Козак Байда, Степан Бандера и хасиды. Новые украинские фильмы на питчинге ОМКФ
Хотите получить 50 тыс. грн за 7 минут? Многие украинские кинематографисты хотят, и потому участвуют в ежегодных питчингах ОМКФ. В этом году я тоже побывала на мероприятии и готова представить вам десятку лучших (по мнению авторитетного жюри) новых проектов.
- Давайте работать в формате elevator pitch, - модератор собрания Симона Бауманн (представитель German Films в Восточной Европе) попросила кинематографистов выступать кратко. Но получалось у команд, откровенно говоря, не очень - продюсеры так хотели получше зарекомендовать свои картины, что болтали без умолку. Впрочем, это единственное, за что их можно упрекнуть - проекты на суд жюри предлагались как на подбор. К слову, панель состояла из признаных авторитетов: продюсер Arizona Films Гийом де Сей, продюсер Revolver Amsterdam Раймонд ван дер Каай, глава Meetings on the Bridge Гулин Устун и продюсер Tandem Production Анна Качко. Одна проблема - по каким критериям собрались выбирать победителя, члены судейской коллегии мне так и не признались. Но по комментариям в процессе питчингов было понятно, что интересует их всех одно и то же - международный потенциал ленты, возможности копродукции и сценарно-стилистическая определенность авторов. Итак, соискатели:
«Байда»
Режиссер - Виктор Андриенко, режиссер анимации - Дмитрий Лисенбарт, продюсер - Владимир Филиппов, бюджет - 1 350 000 евро (405 тыс. из них уже есть), продакшн - InsightMedia.
Создатели проекта вещали очень вдохновленно
Анимационный проект, рассчитанный на аудиторию 10+ (единственный из предложенных), рассказывает о козаке, который, вернувшись с войны, встряет в придворные интриги и борьбу за трон. Стиль картины - сartoon shader, комиксная анимация. Жанр - фэнтези. Авторы проекта рассчитывают на мерчандайзинг и создание нового героя, на которого будут ориентироваться дети. Препродакшн планируют начать в октябре, а финансирования ждут со стороны Госкино. Андриенко и Филиппов открыты к копродукции: студии в Финляндии и Германии могут присоединиться к проекту в ближайшем будущем. «Байда» планируется в двух версиях - полный метр (90 минут) и 12-серийный телесериал (по 10 минут). Ориентировочная дата релиза - 2017 год.
«Червоний»
Режиссер - Ахтем Сейтаблаев, продюсеры - Андрей Суярко и Владимир Филиппов, сценарист - Андрей Кокотюха, бюджет - 800 тыс. евро (200 тыс. уже есть), продакшн - InsightMedia.
Ахтем Сейтаблаев на питчингах отсутствовал, так что Владимир Филиппов отдувался вторую презентацию подряд
Червоный - значит и имя героя, и его бэкграунд в проекте, основанном на одноименной книге Андрея Кокотюхи. Фильм - историческая драма о заключенных в Гулаге украинцах, один из которых - летчик Красной армии, а второй - бывший солдат УПА, но оба выступают против тирании Сталина. По мнению авторов, история не украинская, а понятная международной аудитории, так как рассказывает о триумфе человеческого духа в стиле фильмов «Мотылек» и «Побег из Шоушенка». Партнеры у «Червоного» имеются в Литве и Латвии. Финансирование проекта тоже осуществляется через конкурс Госкино, но в случае успеха к нему присоединится и канал «1+1», подтвердивший участие в 4-серийной версии проекта. Запланированная дата релиза - январь-март 2017 года.
«Доктор»
Режиссер и автор сценария Константин Коновалов так волновался, что перешел на английский
Продюсеры - Андрей Зверев и Егор Борщевский, режиссер - Константин Коновалов, бюджет - 623 тыс. евро (187 тыс. уже есть), продакшн - Одесская киностудия, KINOROB.
Главный герой Павел Ересько - реальный человек, молодой военный доктор, который в 1942 году переплыл Черное море в лодке с ранеными, 36 дней пробыв без еды и лекарств, в подплыв к турецкому побережью, оказался единственным выжившим. Турецкие власти, хотя и воевали с СССР, отказались выдавать его Третьему Рейху, а коллеги даже помогли хирургу бежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Украину. Хронометраж картины в стиле «Жизни Пи» - 100 минут. Главную роль уже согласился исполнить актер Анатолий Пашинин. Релиз фильма запланирован на май 2017 года.
«Синагога»
Режиссер - Иван Орленко, продюсер - Елена Ершова, бюджет - 280 277 евро (53 386 евро уже есть), продакшн - Tatofilm.
Иван Орленко сделал упор на стиль
Проект, основанный на незаконченном рассказе Франца Кафки, будет сниматься на идиш и расскажет о мальчике из штетля и персонаже по имени Зверек. Невидимый для зрителя Зверек обитает в старой синагоге уже несколько поколений, но все же постоянно чего-то боится (Кафка, который умер в 1924 году, оказался провидцем, предвосхитив нацизм и ужасы геноцида). У проекта Ивана Орленко уже есть чешский продюсер, а во Франции заявлен интерес к копродукции. По словам режиссера, фильм планируется ч/б, стиль камеры - «как у Алексея Германа», но по жанру - как «Жизнь прекрасна» Бениньи.
«Любовь убийцы»
Сценарист и режиссер - Заза Буадзе, продюсер - Олег Щербина, бюджет - 3 млн. евро 300 тыс уже есть), продакшн - Fresh Production.
Заза Буадзе настоял, что снимает не политический фильм, а шпионский триллер и вообще лавстори
1957-й год. Агент КГБ Богдан Сташинский, работающий в ГДР как Йозеф Леман, влюбляется в обычную немку, парикмахершу Инге Поль. Они женятся, но Инге даже не подозревает о настоящем имени и истинной работе ее мужа, который в это время, по заданию КГБ, совершает два политических убийства – Льва Ребета и Степана Бандеры. Но что-то идет не так, и герои решают сбежать в Западный Берлин... именно в то утро, когда начинается строительство берлинской стены. Фильм Зазы Буадзе - копродакшн с Германией, главную роль в нем уже согласился сыграть британский актер Сэм Райли. В Европе «Любовь убийцы» ищет потенциальную копродукцию с Голландией, Венгрией и Польшей. По словам продюсеров, найти деньги в Европе оказалось проще, чем в Украине, настолько заполитизирована тема Степана Бандеры. Релиз «Любви убийцы» планируется на 2018 год.
«В полночь в Умани»
Режиссер - Себастиан Саам, продюсер - Штефан Гирен, бюджет - 150 тыс. евро 30 тыс. уже есть), продакшн - Pronto Film.
Полностью англоязычная команда фильма «В полночь в Умани»
Роад муви, черная комедия и триллер, замаскированные народными танцами уманских хасидов - вот такую сумасшедшую жанровую смесь предложили авторы картины. Но на самом деле это - очень понятная и близкая история любви между немцем и одеситкой. Авторы проекта рассчитывают найти не только признание, но и финансовую поддержку в Украине (в чем им поможет сопродюсер проекта Максим Асадчий). Фильм планируется на май 2017 года.
«Памфир»
Режиссер - Дмитрий Сухолиткий-Собчук, продюсеры - Игорь Савиченко и Кшиштоф Занусси, бюджет - 500 тыс. евро (200 тыс. уже есть), продакшн - Directory Films, Studio Filmove TOR, Facturafilm.
Игорь Савиченко отдувался и за себя, и за сопродюсера Кшиштофа Занусси
Уже из трейлера «Памфира» на питчинге стало понятно, что предлагается очередная «чернуха» - кровь, убийства, насилие, избиения и быт деклассированых изгоев хронометражем в 100 минут. Но снято своеобразно и даже интересно. Если у фильма все сложится, запланированная дата релиза - 2017 год.
«Иней»
Режиссер - Шаpунас Бартас, продюсер - Валерий Калмыков, бюджет - 850 тыс. евро (510 тыс. уже есть), продакшн - Truman Production.
Шарунас Бартас, как мне показалось, немного ошибся секцией - какой же питчинг, если уже препродакшн почти закончен? Это Work in Progress
Фильм рассказывает о юноше, который на собственном грузовике везет гуманитарную помощь из Вильнюса в Украину и параллельно пытается понять войну - причины того, почему люди уничтожают себе подобных. «Фильм должен ответить на один вопрос - почему люди до сих пор убивают друг друга? - пояснил режиссер. - Цель любого фильма - найти максимум ответов на вопрос».
Ожидаемая дата выхода «Инея» - май 2016 года.
«Танк»
Режиссер - Максим Ксенда, продюсер - Максим Сердюк, бюджет - 500 тыс. евро (75 тыс. уже есть), продакшн - Noosphere Films.
После презентации проекта Максим Ксенда, скажу вам по секрету, стал самым популярным режиссером питчинга - на него уже открыли охоту и Денис Иванов, и Дариуш Яблонски
Проект двух Максимов - криминальная драма в стиле Гая Риччи с элементами нуар, для широкой аудитории. Действие происходит в украинском городке вокруг умирающего завода, который жители по местной традиции распиливают. Собственно танк в фильме Ксенды - «Макгаффин», а сюжет смутно напоминает то ли «Криминальное чтиво», то ли «Карты, деньги, два ствола» - но только стилистикой. Одну из главных ролей в трейлере фильма исполнил солист группы «Кровосток» Антон Обвальщик. Локации съемки - Запорожье, Днепродзерджинск и Днепропетровск. Запланирован релиз на февраль 2017 года.
«Фросина любовь»
Режиссер - Екатерина Кучер, продюсер - Юлия Чернявская, бюджет - 1,5 млн евро (400 тыс. уже есть), продакшн - Fresh Production.
Команду «Фросиной любви» больше всего спрашивали о сценарии, благо, именно с этим проблем не было
Фильм о первой любови в послевоенной Украине 1946 года, и все не так романтично, как кажется. Главная героиня живет в условиях голода и разрухи послевоенной страны. Сценарий Бориса Савченко и Виктора Абузярова (по первой версии сценария Абузярова, которая выиграл премию «Коронация слова»). Жанр - роад-муви мелодрама. Запланирована уже и копродукция с Ежи Гофманом, и договоренности по дистрибуции с B&H. Выход намечен на апрель 2016 года.
БОНУС. «Люксембург»
Режиссер - Мирослав Слабошпицкий, продюсеры - Анна Качко и Валентин Васянович, бюджет - 110 тыс. евро, продакшн - Tandem Production.
Продюсер провела презентацию спокойно и без нервов - опыт! Впрочем, она была вне конкурса
Сам Мирослав до Одессы в этом году не доехал, и его проект представила Анна Качко. История развивается в Чернобыле сегодняшнего дня. и рассказывает о 7000 людей, которые сейчас там живут. По словам продюсера, это очень простая история - о любви и ревности, но в таком необычном и закрытом мирке. Фильм будет сниматься зимой, что важно для режиссера. Ничего не напоминает? У «Люксембурга» уже есть французский, немецкий и норвежский копродюсеры. Фильм финансирует Госкино и несколько европейских фондов. Релиз планируется в мае 2016 года.
Тем временем за кадром новых лент:
руководство фестиваля Юлия Синькевич и Виктория Тигипко присматривались к новичкам
Симона Бауманн по долгу службы находила в предложениях недостатки
а Виктория Добровольская и Ирина Заря - достоинства
Все посетители чувствовали себя режиссерами,
а продюсеры - членами жюри
Встреча на Эльбе - экс-глава Госкино Катерина Копылова и нынешний глава ведомства Филипп Ильенко в перерыве не отходили друг от друга
А Денис Иванов и Сергей Трымбач, хоть и рукопожатные, ограничились совсем краткими беседами
Меня же не оставляло чувство, что питчинг ОМКФ был репетицией перед питчингом Госкино. Все соискатели нет-нет, да бросали тоскливый взгляд на сидящего в первом ряду Филиппа Ильенко. Кому удастся совместить приятное с полезным, и не только Госкино впечатлить, но и приз ОМКФ выиграть - расскажу вам уже сегодня, так что не отходите далеко.
Фото Кирилла Авраменко