KIEV CoProduction Meetings объединяет одинокие сердца... и бюджеты
Прежде чем слечь в могилу, основатель марксизма завещал своим духовным детям объединяться. К тому же выводу, чтобы не протянуть ноги в нынешние нелегкие времена, пришли украинские производители телепродукта. И объединились на ежегодном слете KIEV CoProduction Meetings в рамках КIEV MEDIA WEEK.
Во второй день KMW свои двери для участников открыл KIEV CoProduction Meetings, где приглашенные медийные звезды делятся опытом с украинскими коллегами, а заодно отбирают лучше идеи на традиционном питчинге. Вчера я вам уже приоткрыла завесу тайны над тем, кто стал победителем конкурса, теперь же - обо всем по порядку.
С самого утра в холле начали собираться жаждущие новых знаний и впечатлений. Ирина Победоносцева, например, начала удивляться прямо с содержимого сувенирной сумки
Ирина Костюк тоже удивляется...
и вполне справедливо: конфеты у себя находит не каждый
Впрочем, кое-кому для счастья достаточно корпоративных обнимашек
Затягивать со стартом мероприятия не стали, и открылось оно интереснейшей панельной дискуссией, посвященной как европейской копродукции, так и возможностями применения накопленных знаний в Украине.
После традиционного приветственного слова Виктории Ярмощук о том, что сегодня в нашей стране чуть ли не самая благодатная почва для взращивания и закрепления тесных рабочих контактов…
...микрофон перешел к спикерам, среди которых - сплошь и рядом заморские гости
Алекс Ширяев приготовился внимательно слушать
Модерировать дискуссию взялся уже знакомый вам Никола Зюдерлунд, а своим опытом наперебой делились Марк Эдвардс (Франция, телеканал ARTE France), Аксель Арно (Швеция, телеканал SVT), продюсер Йохан Сет (Швеция), Фредерик Питтор д’Авескерк (Франция, компания Baradal) и соучредитель студии «Квартал 95» Борис Шефир.
Прежде чем спикеры окунулись в размышления о том, быть ли копродукции в Украине, Никола объяснил присутствующим, по каким принципам она живет и процветает в Европе, и как, собственно, там к этому пришли. Начали с сериалов.
- У нас немало примеров успешной копродукции между несколькими странами Евросоюза. Это и шведско-датский сериал The bridge, сюжет которого завязан на мосте между этими странами, и, например, The team, в создании которого участвуют сразу пять стран. Чтобы все получилось, необходимо соблюдать несколько простых условий. Во-первых, синопсис продукта, который вы хотите предложить для копродукции, должен быть интересен не только на местном уровне, но и на международном. Герои будущей картины должны обладать сложными и запоминающимися характерами, и, опять-таки, быть понятными всем участникам производства. Впрочем, есть примеры, когда история, происходящая целиком и полностью в одной стране, заинтересовывает другие страны, но в этом случае речь идет о мощной идее. Всегда надо помнить, что копродукция - это очень непросто, и, прежде чем браться за нее, нужно заручиться поддержкой дистрибьюторов и телеканалов, чтобы потом вам было где показывать готовый продукт. Немаловажная составляющая успешного сотрудничества - налоговые льготы на производство контента в вашей стране. В Европе это распространенная практика, но, насколько мне известно, в Украине такого пока нет.
Слушатели в зале, заслышав о налоговом рае, невольно вздохнули
Кстати, если верить Николе, то языковой вопрос, в последнее время мешающий спокойно спать многим нашим соотечественникам, для европейцев практически не имеет значения: если дело происходит в Швеции, говорят на шведском, если во Франции - на французском. «Главное, к чему мы стремимся в этом отношении - правдоподобность. Ну не будет норвежец разговаривать с норвежцем по-английски. В конце концов, всегда есть субтитры, дубляж...»
Если вы были уверены, что международная копродукция - это крайне выгодно, спешу разочаровать: оказывается, производить контент в рамках одной страны намного экономнее, чем с привлечением нескольких сторон. Кроме того, всегда существует опасность растерять милую сердцу зрителя региональную специфику.
Ирина Ионова даже немного загрустила от таких известий. А вот Андрей Тарабаш, кажется, все прослушал
Зато остальные нашли прекрасный повод для памятных фото и чекинов
Впрочем, выход есть всегда: стройте мощную историю, не впадайте в крайности, и будет вам счастье. В конце своего спича Зюденлунд дал еще несколько практических советов относительно того, каких жанров лучше придерживаться, чтобы заинтересовать партнеров:
- Всегда будет пользоваться успехом криминальный детектив, какая-нибудь драма с историческим подтекстом. Это может быть скучно, может быть помпезно, но зритель такое любит.
На вопрос о том, пригодна ли для копродукции мелодрама, Никола был категоричен: «Теленовеллы - это, скорее, хорошая местная история, с домашним ароматом, так сказать. Я бы не стал выводить ее на международный уровень, но, по большому счету, возможно и это».
На этом тема сериалов была отложена, а к разговору подключились другие спикеры, сосредоточившись на обсуждении копродукции документальных фильмов.
Аксель Арно, к примеру, свято верит в то, что продвигать подобное международное сотрудничество не только можно, но и нужно: во-первых, это выгодно, а во-вторых, документалки, как ни странно, пользуются огромной популярностью у аудитории, в том числе и молодежной.
- Именно так, мы частенько ставим их в прайм, - объяснил французский топ.
Правда, он отметил также, что подавляющее большинство молодых людей (около 80%) для получения контента используют не телевидение, а другие платформы. Это, в свою очередь, подталкивает продюсеров с каждым годом все активнее осваивать другие пути его доставки.
- Копродукция кросс-медиа - это очень интересный и животрепещущий для нас вопрос. Пока что мы только говорим об этом, не внедряя, но скоро ситуация может измениться, - отметил Йохан, заодно рассказав, как работает система копродюсирования в его родной Швеции.
Для начала, отбирается какой-то проект, который нуждается в финансировании. В скандинавских странах, к слову, этим занимаются целые организации. Творчества тут, конечно, мало, сплошная экономика, но в итоге именно хорошие идеи имеют больше шансов увидеть свет.
С разговора о том, а как у них, спикеры все же перешли к главному - как эти знания можно применить у нас.
- Я уже давно думаю о том, что в Украине должны заработать схемы документальной копродукции. Этот вопрос мы даже когда-то обсуждали с Сергеем Буковским: поиск путей, выходов на международный рынок. Думаю, украинские продукты могли бы заинтересовать европейцев, - отозвался молчавший до этого момента Марк Эдвардс. В зале он, правда, не присутствовал, но - слава технологиям! - смог выйти на связь по скайпу.
- Нам абсолютно точно необходимы истории по всему миру, в том числе и в Украине, - высказал солидарность с коллегой Арно. - Очень важно, чтобы местные производители тоже могли их рассказать, а не только британцы на ВВС. Украинцы должны пробовать проложить себе дорогу, но, в то же время, нужно помнить о том, что на европейском рынке очень большая конкуренция, и пробиться не так-то просто. У нас есть большие преграды, но если вы придете с хорошей историей, - двери могут открыться.
- И помните: в документалистике, кроме мощной истории, важен стиль! - решил добавить Эдвардс.
Да, стиль - это главное!
Пока соседи по столу обсуждали реалии европейского рынка, Борис Шефир скромно помалкивал, однако когда речь зашла об Украине, и ему нашлось, что сказать.
- Сейчас наша студия активно работает над тем, чтобы продвигать свой продукт в Европу. Во-первых, нас интересует продажа уже готовых продуктов, но копродукцию мы тоже рассматриваем. В настоящее время мы ведем переговоры с Польшей, надеюсь, результат в скором времени появится, и будем вместе работать. Кроме того, представители студии собираются в Канны, где сделают упор на презентацию нашего продакшена.
Упомянув в качестве успешного примера выхода на международный рынок сериал «Сваты», Шефир, несмотря на общее одобрение, наткнулся на некоторое непонимание:
- Комедия - очень сложный для копродукции жанр. Понимаете, юмор везде специфичен, очень важен региональный окрас. Я видел «Сватов», они чудесны, но их фишка в том, что они очень местные, - выразил мнение Зюдерлунд.
- Да, но их можно адаптировать! - парировал Шефир.
Спикеры могли бы еще очень долго спорить на тему комедии, но хронометраж - вещь неумолимая, и он подсказывал, что пора переходить к следующему этапу встречи - разбору двух успешных кейсов европейской копродукции.
Пересев в зал, спикеры приготовились слушать
За первый - сериал Jordskott (в переводе известен как «Тайны Сильверхейда») - отвечал Фредерик Питтор д’Авескерк. В его создании участвовали, на секундочку, аж четыре страны - Швеция, Норвегия, Финляндия и Великобритания, и каждая из них осталась довольна сотрудничеством настолько, что проект вполне может получить добро на второй сезон. Достичь успеха удалось довольно просто: на фоне интереса к нуарным северным историям и при наличии качественного сюжета творцам оставалось только снять атмосферный трейлер и повезти его на один из европейских киносмотров. Так что в этом случае главное - не прозевать волну.
Тала Онищук полностью согласна
Второй кейс касался Тhe Team (копродукция Германии, Австрии, Дании, Бельгии и Швейцарии), и презентовал его немецкий продюсер Энди Веккер с помощью скайпа. В принципе, после истории успеха Jordskott добавить оказалось практически нечего: сильная атмосферная история с глубокими персонажами не могла не заинтересовать продюсеров разных стран. Единственное, что добавил Веккер в своем спиче - важность наличия поддержки телеканалов, но и об этом уже было сказано ранее. Словом, урок второй - работайте над сильными сценариями, и копродукция вам в помощь.
Я тем временем решила прогуляться в сторону Ukrainian Content Market, работа которого развернулась поблизости.
И встретила там Эда Воллера, который в первый день был активным спикером, а во второй решил немного поработать на благо своего издания
Переговоры идут полным ходом: надеюсь, результаты заключенных сделок не заставят себя ждать
Без фуршета на встречах, сами знаете - никуда
Вот Дмитрий Котеленец и пользуется
Оресту Билоскурскому на KIEV CoProduction Meetings делать нечего, поэтому он переваривает услышанное на конференции, посвященной Pay TV. В компании Виктории Борщенко, хранительницы тайн ИТК и главного аналитика «112 Украина»
А Игорь Сторчак просто радуется происходящему: еще бы, столько профессионалов в одном месте!
И не только профессионалов, но и технических новинок: в это же время на локации Ukrainian Content Market компания Samsung презентовала свое детище под названием видеопанель. Мне, как борцу за чистоту города и красоту в рекламе, очень понравилось
Пока я праздно гуляла, в зале перешли к самой интригующей части программы - питчингу проектов, находящихся в поиске копродукции.
Жюри, состоящее из спикеров минувшей панели, приготовилось внимать
Первой свое детище представляла Катерина Шевченко. Ее компания Kinovyr задумала снять полнометражку «Клиент» - набор комедийных зарисовок из жизни украинцев. Требуемый для осуществления желаемого бюджет - 300 тыс. евро, из которых 30% есть в наличии.
Картина, кстати, уже прошла через жернова Госкино с рекомендацией к дотированию, однако, сами знаете, денег у ведомства сейчас катастрофически не хватает, поэтому ребята решили пробиваться своими силами.
Следующей на суд общественности и строгого жюри вынесли полнометражный анимационный проект «Мавка», о котором я вам вчера рассказывала.
Ирина Костюк и Анна Елисеева подошли к презентации с умом и вкусом, приодевшись по случаю
- Мы хотим осуществить этот проект, потому что это очень трогательная история, основанная на славянских мифах и украинской литературе. Основой сюжета является произведение Леси Украинки, но мы переработали финал, поскольку это семейная история, и все должно заканчиваться хеппи-эндом, - рассказала Костюк.
Кстати, победивший на питчинге мультик обещает быть очень ярким и красочным: в студии ANIMAGRAD даже села для него срисовывают с настоящих украинских деревень, а разработкой костюмов занимается Ольга Навроцкая. Надеюсь, что теперь Ирине с Анной удастся раздобыть необходимую для съемок сумму в $5 млн, и всю эту красоту можно будет увидеть в кино.
Продюсер Макс Сердюк, который тоже прошел в финал, сразу после тандема Костюк-Елисеева представил совершенно противоположную историю - картину «Танк».
Здесь не будет ни цветочков, ни любви, исключительно, как выразились создатели, «мужские фетиши». Ну а что вы хотели от криминальной драмы, в центре сюжета которой - трофейный танк времен Второй Мировой, и ни одной женской роли?
Виктору Мирскому, впрочем, идея понравилась настолько, что он пригласил Сердюка к себе вместе со сценарием
Алексей Дурнев, от которого я ждала нового телевизионного проекта, удивил, предложив для копродукции полнометражный фильм «Контракт».
Впрочем, посмотрев трейлер, в котором герой Леши занят преимущественно поеданием туалетной бумаги, удивляться я перестала
Сюжет его фильма построен на истории троих друзей, которые обретают суперспособности создавать очень качественные пропагандистские сюжеты для новостей. Загвоздка кроется в том, что перестать это делать добровольно у них не получится - иначе один из них останется слабоумным. Для воплощения истории в жизнь нужно всего-ничего 300 тыс. евро, и что-то мне подсказывает, что при большом желании Дурнев их найдет. То-то будет веселье!
Поляк Мачей Кубицкий с документальным фильмом «Гипнотизер» открыл череду иностранных проектов на питчинге. Запланированный бюджет - 100 тыс. евро, а в Украину продюсер приехал потому, что главный герой картины - наш соотечественник, перебравшийся в Польшу на ПМЖ.
Кому там не хватало идей для документалок? Налетай!
Елена Голубева, совсем недавно сетовавшая на нелегкую судьбу аниматоров в Украине, на питчинг принесла кросс-медийный проект «Милая Жужжа». Это не только серия коротких мультфильмов, но и книги по этим сюжетам. Создатели вдохновлялись историями о Муми-тролле и его друзьях, и вышло довольно похоже.
Общий бюджет творения - $600 тыс., но на сегодняшний день в распоряжении Елены есть только 15% необходимой суммы.
Продюсер из Словакии Ванда Адамик Грицова привезла с собой весьма интересный проект полнометражного фильма «ШенгенСтори». Поскольку действие картины разворачивается на границе ее родной страны и Украины, то и партнеров продюсер решила искать именно у нас, а еще в Польше, Венгрии и Чехии.
В центре сюжета - разграничение западного и восточного миров, их сосуществование и взаимодействие, а чтобы донести это все до зрителя, требуется 1,3 млн евро.
Грузия на питчинге была представлена документальным фильмом «Шаги по воздуху».
Продюсер Лали Кикнавелидзе обрисовала его, как историю матери, которой пришлось пройти длинный путь, столкнуться с торговлей детьми и прочими жизненными драмами. Цена вопроса - 120 тыс. евро.
Замыкающим в конкурсе выступили продюсер Одесской киностудии Андрей Зверев с режиссером Константином Коноваловым. Они презентовали военно-исторический сериал с рабочим названием «Доктор» о судьбе врача Павла Ересько, известного со времен Второй мировой войны.
На главную роль в картине, между прочим, уже согласился Анатолий Пашинин, хотя до съемок еще далеко: пока перед создателями стоит задача найти требуемые $1,2 млн.
Когда все желающие отстрелялись, члены жюри оставили их нервничать, удалившись в отдельную комнату.
Больше всех нервничал, конечно же, Дурнев
Обсуждение было довольно продолжительными - вон сколько всего интересного представили
Ну, не буду томить, к тому же, результат вы и так знаете - на фестиваль в Польшу поедет Ирина Костюк.
Виктория Ярмощук еще поздравляет, а я присоединяюсь
И не только я
Оцените концепт: презентацию девушки провели в платьях из коллекции Ольги Навроцкой. Вот это я понимаю - подготовка
Те же, кому повезло меньше, отправились к переговорным столикам: шанс найти свою деловую половинку никуда не делся
За сим участники KIEV CoProduction Meetings пожелали друг другу удачи и встречи в новом году. А свежую порцию новостей с KIEV MEDIA WEEK ждите от меня куда раньше.
Фото Иванны Зубович