Театр драмы и комедии имени Нацсовета
У главной драматической сцены Украины в лице Верховной Рады появился конкурент - Нацсовет. Новый состав регулятора пока только входит во вкус, но его заседания уже превращаются в настоящее театральное действо. О решениях последнего я вам уже рассказывала. Теперь пройдемся по драматургии многочасовой пьесы, героями которой стали не только члены госоргана, но и все в «зрительном зале».
Итак, акт первый, бюрократический. На сцене – семь бравых рыцарей без страха и упрека, которым предстоит вычищать от всяческой скверны теле- и радиоэфиры Украины. На повестке – 200 вопросов, доставшихся новому составу Нацсовета в наследство от старого, утратившего кворум еще зимой. В связи с тем, что решений накопилось уйма и принимать их нужно быстро, на мелочах, вроде обсуждений, герои пьесы не останавливаются, чем вызывают легкое недовольство массовки – представителей прессы.
Юрий Артеменко в компании своих верных помощников расправляется с накопившимися вопросами, уделяя каждому по полминуты, иногда даже забывая дать слово представителям тех, чьи судьбы они решают. Хотя, последние не спешили брать слово, ведь практически все вердикты оказывались положительными для просителей.
Егор Чечеринда, дождавшись вожделенной лицензии для «Еспресо ТВ», начал было тихонько уходить, но был замечен, а посему – вынужден говорить. На радостях главред отныне полноценного вещателя нашел несколько слов благодарности…
и принялся раздавать подарки. «А они точно дешевле 20 долларов?» - на всякий случай спросил Артеменко, очевидно, не желающий быть уличенным в коррупции перед камерами. «Да гривен по восемь», - успокоил Чечеринда.
Презентами оказались диски с социальным роликом в поддержку украинской армии, похожим на тот, что сделали СТБ. Осознавая конкуренцию, представители «Еспресо ТВ» попросили помощи у Нацсовета в распространении продукции, тот в свою очередь не остался равнодушным: «Мы будем рекомендовать все ролики национальным и местным телеканалам, а они пускай сами выбирают, какой давать в ротацию», - заверил Артеменко, тактично умолчав о том, что некоторые из них – чистой воды плагиат.
Когда комедийная интерлюдия подошла к концу, бюрократия снова взяла верх. Решения зачитывались, нацсоветчики послушно голосовали, иногда отвлекаясь на эмоции:
заинтересованность
одобрение
и безудержное веселье
Время от времени собравшимся тоже находилось что сказать. В основном – благодарственные речи за быстрые и безболезненные решения регулятора, которые откровенно порадовали заседателей:
«Хвалите нас, хвалите! Видите, как быстро и демократично мы работаем?»
Впрочем, некоторые представители СМИ подвергались публичной порке, чем плавно подвели пьесу ко второму акту – драматическому.
Представительница ровненского оператора «ТРК Артем» вызвалась защищать родную компанию, и было от чего. Нацсовет неумолимо выдвинул свои претензии: «Вы нарушили условия лицензии, не транслируя предписанные телеканалы. И ладно, если бы речь шла о каких-то частниках, но НТКУ!». Дама попыталась оправдаться, мол, не было оборудования, технических возможностей, Божьей воли и чего-то еще в этом духе, но теперь все в порядке – можете проверить. За сим регулятор сменил гнев на милость и постановил провести дополнительную проверку без вынесения предупреждения.
Дама, естественно, рассыпалась в благодарностях
Досталось и столичному оператору спутникового телевидения «Вижн ТВ» (бренд Viasat), но по другому поводу. Компания обвинялась в трансляции российских телеканалов. Этот вопрос действовал на заседателей, как красная тряпка на быка, так что вопрос разбирался с особой тщательностью.
- Мониторинг от 19 июля показал, что вы ретранслируете российские телеканалы, а это, между прочим, запрещено судом, - обрисовал Артеменко суть обвинения.
- Мы – самый послушный оператор: единственный российский канал, который у нас был – «РТР-Планета», и мы его отключили еще в марте после соответствующего решения суда. Откуда остальные – знать не знаем, наверное, пользователь сам их нашел на спутнике, а на нас пеняет, - оправдывалась заместитель директора компании Оксана Ферчук.
И снова – Нацсовет не спешит рубить с плеча, единогласно голосуя за внеплановую проверку без предупреждения. Кроме того, Артеменко отметил, что нынешнему составу не нужны послушные и покорные операторы, но есть буква закона, которой необходимо следовать.
Нотку интриги в заседание регулятора внес представитель ООО «Илонит ТВ» (в миру – телеканал «Меню ТВ») Валентин Мора. Единственный телевизионный вещатель холдинга «УМХ» не так давно скоропостижно закрылся, никому ничего не сказав, а теперь зачем-то запросил переоформление лицензии. О причинах, по которым маленький, но гордый кулинарный канал покинул эфир, я вам уже рассказывала, но у господина Моры, представившегося директором вещателя согласно лицензии, была другая версия.
- Мы – небольшой телеканал, а ситуация на рынке сейчас сложная. Отсутствие рекламы, колебания курса доллара и обстоятельства в стране сказались на нашем финансовом положении, а потому мы просто вынуждены прекратить трансляцию, - жалобно объяснил Мора.
Пока я молча сочувствовала безнадеге канала, входящего в холдинг одиозного «золотого мальчика», Катерина Котенко попыталась донести до его представителя, в чем именно он не прав.
«Это же нарушение условий лицензии, вы понимаете?» - спросила Катерина, добавив, что Нацсовет ранее направил вещателю запрос о прекращении вещания, однако тот остался без ответа.
В «УМХ» любят переводить стрелки на сложную ситуацию в стране, и Мора последовательно взял на вооружение обкатанную тактику. «На востоке страны бомбардировки, и я бы попросил уважаемых членов Нацсовета не бомбардировать санкциями и проверками небольшой телеканал, который оказался в затруднительном положении», - пламенно закончил речь Валентин, забыв, по моему скромному мнению, добавить «Побойтесь бога!».
Как бы там ни было, переоформление лицензии «Илонит ТВ» получил, но вместе с тем нарвался на внеплановую проверку. Может быть, она расставит точки над «і» в непростой судьбе вещателя.
Мы же тем временем приблизились к кульминационному моменту мероприятия. Памятуя о том, как прошло первое заседание Нацсовета, в этот раз представителей прессы собралось куда больше, и цель у них была одна - проследить за развитием ситуации вокруг «Мультимедиа Инвест Групп».
Юристконсульт медиахолдинга Елена Водолашко новых укоров и претензий скромно дожидалась в коридоре
Пресса замерла в ожидании
Развернуто эту драматическую сцену я вам уже пересказала, вкратце же добавлю вот что: кроме того, что Юрий Артеменко сотоварищи дружно уличили уже два ресурса холдинга в странной информполитике, Ольга Герасимьюк вдобавок авторитетно высказалась на счет подобной «объективности».
- Это манипуляция, а не объективность. Ссылки на то, что мы даем точку зрения другой стороны, очень лукавые. Потому что давать точку зрения агрессора, во-первых, действительно, является нарушением закона, мы знаем точную точку зрения агрессора: он напал на нашу страну и сегодня убивает наших детей. Я считаю, что это все равно, если бы Левитан во время Второй мировой прервал эфир и сказал: а теперь мы послушаем точку зрения господина Гитлера.
Еще один глобальный вопрос, затронутый Нацсоветом - решение уже набившей оскомину проблемы с ретрансляцией российских телеканалов. Регулятор хотел было пойти по пути, проторенном предшественниками, и запретить трансляцию четырех вещателей с российской пропиской («НТВ-Мир», «РТР-Планета», «Россия 24» и «ТВ Центр-Іnternational») методом исключения их из «списка адаптированных телеканалов», содержание которых соответствует требованиям Европейской конвенции. Но внезапно нашелся «адвокат дьявола» в лице Константина Грицака. Не то, чтоб он очень уж защищал российские каналы, но на соблюдении процедуры настаивал.
- Однозначным основанием для прекращения ретрансляции этих телеканалов является решение суда. Руководствуясь им, крупнейшие провайдеры уже прекратили трансляцию, сейчас идет волна по регионам. Мы считаем, что решения суда достаточно и просим Нацсовет не использовать методы незаконных адаптационных списков, придуманных прошлыми составами. Есть решение Минюста об их противозаконности.
Григорий Шверк, не отрицая проблем с механизмами принятия решений, все же попытался предложить разочек воспользоваться наследием прошлого, но Грицак был непреклонен: «Если вы им воспользуетесь, вы его легализуете».
После недолгих прений решено было просто-напросто исключить формулировку о злополучных списках, и вуаля – вердикт вынесен, российские телеканалы запрещены к показу в Украине, а провайдеры о таком решении будут проинформированы в дополнительном порядке. И овцы целы, и Грицак доволен.
Наконец - о приеме кандидатур в Общественный совет при Нацсовете. Вопрос, кстати, довольно болезненный, учитывая, что предыдущий состав Общественного совета, вопреки законодательству, не обновлялся на протяжении четырех лет. Да и к его членам было множество претензий. Теперь же к сотрудничеству приглашаются все желающие помочь Нацсовету, стране и медиасреде, а заведовать созданием совета будет лично Ольга Герасимьюк.
После утомительного многочасового процесса принятия решений, регулятор готов отчитаться о проделанной работе перед журналистами
И первый же вопрос коснулся «Зеонбуда», о котором в прошлый раз говорили много, а в этот – ни слова. Журналист, переживая за судьбу цифрового монополиста, поинтересовался, будет ли госорган, приказавший раскодировать сигналы украинских вещателей, помогать «Зеонбуду» с воплощением решения в жизнь.
- Нацсовет всегда открыт для консультаций, но разъяснениями, как и где включать, мы не занимаемся. Когда эфиры кодировались, у нас никто не спрашивал, какое оборудование нужно, с кем необходимо договариваться и как это делать, поэтому и теперь нас спрашивать не о чем. Решение принято, и его надо выполнять. В то же время, у меня есть свои вопросы к «Зеонбуду»: кто возьмет на себя ответственность за те решения, из-за которых люди были вынуждены покупать более дорогое оборудование, а телерадиокомпаниям ограничивался доступ к свободному эфиру? Кто, в конце концов, владелец «Зеонбуда»? – парировал Артеменко.
Перемыв кости отсутствующим, разговор вернули в русло насущного. Ввиду резонансных решений по представителям холдинга Игоря Гужвы, назрел вопрос: кто и как определяет, кого можно цитировать, а кого – нет?
- Мы с вами должны понимать, что есть установленные законом нормы. К примеру, не допускается использование СМИ для призывов к развязыванию войны и агрессивным действиям. Неважно, будь это лидер террористов Стрелков, или бабушка, которой заплатили денег за определенные высказывания. Нужно соблюдать закон, там все четко прописано, - в который раз разжевал суть глава Нацсовета.
- По поводу манипуляций, я бы хотел добавить. Вспомните любое наше политическое ток-шоу, когда приглашался политик и начинал отходить от заданной темы. Ведущий в таких случаях не стеснялся его прерывать, и это никого не удивляло. Почему же здесь не работает та же схема? – высказался до того молчаливый Александр Ильяшенко.
В сухом остатке второго заседания Нацсовета – выдача и переоформление лицензий нескольким десяткам телерадиокомпаний, отеческие наставления нарушителям и полное отсутствие наказаний. Максимально суровые санкции членами Нацсовета были выражены в дополнительных проверках. Новый состав госоргана отнюдь не жаждет крови, а потому во всех постановлениях крайне осторожен.
Под занавес собравшимся еще раз напоинили, что раз уж мы теперь живем по-новому, то и Нацсовет будет работать соответственно, не выходя за рамки законодательства. Заманчивая перспектива, но торопиться верить на слово не будем. Свежо предание...
Кстати, на выходе из здания по-прежнему дежурят делегаты Нацрадио
Я уж было подумала, что это – очередной пикет, но оказалось, что так радиостанция готовится к переходу на общественное вещание, организовывая прямые включения в эфир для всех желающих. Оригинальный подход.
А следующее заседание Нацсовета запланировано через две недели. Посмотрим, будет ли оно столь же интересным и содержательным.
Фото Кирилла Авраменко