае. Я хочу только, чтобы в Украине поняли - ни в одной стране, в Европе или нет, этот процесс не проходил безболезненно. У нас были те же проблемы - и с финансированием, и с региональными медиа, и раздутыми бюрократическими аппаратами. Мы с этим справились, и готовы помочь вам справиться тоже. Так что желаю Украине удачи.
Зураб Аласания заявил то, что и положено капитану - решительность и готовность работать
- Советы всякие нужны, советы всякие важны. Здесь не принимались решения, здесь принимались рекомендации. А у меня уши - что у слона. Я слышу все. Мысль может промелькнуть даже у тех, кто меня злит своей замшелостью и закостенелостью. Я все эти мысли цепляю, они пригодятся. И уже не говорю о том, что было утром.
Когда выступал Яценюк, все обалдели. Отдаю должное. Такой конкретики вместо общих слов от него никто не ожидал. Я понял, что политическая воля есть. Теперь мне осталось выяснить позицию первого центра власти в стране - я обещаю сделать это в течении недели-двух. А когда президент выскажет свою позицию - вперед и с песней. Как работать дальше, поверьте, я знаю. И услышал всех.
Бьорн Эриксен покорил меня своей прямолинейностью
- Девять лет назад мы подготовили не только общий план, но и бизнес-план реформы украинского телерадиовещания, я лично принимал в этом участие. Мы провели огромную работу, и знаете, какой был эффект? Ни-ка-ко-го. Так вот, я приехал сюда потому, что не против попробовать еще раз помочь стране, но второй раз себе позволить такой взбрык Украина не может. В третий раз никто помогать не будет. Это ваш последний шанс.
Но сегодня я понял, что у вас есть люди, которые понимают и необходимость изменений, и то, какие именно изменения нужны, чтобы общественное телевидение случилось. Более того, эти люди теперь не в толпе слушателей наших выступлений, а во главе процесса. Ваш премьер-министр тоже готов действовать. Так что сегодня ко мне вернулся оптимизм.
С позитивным настроем участников процесса спорить сложно, да и не хочется. Критиковать дело, когда за гуж только-только начали браться - рановато. А вот какие предродовые проблемы ожидают общественное телерадиовещание Украины, что именно обсуждалось на дискуссионных панелях, и о чем участники промолчали - я вам детально расскажу в ближайшее время.
Фото Иванны Зубович