Последняя исповедь, или Путь Украины через тернии к «Оскару»
1 октября закрывается прием номинантов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сегодня в украинский прокат выходит лента «Братья. Последняя исповедь» («Брати. Остання сповідь») Виктории Трофименко, и над вчерашним допремьерным показом фильма незримо висели огромные тикающие часы, словно бы отсчитывающие последние секунды перед взрывом самопальной бомбы. «Оскар» интересовал всех - журналистов, гостей премьеры, Госкино, продюсерскую группу. И, естественно, меня.
Для начала каждому выдали тематическую брошюру
Ярослав Пидгора-Гвяздовский, впрочем, печатную продукцию не взял - и так все о фильме наизусть выучил
Ну а Филиппу Ильенко и Максиму Асадчему шпаргалки, судя по всему, таки понадобились
Журналисты с любопытством изучали матчасть - мало кому из них удалось попасть на пресс-показ, организованный в последний момент и назначенный за 6 часов до начала пресс-конференции
Асадчий лично занялся рассадкой гостей
Журналист «Рабочей газеты» тут же начал комментировать - что, мол, исполнительница главной роли нигде раньше не играла, и вообще откуда она взялась?
«Вчера родилась!» - пошутила как раз появившаяся в зале Наталья Половинка
Ярослав Пилунский, оператор картины, молчал всю пресс-конференцию (ему не задали ни одного вопроса) - поэтому от скуки фотографировал микрофоны
А Филипп Ильенко отчитывался о высоком и приземленном:
- Фильм выходит в прокат в 25-ти городах Украины, на 67-ми экранах. Я не считаю, что это ограниченный прокат - западный артхаус в Украине прокатывается обычно так же или даже на меньшем количестве экранов. А что касается даты выхода фильма, то думаю, он ждал, когда украинский зритель будет к «Братам» готов.
- Он ждал рождения нового украинского зрителя, - согласилась Половинка. - И своего часа. Вы знаете, в Москве после просмотра фильма журналисты плакали и говорили: «Извините нас». Спрашивали, откуда мы знали, что так будет. А одна немолодая уже пара подошла ко мне и сказала, что такого кино в России больше не снимают, и, наверное, нескоро еще снимут - настоящего.
- В России действительно была удивительная реакция на наш фильм, - согласилась Виктория Трофименко. - Мне долго пришлось объяснять, что «Брати» задумывались еще в 2008 году, что в основу положен литературный первоисточник, и вообще это шведский автор, что сегодняшнее противостояние Украины и России стало в параллель к фильму совершенно случайно. А вот в Швеции, например, мне сказали, что этот фильм - как возвращение домой. Как самые темные уголки Ингмара Бергмана.
Но больше всего мне запомнилась реакция украинской зрительницы - у нас буквально только что состоялся предпоказ в Ивано-Франковске, после которого одна женщина подошла ко мне и с облегчением сказала: «Я так рада, что это оказался шведский автор! С замиранием сердца ждала, боялась, что наш. Какое счастье, что не только украинцы такие, что не только у нас такое происходит».
Госкино в лице Филиппа Ильенко понимает, что фильм хоть и украинский, но говорит на международном языке
Поэтому всем вдвойне обидно, что шансы «Братьев» попасть на «Оскар» стремятся к нулю
- Насколько мне известно, - ответил Максим на мой вопрос об Оскаровском комитете, - этот комитет ни разу так и не собрался. Оправдание у них - что, мол, в Киноакадемии пока не утвердили новый состав, и что, может, еще повезет, и Украине в этом году позволят подать заявку позже, а уж в октябре-то Киноакадемия точно им состав утвердит.
Но лично я считаю, что можно было бы все равно собраться и как минимум подготовиться к этому решению. Чтобы, если Киноакадемия действительно пойдет навстречу в вопросе переноса сроков, с их стороны все было готово - документы собраны, заявки рассмотрены и решение принято. Наша продюсерская группа, например, готова подать заявку - все документы на руках. Но никто у нас ее не запросил.
Репортер газеты «Вести» Константин Рылев на пресс-конференцию малость припозднился - как раз успел услышать последние слова Максима
Тем временем в кафе кинотеатра «Киев» Катерина Копылова в обществе Романа Балаяна и Олеся Санина баловались чаем и серьезными разговорами о новых проектах
А Николай Княжицкий, кажется, делал наброски нового законопроекта
С пресс-конференцией покончено, можно приступать к угощению
Хотя кому из гостей есть дело до еды? Владимир Филлипов и Максим Асадчий решают, что делать, если «Оскаровский комитет» так и не соберется
А вот Анастасия Станко с мужем и Каша Сальцова обсуждают высокие материи - параллели между украинской новой волной и Ингмаром Бергманом
Роман Луцкий оказался неподготовлен для комментария каналу ICTV - как рассказать о фильме, если его еще не успел посмотреть?
А вот Роман Балаян умеет
У Сергея Трымбача третий разговор - Госкино строго спрашивает, почему взяли на себя ответственность по созданию «Оскаровского комитета», а исполняют так медленно
И хотя Филипп Ильенко от какого-либо потенциального влияния на комитет открестился, вопрос не перестал его заботить
- Это все оттого, что наши кинематографисты испытывают друг к другу такую «большую любовь», - поделился глава Госкино. - Теоретически, нормальное функционирование комитета в интересах всех, но каждый отдельно взятый год группы тянут одеяло на себя, обвиняют друг друга во всевозможных предательствах, а потом не могут договориться. Вот и результат.
Продюсер Елена Фетисова никакие одеяла на себя не тянула, в просто пришла насладиться просмотром
Сценарист Марыся Никитюк - тоже
Продюсер же «Братьев» Игорь Савиченко, который на пресс-конференции предпочел отдать инициативу Асадчему, на церемонии отдувался за двоих
Впрочем, отдуваться - громко сказано, потому что поддерживала его вся съемочная группа
Которая после долгих фото на фоне баннера разошлась, наконец, давать комментарии прессе. Свою часть вопросов я смогла задать продюсеру картины Максиму Асадчему:
- Почему у фильма столь долгая фестивальная история? Вы стартовали с премьерой еще в ноябре 2013-го: оправдали ли себя два года поездок по фестивалям вместо одного?
- В каком-то смысле оправдали, мы охватили действительно всех зрителей, которых могли. Ну а вообще вы правы, никто два года по фестивалям не катается. Обычно проходит годовой фестивальный цикл, затем - выход в прокат. И мы планировали прокат прошлой осенью. Но, к сожалению, наши дороги с дистрибутором после долгих переговоров разошлись. Нас не устроили выдвигаемые им условия.
- И вы решили еще год поездить?
- Нет, на самом деле мы нашли другого прокатчика, с которым планировали премьеру весной. Но в последний момент они от нас отказались, слетели все сроки. У нас был выбор - выходить летом или осенью. Но вы сами понимаете, что летняя премьера - глупость. Так что вот, мы выходим в сентябре.
- А кто был вашим прокатчиком до этого?
- Не готов комментировать.
- Сейчас вас прокатывает 86Prokat - новая компания, и «Братья» - их первый игровой фильм.
- Думаю, у нас все сложится.
- На пресс-конференции вы говорили, что изначально не рассчитывали окупить бюджет фильма - он задумывался, как фестивальный. Несмотря на это, вы ведете переговоры о прокате в Казахстане, Эстории и Латвии. У вас есть международный дистрибутор?
- Его я тоже не готов назвать. Массового интереса к нашему фильму я не видел. Но это не очень удивительно, он вообще не рассчитан на широкую аудиторию. Когда я брался продюсировать картину, уже понимал это. Но мне очень понравился сценарий.
- А что по поводу телевизионных прав?
- Так как наш информационный партнер - «Интер», то естественно, что телепоказ состоится на этом канале. О дате выхода пока говорить, впрочем, рано.
Уходя с допремьерного показа и подслушав еще с десяток разговоров про «Оскар», я вспомнила одну историю. В свое время - не так давно - каннский победитель и любимец критиков, румынский фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» не был номинирован своей страной как «Лучший фильм на иностранном языке», как и картина «Празднование» триеровской Dogme 95. И тогда в 2009-м при Киноакадемии был создан специальный комитет Foreign Language Film Award Executive Committee - экспертная комиссия из 20 членов во главе с продюсером Марком Джонсоном, которая на свое усмотрение рекомендует включить в шорт-лист номинантов, блиставших на фестивалях или другим образом показавших себя в минувшем году. Комитет, кстати, отвечает за трех из девяти номинантов в шорт-листе.
Так что все шаманские пляски вокруг национального оскаровского комитета, кажется, не имеют смысла - если бы Американская Киноакадемия считала фильм конкурентным и достойным награды, он бы в шортлисте был. И разделение нации на племена и поводырей было совершенно ни к чему. А вот напомнить Марку Джонсону о существовании Украины сейчас, когда у национальных номинантов так мало шансов, есть смысл.
Фото Кирилла Авраменко