КиноКраїна, или Как построить прибыльную киноиндустрию в Украине за пять лет
Не было бы, как говорится, счастья, если бы не вынужденный отказ Украины от российского теле- и кинопродукта. Согласитесь, если до этого момента все вроде бы понимали, что украинское кино нужно поддерживать, то сейчас поняли, что простым согласием тут не обойдешься: нужно что-то делать, причем срочно.
Тот, кто занимается созданием контента не первый год, определенно знает, что именно делать - производить кино- и телепродукт по европейским стандартам (читай не раздавать государственные деньги направо и налево, а грамотно отрегулировать законодательство в помощь производителям). Но в одиночку кардинальные преобразования не совершаются. Поэтому крупнейшие теле-и кинопроизводители Украины объединились в инициативную группу КіноКраїна, пригласили чиновников от культуры и вчера собрались на киностудии FILM.UA – поговорить по душам и презентовать план развития теле- и киноиндустрии. Признаюсь, было очень круто. И сейчас расскажу-покажу, почему.
Может, жара тому виной, но к киностудии большинство топов подтягивались пешком, оставив машины за углом.
Как, например, Владимир Локотко
Или президент фестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи
А вот Влад Троицкий своему джипу не изменил
Ну, у входа, как всегда, начались крепкие мужские рукопожатия (Андрей Куликов, Влад Троицкий, Владимир Бородянский, Юрий Павленко, если кто не узнал)
И тут же - обнимашки-целовашки с заглянувшей на огонек Ольгой Черваковой
Пока часть гостей совершала экскурсию по киностудии, другая часть с экскурсии уже вернулась и приступила к фуршету и общению.
Ольга Червакова наконец-то встертилась с Юрием Павленко
«Интеровские» красавицы Ирина Победоносцева, Светлана Цыбанева, Елена Богуш не ели - видимо, хранили фигуры. В то время, как главред «Интера» Антон Никитин в сторону угощений очень даже посматривал
В это время Полина Толмачева и Виктория Ярмощук красоту даром не расточали и активно позировали
Александр Богуцкий активно общался. Сперва с Олесем Саниным...
Затем с Владимиром Локотко...
который позже переметнулся к Владу Ряшину
Топ-менеджерам всегда найдется, что обсудить. Наверное, именно поэтому Владимир Бородянский, едва появившись, тут же заявил, что ему нужен только Сергей Созановский!
И тут же на глазах у изумленной публики под локоток увлек главу FILM.UA для эксклюзивной беседы
Позже к ним присоединялись то Евгений Лященко,
то Владимир Оселедчик. Сверим часы?
Анатолий Матешко и Андрей Кокотюха, как истинные кинематографисты, разговаривали о высоком
А экс-глава Госкино Екатерина Копылова сперва общалась с Максимом Асадчим
А потом о чем-то горячо спорила с Филиппом Ильенко. Я так думаю, убеждала его сбрить бороду
Да и Бородянский Филиппа Юрьевича, кажется, за что-то отчитывал...
Куда спокойнее протекала беседа Виктора Мирского с Оксаной Исидоровой
Тем временем Евгений Драчев, стоя между двумя Егорами - Олесовым и Борщевским, загадывал желание
А Виктор Приходько по просьбе Владимира Бородянского отдувался перед журналистами
Андрей Куликов, ведущий действа, в ожидании начала повторял текст
А Николай Княжицкий и Александр Богуцкий обменивались рингтонами по блютузу
Сергей Трымбач и Денис Иванов просто наслаждались общением. Пусть и на небольшой дистанции
Ожидание слегка затянулось. Позже выяснилось, почему: ждали Вячеслава Кириленко.
Едва министр культуры появился, Андрей Куликов отметил, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались и попросил обратить внимание на экран. Там сменяли друг друга шоурилы от украинских телеканалов и кинопродакшенов: что было, что будет, чем сердце успокоится, что производители готовятся презентовать в следующем году.
Искренне порадовавшись за отечественного производителя и восхитившись количеством уже произведенного в Украине собственного теле- и кинопродукта, зрители с интересом погрузились в презентацию готовящегося контента. Компания StarMedia, к примеру, готовит к следующему году сериал «Мата Хари» с Кристофером Ламбертом, Джоном Малковичем и Рутгером Хауэром. ICTV - сериал «Пес», Плюсы – сериал «Ведьма» (оба - производства PROTV), канал «Украина» – пятисезонную телеэпопею «Клан ювелиров», проект «Не зарекайся» и авантюрную трилогию «Певица». А FILM.UA вообще чего только ни готовит: и сериалы «Никонов и Ко», «Владимирская, 15», «Майор и ведьма», и мультфильмы, и трогательный проект под рабочим названием «Мой друг робот»... Все перечислять не буду - о многих проектах участников презентации я вам уже рассказывала.
Венчал действо государственный шоурил. В нем государство не без гордости упомянуло, как много проектов при его поддержке было снято: 11 полнометражных фильмов и 2 сборника короткометражек. Кроме того, 39 незавершенных проектов было завершено.
– В руководстве страны тоже есть люди, которым небезразлична судьба украинского кино, – подытожил Андрей Куликов. Чем недвусмысленно намекнул, что сейчас наконец-то появившийся Вячеслав Кириленко изложит нам государственную программу поддержки украинского кино и ТВ.
Кириленко начал с чистосердечного признания: была у государства инициатива поддержать кино при помощи введения кассовых сборов. Да вся вышла.
– Я собирал многих телевизионщиков и кинодистрибьюторов, провайдеров, предложил обговорить эту идею, – признался министр культуры. – Но она, понятное дело, поддержана не была: кто же хочет платить лишние деньги! Даже если речь идет о каких-то обоснованных вещах. Но даже не в этом дело. Страна в сложной ситуации, в сложной ситуации телевизионщики, рекламисты – ведь уменьшился рекламный рынок, у каждого свои субъективные сложности… Поэтому нам всем нужно идти навстречу друг к другу.
По словам Кириленко, правительство свой шаг навстречу сделало: от идеи киносбора отказалось, хоть эта модель хорошо зарекомендовала себя во Франции и Польше (хозяйке на заметку - почему опыт Франции не приживается в других странах, можно прочесть вот здесь). Зато выступило с другой инициативой: проектом закона о государственной поддержке кинематографии.
– Он разработан совместно с крупнейшими телекомпаниями Украины, имеющими собственные продакшен-студии и интенсивно задействованными в кинопроизводственном процессе, – объяснил вице-премьер. – И позволит выйти на новые, альтернативные источники финансирования. Безусловно, у нас была дискуссия. Мы только в Кабмине собирались 5 раз на уровне топ-менеджеров. И говорили о том, что в первую очередь киноиндустрии должна оказываться бюджетная господдержка. Конечно, при внесении проекта бюджета на следующий год будет идти речь и о увеличении финансирования кино. Но все равно: простых бюджетных денег не будет хватать никогда. Поэтому нам нужны альтернативные источники.
Источники, если верить вице-премьеру, таковы: поступления от акцизов, гослотерей, жесткий минимум бюджетных трат на кино и революционные для Украины нормы поддержки иностранных кинопроизводителей. В законопроекте предусмотрен возврат им части расходов при условии съемки в Украине – в том числе возврат части расходов на гонорары зарубежным суперзвездам. Планируется и сохранение налоговых стимулов, которые будут касаться производства, дистрибуции и постпродакшена.
Правда, у этих идей на сегодняшний день нет официального статуса. Сначала проект будет предложен для обсуждения общественности: экспертам, киношникам, телевизионщикам, зрителям. Какие-то нормы останутся, какие-то будут изъяты, возможно, появятся новые.
– После этого мы окончательно проведем обсуждение в правительстве, чтобы придать этому законопроекту официальный правительственный или коалиционный статус. В случае поддержки парламентом, он обеспечит на довольно высоком уровне поступления на кинопроизводство из альтернативных источников.
Еще одно предложение правительства – создание государственного Фонда поддержки кинематографии, в котором предусмотрено государственно-общественное, а то и просто общественное управление средствами. При этом нужно будет четко определить, что такое национальный фильм, ибо претендовать на господдержку смогут только национальные фильмы.
– А то ведь может какая-то профанация подаваться и претендовать на бюджетные миллионы, – забеспокоился министр. – Поэтому нужны предохранительные методы, чтобы определять мошенников. Нужна система рейтингов, или баллов. И ее можно прописать непосредственно в законопроекте.
Так же четко нужно будет определиться с тем, какие проекты смогут получать стопроцентную бюджетную поддержку, а какие – только 80%.
– Сейчас у нас норма 50 на 50, – продолжил Кириленко. – Она вроде справедлива, но хромает, не выполняется. Поэтому нужно раскрывать глаза на правду и говорить о том, что государство может финансировать до 80% проекта. При этом 20% финансирует продюсер. Ну и при этом часть экранного времени для украинского продукта сокращать нельзя. Сейчас она составляет 30%, и я не сторонник ее уменьшения – это нелогично.
По словам Кириленко, то, что парламент решил работать без каникул («Ага, и без заседаний», - пошутили сидевшие в зале нардепы), дает все шансы внести этот законопроект на обсуждение летом, чтобы уже осенью с его учетом был принят новый проект госбюджета.
Вячеслав Анатольевич еще много раз повторил, как он благодарен телевизионщикам за то, что привлекли его к этому обсуждению, как всем надо действовать сообща, обеспечить «настоящее искреннее государственно-приватное партнерство» и своими аргументами убедить тех, кто все еще скептичен по поводу реализации этих мер. После чего уступил место Филиппу Ильенко.
Едва Кириленко занял свое место, ему передали вот такую записочку:
Журналисты-телевизионщики просили вице-премьера незаметно выйти в холл, чтобы дать им интервью. Вот это я понимаю - воспитание
Тот послушно вышел, выведя за собой из зала все камеры
В это время глава Госкино продолжил линию, начатую коллегой.
Он подчеркнул, что государство за 23 года независимости не пользовалось способностью кинематографа улучшать имидж страны, и это упущение нужно срочно исправить. И продолжил тему создания специального Фонда поддержки украинской кинематографии: он-де будет таким счетом госбюджета Украины, формируемым из нескольких источников.
Во-первых – из общего фонда госбюджета. Причем в законопроекте определен минимальный уровень поступлений в него из госбюджета – 0, 1% общих расходов. Во-вторых – из средств специального счета госбюджета, который пополняется за счет использования украинских фильмов. Ну и, в-третьих – из средств от проведения государственных лотерей, о чем уже говорил Вячеслав Кириленко.
Управляться этот фонд будет центральным органом исполнительной власти, реализующим госполитику в области кинематографа. А чтобы эти решения не вызывали острых вопросов, будет создан совет по управлению средствами фонда. Он будет состоять из 10 человек: половина будет назначаться госструктурами, вторая – делегироваться профессиональными общественными организациями.
Законопроект, кстати, определит, кто и в каких размерах сможет претендовать на поддержку Фонда. В частности, на 100% будут финансироваться государством детские, просветительские, документальные, анимационные и дебютные работы. Остальные фильмы смогут получить до 80% господдержки. Кроме того, разработана новая форма поддержки производства телевизионных лент: предположительно, тут государство будет в паритете с телеканалами 50 на 50.
Ну и предусмотрены стимулы, которые уже давно используются в США – возвращение налогов и средств, потраченных иностранными продюсерами в Украине. Предположительно им может быть возвращено до 20% средств, потраченных на производство в Украине и до 10% гонораров иностранным звездам – при условии, что большая часть съемочного процесса происходила на территории Украины.
– Это основные моменты общей части законопроекта, – уточнил Ильенко. – Конечно, предусмотрены и некоторые изменения в действующее законодательство. В первую очередь, сохранение и развитие налоговых льгот. Сейчас идет серьезная дискуссия о том, насколько глубокими они должны быть и сколько операций покрывать. Кроме того, мы предлагаем внести изменения в определение периодов и этапов кинопроизводства, чтобы государство могло поддерживать и ранние его формы – от режиссерской и сценарной разработки до постпродакшена. Ну и эффективно поддерживать последнюю фазу – продвижение фильма к зрителю.
А еще законопроект предполагает определение статуса центрального органа исполнительной власти, который будет реализовать политику в области кинематографа: его полномочия нужно четко определить, а также ввести системы балльной шкалы оценок как фильмов, которые претендуют на статус национального, так и фильмов, произведенных страной-агрессором.
– А то, вы, наверное, заметили, в этом вопросе у нас есть определенная дискуссия, – подметил Ильенко.
Помимо всего прочего, предлагается приравнять рекламу кинофильмов на телевидении к социальной рекламе.
В итоге глава Госкино тоже возложил большие надежды на развитие этого законопроекта и заверил: чем быстрее состоится переход от его обсуждения к практическому воплощению, тем скорее мы увидим украинские фильмы на наших экранах.
По окончании речи Ильенко Ольга Червакова хотела было незаметно выскользнуть из зала.
Но была поймана Владимиром Бордянским, который убедил девушку в том, что пропустить его выступление она просто не имеет права.
И оказался прав
– Хочу начать не с кино, – сходу заявил глава StarLightMedia. – А с заправок Socar. Ведь этот бренд полностью принадлежит государству – государству Азербайджан. Если азербайджанец мог разозлиться и сделать государственную компанию, а в ней – отличный бренд, который прославляет государство, то почему мы вместе с государством не можем разозлиться и доказать, что можем создавать качественное кино? Мы ведь уже сегодня создаем картины и сериалы высочайшего уровня – возьмите «Нюхача», который FILM.UA уже продал во Францию и продает в Амерку. Это ведь международное признание!
В общем, план Бородянского и сотоварищи таков: в течение 5 лет благодаря специальной программе создать и поставить на ноги украинскую киноиндустрию.
Оказывается, на данный момент в украинском прокате – всего 7 % отечественных фильмов. В то время как у поляков эта цифра составляет 20%, а у французов – 60%.
– Это говорит о том, что страны занимаются системными протекционистскими мерами по защите собственного производителя. Во Франции, например, нельзя поставить в сетку телеканала американский фильм, если в это же время идет премьера французского.
– Ну-ну! – раздался голос из зала. Принадлежал он Олесю Санину.
– Что - ну-ну? – не растерялся Бородянский. – Вы снимите, мы поставим!
– Я уже снял. Вы не поставили!
– Поставили мы! Ваш фильм показывал канал «Интер». Ну, так чего? В чем претензии? Мало снимаете!
– Согласен…
Бородянский продолжил. Из 29 тыс. часов в год, отданных на шести топ-каналах сериальной и кинопродукции, всего около 8% занимает украинский продукт. Почему так? Это глава StarLightMedia решил рассмотреть на примере фильма «Поводырь».
Один из самых кассовых фильмов получил от государства инвестиции в размере 16 млн грн. При этом в прокате собрал 14200 грн – на тот момент около $909 тыс. При том, что фильм «Форсаж -7» собрал $ 1,2 млн. Казалось бы, большой успех. И при этом – убыток в 11 млн грн.
– Для любого продюсера это означает, что производить фильмы для локального рынка невыгодно, – резюмировал Бородянский. – Продюсер все-таки хочет не только самовыразиться, но и заработать. Других источников финансирования у него нет.
Сидевшие в зале продюсеры молча согласились
Что касается сериалов, то на создание «Скорой помощи» было потрачено около $1,6 млн. От продаж сериала в страны СНГ ожидается доход в $ 1,1 млн. И всего лишь $200 тыс. ждут от рынка украинского. При этом убыток от сериала составляет $300 тыс.
– Что это означает для нас? – снова подытожил Бородянский. – Что нецелесообразно за такие деньги производить сериалы. А меньше $50 тыс. на создание качественного сериала потратить нельзя.
Почему так? Во-первых, телерынок упал в 4 раза: с $500 млн до $113 млн. Во-вторых, просмотры на пиратских ресурсах в 10 раз превышают просмотры в кинотеатрах. В результате киноплощадок в Украине в два раза меньше, чем в Польше, или в три раза меньше, чем в России. А законодательная база в этой сфере отсутствует – ее нужно создавать.
– Что мы предлагаем? – продолжил Владимир Владимирович. – Пятилетнюю программу, в результате которой должны прийти к самодостаточной, стойкой, конкурентноспособной на международном уровне отрасли производства.
Для этого предлагается использовать два способа поддержки национального производителя кино и сериалов. Первый – прямое госфинансирование, когда государство финансирует часть бюджета проекта.
– Мы предлагаем государству финансировать 80%, – уточнил гендиректор СТБ. – Потому что на примере «Поводыря» видим, что по-другому пока не работает. Продюсер при этом финансирует 20% – он обязан что-то финансировать, иначе не будет заинтересован в конечном результате. Но на данном этапе первые 2-3 года государство не должно рассчитывать на большие возвраты денег – они начнутся с 4-5-го года. Три года мы будем строить индустрию.
Второй способ – возврат денег производителю. Причем любому – как иностранному, так и отечественному.
– Сейчас в законе предусмотрен иностранный производитель, но мы считаем, что правильно делать это и для отечественного – ты потратил здесь деньги, тебе вернули 25%.
Ну а во избежание коррупции и для недопущения проходимцев к государственным средствам Бродянский и Ко предлагают ввести два теста: финансово-производственную сертификацию продюсерских компаний и культурно-производственный тест для каждого проекта.
Ожидания у продюсеров более, чем оптимистичные: через пять лет они надеются увидеть на украинском рынке 75 украинских кассовых фильмов и 5 тыс. часов украинских сериалов. От государства требуется всего-то $250 млн за 5 лет: $125 млн на сериалы, $125 млн на кино. А в результате ожидается утроение объемов производства: 25% украинских фильмов в украинском бокс-офисе и 100 млн иностранных инвестиций.
И, между прочим, есть страны, где иностранные инвесторы уже тратят намного больше. Вот, например, Хорватия – маленькая страна в 2012-м начала программу поддержки кино, а через три года там уже снимали «Игру престолов». И в 2014-м в хорватскую казну поступило 12,5 млн.евро. Да и Венгрия с Чехией соревнуются, кто больше голливудских денег к себе привлечет. А все потому, что вовремя отрегулировали программу возвратов и поддержки господдержки кинематографа.
– В общем, мы считаем, что страна не может жить без собственного кино- и сериального производства, – совсем уже подытожил Бородянский. – И пока мы не стабилизировали экономику, и кино не стало самодостаточным бизнесом, государство обязано себя защитить в культурном пространстве и с нашей помощью пропагандировать ценности, объединять страну, сеять социальный оптимизм.
Сергей Созановский, говоривший о необходимости возврата средств еще несколько лет назад, активно фотографировал диаграммы Бородянского
Закончив, Владимир Владимирович ушел. Но тут же вернулся, чтобы триумфально объявить то, о чем я сообщила вам утром: FILM.UA, StarLightMedia и PROTV решили помочь государству доснять недоснятые фильмы.
После бурных и продолжительных микрофон перешел к представителю компании Ernst & Young Владимиру Котенко, который обещал рассказать, как модель, презентованная Бородянским, успешно работает в других странах.
Опустив разговор о прямых инвестициях от государства, он обратил внимание на три основных фискальных метода поддержки национального кинематографа:
1. Такс-шелтеры – возможность высчитывать расходы с объекта налогообложения быстрее, чем обычно.
2. Рибейты – возвращение части трат, которые понесли производители.
3. Налоговые кредиты, очень напоминающие возвращение трат, но имеющие особенности в сфере администрирования.
– Это можно охарактеризовать как «государство не забирает деньги в виде налогов, а возвращает потраченное – в том числе на налоги в этой стране», – объяснил Котенко. – Фактически, это освобождение от налогов.
В некоторых странах эти способы поддержки объединяются, их можно комбинировать.
Естественно, к кинопроизводителям тоже есть определенные требования, позволяющие им воспользоваться этими специальными режимами. Во-первых, это локальное присутствие в стране: копродакшен с местной компанией либо создание местной компании. Во-вторых – культурный тест, который варьируется от страны к стране.
Вот такой он, например, в Чехии
А такой - в Венгрии
В-третьих – это суммы инвестиций в проект.
– На малые суммы льгот не дают, – объяснил Владимир. – Должна быть довольно значительная величина инвестиций, чтобы воспользоваться этим режимом. Ну и, конечно, траты должны быть квалифицированными. Возвращаются не любые траты, а те, которые являются значительными для страны и те, которые можно тем или иным способом проверить.
Хороший пример рибейтов – Чехия. Там кинопроизводителю обещают вернуть до 20% трат, произведенных в Чехии и чуть меньший процент расходов, понесенных не в Чехии. Причем иностранные траты, как правило, ограничены – это, в основном, гонорары актерам и членам продюсерской команды – нерезидентам Чехии. Механизм позволяет, во-первых, меньше уклоняться от уплаты налогов: понимая, что, чем больше сумма трат, тем на большую сумму возвращения он будет претендовать, кинопроизводитель не будет скрывать гонорары своих артистов где-то за границей. Во-вторых, нерезидентов должны облагать налогами страны, где они получают доход.
Об успехе программы говорит то, что только за 2014 год в Чехии был снят 71 проект, а в казну поступило 32 млн евро.
Венгерская модель, несмотря на бОльшую сумму инвестиций, на первый взгляд, не так привлекательна. Она в большей степени состоит в возможности уменьшить налоговый груз: в виде налога на прибыль для производителей и инвесторов. Они должны реализовать продукт, заплатить налог, и государство позволит им при выполнении определенных условий уменьшить его сумму. Причем профинансировать производство фильмов и получить возможность уменьшить налог на сумму своих инвестиций там имеют право любые инвесторы, не обязательно причастные к киноиндустрии – вплоть до металлургических заводов. В Венгрии нет такой системы скидок, как в Чехии, но эффект, видимо, всех устраивает. И бюджет на эту программу в стране был заложен гигантский: 250 млн евро за 5 лет.
Какой позитивный эффект ждет тех, кто вводит подобные режимы? Данные во всех странах разные, но везде приятные:
– Во Франции государство получает 11 евро от каждого 1 евро налоговой льготы.
– В Британии ВВП составляет 12 фунтов на 1 фунт.
– В Венгрии в итоге получают на 25 % больше потраченного.
– В Ирландии есть только такс-шетлеры и нет системы возвратов. Но в 2012 году там провели исследование, обнаружив, что их система стимулирования кинопроизводства не особо современна, и решили ее изменить – двигаться в сторону системы рибейтов.
В целом система рибейтов сейчас доминирует в 16-ти странах Европы. И ни одна из стран, использующих льготы для кинопроизводителей, не планирует от них отказываться. Так что опыт, который планируется реализовать в Украине, абсолютно не уникален – это явление очень распространенное и постоянно развивающееся.
– Ну, что же: ждем, когда «Игру престолов» начнут снимать в Каменце-Подольском, – заключил оптимистичный Андрей Куликов. И добавил: кому еще кажется, что наше кино и сериалы не нужно поддерживать, попробуйте проехаться в маршрутке Киев-Луцк, в течение 4-х часов помотреть произведенный в Украине сериал и постараться при этом не выпрыгнуть на ходу.
Гости посмеялись и стали расходиться.
Надеюсь, ненадолго - тут еще решать и решать...
Фото Кирилла Авраменко