Виктория Бурдукова: «Я посмотрела все выпуски «Инспектора Фреймут». Мне больно»
К нам едет ревизор... Вдоволь помариновав зрителя старым гоголевским тизером, на «Новом канале» наконец официально объявили имя нового ведущего одноименной программы. По такому поводу команда «Ревизора» закатила пресс-завтрак и выставила Вадима Абрамова на растерзание журналистам.
Впрочем, атмосфера на встрече в AromaEspressoBar была самой что ни на есть добродушной и уютной: в одной стороне зала за чашкой кофе собрались создатели «Ревизора», в другой мирно сплетничали журналисты. Хотя последние периодически ворчали, что показать Абрамова народу можно было и на пару часов позже - хотя бы в час дня...
Директор департамента промо и PR «Нового канала» Ольга Балабан, шеф-рередактор «Ревизора» Анна Жижа, ведущий Вадим Абрамов и руководитель ТО Виктория Бурдукова заняли места в президиуме,
журналисты и троица непубличных членов команды «Ревизора» - в зале. Слева направо: креативный продюсер Мария Павличук, режиссер-постановщик Данила Джепо, исполнительный продюсер Ирина Титаренко
Уложившись в 60 минут, Бурдукова и Ко рассказали гостям подробности проекта. Большинство из них вы уже знаете - из свежего интервью ведущего и новостей. А что из нового? Во-первых, на данный момент съемочная группа объездила уже семь городов, отсняв, соответственно, семь программ - половину сезона.
- Как показал опыт четырех сезонов, размер города абсолютно не влияет на рейтинг выпуска - маленький Канев может дать цифры не меньше, чем гигантский Днепропетровск, - отметила Виктория Бурдукова. - А люди там, простите, телевизионщиками менее избалованы и такого чуда, как сваливающаяся на их головы орда, не ждут - поэтому снимать с ними интереснее.
- Первый город в новом сезоне стал Миргород - там нам удалось проверить даже санаторий, - подхватила тему Анна Жижа. - Дальше мы съездили в Умань и там проверили хасидскую столовую, куда женщинам вход воспрещен. После этого у нас была сессия в Николаеве. В Одессе мы проверили хостел. Потом были Житомир и Бердичев, а сегодня ночью мы вернулись из города Черкассы.
Во-вторых, в новом сезоне команда «Ревизора» пополнилась не только за счет ведущего:
- В этом году к нам присоединился звукорежиссер. Он очень ответственный, «строит» абсолютно всех! Может остановить на взлете любой процесс, потому что «ему не слышно». «Если ваши камеры что-то не то сняли - это ваши проблемы. Но дорожка у вас одна: не будет звука - не будет ничего», - говорит. Звукорежиссеры - это отдельная секта, - рассказала руководитель творческого объединения, ответственного за производство программы.
Абрамов, в свою очередь, честно признался: «Для меня пока что есть много сюпризов и открытий. Я еще как слепой котенок - бьюсь о какие-то углы. Но у меня есть два ангела-хранителя, которых я слышу и вижу всегда». После этих слов Вадим, как и подобает котенку, принялся искать любовь в объятиях рядом сидящих Бурдуковой...
и Жижи
На эмоции и откровения перед камерами новый ведущий «Ревизора» не скупился. Без обиняков заявил, что располнел из-за постоянных дегустаций и в новогодние праздники будет худеть - по заданию начальства. Без купюр передал первый диалог с Притулой: «Кстати, знаете, как Сережа начал знакомство со мной? Вопросом: «Каково быть той сукой, которая приходит - и на нее все...»
Не сдерживал слезы, вспоминая визит в житомирскую гостиницу, где бесплатно принимают переселенцев. Во время ревизии к Абрамову подходили люди из Макеевки, Донецка, Луганска и рассказывали свои истории. «Там очень холодно, пришлось ночевать в спальном мешке. Но помимо холода я чувствовал, что рядом находятся люди, которые меня греют».
К слову, ситуация в стране сильно повлияла на концепцию нового сезона программы:
- Сейчас мы живем в новой стране, где тяжело абсолютно всем, - сказала шеф-редактор «Ревизора». - Когда мы приходим в частные бизнесы - отельные или ресторанные, то понимаем, что люди тоже очень сильно стараются. Таким старательным владельцам, у которых есть несущественные промахи, Вадим прямо на месте дает советы. Некоторым счастливчикам, у которых проблемы вовсе незначительные, мы даем небольшую отсрочку - на пару часов уезжаем на другую ревизию, а потом возвращаемся и проверяем повторно. Если это отсутствие стикеров при наличии двух холодильников, если это грязная вытяжка при чистой кухне, если это маленький недочет, который за час-два можно устранить, мы даем ресторанам и гостиницам такой шанс.
- Теперь мы пытаемся показывать больше бюджетного жилья, потому что вы все знаете, что сейчас происходит с курсом и зарплатами, - добавила Виктория Бурдукова. - Но при этом мы пытаемся показать что-то достойное, где можно остановиться в городе. В этом сезоне мы стараемся не уезжать из города, пока не найдем заслуживающее рекомендации заведение. Это то, что всегда смущало в четвертом сезоне - часто бывало, что программа приезжает в город, все смотрит, все плохо, и уезжает. Так не бывает. Пока что мы во всех семи городах оставили как минимум одну табличку.
Продемонстрировав гостям обновленный знак качества, создатели шоу перестроились на мажорный лад. Вадим рассказал, как однажды ему пришлось осуществлять ревизию в кафе, где в соседнем зале проводили поминки. А Бурдукова и Жижа напомнили, что в пятом сезоне будут проверять супермаркеты и раздавать антипремии
По просьбе журналистов главные дамы «Ревизора» попытались объяснить, чем их взял на кастингах Абрамов, но так и не смогли сделать это внятно. «Как-то зашел ментально», - технично съехала Бурдукова
Ох, нечисто тут что-то, не просто так взволнованная Жижа все время переодевала кольцо с одного мизинца на другой...
Пока я отгоняла прочь конспирологические домыслы, создатели проекта принялись хвастаться одним из главных своих нововведений. «За чистотой люди приходят в операционную», - сказала Виктория Бурдукова, предваряя рассказ о том, что новый Ревизор пробует еду во всех заведениях. По словам руководителя ТО, ее не устраивало, что в предыдущих сезонах дегустация происходила только в 10-15% проверяемых объектов, поэтому сейчас она рада, что Абрамов «ест везде». Но существуют у этого нововведения и свои нюансы: «Наши дегустации практически никогда не проходят в одиночестве - обычно в присутствии шеф-повара или того, кто приготовил именно этот суп или эту котлету. Но Вадим делает это так, что его хочется убить, конечно. Представьте: ведущий долго, тщательно жует, думает, несчастный повар стоит, смотрит на все это... Еще ни один из них не дотерпел молча до конца экзекуции. Затем Вадим выдает свое резюме: либо хорошо, либо плохо, либо переделать - например, не использовать эти прованские травы, которые, блин, в нашей стране сыпят везде, включая борщи!» - со смехом рассказала Виктория.
По окончании презентации журналистов ждал щедрый фуршет
И фокусы от нового ведущего. Я же, не теряя времени, отправилась за новыми подробностями к руководителю ТО, родившего нового «Ревизора».
- Виктория, на какой стадии сейчас суд с «1+1»?
- На стадии проведения экспертизы, но это длительный процесс. В начале этой недели я, кстати, давала какие-то дополнительные сведения.
- Как проводится экспертиза и как происходит лично ваше участие в судебном процессе?
- Что касается экспертизы, я понятия не имею. С меня требовалось предоставить определенное количество материала - текстового и видео, что я и сделала.
«Суд с «1+1» - на стадии проведения экспертизы»
- Новый сезон «Ревизора» будет на русском языке?
- Ведущий русскоязычный, да. Начитки останутся на украинском. Если честно, в том, что касается языка, у меня лично есть определенная позиция. Я хорошо говорю по-украински, могу. К примеру, в разговоре с Сережей Притулой я перехожу на украинский, с Олей тоже так говорила. Под нашим чутким руководством ведущий сейчас осваивает украинский язык и, надеюсь, в перспективе будет на нем вести программу. У Вадима хороший русский, кроме того, в проекте он будет говорить и по-испански, и по-французски, и по-английски.
- Есть часть аудитории, которая привыкла к «хлопчурикам», «мужчинкам», «банякам»...
- Давайте так: вы знаете, какая часть аудитории осталась с «баняками»?
- Да.
- Это значит, что остальным девяносто четырем процентам по аудитории 18-54 (50+) - все равно. Я считаю, неплохой выбор.
читайте также
- Будут ли у ведущего в новом сезоне разнообразные навороченные приборы?
- Конечно, это же часть формата. Мы всегда использовали приборы - меряли звук, температуру... Более того, во время написания формата и продажи его в соседнюю страну (а сейчас еще и в Казахстан) мы продумали получение прав на все, что произведут и придумают в адаптациях. Так вот команда «Ревизорро» создала уже очень много своих ноу-хау и фишек, они очень сильно пошли в эту сторону. У нас есть права на эти нововведения, и мы ими пользуемся. Появились измерители нитратов, радиации...
- Расскажите о критериях ревизии в супермаркете.
- Экстерьер - удобно/неудобно, есть парковка или нет. Интерьер - не с точки зрения эстетики (это уже вопрос 39-й, хотя они все стараются), а в контексте жадности владельцев. Грубо говоря, в состоянии ли покупатель разъехаться с тележкой, которая едет ему навстречу? Есть же супермаркеты, где об этом вообще не думают - ряды плотно-плотно. Разумеется, чистота. Еще мы смотрим на цены, но, как вы понимаете, сейчас об этом сложно говорить - они меняются постоянно. Что мы делаем? По состоянию на момент съемки набираем «корзинку Ревизора», в которую входит некий социальный набор продуктов: десяток яиц, литр подсолнечного масла, батон и так далее. А дальше выдаем зрителю цены, чтобы он хоть как-то ориентировался.
Кстати, забыла упомянуть еще одно нововведение. В мировой экономике есть полупопсовое понятие «индекс Биг-Мака»: почти в каждой стране есть «Макдональдс» и оценить, в каком состоянии находится экономика этого государства, можно по стоимости Биг-Мака. У «Ревизора» есть «индекс чашки эспрессо»: узнаем среднюю стоимость чашки эспрессо в городе и называем ее зрителю, чтобы он смог сравнить с ценой в заведении. То есть, если в Бердичеве средняя стоимость этой чашки 7,50, то в кафе, где эспрессо стоит 12 гривен, наверное, недешево.
Возвращаясь к критериям оценки супермаркета, могу сказать, что мы убрали пункт «особенности» - ну какие особенности могут быть у супермаркета? А добавили «безопасность». Если вы приходите, а в супермаркете мороженое лежит с мясом, сверху валяется запакованная килька, которая уже вырвалась ртом наружу, плюс нигде нет сроков годности - скорее всего, вам там безопасно не будет. Вообще, идеальный супермаркет - это когда покупатель приходит, берет товар с полки, кладет в тележку и даже не озадачивается датой изготовления товара. То есть, это уверенность, что здесь не обманут. Для владельцев наших супермаркетов это пока новость, что даже на расфасофке нужно указывать срок годности. Причем, мы же все взрослые люди и ни для кого не секрет, что на собственной расфасофке эти даты можно 20 раз поменять. Но они даже этого не делают! Ну наглость, простите. В Киеве другая ситуация, но за пределами - жесть, как она есть.
«Супермаркеты - это такая «болюча тема», за которую еще толком никто не брался. А меня уже начали дергать, чтобы я и не бралась. Вы же понимаете - это бизнес, в котором крутятся огромные деньги. А людям, кстати, платят мало»
- Вы проводите ревизии и в супермаркетах крупных сетей, и в небольших провинциальных?
- Преимущественно в сетевых. Потренировались, признаюсь, на маленьких, а сейчас берем разные.
- Как работается с Вадимом Абрамовым, если сравнивать с вашим опытом работы с Ольгой Фреймут?
- Если бы я сказала, что мы не сравниваем, я бы соврала. Конечно, мы сравниваем. И это совершенно другое. Мы очень много спорим, мы ссоримся, иногда орем друг на друга. Наш режиссер - буддист. В нашем «террариуме единомышленников» другой не выжил бы, наверное. Террариум не в том смысле, что все хотят друг друга обидеть - просто у всех есть своя точка зрения и она, блин, самая правильная!
Вадим другой, у него мужской взгляд. Моментами для меня это очень удивительно. Во время ревизии одной из гостиниц он обнаружил неполадку с телевизором - контакт отошел или что-то вроде этого. Я понимаю, как бы это было раньше - мы бы показали и сказали: ой, ужас, надо починить. А Вадим просто отремонтировал - и все. Мы его не останавливали, потому что это действительно другой подход. Он рассуждает так: чего о мелочах много говорить, если можно исправить?
Мы в кондиционеры стали лазить - это отдельная тема. Вы не представляете, что там творится, особенно зимой. И опять же - что делает Вадим? Открывает, смотрит, ага, потом берет эти щетки/сетки и идет их мыть. (смеется) Правда, сейчас мы договорились, чтобы он мыл только одну. Помните, как в одно советском фильме было: как заставить мужа чистить обувь? Ополируйте один ботинок до блеска, а второй он сам - куда денется? Вот здесь у нас примерно такой же подход.
- И все же - с Вадимом лучше или хуже?
- Нам - лучше. Честно, я с большим уважением отношусь к Ольге Фреймут. Я считаю ее профессиональной, качественной ведущей - это правда. Но если говорить о том, что надо было что-то менять, то у нас получился хороший вариант. Операторам комфортно, режиссеру - тоже, с Аней они много лет знакомы и прекрасно друг друга понимают. А ко мне в руки он попал с определенным уровнем доверия.
«С Вадимом - лучше»
- Вы говорите, что «Ревизор» в новом сезоне стал честнее, человечнее - Вадим пробует еду, ночует в гостиницах, дает второй шанс владельцам... Значит, в предыдущих сезонах вы были не честными и не человечными?
- Нет. Можно быть всегда худой и стать стройнее. Всему свое время: есть тучные годы, есть тощие. Когда годы тучные и нам не хватает только устриц белон - можно становиться в позу и говорить, что жемчуг мелкий. Это будет оправдано. А бывают годы как сейчас, когда у людей другие проблемы, им не до того. Понятно, что есть бескомпромиссные вещи, есть требования, которые написаны кровью, чужим здоровьем. Их нужно придерживаться. Но, грубо говоря, просить аленький цветочек мы уже не будем. Сейчас это даже не цинично...
Я еще в конце четвертого сезона думала, что нам нужно что-то менять. Если бы Ольга не ушла, пятый сезон был бы мягче и с ней тоже. Она взрослый человек и, уверена, прислушалась бы. Извините, сейчас просто некому ей это сказать. Люди неопытные рядом. Если посмотреть на цифры (я в прошлом маркетолог, поэтому мне можно верить), у третьего сезона были самые высокие цифры за всю историю, четвертый начал проседать. И очень хорошо зашли «Страсти», что для меня, как для маркетолога и психолога по образованию, было плохим знаком. То есть, люди стали смотреть, как ведущую «мочат», программу «мочат». Значит, им что-то сильно не нравится. Потому что скандалы были и в «Ревизоре», и в «Страстях» - там побили, там словесно наехали - но зрителю стало интересно, как с «Ревизором» будут разбираться. По всей видимости, программа завернула не совсем туда. Причем, повторюсь еще раз: если бы не события в Украине - возможно, мы бы иначе отнеслись.
Сейчас, поймите, просто не поднимается рука. Мы пришли в Бердичеве в дом культуры - можете себе представить, что это такое. Там прекрасные дети (очень красивые, кстати), обрадовались так... Дальше зашли на кухню местного кафе: там с советских времен ничего не менялось, кастрюли отчетливо помнят Брежнева. И что мы им скажем? Там нет ужасного ужаса, просто все старое и поэтому выглядит не очень чисто, хоть убейся. На кастрюлях, например, слезла часть эмали. Это непрофессиональная посуда: не место эмалированным и алюминиевым кастрюлям на кухне, ну правда! Но вот что я скажу этой женщине, которая смотрит на ведущего и говорит: «А мне три месяца зарплату не платили»? Он ее спрашивает: «Что у вас заказать, что вы любите готовить?» А она отвечает: «Закажите хоть что-нибудь, может мне что-то заплатят»... Ну вот все, и мы - в слезы. Все плакали. (вытирает слезы) Когда на это насмотришься, то понимаешь: если хочешь быть с этими людьми на одной волне - нельзя вести себя так, как раньше. Нельзя сказать: «Закройтесь на ремонт, не надо обманывать людей». Окей, они закроются, распустят эти десять человек персонала - и куда этим людям идти? С голоду умирать? А у них дети, мамы, папы... Простите, накипело за полтора месяца съемок. У нас люди прыгали, табличку целовали. Серьезно! Я такого не видела никогда.
- Все четыре сезона вы работали без конкурента. Сейчас он у вас появился. Это подстегивает?
- У нас один вариант - просто делать свое дело. Что значит «конкуренты»? «Х-фактор» - конкурент «Голосу»?.. Сказать, что я не переживаю, будет нечестно.
- Смотрите «Инспектор Фреймут»?
- Да. Все программы посмотрела. Мне больно. Мне больно, потому что я вижу качественную работу ведущей (она почти не изменилась) и при этом вижу прорехи в работе редакторской группы. Смотрите, все ведущие оговариваются - это обычная история. Если бы у нас ведущая оговорилась и назвала робусту бурьяном, вы бы об этом не узнали. Я бы это вырезала к чертовой матери, потому что это неправда. Более того, она бы не успела этого сказать, потому что редактор на площадке одернул бы.. Или как можно назвать живую устрицу несвежей? Она не может быть несвежей, если она живая, ну простите! Это ошибки редакторской группы и, возможно, если они наберут новых людей, которые смогут относиться к этому более ответственно, у них будут лучше показатели. У нас в «Ревизоре» работают люди с гигантским опытом.
- В команде «Инспектора» тоже есть люди с опытом - из «Ревизора».
- Но это не те люди. (улыбается) Когда забираешь с собой бьюти-команду - это не значит, что ты можешь сделать программу.
- Но с Фреймут же не только бьюти-команда ушла - Максименко, Пагава, Беланюк, Супоровская...
- Супоровская ни дня не работала в «Ревизоре» - она работала в «Страстях», это разница. Беланюк начинал разрабатывать творческое написание «Страстей», а потом очень быстро - где-то на второй или третьей съемке - покинул канал, у него были свои объективные обстоятельства. Кстати, из «Инспектора» оба ушли несколько месяцев назад - обратите внимание на титры. Ребята классные, профессионалы, но к команде «Ревизора» они не имели никакого отношения. Оператор работает, да. Но в большинстве пришли люди, которые не знают технологию.
Я бы никогда не согласилась делать только рестораны, это неправильно. Телевидение - это такой же процесс, как и работа на заводе. Если сложить вместе определенный набор деталей, получится машина, а не кофеварка. Чтобы получился «Лексус» - ему нужно прикрутить все четыре колеса. Есть определенная структура смотрения программы - зритель где-то вдыхает, где-то выдыхает, где-то покурить пошел, где-то залип. Там (в «Инспекторе», - МН) очень много нарушений с точки зрения драматургии. Это из-за того, что нет опыта. Люди решили, что это возможно. А оказалось, невозможно, однообразно - гостиницы же разбавляли все это.
«Люди решили, что это возможно. А оказалось - нет»
- Может, они решили оставить их на второй сезон, если он будет.
- Говорят, будет. Там что-то происходит, люди делают свою работу... Мы - свою. К нам требования даже выше будут, соответственно, есть один выход - делать программу как можно лучше. Надеюсь, все получится. Ведущий хороший, команда та же, открылись новые возможности, сейчас будем их использовать.
- Я разговаривала с Ольгой Фреймут после ее перехода на Плюсы. Тогда она сказала, что поддерживает с вами отношения, вы созваниваетесь. Как сейчас? Вы же были не просто коллегами, а подругами, насколько я знаю...
- Сейчас никак.
- В какой-то момент перестали созваниваться?
- Да, как-то перестали. Так получилось. Это, в принципе, моя личная особенность - когда люди выпадают из моего ближайшего круга, я редко с ними общаюсь. Я пришла на телевидение из рекламы и сейчас со своими бывшими коллегами, в лучшем случае, переписываюсь в Facebook - гордиться нечем, конечно. Просто ни сил, ни времени не остается. А здесь (в случае с Фреймут, - МН) еще и жалко, что все это разрушилось. Хотя умом я понимаю, что, наверное, так должно было быть. Думаю, и Ольге жалко. Она может не признаваться, но мне кажется, это так.
- Кто тогда был инициатором создания «Инспектора» на «1+1»?
- Понятия не имею, это же не мой проект.
- Вы не думаете, что это была сама Фреймут?
- Я об этом не хочу думать (улыбается).
- Вы уже приходили в заведения, где висит табличка «Инспектора»?
- Нет пока. Я не считаю это очень корректным, если честно.
- А команда «Инспектора» уже приходила в места, рекомендованные «Ревизором».
- Это их проблемы. Смотрите, наш приход - большой стресс. Если в заведение пришла Ольга (с «Инспектором Фреймут», - МН) и решила, что там все хорошо, - я склонна этому верить. Надеюсь, ее профессионализм с ней остался, и у меня нет оснований думать, что это иначе. Прийти туда после нее зачем? Чтобы перепроверить, все ли там хорошо? Зачем? Чтобы сказать: вы гады и сволочи? Тоже не вижу смысла. В кафе и ресторанах работают живые люди, для них наш приход - это стресс. Там висит некий знак качества. Да, он не наш, но это знак качества. Сводить счеты? Я не хочу, мне это не надо. С творческой точки зрения это лишнее, с человеческой - некрасиво совсем. Я как-то все эти аргументы сложила в голове и решила, что мы туда не пойдем. В «ревизорские места» - может быть.
Признаюсь, после этого разговора я не в силах не склониться в ревернасе перед выдержкой и мудростью Бурдуковой. Информации к размышлению у всех нас теперь достаточно, осталось дождаться премьеры. Напоминаю, «Ревизор» стартует 2 марта, а сразу после выпуска - первая порция «Страстей» с Сергеем Притулой.
Фото Кирилла Авраменко