«Формат-шоу»: буйство идей и очарование украинских форматов
Целый год медийщики всего мира копят креатив, вдохновение и обаяние... чтобы выплеснуть все это друг на друга на профессиональных шабашах в нескольких точках планеты. Одной из таких встреч на медийной Эльбе уже четвертый год подряд становится KIEV MEDIA WEEK.
На этот раз в формат форума внесли свои коррективы политические обстоятельства: организаторы Медианедели предусмотрительно сократили количество развлекательных мероприятий, бросив все силы на подготовку тематической программы, повышенный комфорт и безопасность. Не буду врать: переплюнуть аншлаг прошлых лет им не удалось. Но те, кто все-таки доехал до Киева, об этом не пожалели.
По традиции, KIEV MEDIA WEEK открылся сессией «Формат-шоу» - это когда скрининг интереснейших форматов со всего мира щедро приправляют умно-полезными лекциями авторитетных медиамэтров.
Пройдясь по дорожке из рисованных бананов (привет от гуру комедии Стива Каплана), гости попадали на стойку регистрации
Минутка корпоративного мимими
Не скрывая эмоций, медийщики приветствовали друг друга у входа
Ведь за год все успели порядком соскучиться
«Кто здесь?», - как бы вопрашает Станислав Кимчев (Cee TV)
Олеся Ногина (Final Cut Media) высматривает друзей-партнеров
Зачекинившись и опубликовав первые фотоотчеты в соцсетях, гости «Формат-шоу» приготовились внимать друг другу
Первый пошел! Поприветствовав всех присутствующих, руководитель MRM Виктория Ярмощук рассказала о видении организаторами KMW ситуации с форматами в Украине и заодно коротко очертила периметр грядущей конференции:
- Очевидно, что наш рынок меняется, и в связи с этим мы отметили две основные тенденции. Первая заключается в том, что бум форматных адаптаций на территории СНГ, наверное, уже позади. Если в 2011 году на шести основных украинских каналах вышла 41 передача, основанная на зарубежных форматах, то в 2012-м таких передач было всего лишь 17, а в первом полугодии 2014 года - всего 6. Мы не говорим об очередных сезонах форматных шоу - только о премьерах. Это говорит о том, что многие каналы уже нашли свой брендообразующий продукт и снизили активность в закупках, что, в принципе, логично. И, как следствие, наш рынок выходит на абсолютно новый уровень - украинские форматы начинают осваивать другие территории (как, например, «Орел и Решка» и «Ревизор», если говорить о телепрограммах). Как доказательство того, что эта тендеция набирает обороты, сегодня во второй половине дня мы увидим презентацию проекта UA Formats от Иры Костюк.
Вторая тендеция тоже всем очевидна - переключение интереса вещателей и производителей форматных телепрограмм на форматы игрового контента, сериалы и др. Адаптируется все больше игрового контента на наших территориях, форматы сериалов из нашего региона прокладывают себе путь на другие рынки: это и «Кухня», и «Нюхач», и «Сваты» - думаю, список будет только расширяться. В связи с этим у нас будет два доклада: о форматах игрового контента расскажет Николя Зюдерлунд (Eccho Rights, Швеция), а в общем о тенденциях - Нассима Боуди (Eurodata TV Worldwide, Франция). Также вас ждут рецепты успеха построения индустрии форматов от директора и партнера The Format People Inc., соучредителя и вице-председателя совета директоров FRAPA Мишеля Родрига, которого называют «отцом форматов».
Дальше последовал скрининг форматов телепрограмм, впечатливший участников первого дня KMW
Итак, пройдемся по жанрам. В этом году создатели дейтинг-шоу предлагают сватать телезрителей с участниками шоу по телефону, искать партнеров путем dance-баттлов и танцевальных свиданий. Авторы тревел-шоу призывают наблюдать за приключениями 75-летних знаменитостей, путешествиями людей, одержимых фобиями, а также колесить по родине и знакомить телезрителей с их соплеменниками, снимая тех с помощью google glass (признаюсь, это весьма увлекательно - можно встретить кого угодно: от леди до доярки).
Виктор Шкробот (ТЕТ) - Анне Гончар (ТЕТ): Обрати внимание, молодежь оценит...
Производители талант-шоу снова юзают заслуженных селебрити - ищут в них таланты гимнастов и пляжных спасателей, предлагают соревнования на лучшего ремесленника страны, лучшую швею страны и даже лучшего стриптизера. Создатели игровых и квиз-шоу делают ставку на участников: в интеллектуальных (и не очень) дуэлях сталкиваются звезды, простые смертные и незнакомые люди, объединенные в племена. А в юмористических шоу в этом году издеваются над прохожими, знаменитостями, лыжниками и даже собственными мамами.
Также, продолжая одну из тенденций прошлого года, на скрининге было представлено много форматов, которые продемонстрировали необходимость вовлечения аудитории непосредственно в процесс шоу. Например, участник играет против своей нации в режиме реального времени, а зрители следят за жизнью студентов и подростков по их соцсетям... И прочий интерактив.
Итак, самое интересное из скрининга:
OCD Road Trip (Fremantle Media). Эмоциональное реалити-шоу, которое выходило с хорошими рейтингами в Нидерландах. Суть программы в том, что семерых героев проекта, одержимых самыми разными фобиями, вырывают из их зоны комфорта, заставляют путешествовать и сталкивают один на один с их страхами. Результат - участники учатся контролировать свои мании.
Heaven or Нell (Fremantle Media). Формат совсем свежий - вышел в эфир в Германии 9 августа. Представьте, что шоу «Кто хочет стать миллионером?» консультируют инквизиторы: отвечаешь на вопросы, выигрываешь - попадаешь в рай, а за неправильные ответы - в пекло с чертями и пытками. Снимаю шляпу перед изобретателями адских наказаний.
Виктория Забулонская и Марина Городецкая оценили стойкость главного героя, которого таскают по преисподней
Яркий персонаж, не правда ли?
You Аgainst the National (Red Arrow International). Игровое шоу с элементом интерактивности. Участники в студии соревнуются с телезрителями в режиме реального времени: ты против нации. Зрители загружают бесплатное приложение и онлайн отвечают на те же вопросы, что и герои программы.
Nostradamus (Fuji Creativе Corporation). Шоу родом из Японии, которое вышло в начале года. Участникам предлагают делать предсказания, опираясь на статистику, соцопросы и исследования. Вопросы героям задают самые разные: от «сколько желтых конфет в пачке M&Ms» до «какой галстук наденет Обама на выступление перед народом США».
The Рrofit (NBCUniversal International). В США выходит уже третий сезон этого шоу. Главный герой проекта - опытный инвестор и бизнесмен - ездит по стране, вкладывает свои средства в убыточные бизнес-проекты, перестраивает и помогает владельцам заработать на них миллионы.
Слушай, нашей стране нужен этот проект!
После скрининга перед гостями появилась Нассима Боуди - сотрудница компании, которая отслеживает тенденции телесмотрения по всему миру. Участникам конференции она рассказала о последних трендах адаптации форматов. Если коротко: глобальные бренды производителей форматов продолжают оказывать большое влияние на телеиндустрию; по-прежнему популярны и коммерчески успешны талант-шоу, теленовеллы и ситкомы; весь мир продолжает искать пути привлечения к телеэкрану интернет-аудиторию и вовлечения зрителя в интерактив; копродакшен все так же спасает продюсеров.
Напоследок Нассима поделилась наблюдением: сейчас зрители лояльны к контенту собственного производства. Европа это просекла и сосредоточилась на локальном продакшене - мол, там и ищите хорошие проекты.
Получив информацию к размышлениям, медийщики отправились на кофе-брейк
Фотографии на фоне столь актуальных слов разлетятся по всему миру
Поставил правильный хештег - и можно публиковать
Одни завсегдатаи форума ищут свеженького и вкусного не в тарелках, а в каталогах
А другие оптимизируют старые контакты
И ищут новые
Главное - оказаться в нужное время в нужном месте
Елена Еремеева («1+1 продакшен») немного опоздала, но зато успела к лекции Николя Зюдерлунда
Управляющий партнер дистрибьюторской компании Eccho Rights рассказал об успешных форматах игрового контента. Тема благодатная - такого продукта становится все больше, и он хорошо продается. Николя привел статистические данные: среди топ-производителей - Британия, Израиль, Австралия, Испания, Германия, а вот покупают больше всего в США, России и Франции.
- Как так происходит, что маленькие Израиль и Дания производят много оригинальных форматов? Ответ прост: с маленьким бюджетом нужно быть изобретательнее, находить хорошие сюжеты - только они в таком случае могут увлечь зрителей и покупателей, - объяснил Зюдерлунд.
Если говорить о жанрах, то, по словам Николя, сейчас пользуются успехом драматические сериалы и криминальные драмы, а вот комедии продаются реже - из-за трудностей перевода. Но, так или иначе, весь этот продукт сейчас переживает расцвет популярности: «Спросите себя, что вы скачиваете в интернете? Конечно же, сериалы», - говорит Николя.
Напоследок порадовав присутствующих локальными успехами, спикер напомнил, что продукты, представленные Eccho Rights, можно увидеть на Content Market. Они пользуются успехом и у украинцев (адаптация турецкого формата Ezel успешно прошла на «Интере», корейская драма Ice Adonis через несколько недель стартует на «Украине»).
Дальше продолжился скрининг - очередь теленовелл, сериалов и ситкомов. Андрей Коваль («1+1») - весь внимание
Подборка форматов сериалов полностью вписалась в тенденции, которые описали Николя и Нассима - было много проектов из Европы, рассчитанных на прайм-тайм. При этом проекты, которые ориентированы на предпрайм и дневной прайм (происходят из стран Латинской Америки), были в меньшинстве - они уже не так интересны зрителю, как раньше. Выбирая форматы для скрининга, организаторы ориентировались на адекватные затраты на производство и, естественно, рейтинг: большинство представленных сериалов повысило долю своего слота как минимум вдвое.
Самыми обсуждаемыми были следующие форматы:
Black Widows (DRG) - теленовелла о трех женщинах, жизнь которых резко изменилась после того, как они решили убить своих мужей. В марте 2014-го сериал вышел в эфир в Финляндии, и сейчас вовсю идут съемки второго сезона.
Behind Closed Doors - не совсем сериал, а реконструкция реальных событий от голландской компании Nordic World. Недорог в производстве, но генерирует хорошие рейтинги - премьера шоу увеличила рейтинг канала в предпрайме на 120%. Адаптация вышла в Бельгии и Финляндии. «Что, если женщина признается в том, что беременна от своего мужа? Или если мать признается дочери, что имела отношения с ее бойфрендом?» - интригует трейлер.
Miranda (BBС Worldwide) - комедийный сериал, который выходит на канале BBС2, рассказывает о неуклюжей 30-летней чудачке Миранде, которая постоянно попадает в забавные ситуации, ищет свою любовь, друзей и ругается с мамой.
Ирина Костюк (FILM.UA), которая выступала после скрининга, тоже попала в тренд со своим проектом UA Formats - каталог форматов за всю историю украинского телевидения. Сегодня популярны форматы из «третьих» стран, которые дают хорошие рейтинги, но при этом скромны в производстве.
- Я не стюардесса, я просто в корпоративных цветах нашего каталога, - со свойственной ей непосредственностью начала презентацию Костюк. - Идея создания в Украине рынка форматов как такового давно витала в воздухе. Форматы есть, форматы гениальны, форматы могут похвастать такими факторами успеха, которые переплюнут мейджоров этого бизнеса. У нас есть форматы, которые в эфире уже 10 лет, которые не меняли тайм-слот, которые в 2-3 раза увеличивали долю слота! Некоторые наши правообладатели даже не задумываются, что у них в архиве лежат программы, которые могут продаваться как формат. Мы хотим доказать, что у нас есть этот рынок. И что у него - огромный потенциал.
На скрининге мы видели формат от Nordic World под названием Strip Search. Чем хуже наш «Чемпионат Украины по стриптизу», который СТБ показывал 10 лет назад? А формат «НЛО», с которого начинал Леша Гончаренко - самый старый в нашем каталоге?.. Здесь тоже приходят селебрити в студию, переодеваются до неузнаваемости, а зрители должны угадать, кто это.
В общем, в нашем каталоге мы провели ревизию 15-ти лет нашего телевидения, распознали форматы, достали их с полок. Мы хотим продавать эти форматы по всем стандартам этого бизнеса. И скоро с этим каталогом мы поедем в Канны».
В каталоге UA Formats представлены форматы «Караоке на майдане», «Шанс», «Галопом по Европах», «Свобода слова», «Ревизор», «Чемпионат по стриптизу», «Папа попал», «Спасите нашу семью», «Все будет хорошо», «Джентльмены на даче», «Школа доктора Комаровского», «Шиканем!», «Шкаф» и «НЛО (Неопознанный Любимый Объект)
Напоследок Ирина представила пафосное видео, от которого действительно зашкаливает гордость.
Речь Костюк сорвала овации. Николя быстренько записывается в список фанатов продюсера
Во время очередного кофе-брейка все только и обсуждали телевизионные достояния нации
Виктория Шульженко (СТС) гордится родиной
Ровно в 5 вечера по скайпу на связь с участниками должен был выйти Мишель Родриг. По такому случаю все принялись занимать места пораньше
Скоротать время можно было за штудированием скрижалей мудрости от Александра Ткаченко
Никита Чижов (Teen Spirit Studio) очень ждет выступления основателя ассоциации FRAPA. Зачем - расскажу позже
Наталье Олишкевич (Gaudi Studio) тоже не помешают дельные советы по созданию библии формата
Доклад «отца форматов» Мишеля Родрига носил длинное название «Правильная передача опыта производства формата - основа международного форматного бизнеса»
Но на деле рассказ гуру был динамичным и интересным - заслушаешься
Мишель дал прикладные советы по написанию библии формата, рассказал, как правильно донести партнерам все фишки производства продукта, объяснил важность присутствия на площадке так называемого «летающего продюсера» - консультанта от компании-форматчика, и так далее. В общем, когда после Каннского рынка Костюк вернется с охапкой заявок от заграничных покупателей, украинские форматчики (как звучит-то!) еще вспомнят наставления Родрига.
Будучи соучредителем ассоциации FRAPA, Мишель дал пару дельных советов о защите интеллектуальной собственности правообладателя.
Выходя с лекции, медийщики, помимо прочего, говорили о том, что в контексте премьеры «Инспектора Фреймут» полученная ими информация была весьма и весьма актуальной. К слову, в первый день KIEV MEDIA WEEK я наблюдала обсуждение скандального инцидента сразу несколько раз: в разных кругах, но с похожими выводами.
Под конец дня участники ознакомились с последним блоком скрининга.
Бурную реакцию гостей конференции вызвали японские форматы. Например, Human Сrane Game от уже знакомой вам Fuji Creativ Corporation. Видели в супермаркетах автоматы с мягкими игрушками - стеклянный бокс с маленьким краном на ручном управлении, который достает эти игрушки? Так вот смысл игрового шоу заключается в том, что вместо крана - живые люди.
Их задача - достать предметы (которые иногда достигают веса в 100 кг) из горячего бассейна.
Вот почему сидевший рядом со мной Дмитрий Мельник буквально простонал: «Какая жеееесть!». Максим Онанко лишь молча согласился
А вот формат Doctor What: Diagnosis Unknown (Small World) вызвал не только улыбку, но и одобрение присутствующих. Суть проекта заключается в том, что в студии собираются начинающие врачи и угадывают болезнь… по видео. То есть, на экране показывают человека, который корчится от сваливших его симптомов, а медики гадают, чем же он болен. И угадывают!
Неудивительно, что даже после насыщенного старта форума гостей пришлось практически выгонять
Закончить же отчет о ярком мероприятии хотелось бы словами Виктории Ярмощук: «Форматы - это то, что нас вдохновляет делать что-то новое и прекрасное. Мы не согласны с тезисом о том, что музы молчат, когда говорят пушки. И хорошо, что у нас с вами есть возможность создавать продукт, креативить и привносить в мир что-то хорошее».
Фото - Иванна Зубович, Кирилл Авраменко