Террористы, «Зеонбуд» и холдинг Гужвы: Нацсовет решил единогласно
Набрав, наконец, взлетный вес, Нацсовет провел свое первое заседание в новом составе. Смогут ли Юрий Артеменко сотоварищи рулить отечественным телерынком, и нужно ли?.. Эти и прочие сакраментальные вопросы привели меня в недавно покинутое активистами Майдана здание органа. Итак, чем дышится и как работается великолепной семерке?
Работается быстро... Председатель Юрий Артеменко вел заседание неожиданными спринтерскими темпами
Григорий Шверк в тесном сотрудничестве с юрслужбой аппарата подготовил свои вопросы
Все решения на экране пролетали со скоростью пули - только успевай просматривать
Все 65 вопросов заседания были изучены и обговорены ранее, так что голосовали, как при Сталине
Спорных вопросов обнаружилось с гулькин нос
О том, как юристконсульт «Мультимедиа Инвест Групп» Елена Водолашко пыталась встать грудью на защиту «Радио Вести», я вам уже рассказывала. Она же спустя всего несколько минут представляла интересы UBR - телеканала той же группы. Телеканал обвиняли в следующем: в ходе мониторинга с 14:00 13 июля по 14:00 14 июля регулятором были обнаружены некомментируемые синхроны представителей ДНР и ЛНР, содержащие призывы к сепаратизму, терроризму и войне. Из 24 часов эфира они заняли 1 час 13 минут.
- Редакционная политика «Вестей» - давать все точки зрения с целью информирования населения, - в ответ заявила юрист.
«Не надо спекулировать. Я лично смотрел ваш эфир. Это не информирование», - возразил глава Нацсовета
По итогам заседания, у Игоря Гужвы - предупреждение от Нацсовета, нарушение, вписанное в лицензионное дело, и много работы - как по телеканалу, так и по радиостанции. А у UBR - обширный пресс-релиз с уверениями в том, что канал «придерживается принципов объективности и требований украинского законодательства», распространенный вечером, через несколько часов после заседания.
Другие радиостанции, впрочем, тоже получили на орехи.
Елена Малышева, директор «Бизнес медиа групп», представляла интересы радио «Шансон»...
И оправдывалась за приветствие ДНР, которое в прямом эфире передала радиоведущая:
- В эфире была зачитана СМС, сейчас на радио проходит служебное расследование, мы отстранили ведущую от эфира. Кстати, уже в тот же день ведущая принесла извинения на сайте.
- Цель нашего состава - минимизировать ненужные проверки, но не отреагировать на факт такого нарушения мы не можем. Поэтому Нацсовет решил провести внеплановую проверку работы радиостанции.
Разборки Нацсовета с радийщиками на этом не закончились.
Конкурс на создание национального радио вызвал бурю эмоций у и.о. гендиректора Национальной радиокомпании Украины Анатолия Табаченко
«Я требую провести конкурс! И отдать победу нам!»
Но Олег Черныш был непреклонен:
- В мотивационной части высказано, почему Нацсовет считает конкурс несостоявшимся. Более того, по закону его невозможно провести, так как он был организован с нарушениями норм. Мы рассмотрим заявку Нацрадио, как и все остальные заявки, поданные заново по демократической процедуре. То, что вы госучреждение, не дает вам никакого преимущества перед остальными участниками рынка.
Они что, думали, мы им просто так отдадим победу в конкурсе, потому что альтернатива - бот Януковича?
Ольга Герасимьюк передала сообщение всем сотрудникам Нацрадио
- Объясните это свои сотрудникам. Мы хотим предоставить равные возможности участникам рынка, конкурс отменяется потому, что он был несправедлив и монополизирован. Если что, донесите до ведома коллектива, что в предыдущей конфигурации НРК должна была проиграть. Конкурс оставлял преданных и устранял неугодных. Теперь, возможно, вы бы и выиграли, но это несправедливо к тем, чьи заявки уже незаконно отклонили. Мы все тут патриоты, но поймите, что нам нужны критерии, чтобы определять победителя, и в законе не прописано, что государственные компании имеют приоритет над остальными. Подковерных игр не будет. Просто приходите на конкурс повторно, - предложила экс-телеведущая.
И, как вскоре выяснилось, зря - маховик внутри Нацрадио уже запустили.
На десерт - главное развлечение заседания. Новый состав за неделю работы добился того, что предыдущему не удавалось месяцами - на заседании появился представитель «Зеонбуда».
Защищать интересы цифрового монополиста пришла руководитель юротдела компании Ирина Алябьева:
- ООО «Зеонбуд» исполняет свою лицензию. То, что Нацсовет требует демонтировать оборудование для кодирования сигнала, повлечет за собой большие траты. Компания уже потратила 30 млн грн на установку этого оборудования, теперь его демонтаж требует еще 28 млн грн.
Нацсовет в раздумьях
Воспользовавшись заминкой, Ирина Алябьева настаивала на том, что уничтожить с таким трудом построенную систему кодирования сигнала - затратно и вредно для всего медиарынка.
Уточняю, Нацсовет решил только одно - в течение месяца «Зеонбуд» должен предоставить в открытом доступе, без кода, те украинские каналы, которые по своей эфирной лицензии не имеют права кодировать свой сигнал - то есть, практически все основные национальные телеканалы Украины.
Представителя «Зеонбуда», которая не унялась, пока не дочитала с таким трудом составленное письмо, слушали с интересом,..
доверием,..
энтузиазмом,..
и даже восторгом
Григорий Шверк воспользовался методами дипломатии:
- Мы высоко ценим вклад «Зеонбуда» в разветвление цифровой сети. Мы услышали ваши предложения о дальнейшем сотрудничестве. И не требуем от компании предпринять технические действия, чтобы исчезла возможность кодировать вообще какие-либо каналы. Весь пафос вашего выступления не имеет отношения в нашему решению. Мы просим обеспечить исполнения лицензии в отношении каналов, лицензии которых говорят об открытом доступе, в месячный срок.
Член Нацсовета Владислав Севрюков дополнил:
- Мы общались с вашими сотрудниками - внутри компании нет согласия, вы сами не понимаете, чего хотите.
- Но мы же не читали вашего решения, - возмутилась Ирина.
Тут уж не вытерпела Катерина Котенко:
- А вы перестаньте пользоваться формулой «решение не читал, но осуждаю». Мы все хотим упорядочнить рынок, отмена кодирования не стоит как принцип, мы не против платных платформ, но нам необходимо, чтобы каналы были в открытом доступе, если того требует их эфирная лицензия. Если вы можете найти другой способ дать каналам исполнять свои лицензии, не отменив на них кодирования, расскажите нам. Мы с удовольствием выслушаем ваши предложения.
Очень хотели высказаться медиаюристы Юрий Крайняк и Ирина Стройко, но новый состав Нацсовета почему-то забыл дать им слово. В итоге юристы Княжицкого и «1+1 media» пришли на заседание просто посидеть
Один из важнейших вопросов, решенных Нацсоветом, нареканий и споров не вызвал ни у членов, ни у аппарата. Единогласно и менее чем за минуту ведомство постановило определить санкции в отношении провайдеров, которые в нарушение решения суда продолжают добровольно включать российские каналы, - аннулирование лицензии в судебном порядке.
На этом - на несколько часов раньше запланированного - заседание закончилось.
А вот моя любознательность к бытовым проблемам Нацсовета - только распалилась. И Катерина Котенко была столь любезна, что устроила мне экскурсию по вчера освобожденной сотнями Майдана территории.
Кое-где уборка была в самом разгаре
Но следы квартирантов остались на каждом шагу
Кабинеты предшественников пока пустуют в нерабочем состоянии
Ольга Герасимьюк претендует на бюджетный офис Оксаны Головатенко, а вот «счастливый» кабинет госпожи Калетник, из которого она переехала прямо в кресло депутата ВР, предположительно достанется Олегу Чернышу. Катерина Котенко обоснуется на 5 этаже, где сейчас обитает пресс-служба органа, а самих пиарщиц планирует переселить вниз, на 4.
Пока парадные офисы не в кондиции, в рабочих заседают по три департамента одновременно, работая посменно или по принципу «кто первый встал, того и тапки»
«Это галстук Влада Севрюкова, он таким образом помечает кресло как занятое
«А вот эта книга - единственное, что осталось от предыдущего состава Нацсовета»
«Перегородки-то не звуконепроницаемые. Впрочем, у нас секретов нет»
Пока я искала секреты, под зданием Нацсовета на радость телевизионщикам собрался мини-митинг: Нацрадио требовало, чтобы ему таки отдали вожделенные частоты. Несмотря на то, что конкурс проводился не совсем законно
Позже знакомые все лица собрались на брифинге. Юрий Артеменко по делу, и почти кратко изложил свою позицию и позицию нового состава Нацсовета по медиарынку.
- Все члены Нацсовета - разные люди, которые не привыкли работать вместе, но нас многое объединяет. Нас объединяет желание избавиться от коррупции, которая всегда ассоциировалась с органом. Сегодня мы подписали новые правила игры. Мы обещаем слушать всех, быть открытыми, работать для потребителя. Обеспечим реализацию госполитики с готовностью вмешаться твердо, быстро и эффективно. Санкции будем вводить на основании фактических данных о нарушениях. Такое обращение к медиасообществу подписали все 7 членов без исключения.
Юрий также рассказал...
... об информационной безопасности
- Страна не была готова к войне - ни вообще, ни к информационной. Поэтому важнее всего для нас - инфобезопасность. Назначив нас, Петр Порошенко поставил эту задачу перед членами по президентской квоте. Журналисты под дулами автоматов исполняют задание доносить правду до населения. Среди заложников много журналистов. Провайдеры телеуслуг - тоже заложники, которых вынуждают включать российские каналы. Первое, что делают бандиты - отключают информационное вещание. В том же приоритете мы пытаемся включать его. Когда люди начинают получать информацию - это лучшая оценка нашей работы и работы РРТ, сил АТО и правоохранителей.
Проверок и наказаний тех журналистов и провайдеров, которые были заложниками террористов, не будет. Но те, кто сознательно нарушал и включал российские каналы, никогда не получит ни продолжения или переоформления лицензии, ни одной уступки со стороны Нацсовета. В этом вопросе мы пойдем на принцип.
Германия начиналась не с Геббельса, а с мини-геббельсят. Мы хотим обратиться к собственникам СМИ и журналистам, которые думают, что их пронесет. В свое время правительство Руанды сознательно использовало СМИ для разжигания войны. Через несколько лет Гаагский суд судил организаторов: пожизненное получили и директоры радио, и телевидения, и журналисты. Все будут наказаны.
... об общественном вещании
- Мы должны как можно быстрее запустить общественное вещание. Вдохновение на это дело после Ющенко было утрачено. Это еще одна первоочередная задача, которую поставил перед нами Петр Порошенко. У нас нет в этом деле опыта. Мы сами не знаем, что делать. Это дискуссия. Но есть дедлайн, и в 2015 мы должны выйти общественным телевидением, и новый состав Нацсовета сможет запустить этот процесс. Хотим также пожелать Зурабу Аласании сил и вдохновения в этой непростой работе.
... о цифровом телерадиовещании
- Цифра - вопрос простой и очень сложный. Простой - потому что план и обязательства прозрачны. Сложный - потому что все время не так строилось: слишком быстро, с лоббизмом, не при том законодательстве, Янукович раздавал команды. Мы в Нацсовете принали операционное решение по цифре, за месяц хотим посмотреть всех, пообщаться со всеми, разработать программу и предложить ее обществу.
... о бюрократии
- Мы сами для себя поставили еще одну задачу - дерегуляция. Столько бумажек и лишней работы в Нацсовете, что сложно представить. Мы все - новые члены совета - пришли из реального сектора, и постараемся в вопросе бюрократии орган модернизировать.
... о «Зеонбуде»
- Сегодня мы приняли ключевое решение - сняли необходимость иметь сеттоп-боксы только определенной компании. В свое время Нацсовет рекомендовал «Зеонбуду» рассмотреть возможность кодирования сигнала. В предыдущих условиях, при Януковиче, это было равноценно приказу сделать. Было нарушено правило эфирных лицензий телеканалов, в которых предписано, что вещание должно быть открытым. В течение месяца «Зеонбуд» обязан обеспечить исполнение лицензий телекомпаний в распространении сигнала открыто. Лоббисты пытались сорвать это решение, но не получилось.
... об иновещании
- Информационная безопасность - это не только восток. Бывшая власть не занималась пропагандой украинских ценностей. Открою вам одну тайну - уже завтра выйдет пресс-релиз о том что запускается спутниковый канал Ukraine Today.
... о коррупции
- Мне не корректно оценивать работу предыдущего состава Нацсовета, но эту оценку дали парламент и президент. Теперь не будет никакой коррупции, никаких взяток. Я знаю, в каких условиях работал аппарат, но мы с ними проговорили: у кого совесть не чиста - пускай сразу сами уходят. Если есть факты коррупции - сообщайте. Мы открыты к общению в журналистами. Все будут наказаны.
... о конкурсе радиочастот
- Мы отменили конкурс нацсистемы радиовещания. Этот конкурс был заточен под одного кандидата. Варианты перед нами стояли: провести как есть или отменить конкурс, что, согласитесь, не выбор. Мы объявим новый конкурс, на прозрачных условиях, в котором смогут участвовать все медиа. НРКУ митингуют сейчас под зданием и требуют частоты. Черныш и Севрюков вышли с ними пообщаться. Мы донесли им, что нельзя строить свой выигрыш на том, что всех остальных незаконно отсеяли.
... о работе со СМИ
- Пресс-конференции будем проводить по всем вопросам, которые того требуют. Все заседания открыты, и комментировать их будет кто-то из членов на брифинге сразу после заседания. На следующем заседании мы объявим конкурс на участие в Общественном совете. Хотим видеть в нем людей-экспертов, которые могут изменить правила игры.
Тем не менее, у меня к теперешнему Общественному совету осталось много вопросов. Например, почему молчали о коррупции - они же не получают тут зарплаты...
Под конец речи Юрия Артеменко апплодировали даже камеры
А чтобы в ходе выполнения своих решений члены нового состава Нацсовета не могли сослаться на приступ амнезии, все их обещания я законспектировала. Со мной не забалуешь!
Фото Кирилла Авраменко