Facebook LiveJournal Twitter

Вечная «Молодость». Готовность № 2: Халпахчи открывает карты

11:00 10.10.2014 0

В профессиональной лексике геронтологов слово молодость почему-то малоупотребимо. Чего не скажешь о киноведах и синефилах, которые с наступлением октября вот уже 44 года только о ней и говорят. Международный кинофестиваль «Молодость» снова готов доказать, что порох в пороховницах не иссяк. Вчера в кинотеатре «Киев» состоялась вторая пресс-коференция в преддверии осеннего киномарафона.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Перед тем, как раскрыть киноманаи главную интригу дня – перечень участников национального конкурса – спикеры совещались в кулуарах

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Консенсус найден – можно начинать

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Собравшаяся пресса навострила многочисленные уши, микрофоны и диктофоны

Первым слово взял бессменный гендиректор кинофестиваля Андрей Халпахчи. Действуя на опережение, он сразу пресек возможные попытки пронырливых журналистов разузнать о чем-нибудь, кроме национального конкурса. Сегодня, мол, собрались во имя него, остальные темы обсудим в следующий раз. Журналисты вздохнули, попытались, было, спросить о российских работах, но, наткнувшись на глухую стену секретности, смирились. Халпахчи же приступил к представлению своих коллег.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Объявление программы национального конкурса собрало за одним столом Игоря Янковского из фонда «Инициатива ради будущего», главу Госкино Филиппа Ильенко и Милу Новикову, главу отборочной комиссии нацпрограммы

Начали, как водится, с главного – с финансов. Поскольку за призовой фонд в $2500 отвечает организация Янковского – ему и говорить:

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Цель фонда, который я основал несколько лет назад, заключается в том, чтоб поддерживать талантливую молодежь. Одно из направлений нашей работы – кинематограф. Мы познакомились с Андреем на Каннском фестивале, а в дальнейшем родилась идея проводить конкурс короткого метра, поскольку мой фонд занимается поддержкой именно этого направления. Я не профессионал, но, на мой взгляд, короткий метр – это старт для любого человека в этой сфере. Проблема украинского короткого метра в том, что о нем никто не рассказывает, не пропагандирует, а мы как раз этим занимаемся. Надеюсь, это поможет молодым авторам на их творческом пути».

Перед тем, как слово передали Ильенко, Халпахчи в очередной раз воспел осанну Госкино, которое так много делает для киноотрасли в общем и для фестиваля в частности:

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Сейчас, отвечая на вопросы прессы, я говорю одну вещь: «Молодость» так или иначе занимается украинским кино в течение многих лет. Ситуации были разные. Были годы, когда не производилось ни одно украинского фильма, в особенности, дебютного. Случалось, что была всего одна картина, и тогда ее представлять было особенно тяжело. Нас упрекали: «Почему вы не включили наш фильм в международный конкурс?». Но это была бы медвежья услуга, поскольку работа просто-напросто не дотягивала до сильной международной программы. Благодаря продуктивной работе Госкино, сегодня украинское кино выросло не только в количественном отношении, но и в качественном. Фестиваль – это только зеркало процессов, а основная заслуга в этом как раз за Госкино».

Ильенко, не успевший до конца освоиться в должности, был немногословен, но взаимно щедр на комплименты.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Для нас сотрудничество с «Молодостью» имеет очень большое значение. Сегодня фестиваль имеет огромный авторитет не только в Украине, но и за рубежом. Он является инструментом развития всей индустрии. Нам очень импонирует существующий на «Молодости» формат представления нашего кинематографа. Думаю, что совместная работа пойдет на пользу не только фестивалю, но и отрасли в целом».

Реверанс-тур подошел к концу, настало время поговорить о том, ради чего, собственно, собрались. Этот год для «Молодости» оказался рекордно богат на заявки. Одних только наших соотечественников, захотевших попробовать свои силы на киносмотре, набралось больше трехсот. Строгая, но справедливая селекционная комиссия постаралась, а жюри придется отсмотреть всего 31 из них.

К слову, о жюри. Оно состоит из трех членов: директор кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе, журналист Олег Батурин и российский продюсер Евгений Гиндилис в качестве председателя.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Судьи-мужчины на пресс-конференцию не доехали, зато прекрасная Людмила Горделадзе присутствует

Среди участников мелькали и те, кому бесконечный поток новых идей мешает почивать на заслуженных лаврах.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Например, Илья Ноябрев. В конкурсе участвует его 13-минутный фильм «Птица цвета ультрамарин»

Миле Новиковой было что сказать об общих тенденциях и досадных пробелах присылаемых работ:

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Тематика и жанры работ абсолютно разные, но лично меня огорчает, что режиссеры в жанре короткого метра мало верят в повседневную жизнь: они пытаются найти какие-то исключительные ситуации, уникальных персонажей. В этом есть слабая сторона, ведь, возможно, именно будничность поможет лучше познать мир».

Поскольку фестиваль, немотря на международный статус, украинский, то и наибольшее внимание на нем планируется уделять именно отечественному кино. К этому Халпахчи отдельным обращением призвал и прессу.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Сегодня украинский кинематограф находится в том состоянии, когда голоса прессы очень важны. Это не должны быть оды, но поддержка необходима»

Кроме традиционных «Киева», «Кинопанорамы» и «Жовтня» в этом году к сотрудничеству подключился еще один столичный кинотеатр - Kronwerk. На этой площадке будут проходить ворк-шопы фестиваля. Организаторскую идиллию нарушает только неопределенность вокруг судьбы «Жовтня», однако его директор Людмила Горделадзе заверила, что проблем с площадкой не будет.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Мы будем работать. Иски пшонковской прокуратуры и других органов – это уже 11 лет нашей борьбы. Последнее решение – это только первая инстанция, у нас еще есть возможность доказать свою правоту. Я не буду вдаваться в подробности, но это так – мы правы. У нас уже есть 13 решений за нас, а это – только четвертое против. Арифметика говорит сама за себя»

По ответным заверениям Халпахчи, ситуация действительно должна разрешиться в пользу сотрудников кинотеатра. А открывать «Молодость» в этом году выпала честь мэру столицы Виталию Кличко - вот им-то судьбоносное решение и может быть принято.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

В продолжение темы дегтя в бочке фестивального меда организаторы дружно отметили огромное количество работ, качество которых далеко от идеала. Фестиваль, вопреки традициям, принимает к рассмотрению картины не только на пленке, но и на цифровых носителях. Поток самородков из-за этого увеличился в разы, но бриллиантами из них оказываются единицы.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Новиковой причина видится в недостатке профессионального образования у кандидатов

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Халпахчи не согласен: «Образование - не всегда критерий профессионализма. Вспомните Олега Сенцова»

Впрочем, отсутствием качества грешат не только украинские работы. По словам Халпахчи, встречается и откровенный трэш из категории «сам снимаю – сам смотрю», поэтому на «Молодости» всерьез задумываются над внедрением регистрационных взносов.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

«Нам часто говорят, какие мы молодцы, что не берем этих взносов, а я думаю, что надо. Возможно, в следующем году мы введем такую практику. Она не будет касаться украинских фильмов, но условия отбора однозначно следует ужесточить»

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Филипп Ильенко, похоже, согласен – уж где-где, а в Госкино с проблемой отсутствия качества встречаются повсеместно

На этом разбор полетов по программе украинского конкурса закончили.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

Прессе, возможно, информации не хватило, а вот Алик Шпилюк, похоже, удовлетворен

Понимая всю мизерность шансов выпытать что-то сверх сказанного, я направилась к Филиппу Ильенко – вопросов к его парафии за последнее время накопилось более чем достаточно.

- Объявляя седьмой конкурс, Госкино заявило, что предпочтение будет отдано картинам, у которых есть телеверсии. Чем объясняется такое решение?

- Нам нужно делать ставку на кино, которое будет ориентировано на массового зрителя. Пора превращать украинский кинематограф в индустрию. Надеяться на развитие сферы, используя исключительно бюджетные средства – бесперспективно, особенно с учетом сложностей, с которыми сейчас столкнулась экономика страны. Это не значит, что мы не будем поддерживать арт-хаус, ведь эти фильмы ориентированы на фестивали, они создают кинематографический имидж Украины. Но у нас большая страна - и в плане экономики, и в плане территорий и населения, поэтому мы заслуживаем собственного коммерческого кино. Мы все сейчас понимаем, что самая большая проблема в кинопроизводстве – доступ к зрителю. Без сотрудничества с телеканалами решить этот вопрос невозможно. Каналы должны быть не только рынком сбыта для продукции, они должны обеспечивать медиаподдержку. Скажем, если они видят, что в результате создания фильма у них будет телеверсия, у них будет больше мотивации медийно поддерживать выход картины в прокате. Я убежден, что одна из причин низких показателей в прокате – это отсутствие рекламы на телевидении. Надеюсь, что уже этой осенью мы сможем проверить это на нескольких фильмах. Не хотел бы забегать вперед и говорить что-то конкретное, но у меня большие надежды на эти премьеры.

- Политическая ситуация повлияет на финансирование картин, снимающихся в копродукции с Россией?

- Те фильмы, которые сейчас снимаются в копродукции с Россией, находятся в завершающей стадии. В основном, это арт-хаус, в котором нет глобального политического подтекста, если говорить в общем. Мне сложно говорить о будущем сотрудничестве с Россией в условиях, когда Олег Сенцов находится за решеткой без единого законного основания. Ситуация складывается так, что «законные основания» и «Российская Федерация» в одном предложении – какой-то оксюморон... Каждый случай копродукции нужно рассматривать отдельно. Каких-то общих ограничений мы не ставим, но отбор будет особенно тщательным.

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

- Многие представители кинорынка скептически отнеслись к запрету на российские фильмы. Не кажется ли вам, что начинать стоило не с этого?

- Вы знаете, есть такие ситуации, в которых нужно быстро реагировать. Кто-то должен был создать прецедент, и мы взяли ответственность на себя. Мы очень осторожны, не так уж много картин попали под запрет. Очевидно, список будет расширяться, но мы и впредь будем сохранять очень взвешенный подход. Запрещаются ведь не произведения искусства и образцы развлекательной индустрии, а явная российская пропаганда. Фильмы отсматривают эксперты, высказывают свое мнение. Мы, в свою очередь, тоже внимательно следим  за этим, а уже потом принимаем решение. Это, условно говоря, крайние меры в условиях военного времени. Я далек от желания внедрить какую-то цензуру или что-то в этом духе, но есть просто недопустимые вещи. К примеру, мы не можем верифицировать российский спецназ, который сейчас воюет против Украины, как героический образ. Да, это изменения, но ведь Майдан изменил страну, это должно отражаться и на кинематографе. В то же время, я уверен, что мы не можем просто идти путем запретов, необходимо взамен предлагать свой продукт. Но мы реалисты, а кино не делается за один день. Я кинематографист, а не цензор, я хочу и буду делать кино и поддерживать его, но для этого нужно время.

- Пока что под эти критерии, при желании, можно подтянуть чуть ли не каждую вторую картину. Они будут как-то видоизменяться, уточняться?

- Да, сейчас мы ведем аналитическую работу внутри себя, формулируем эти критерии, общаемся с экспертами. На самом деле, это глубокий пласт, которого мы раньше не касались. 10-15 лет этот продукт заходил на наш рынок, все это время российский кинематограф развивался, а у нас никто не занимался даже разработкой отношения к этому. Поэтому нам и пришлось принимать экстренные решения, и, мне кажется, это пришлось ко времени. Во всяком случае, я не слышал серьезной критики в адрес такого решения ни от одного серьезного издания. Я полностью согласен с тем, что вы говорите, я сам стремлюсь донести это в каждом обращении. Собственно говоря, это и есть главная цель – развить в итоге свой качественный продукт.

- Как вы отреагировали на ситуацию с национальным отбором на «Оскар»? Будете ли предпринимать что-то, чтобы в будущем подобные скандалы не возникали?

Молодость, Андрей Халпахчи, Филипп Ильенко, Мила Новикова, Игорь Янковский, Госкино, Илья Ноябрев

- Я думаю, что такие ситуации будут возникать постоянно, это же творческие амбиции. И хорошо, что они возникают – значит, у нас есть конкуренция. Хорошо, что у нас есть фильмы, способные соперничать между собой. Мы наконец-то пришли к ситуации, когда не просто радуемся тому, что есть хотя бы одна картина, которую можно отправить на «Оскар», а целых три, которые рассматривались всерьез. Я очень уважаю и люблю авторов всех трех фильмов.

- Претензии ведь были не к фильмам, которые поехали или не поехали, а конкретно к Украинскому Оскаровскому комитету.

- Я представляю Госкино, которое к комитету не имеет никакого отношения

- И вы не намерены как-то регулировать национальный отбор на «Оскар»?

- Давайте подождем, пускай накал страстей немного схлынет – до следующего года еще много времени. Конечно, определенные выводы мы сделаем, но, снова-таки, я уверен, что львиная доля претензий в этой ситуации вызвана амбициями творцов. Это хорошо, ведь без них не создаются великие произведения. Я не хочу принимать чью-то сторону, поэтому жду, когда на ситуацию можно будет взглянуть спокойно.

- В законопроекте правительства по экономическим реформам существует норма о лишении кинематографа налоговых льгот. Как будете реагировать на это?

- Да, действительно, в этих реформах существует опасность для отечественного кинопроизводства. Мы уже проинформировали об этом правительство, обозначили нашу позицию по этому поводу. Надеюсь, что она будет учтена, пока остается только ждать.

Новые подробности от «Молодости» поступят уже на следующей неделе, так что запаситесь терпением. Пока же можно беспрепятственно ознакомиться с полным списком участников украинского конкурса – и найти в нем новые поводы для размышления.

Фото Иванны Зубович

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...
''