Телевидение как бизнес: конструктив, здравый смысл и другие клизмы для спасения отрасли
Вопрос, есть ли жизнь на Марсе, долгое время бередивший умы ученых, временно отошел на второй план. На повестке дня сегодня - вопросы жизни на самой планете Земля. Украинские телевещатели в частности озабочены проблемой выживания телевидения как бизнеса. И по этому поводу уже шестой раз собрались на одноименный тематический курултай в рамках KIEV MEDIA WEEK. Предвидя нешуточные страсти (и, забегая наперед, чутье меня не подвело), я отказалась тут как тут.
Первой панелью конференции «Телевидение как бизнес» стал саммит медиалидеров, на который стеклись сливки украинской телеиндустрии. За один столом должны были усесться Александр Ткаченко, Евгений Лященко, Сергей Созановский и Влад Ряшин. В списках числилась еще и Анна Безлюдная, но в последний момент ее участие отменилось. Модерировать это все по старой доброй традиции взялся Александр Богуцкий.
Буквально у входа в гостиницу Intercontinental, где была намечена встреча, я наткнулась на спину сами-знаете-кого. Присоединиться к коллегам Александр Владиславович не спешил
И очень напрасно: в холле отеля гости уже разбивались на группы по интересам. Филипп Ильенко, например, активно жаловался в трубку на какого-то нерадивого подчиненного
Зал тем временем медленно, но уверенно заполнялся участниками, коих было ожидаемо много
Ирина Костюк и Виктория Ярмощук приготовились внимать
Руководителя Плюсов, как ни странно, поддерживала юрист группы Ирина Стройко
В прошлом году Андрей Партыка был на трибуне, ныне же - в зале, в компании Андрея Таранова
Оксана Исидорова тоже желает знать, как спасти телевизионный рынок
Как и Елена Малкова
Орест Билоскурский тоже в теме
А Дмитрий Котеленец так и вовсе в первых рядах
Андрей Мальчевский, пользуясь тем, что начало немного затянулось, решил подремать
Но получилось у него это ненадолго. Как только все расселись, к микрофону подошел Юрий Артеменко.
- За последнее время мы много раз встречались с представителями индустрии, и я уверен, что рано или поздно количество таких встреч перейдет в качество. Если раньше соотношение российской части контента к иностранной в целом составляло 70 на 30, то сейчас к нам стали приезжать люди из других стран, договариваться, и эти показатели изменились в лучшую для нас сторону - 60 на 40. К заслугам Нацсовета также можно отнести то, что телевизионщики выходят на новые тарифы с «Зеонбудом», которые будут снижены в два раза. Вместе с тем, нам, как регулятору, хотелось бы большей отдачи от телеиндустрии: вопросы нужно решать сообща, а отрасль не саморегулируется. Сегодня же за одним столом соберутся те, кого еще год назад за ним было сложно представить. Если так пойдет и дальше, я уверен, все будет хорошо. Главное - помнить, что вопрос контента для нас является ключевым.
Традиции надо чтить, а потому Катерина Котенко, хоть уже и не имея отношения к организаторам конференции ИТК, от приветственной речи не отказалась:
- Хочу поделиться своими впечатлениями за год работы на стороне регулятора. Во-первых, роль Нацсовета здесь немного преувеличивают. Да, когда рынок только становился на ноги, он имел более значимое влияние, но сейчас это больше формальная задача. Это игрок на дискуссионной площадке, переговорщик, но - формальная сторона процесса. Одно из безусловных достоинство сегодняшнего состава Нацсовета - мы далеко продвинулись в бюрократической работе, сведя к минимуму процессы, ранее отбиравшие много сил и времени. Что касается рынка, то самые большие изменения и свершения здесь происходят среди игроков второго и третьего эшелонов, что говорит о стабильности первого: в нем я вижу больше стратегического понимания и адекватности в оценке реальности. Хотя в целом рынок сейчас находится в теплой ванне, а все холодные души не мешают ему не меняться. Мы, в свою очередь, готовы и дальше заниматься реформами, так что заранее просим понять и простить.
Засим без лишних слов перешли к гвоздю программы - собственно самой панели. И первым, конечно же, взял слово ее модератор Александр Богуцкий:
- У нас сегодня немного негендерная панель, и это, пожалуй, единственный ее недостаток. Все, что мы предложим к обсуждению, похоже на поиски черной кошки в темной комнате, когда ее там нет. Плюс этой, уже четвертой по счету панели в том, что ее участниками стали не только вещатели, но и производители. Мы все - оптимисты, пессимистов не осталось, потому что они уволились раньше. Лично я вижу в сложившейся на рынке ситуации возможность возвращения к тем временам, когда телевидение было бизнесом. В любом случае, в ближайшее время всем будет интересно. А начнем мы с Александра Ткаченко.
- Спасибо, Александр Андреевич. Последние два года - исторические в двух плоскостях. Я бы не был таким оптимистом, как Саша (Богуцкий, - МН). Возможно, этот оптимизм касается производителей контента, но вещателей - вряд ли. Тут Бородянский недавно сказал, что на рынке должно остаться две телегруппы, и мы с этим согласны, с условием, что одна из них - наша. Нынешние испытания для рынка, когда он упал в три раза, - большой вызов. Без реформ нормальное развитие вряд ли возможно. Нужно понять и принять, что таких денег, как раньше, не будет, а амбиции будут. Второй вызов более положителен, и касается он производства украинского контента. Уменьшение количества российского продукта в эфире толкает на то, чтобы производить свое, и рано или поздно у нас появится понятие украинского сериала, как явления. С точки зрения продакшенов это очень положительный момент, так что я хотел бы передать слово Созановскому.
И без лишних реверансов вручил тому микрофон
Не слишком ожидавший такого поворота Созановский удивился, что его представляет не модератор, но отказываться от слова не стал:
- Здесь прозвучал ряд терминов, было сказано, что мы стали медиагруппой (представляя спикера, модератор напомнил, что FILM.UA Group днем ранее презентовала свой телеканал, а потому, мол, стала медиагруппой, - МН). Это в корне неверно. Дело в том, что любая медиагруппа имеет интерес во всех отраслях, а не только на телевидении. Только этот сегмент рынка упал в три раза. Тот же кинопрокат тоже просел, но гораздо меньше, да и рынок кабельного чувствует себя получше, составляя $200 млн. Нашим медиагруппам нужно выходить на эти рынки. Получать 95% своих доходов только от рекламы - это путь в никуда, и никакая оптимизация тут не поможет. Инвестиции, которые не возвращаются, тоже не могут длиться вечно. Нужно садиться за стол переговоров со смежными отраслями и привлекать средства оттуда.
Кажется, с заявлением про инвестиции согласны не все
Выслушав спич Созановского, Богуцкий все же решил объяснить Ткаченко, кто за столом модератор («В такое сложное время, как сейчас, я бы просил не отбирать работу у коллег»), а потом и сам немного высказался по теме:
- Очень важно просить всех двигаться в сторону здравого смысла. Бизнес - это когда ты на выходе получаешь больше, чем на входе, и Сергей прав - такие инвестиции не могут длиться вечно. Словом, сейчас каждый ищет свой путь выхода из кризиса, и сейчас будет еще два заявочных выступления, а потом - дискуссия. Как вы уже поняли, парням есть, что сказать друг другу.
Конечно, есть!
Дождавшись своей очереди, Евгений Лященко сделал вид, что его каналу сейчас хуже всех, и не отклонялся от этой стратегии до самого конца панели:
- Для бизнеса нужны рынки сбыта и устойчивая экономика, а у нас нет ни того, ни другого. Мы вынуждены быстро перестраиваться, и для этого необходимы время и ресурсы. На одной из конференций KIEV MEDIA WEEK было сказано, что час контента стоит $20 тыс., и качество при этом вовсе не гарантируется. Наш канал сейчас столкнулся с тем, что библиотека пуста, а в год нужно 15 тысяч часов. Если прикинуть, на производство надо $300 млн. Где их взять? Мы не против, но нужно время и серьезная стратегия развития производства кино, учитывая опыт других стран. Второе, о чем я бы хотел сказать - где инвестиции? Рекламный рынок сейчас составляет $120 млн, когда, как я уже сказал, одной группе требуется $300 млн, так что денег в Украине мы не найдем. Мне выход видится в долгострочной стратегии, единой позиции и понимании того, где мы берем часы и как их производим. Без этого мы каждый год будем изобретать велосипед.
Выслушав топа МГУ, Богуцкий наконец дал слово Владу Ряшину: «Здесь присутствует руководитель компании, которая не только масштабно занимается производством контента, но и первой вышла за пределы Украины. Мы до сих пор не можем понять, где у StarMedia главный офис - в Украине или в России. Но главное не это. Хотелось бы услышать, какие решения позволили производственному рынку России состояться раньше, чем нашему и, в конце концов, можно ли за озвученные $20 тыс. производить качественный контент?».
Ряшин решил не ходить вокруг да около и не сеять среди коллег тщетных надежд:
- Наверное, возможно сделать один продукт, который выстрелит при совпадении огромного количества сопутствующих факторов: мощная идея, хороший сюжет, уникальные актеры. О качестве за такие деньги речь, конечно, не идет, это будет мыло. Дело в том, что наш зритель разбалован, вы только посмотрите на то, что показывают в соседних странах - Польше, Чехии, Словакии, Венгрии. Там делают три-четыре громкие премьеры в сезон, а все остальное - мыло либо продукция из США или Британии. Так случилось, что тот продукт, который может смотреть наш зритель, стоит дорого, более $200 тыс. за серию. «Нюхач», например, обходится в $500 тыс., «Мата Хари», которую мы сейчас делаем, - $1 млн. Это, конечно, смелый эксперимент, но нам нужно качество. Я не анализировал «Последнего москаля», но, думаю, что он стоил $50-100 тыс.
Александр Владиславович предпочел не отвечать на провокационные вопросы, в очередной раз уткнувшись в телефон и наушники.
- Сделать-то можно, - продолжил Ряшин. - Но зритель быстро наестся и будет требовать качества. Как сказала Катя (Котенко, - МН), следующий год должен стать годом изменений, и этого действительно очень хотелось бы. Но мне, как многолетнему топу, нынешняя ситуация напоминает вот что: сидят мужики на дереве (которое символизирует наш рынок) и наперегонки пилят его - кто быстрее упадет. Начинается соревнование, кто больший патриот, и даже законодатели, перепрыгивая через всякую логику, создают странные условия и запреты, под которые, вместе с российским, попадает и украинский продукт. Вот недавно был круглый стол о поддержке украинских сериалов. Мы о нем узнали совершенно случайно, отправили своего человека, а его туда просто не пустили! Знаете, почему? Потому что в это время обсуждался очень серьезный вопрос о том, какой год прописывать в лицензии - дату выпуска или первый эфир! Решить все можно, только объединившись. Мы сейчас откатились в 2001 год, и я прекрасно помню это время, когда даже «1+1» и «Интер» (тогда непримиримые конкуренты) смогли договориться не демпинговать друг друга. Нужно прекращать закулисные игры в то, кто больший патриот среди каналов, согнать всех с этого дерева и прийти к конструктиву. Мы, собственно, уже начали это делать в инициативе #КіноКраїна. А что касается мер, принимаемых в России, то посмотрите на их антипиратский закон. Его можно ругать, но мы уже увидели результаты: количество просмотров на нашем аккаунте в YouTube выросло вдвое. Украина же в этом отношении находится ниже плинтуса.
Позитив, ничего не скажешь
- У нас тут такая компания, только Бородянского не хватает, - попытался разрядить обстановку Богуцкий, но потом все же вернулся к теме. - Думаю, Ткаченко захочет возразить Владу. Кстати, я, как человек порядочный, хочу похвалить «Москаля», потому что Саша похвалил «Пса».
- Вещатель должен быть прибыльным, - начал издалека Ткаченко. - Проблема в том, что амбиции не позволяют делать это в долгосрочной перспективе. Выход из этой ситуации - достаточно серьезный путь. Который каждый должен проходить самостоятельно. Готовы ли мы кормить зрителя некачественным продуктом, при том, что российские каналы вещают на спутнике в свободном доступе - я не знаю. Что касается того, кто больший патриот... Знаете, когда только началась история с Крымом, я предложил всем отказаться от показа российских сериалов про силовые структуры, ведь это просто кощунственно показывать сериал про ОМОН, когда по твоей земле бегают зеленые человечки! Если бы саморегуляция рынка была достаточной, и все поступили бы так же, то и вмешательство государства не понадобилось бы.
Не уверена, что Артеменко согласен со всем, но слово «саморегуляция» действует на него магически
Ткаченко разошелся:
- Раньше я и сам производил контент для России, но после аннексии вышел из этого бизнеса. Да, у нас на канале остается российский контент, но мы сознательно делаем акцент на собственное производство. Понятно, что в этом нужна помощь от государства, но, айм сорри, нужно еще и понимать, зачем ты ее берешь: снимать качественный украинский продукт или про зеленых человечков, - глава Плюсов по традиции завершил спич громкой фразой ни о чем.
Богуцкий тем временем решил устроить в баттле небольшой тайм-аут, переведя беседу в друге русло.
- Влад упомянул рынок 2001 года, я же сопоставляю с 2003-м. Когда мы говорим о 120 млн, то нужно понимать, что есть такая штука, как налоги, и в деньгах это 80-90 млн. Есть НДС, и, вы удивитесь, телеканалы его платят. Это, в свою очередь, влияет на затраты, гонорары. То, что сейчас нет госзаказа на украинский продукт - недосмотр, если не сказать хуже. Хотелось бы спросить у Сергея: можно ли снимать качественное задешево?
Созановский был прямолинеен и категоричен, и заодно озвучил телетопам мысль, которую днем ранее доносил до киношников:
- Качественное задешево снимать невозможно. Но я не согласен, что нам нужны прямые дотации. Государство должно быть инвестором, а не меценатом.
- Когда мы сидели у Яценюка, никто и не говорил о дотациях, - Ткаченко почему-то принял мысль на свой счет.
- Еще раз повторю то, что уже говорил много раз: я сторонник системы «такс рибейт», - расставил точки над «і» Сергей.
- А вот здесь соглашусь, коллега, - сказал Александр Владиславович, но объяснять свою позицию почему-то не стал.
Когда пикировка закончилась, Созановский продолжил по сути:
- Нужно создавать условия, при которых индустрия не будет зависеть от капельницы, которую то включают, то перекрывают государство либо инвесторы. Нужно, чтобы все работало автономно. Любой иностранный производитель контента, который заходит в Украину, после того, как осмотрит пейзажи, интересуется рибейтом. Более того, в конце концов это принесет неплохую прибыль всем. Вчера мы общались с хорватским продюсером, который рассказал, что на один доллар рибейта приходится 3,5 доллара прибыли.
- Итого дано: в Европе получается, в России - тоже, а у нас - нет. Но вы только посмотрите на наших медиаменеджеров - это же чистой воды европейцы! То есть, проблема в другом. Евгений, вы из нас самый грамотный финансист. Спрогнозируйте, чего ждать в будущем, - перевел стрелки Богуцкий.
- Когда-то я писал диссертацию «Как жить в неопределенные времена», и так ее и не защитил. Если б защитил, сейчас было бы легче. Я перестал делать какие-либо прогнозы еще полтора года назад. У нас есть понимание того, что и как нужно, и моя задача - сделать так, чтобы это произошло. Библиотека канала «Украина» сейчас равна нулю, и мы вынуждены работать в таких условиях. Какие тут могут быть прогнозы?
- Но вы же развиваете OLL.TV! - очень кстати вспомнил Созановский. - Это работает во всем мире: хочешь смотреть мыло - смотри бесплатно, хочешь качества - плати и подключай. Польский POLSAT использует эту схему и чувствует себя отлично на обоих рынках.
Лященко предпочел оставить эту ремарку без ответа, а потому Богуцкий снова взял дискуссию в свои руки:
- Что бы мы не говорили о том, как сейчас плохо, по состоянию на сейчас закрылся только TBi. Более того, появилось три или четыре новых канала. А наши шоу - так вообще лучшие в Европе. В общем, при всей печали, этот паровоз летит на всех парах.
- Да, можно обобщать и говорить, что все телевидение у нас - г..но, - Ряшин решил называть вещи своими именами. - Но в целом, по сравнению с той же Европой, у нас все на весьма достойном уровне. Во многом, кстати, благодаря опыту работы с Россией. Наша компания, например, сделала свой выбор: никакой чернухи, во главе угла - истории, и никаких зеленых человечков или ОМОНа у нас нет. Надеюсь, те запреты, которые сейчас внедряют чиновники Госкино касательно нашего продукта, это невнимательность. Очень надеюсь.
Филипп Ильенко в этот момент даже немного напрягся
Когда микрофон наконец передали залу, первым свой вопрос озвучил Борис Сидоренко из MRM:
«Знаете, есть такая схема, по которой работал Уве Болл: он регистрировал подставную компанию в США, снимал кино, а потом еще и получал рибейты. Может ли такое случиться, что при внедрении у нас этой системы, в Украине начнут снимать российские компании?»
Отвечать предложили Ткаченко, который все это время не выпускал из рук дорогой сердцу смартфон. Когда же пришлось выбирать между гаджетом и микрофоном, а Созановский предложил подержать первый, Александр гордо ответил «Да ни в жисть!», и принялся рассуждать на заданную тему:
- Лично я не вижу особой проблемы в том, что в Украине будут работать российские компании.
Опаньки, как неожиданно! Странно, что некоторые СМИ, третий день вопящие про зраду™, не сделали из этой фразы громкий заголовок
- Да, если это не нарушает закон. У нас же разработана балльная система. Применяйте ее, и тогда производимый продукт можно будет назвать украинским, - продожил топ Плюсов.
- Не забывайте о прибыли в 3,5 доллара, о которой говорил Сергей. Какая разница, откуда в таком случае компания - из России или с Луны? - справедливо отметил Ряшин.
- Вопрос налогов - это вообще вопрос-вопрос! - удивил красноречием Богуцкий. - Но еще Сергей говорил, что нужно работать с другими отраслями. Зачем в таком случае канала вообще? В общем, он очень опасный человек, и я не дам ему слова!
- Свобода слова! - перешел в режим троллинга Созановский.
- На ICTV! - обрадовался Богуцкий. - О, кстати, поздравляю Плюсы с тем, что Савик совершил круг, многие не верили. Его можно делать лицом конференции «Телевидение как бизнес», я считаю.
Андрей Таранов, добравшись до микрофона, весьма жизнерадостно предложил еще немного поговорить об ужасах отечественного телевидения.
- Да нет никаких ужасов, - смело ответил Богуцкий. - Я же говорю, что рынок у нас интересный. А вообще, пусть Саша отвечает.
- Да, нет никаких ужасов. У нас, например, в этом сезоне все сериалы только наши, а профессионалы, которые их создают - молодые, креативные, амбициозные. У нас в стране огромное количество талантливых ребят.
- Поддержу коллегу, - сказал Созановский.
- А я приведу пример, - подключился Ряшин. - Мы просчитывали съемки одного и того же сериала у нас и во Франции. Так вот, при одинаковом качестве цена производства в Украине в три-четыре раза ниже. Понимаете, какой потенциал?
Владимир Лыков из студии «Тунгуру» пожелал прояснить вопрос о милом его сердцу детском контенте: когда на каналах будет хотя бы детская редакция?
- У Плюсов вон целый канал есть, какая ж редакция? - нашелся Богуцкий. - Понимаете, денег нет, все плохо, реклама на детских каналах ограничена, а группы вкладывают в них! Это я посылаю сигналы, что все будет хорошо.
- Это просто падать больше некуда… - не согласился Ряшин.
- Ну, это ты зря, мы можем все! В общем, Саша, отвечай, - снова перевел стрелки Александр Андреевич.
- Вот стоит один раз похвалить «Пса», и Богуцкий просто преображается! - не удержался Александр Владиславович. -А канал у нас действительно есть, и даже сам производит контент. Это не бизнес, конечно, но очень имиджевая штука. Если у вас есть какие-то предложения, давайте после панели обменяемся контактами, я готов общаться.
Организаторы тоже решили не отмалчиваться, и Игорь Коваль озвучил вопрос о том, как в Украине обстоят дела с кадрами.
- Если не произойдет ничего ужасного, то с этим все будет в порядке, - ответил Созановский. - У нас есть суперпрофессионалы, и сейчас главное, чтобы они не уезжали в другие страны. И это не только Казахстан! Например, у нас VFX-специалист получает $7 тыс, и это огромные деньги, а в Канаде ему предложили $8 тыс. плюс жилье. Пока здесь его держит только надежда на изменения к лучшему. Я всегда говорю, что наша самая большая гордость - не павильоны, а люди. При этом, нужно заниматься образованием, самим растить кадры. Еще в прошлом году я предложил всем консолидироваться и создать общую киношколу…
- У нас уже есть школа, мы там выпускаем прекрасных специалистов! - вдруг выпалил Ткаченко.
Конструктив? Не, не слышал…
Следующий вопрос - от Катерины Котенко:
- Во-первых, хочу отметить, что Нацсовет по большоу счету ничего не должен. Но, если вам что-то надо - скажите об этом, озвучте, желательно, по пунктам. Мы готовы идти навстречу. Ну и раз уж затронули вопрос кадров, то чего именно вам не хватает в Украине в плане производства?
Отвечать взялся Влад Ряшин:
- Пока мы не научились делать такую же графику, как, скажем, Pixar…
Вот это новость! А про специалистов только что кому рассказывали?
И продолжил:
- ... но вообще, я согласен с Сергеем: Главное, чтобы специалисты не уезжали в другие страны.
Коллегу поддержал Богуцкий:
- А нам бы хотелось какую-то школу актеров, потому что к четвертому сериалу это стало проблемой.
Еще один звездный вопрос - от Валентина Коваля: «Наличие большого количества групп и каналов - это хорошо или плохо?»
Богуцкий и тут нашелся:
- У нас сейчас два варианта: либо Ткаченко говорит, что у нас закончилось время, либо Лященко отвечает.
Ткаченко не заставил себя просить дважды:
- Знаете, у нас закончилось время, поговорим в следующем году.
Богуцкий не унимался:
- Но придут не все, потому что не все доживут! Хотя я, вы знаете, оптимист, поэтому думаю, что за год нам удастся решить хоть что-нибудь и выбраться из кризиса. Главное, к чему мы сегодня вроде как пришли - нужен диалог и конструктив. Так что будем работать!
На этой оптимистичной ноте топы поднялись с насиженных мест и отправились…
в буфет
на фуршет
Я же искренне надеюсь, прозвучавшие на конференции пламенные речи не окажутся всего лишь декларациями - и мы увидим эту компанию за одним столом еще не раз. Ведь тянуть бегемота из болота проще сообща. А кто больший патриот, нужно доказывать делами.
Фото Кирилла Авраменко