Искусство во время войны. Вечеринка «Антиквара» как признак жизни
Как и многие, я всегда считала, что шампанское по утрам пьют только аристократы и те, кто будучи далек от них по статусу, легко с ними рифмуется. Но убедилась в обратном, попав на годовщину журнала «Антиквар». На днях издание об искусстве, антиквариате и коллекционировании с размахом отпраздновало свое восьмилетие.
Кажется, сейчас удастся узнать, как выглядят аристократы, пьющие с утра, вечером
Напитки покрепче, слова покороче
Хотя, когда собирается пишущая богема, слова короче одиннадцати букв - признак дурного тона
То ли дело - декольте до пупка
Ольга Стельмашевская: Святые угодники-новогодники, вот это с... скулы!
В зале музея «Духовные сокровища Украины» с каждой минутой становилось теснее
И с приходом каждой новой гостьи все отчетливее ощущалось дыхание праздника
Харизматичный Юрий Володарский смотрел на этот вернисаж с философско-растерянным видом
Анатолий Борисюк тоже в культурном шоке
Неподалеку выслушивала очередную порцию поздравлений и комплиментов виновница торжества Анна Шерман
Главред «Антиквара» весь вечер порхала по залу, чтобы успеть уделить хотя бы полминуты каждому гостю. И тут меня снова порадовал креатив присутствующих - каждый пытался проявить себя хотя бы в подаренном букете. Шерман подарили ветку ели,
оранжевый стручок,
и букет со снеговиком. Юрий Гулевич и Ольга Стельмашевская (PR-компания «Дель Арте») так синхронны, что даже немножко страшно
В ожидании «официальной» части гости развлекались, как могли
Дамы листали свежий номер
Также желающие могли ознакомиться с раритетными выпусками «Антиквара»
Джентльмены присматривались к календарям от любимого производителя
А самые запасливые умудрялись не только календарем разжиться, но и трофейной бутылкой спиртного
Главред «Редакторского портала» Леся Ганжа вела светские беседы
Сергей Васильев налаживал старые связи
И только Михаил Царев напоминал, что мы живем в XXI веке, когда личное общение уже давно не в тренде
После небольшого фуршета Анна Шерман попросила минутку внимания гостей. «Нам 8 лет, и по нынешним меркам это много. У нас есть такое крылатое выражение: «Находимся на грани процветания», - с улыбкой начала главный редактор и представила коллектив «Антиквара»
Издатель - Леонид Комский
«Сотрудники и соратники»: Даниил Краснов - фотограф, редактор и менеджер по распространению в одном лице, Тамара Васильева - научный и литературный редактор, Светлана Школьник - корректор. Дизайнера и арт-директора «Антиквара» зовут Михаил Воронков - он, по словам Шерман, не смог оторваться от верстки
- Издательский дом «Антиквар» - официально зарегистрированное издание. С этого года мы имеем право издавать книги. Мы присваиваем ISBN, оказываем издательские услуги полного цикла. И в этом смысле наша редакционная, журнальная работа стала бесценным опытом, потому что мы можем книгу не только издать, а полностью сформировать ее контент. И собственно именно книгоиздание для заказчиков на сегодняшний день является нашей основной финансовой поддержкой, - многозначительно констатировала Анна.
Следующим микрофон взял Юрий Володарский, выступление которого Шерман назвала «художественным моментом». Для тех, кто не в курсе, Анна напомнила, что Юрий - самый первый главред журнала «Антиквар» - единственный номер под редакцией Володарского вышел в ноябре 2006 года.
- Когда я шел на эту встречу, меня обуревали очень разные чувства, - начал Юрий. - Слава Богу, того человека, из-за которого произошел скандал, из-за которого мне пришлось тогда уйти из «Антиквара», здесь нет. И, надеюсь, не будет. Я даже не знаю, жив ли он. Не буду желать ему смерти, я сегодня очень добр и терпим.
Хочу сказать то, что говорил в кулуарах. Когда я делал этот журнал, мне и в голову не приходило, во что он может превратиться. Я не представлял, что его возглавит эта замечательная женщина. И так, как сделала этот журнал замечательная Аня Шерман, я бы ни за что и никогда не смог бы его сделать.
После этих слов Володарский чувственно расцеловал коллегу и преемницу
В этот момент я обратила внимание на весьма символичные надписи над их головами
Но уже через пару секунд романтическое настроение развеял один из авторов «Антиквара» - Алексей Зотиков - рассказами о первом номере журнала с портретом Карла Маркса на обложке и статьей самого Зотикова под названием «Можно ли коллекционировать доносы?»
А? Что? Какой Карл Маркс?
Официальная часть подошла к концу, и гости вновь разбились на группы по интересам. Самая большая образовалась вокруг вновь прибывшего Сергея Таруты - напомню, одного из 500 богатейших людей планеты по версии Forbes
Прекрасная Екатерина Волк, которая до этого мирно позировала фотографам и раздавала именные календарики, прямо загорелась, завидев бизнесмена
А рядом с ней сверлила Таруту взглядом настоящая пантера
Взвесив свои шансы, я оставила важного гостя на растерзание волчицам и пантерам, а сама пошла охотиться на Анну Шерман - в этот вечер пообщаться с ней было сложнее, чем дозвониться в ЖЭК. Первым делом я попросила главреда «Антиквара» рассказать, как все начиналось:
- 8 лет - это большой срок, и в жизни журнала были разные периоды. Когда-то у нашего издателя - галериста, аукциониста и арт-дилера Леонида Комского - возникла идея создать такой профильный журнал, потому что ниша существует, арт-рынок развивается. Было время, когда мы находились на полном содержании инвестора, потом вышли на самофинансирование.
- Через сколько лет после запуска?
- Скажем так, вопрос о том, что нам нужно выйти на самофинансирование возник в 2008 году - через пару лет после создания журнала. Был кризис, у нас прекратились инвестиции и выбор был таков: либо мы закрываемся, либо находим возможность существовать. И мы такую возможность нашли. На сегодняшний день наша читательская аудитория, наши ньюзмейкеры и рекламодатели - это фактически одни и те же люди. Художники, коллекционеры, меценаты, галеристы, владельцы частных музеев… Мы не играем в медиабизнес, потому что не можем выйти на системного рекламодателя, который размещает бюджеты в массовых изданиях - мы для них слишком мелкие. Но мы являемся участниками арт-рынка и коммуникационной площадкой для коллег.
Сейчас мы переживаем не лучшие времена. Естественно, в таких кризисных ситуациях первое, что делают люди - прекращают размещать рекламу в журнале об искусстве и коллекционировании. Так случилось и с нами. С прошлого ноября у нас остались единичные размещения внутреннего рекламодателя и даже зарубежные аукционные дома, которые уже много лет размещали у нас рекламу накануне своих торгов - даже они перед осенними торгами у нас не размещались. Объясняют тем, что в Украине война, и рынок останавливается.
На сегодняшний день мы пытаемся заработать на издательских проектах. Пару лет назад мы зарегистрировали издательский дом «Антиквар», в этом году получили регистрацию и сейчас оказываем услуги полного цикла - от рерайта рукописей до дизайна, верстки и каллиграфических услуг. Это проекты с крупными национальным структурами. Недавно, к примеру, мы делали проект с Киево-Печерской Лаврой. Плюс нам идут навстречу наши партнеры - фамильная типография Huss. С ними у нас лояльные условия.
А вообще, выживаем на энтузиазме и желании сохранить возможность делать то, что нам нравится (улыбается).
- Издательские проекты дают такую возможность?
- Если до ноября прошлого года у нас получалось практически стопроцентное самофинансирование, то сейчас денег, конечно, не хватает. Есть внутренние задолженности перед коллективом, типографией… Сказать вам, что у нас жопа? Ну да. (смеется) При этом мы находим какие-то возможности. Знаете, как говорят - навар с яиц и свежая копейка. Это как на велосипеде: пока крутишь педали - едешь.
- Какой у вас сейчас тираж?
- Сейчас мы издаем 1500 экземпляров в месяц.
- Удается выходить каждый месяц?
- Мы должны выходить 10 раз в год. В этом году получилось только восемь. У нас была тяжелая весна и конец года - мы сдвоили номера. Как будет в следующем, мы не знаем.
- И даже в таких условиях вы закатили праздник, хотя это не юбилей.
- Это день рождения. В свое время мы отмечали трех-, пяти- и шестилетие. В этот раз мы решили отметить всем врагам назло. Чтобы поднять свой дух, чтобы пригласить своих друзей и показать им, что мы живы, что у нас новое направление деятельности.
- То есть, это шанс привлечь новых клиентов и укрепить отношения со старыми?
- Пришли те, кто нас и так знает. Большинство из них - это наши авторы, искусствоведы, музейные работники. Назвать их рекламодателями сложно. Хотя это наши читатели и почитатели! Нам сейчас важен любой признак жизни. В том числе и празднование дня рождения.
- Состав редакции в свете последних событий изменился?
- Нет.
- А распространяетесь где сейчас?
- В прошлом году у нас была попытка войти в какие-то сети реализации, но для нас это оказалось слишком обременительно. Все сети хотят существенных денег за вхождение, но это не гарантирует ни приоритетной выкладки, ничего. Журнал в киосках, где продаются массовые издания, не раскупается, и потом мы должны еще платить за сортировку и возврат. То есть, получается, что мы за свои деньги катаем журнал по городу. (улыбается) От этой системы мы отказались и сейчас распространяемся в специализированных точках - галереях, антикварных салонах, музеях. Там, где наш читатель нас ищет и находит. Плюс можно приобрести номер и оформить подписку, связавшись с редакцией.
- Как вы реагируете на то, что в последнее время закрылось сразу несколько печатных изданий? Не закрадывается ли страх, что вас постигнет та же участь?
- Повторюсь, мы не играем в медиабизнес. У нас нет конкурентов. К закрытию журналов я отношусь с глубоким сочувствием, честно.
- Даже к закрытию украинского Esquire? Я видела запись, где вы разносите журнал в пух и прах.
- (смеется) Даже к закрытию Esquire! Потому что там работали мои коллеги, которые верили в то, что делают. Когда закрывается издание, это маленькая смерть, и относиться к этому можно только с сочувствием.
- Вы видите перспективы взаимодействия с интернет-аудиторией?
- Мы пытаемся это делать, у нас есть сайт, страница в Facebook. Интернет-аудитория для нас важна, мы пытаемся ее привлекать, но это тоже требует инвестиций, которых у нас нет. Понимаете, мы перешли в энергосберегающий режим, когда стараешься не делать лишних движений. Потому что все это требует средств. И все-таки для нас приоритетна печатная версия, мы должны выходить на бумаге. В этом я вижу смысл. Знаете, говорят, что когда умирает хорошее издание, его душа попадает в интернет. Мы хотим жить, мы хотим оставаться на бумаге.
Наш с Анной разговор постоянно прерывали читатели и почитатели «Антиквара», желавшие сказать главреду пару приятных слов. В конце концов Сергей Тарута принес тысячу извинений и таки выкрал у меня госпожу Шерман. Ах, Сергей, не были бы вы так похожи на Вуди Аллена...
Надеюсь, праздник добавит команде журнала сил крутить педали, а мне даст повод встретиться с Анной Шерман и ее соратниками на юбилее издания.
Фото Василия Блинова