Реверанс Слободяна в сторону мужчин. Как снимают «Утро в Большом Городе» на ICTV
Все когда нибудь происходит впервые. Но даже те, кто собаку съел на выпекании блинов, знают: первый, как ни замешивай - всегда пристрелочный. Наверняка в курсе об этом были и на ICTV, впервые за 22 года запустив собственное утреннее шоу. Но кто не пробует - тому и в масленицу пост.
Недавно я подготовила для вас подробный обзор «Утра в Большом Городе», который в комментариях был немедленно награжден клеймом «заказуха». Что ж, следуя логике доброжелателей, заказ надо отрабатывать до конца, поэтому...
... дамы и господа, добро пожаловать на съемочную площадку утреннего шоу ICTV!
Первой в студии появляется ведущая Юля Зорий - грим ей накладывают с 5 утра
Мужчинам в этом плане, конечно, легче - Антон Равицкий и Павел Казарин спят на полчасика больше
А дальше - кофе, кофе, кофе... Ближе к восьми можно увидеть, как в перерыве на рекламу Антон прыгает с криками «А-а-а кофе сейчас будет вытекать через зрачки!»
Кроме ведущих ни свет ни заря встает еще пара десятков человек - съемочная группа «Утра в Большом Городе»
Для проекта в здании ICTV построили кафе, так что команда «Утра...» может представлять, что все это - просто большой завтрак. Ну, подумаешь, каждый день. И что с того, что вставать до рассвета. Черт, не помогает....
Зато на утренних проектах очень быстро овладеваешь искусством маскировать сон под рабочий процесс. Администратор Дима, кажется, уже дошел до уровня «бог»
Периодически в темноте за кадром появляется стройный женский силуэт -
это продюсер шоу Инесса Соболева. Говорит, к новому графику уже привыкла: «За три недели втянулась, сейчас встаю уже даже с удовольствием. Вся жизнь перестраивается, и организм понимает, что выбора нет»
А вот сложно ли быть жаворонком руководителю проекта - останется загадкой. На площадке удалось выяснить одно: Андрей Слободян - очень искренний человек. На предложение продюсера пообщаться с Медианяней господин Слободян прямо и честно гаркнул мне в лицо: «Нет!»
В студию руководитель «Утра...» спускается во время рекламных пауз - раздать ЦУ, подкорректировать сценарий, сделать замечание...
... и перекинуться парой шуток с коллегами. Начало дня как-никак
Ведущие за кадром жгут напалмом, но при включенных камерах их раскрепощенность куда-то испаряется. Впрочем, лучшие шутки Паши и Антона в утреннем эфире не очень-то повторишь - у экрана дети. И Слободян...
Но не юмором единым: в рекламных паузах троица, как и все телеведущие, советуется с редакторами,
правит сценарий,
консультируется с экспертами шоу,
репетирует
и даже находит время на общение с гаджетами
Уверена, личная жизнь этих троих еще будет обсуждаться в интернете. А пока что вот вам наблюдение: окольцован только обладатель самого несерьезного образа - Антон
Ну вот и все, закулисье показала, а остальное вы видели в эфире
Ладно, мужчины, только для вас: энерджайзер «Утра в Большом Городе» - Аня Тесленко
Ее приходу на площадке, кажется, радуются все
Ну, кроме Антона - во время зарядки в эфире Ахава следит, чтобы он не отлынивал от упражнений
Хотя, под конец Равицкий и сам втягивается
Вот теперь точно все. А напоследок - откровения продюсера «Утра в Большом Городе» Инессы Соболевой:
- Инесса, почему руководство канала решило делать утренний проект?
- Иметь утренний эфир у больших каналов считается хорошим тоном, но почему-то на ICTV такую задачу поставили впервые за 22 года... В свете того, что принят закон об украинском вещании, наш проект суперактуален. Мы называемся «Утро в Большом Городе», то есть, апеллируем к думающей, активной публике - мне кажется, такого утра не хватало. И вот мы его сделали.
«С удовольствием констатирую, что думающая, взрослая публика нас смотрит, количество аудитории в этом срезе растет - нам это приятно»
- Какие задачи стоят перед вами?
- Мы должны создать территорию здравого смысла, открыть новые лица, соответствовать времени. Изменилось восприятие окружающего мира, восприятие людьми себя, и нужно идти в ногу. Поэтому у нас такой формат «телеверсии соцсети» - нам показалось, что это самый актуальный способ подачи информации. Мы все привыкли, что картинка мира эклектична, благодаря френд-ленте. То есть, в начале мы говорим о политике, потом смотрим на красивые домики где-то на Гоа, снова о политике... Наша сетка построена по тому же принципу: мы отталкиваемся от того, что самое актуальное на сегодняшний день для нас и наших зрителей. И очень рассчитываем на фидбек. У нас много возможностей контактировать со зрителем - хороший активный сайт, социальные сети…
- Работой с аудиторией в интернете занимается много людей?
- У нас интернет-направлением занимается три человека: главный редактор, контент-менеджер и SMM-менеджер. То есть, они сами все пишут, сами придумывают весь этот креатив. Какие-то вещи на сайте разрабатываются для того, чтобы потом они появлялись в эфире. Сайт не идет позади, не рефлексирует на тему того, что вышло в эфире, а в каких-то моментах даже задает темы для будущего эфира.
- Три недели, конечно, не показатель, но все же - как с фидбеком?
читайте также
- Да, три недели - это не показатель. Нам дали месяц, чтобы «встать на ноги». Все понимают, что два часа эфира - это большой промежуток времени, и «притереться» должны все: ведущие, группа, контент. Сейчас мы понимаем, что с какими-то вещами угадали, а какие-то надо доработать. В принципе, это классическая ситуация для любого утреннего слота.
- Нынешняя тройка ведущих и команда проекта долго трактовались?
- Неделю. До этого еще недели три мы пробовали - этот ансамбль сложился не сразу. Изначально ставили акцент на том, что это должны быть люди со своей точкой зрения. Мы закладываем субъективную подачу информации, а уже за нами идут «Факты», где все объективно. Тройка ведущих, которая сложилась в ходе трактов, очень показательна даже в плане географии. Паша у нас из Симферополя, два года работал в Москве, он политический публицист. Антон из Одессы - он работал на городском канале. А Юля из Черновцов.
«Получается, мы территориально отобразили Украину»
- У ваших ведущих есть определенные роли. Как вы ставили задачи, и на какого зрителя эти образы рассчитаны?
- Кропотливый труд и везение привели к тому, что у нас все получилось, как рассчитывали: Паша идет под позывным «умный», Антон - «оптимист», Юля - «мудрая». Мужчин, как правило, заносит, они увлекаются, а Юля их сдерживает и вводит в то русло, которое нужно зрителю. И, как глас народа, задает самые простые, но самые актуальные вопросы.
Антон нравится девушкам, Паша нравится дамам постарше, Юля - мужчинам... А задачу, чтобы каждая роль была рассчитана на определенного зрителя, мы не ставили.
- Почему снимаете в кафе, и работает ли заведение вне утреннего эфира?
- Да, сейчас можно спуститься и выпить там кофе. У ICTV нет больших студийных комплексов, поэтому у нас был вариант выходить из студии «Свободы слова». Но мы отсмотрели огромное количество канадских, американских, европейских утренних шоу - там в студиях окна, рассвет, есть жизнь. Естественно, хотелось чего-то подобного, поэтому мы выбрали историю с кафе.
«За кадром это столовая для сотрудников канала»
- Окна хорошо смотрятся, но периодически, к примеру, перед ними паркуются машины и зритель видит их номера...
- У меня была иллюзия, что мы договоримся, чтобы машины не парковались. Но не получилось - территория не относится к каналу и контролировать это невозможно. А людям нравится парковаться прямо перед этими окнами и смотреть на свои машины по телевизору (смеется).
- Вам не говорили, что с экрана студия не очень похожа на кафе?
- Смотрите, мы не закладывали эту идею как кафе в чистом виде. Для нас это дискуссионное пространство - кофейная и информационная зона. Дело в том, что мы говорим на такое количество сложных и злободневных тем, что, наверное, в кафе такое не обсуждают - это изначально было бы обманом.
Еще хочу отметить, что у нас ведущие работают без подсказчиков и суфлера. То есть все два часа они ведут сами, в «ухо» никто не наговаривает текст. Опорный сценарий, конечно, есть, но в «ухо» им говорят только время.
- Причем, иногда очень сильно торопят. Я так понимаю, у вас много материала и мало времени?
- Мне кажется, это хорошо. Хуже, когда создается пауза, которую нужно заполнить. Кроме того, темпоритм каждого выпуска зависит от тем, гостей. Мы еще ищем золотую середину, но, в любом случае, ориентируемся на активную подачу, рассчитывая на зрителя ICTV.
- Вы сказали, что проекту дали месяц на «раскачку». Сейчас цифры не очень - что-то пытаетесь менять или ждете, пока зритель втягивается?
- Конечно, мы бы хотели больше и выше… Через месяц будем анализировать. Объясню: нам кажется, что мы выбрали правильное направление по содержанию и компановке, что ведущие правильно подают информацию соответственно времени - так, как людям удобно слышать и видеть. Но к этому нужно привыкнуть.
- Кто ваш зритель? Как меняется аудитория по времени, и как вы реагируете на это в плане контента?
- Вообще, классическая схема «Утра»: с 6:30 до 7:00 - мужчины взрослого возраста, с 7 до 8 - час молодых родителей 30-40 лет, потом они уходят на работу и у экранов остается более взрослая публика. И в зависимости от этих «волн» мы стараемся формировать содержание. Но рассказывать, как выводить пятна, мы все равно не будем. Хотя… (смеется) Также наша получасовая привязка к «Фактам», и то, что мы много говорим о политике, обязывает нас уделять больше внимания темам актуальным, а не отвлеченным, не связанным с происходящим сейчас.
- Почему решили ставить «Факты» каждые полчаса?
- В принципе, это классический шаг. Есть разные цифры: аудитория меняется каждые 18-30 минут. По сути, это дает возможность каждому включившему «Утро» посмотреть кусочек эфира и выпуск «Фактов».
- Аудитория ICTV - это мужчины. В чем специфика создания утреннего проекта конкретно для вашего зрителя?
- Мне кажется, как раз с точки зрения мужской психологии восприятия мы максимально для них подходим. И, кстати, цифры по мужскому смотрению это подтверждают. Мужчины смотрят быстро, часто переключают, надолго не задерживаются. И у нас такая подача: мы не вытягиваем информацию на какие-то получасовые блоки - у нас за 15-20 минут бывает 4-6 тем. Мне кажется, это реверанс в сторону мужчин. И, конечно, много общественно-социально-прикладных тем - мы не говорим о политике в чистом виде, мы говорим о том, как какая-нибудь реформа или решение влияют на нашу жизнь.
- На кого рассчитана рубрика «Даша-селфи»?
- Селфи - это естественная составляющая нашей жизни. Даша делает селфи не просто так - ответы на вопросы ее рубрики дает эксперт. Иногда они носят развлекательный характер, иногда - социальный. К примеру, недавно она пыталась выяснить, как заставить людей прекратить выбрасывать мусор из окна или не курить на общественных остановках. По сути, она современная женщина, которую все время что-то раздражает или интересует. А селфи - это просто форма, которая привлекает внимание.
«То есть, Даша - полноценный журналист»
- Несмотря на утренний формат, вы активно освещаете сложные события в стране. Не боитесь отпугнуть зрителя?
- От этого нельзя уйти. Поскольку мы создавали программу, формат в конкретное время - мы не можем об этом не говорить. Дай Бог, наступит час, когда мы сможем говорить только о мармеладе, ванили и зефире.
- Согласна, но ответьте не как патриот, а как телевизионщик.
- А это интересно людям! Ведь все равно специфика смотрения сейчас такая: что бы люди не смотрели, они постоянно переключаются на новости. Даже утром! Кроме того, у нас же есть уникальная возможность - если событие произошло вечером, то сегодня утром или ночью мы можем позвонить кому-то, записать комментарий, пригласить в скайп и сразу показать. По сути, мы более актуальные, более быстрые, чем интернет.
- Есть ли у вас какой-то специальный подход к подаче трагических новостей в утреннем шоу?
- Знаете, главное - не педалировать эту тему. У нас однозначно нет задачи за счет этого обеспечивать смотрение. Мы просто всегда стараемся формулировать новость таким образом, чтоб это было достойно. Но, естественно, есть какие-то темы, которые утром не стоит освещать.
- Например?
- Наша задача - не напугать зрителя, а зарядить его оптимизмом, показать, что жизнь продолжается. Но при этом мы сегодня, например, говорили о Мариуполе, Краматорске… Антон расплакался прямо в эфире, когда у нас был рассказ девочки из Мариуполя, которая пережила обстрелы. Это однозначно не позитивная тема, но об этом надо говорить - мы в таких реалиях живем.
Здесь очень удобна форма этой телеверсии соцсети, в которую можно впихнуть все. Вот эта сегодняшняя эклектика мировосприятия туда зашита.
«Надо говорить обо всем, потому что скажут другие - значит, мы пропустили»
- Еще программа напоминает новостной выпуск с элементами аналитики - просто не в классическом формате, с тремя ведущими и перебивками на юмор/полезные советы. В связи с этим редакторский состав набирали из команды «Фактов»?
- Наш шеф-редактор Костя Игнатчук был редактором «Подробностей» и работал в новостях на «Украине». Но также он занимался редактированием юмористических проектов - получается такой универсал, который соответствует нашему формату.
- Кто вообще входит в команду проекта? Все с ICTV или кого-то переманивали?
- С ICTV у нас вся производственная база под руководством режиссера Славы Кузьменко. И да, мы пригласили много людей с других каналов - по сути, это сборная солянка.
- Это люди с утренних шоу или информационных программ?
- И утро, и новости... Наверное, с развлекательных проектов меньше. Есть ребята из Донецка - например, наш собственный корреспондент Алексей Кобзарь.
- Сколько человек в команде?
- Опять же, смотря что считать командой. Есть редакторский и режиссерский состав, мы привлекаем ресурсы канала... Порядка тридцати человек - небольшая группа. У одного нашего конкурента, насколько я знаю, работает 120 человек.
- Сложно ли было этим людям перестроиться на утреннюю работу?
- Знаете, мы все энтузиасты. У нас хорошая команда, хорошая атмосфера. Это же классно - работать на запуске чего-то нового. Честно, пока никто не жаловался и в обморок не падал. Тяжелее всего было в первую неделю трактов и в первые дни эфира, а сейчас мы уже входим в рабочий график. Люди понимают, что можно где-то поспать днем (улыбается). Но во время эфира пока еще никто не засыпал. Тут, в принципе, не заскучаешь - это постоянный импровиз. Кроме того, наше «Утро» - это не только студия, но и много допматериалов - видео, звонки по скайпу, включения, гости... Просто для того, чтобы соединить это в одно целое, нужна масса усилий - тут бодрость приходит сама собой.
«Я прихожу по-разному, а вообще первые люди на площадке появляются в 4:30 - Юля и гримеры. Самая последняя развозка приезжает в 6 утра»
- Какими шоу вдохновлялись и кого в украинском эфире считаете конкурентами?
- Конкурентами нашими являются все утренние шоу больших каналов, потому что в той или иной степени у нас все равно общая аудитория. А вдохновлялись breakfast-TV (Канада), чешским «утром». Естественно, мы ознакомились с огромным количеством проектов: американских, британских, итальянских... Итальянцы очень много говорят, с непонятной кучей эмоций и оптимизма. Поляки понравились.
- А формат «телеверсии соцсети» - это ваша разработка или есть аналоги в мире?
- Не думаю, что что-то подобное есть. Просто по ходу, когда мы поняли, что нам нужно оправдать весь этот своеобразный винегрет, ответ был на поверхности - открываешь соцсеть и видишь там все это. Самое важное в соцсети что? Каждый пост, который появляется в ленте, написал человек, которому ты доверяешь, с которым ты дружишь. И это наша задача в шоу - стараемся подавать уверенно, мы знаем, о чем говорим.
- И последний вопрос: на площадке я обратила внимание, что с приходом Андрея Слободяна все немножко напрягаются. Какой он в качестве руководителя утреннего шоу?
- Не думаю, что его побаиваются. Все понимают: он знает, что делает, и прислушиваются к тому, что он говорит. Андрей Слободян - очень толерантный человек, который всегда прислушивается к мнению коллег.
Теперь вы видели «Утро в Большом Городе» по обе стороны экрана. Желаю команде проекта поскорее найти золотую середину с темпоритмом и количеством трагических новостей. А там, глядишь, циферки подтянутся.
И да, кстати... где мой пряник за «заказуху»?
Фото Кирилла Авраменко