]
Facebook LiveJournal Twitter

Налетай! Шведский фонд профинансирует фильмы молодых украинских кинематографистов

13:48 05.11.2015 0

В совсем давние времена проезжающие мимо Киева шведы назывались варягами и сразу короновались на престол. Позже в Украине было принято встечать шведов под Полтавой, и не очень дружелюбно. В 21-м веке шведы приезжают к нам либо смотреть футбол, либо показывать кино. И, если очень повезет, помогать снимать его вместе.

На прошлой неделе, например, шведский радиожурналист Йохар Бенджеллуль и кинематографисты Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт и Симона Бауманн презентовали в Киеве простой и понятный способ начать снимать документальный фильм, если у режиссера нет ни имени, ни денег, ни продюсеров, а именно - обратиться в Фонд памяти Малика Бенджеллуля. Но обо всем по порядку:

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Гости Closer были готовы ко всему

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Но не подозревали, что за непритязательным клетчатым пиджаком скрывается один из известнейших продюсеров Швеции и по совместительству исполнитель одной из центральных ролей в сериале «Бандитский Петербург» Малькольм Дикселиус

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Со сцены, тем временем, звучал ненавязчивый эмбиент - позже станет ясно, что очень верное решение - не приглашать музыкантов, которые играют блюз

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Алекс Ширяев, руководитель объединения документалистов B2B Doc, кратко представил гостей и фильм режиссера Малика Бенджеллуля «В поисках Сахарного Человека» (Searching For Sugar Man)

Но историю самого фильма рассказал брат Малика, Йохар:

- В прошлом году мой брат, Малик, покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд. А еще за год до этого я сидел рано утром - около 4 утра - дома в Стокгольме, сонный, и смотрел, как мой брат в прямом эфире получает премию «Оскар» за лучший документальный фильм года. Как его обнимает и поздравляет Бен Аффлек. Мне казалось, что у меня галлюцинации, так не бывает - что простой парень может сам снять, смонтировать полнометражный документальный фильм - первый в своей жизни - и получить «Оскар». Но это была правда.

Этой правде предшествовали годы проблем, иногда почти неразрешимых. Малик нашел историю Родригеса - главного героя фильма - когда путешествовал с рюкзаком по ЮАР. Вернувшись из поездки, он рассказал мне о Сиксто Родригесе, поставил мне альбом с его музыкой и сказал: «Это самая лучшая история, которую я слышал когда-либо в своей жизни. Об этом нужно рассказать». И начал снимать.

Вот что в итоге получилось:

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Несмотря на «говорящие головы», мелькающие иногда в кадре,

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

обилие действующих лиц и героев,

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

среди которых большинство - маргиналы, посмотрев фильм, убеждаешься, что такой отличной истории, как Searching for Sugar Man, зритель не видел очень давно

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

После просмотра фильма, которому зал аплодировал стоя, Йохар Бенджеллуль продолжил о насущном:

- В титрах фильма Searching for Sugar Man вы увидите много названий фондов и продакшенов, даже EURIMAGE, которые участвовали в съемках. Все они появились, когда фильм был почти закончен. Малик делал все сам, на домашнем ноутбуке. Он снимал видео, иногда даже на iPhone, он освоил программы анимации и сам нарисовал все, что вы видите на экране. Более четырех лет каждый день он работал над этим фильмом - и только в конце нашел средства со стороны, чтобы профинансировать участие в фестивале «Сандэнс». Затем пришли и дистрибуция, и широкий прокат, и $10 млн кассовых сборов, и «Оскар». Но вначале были незнание, с чего начать, полное отсутствие средств и психологическая травма, которая в итоге и подорвала его уверенность в своих силах.

Я знаю не по наслышке, что такое начинать работу над фильмом, когда ты - неизвестный режиссер и у тебя нет инвестора. Поэтому и был создан Фонд памяти Малика Бенджеллуля - организация, которая будет открыта для всех начинающих документалистов и проследит, чтобы новое поколение режиссеров не столкнулось с тем же количеством проблем и несчастий, которые преследовали моего брата.

Фонд Малика Бенджеллуля будет поддерживать именно начинающих документалистов, и именно в начале их работы - на той стадии, когда найти поддержку сложнее и важнее всего. Мы - это группа опытных продюсеров из Швеции, максимально открытых для режиссеров из любой страны мира и приветствующих копродукцию.

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Подробнее о схеме работы фонда рассказал Малькольм Дикселиус, Председатель Правления Фонда памяти Малика:

- Посмотрите на Searching for Sugar Man - этот фильм снял швед, но действие происходит в Южной Африке и США. Мир не просто интернационален, он глобален. Нет ничего необычного в том, что швед рассказывает южноафриканскую историю, а украинец - например, пакистанскую. Или вьетнамец - украинскую. Но это не значит, что Фонд Малика будет заниматься только такими глобальными копродукционными историями.

Фонд памяти Малика Бенджеллуля будет принимать все заявки, единственное ограничение - мы работаем только для начинающих, непризнанных пока режиссеров. Мы будем работать во всех направлениях: оказывать материальную поддержку съемочного процесса, помогать в поиске продюсеров и инвесторов, а также технических специалистов, консультировать на стадии разработки идеи. То есть все то, что требуется режиссеру, чтобы начать - ведь существует масса организаций, готовых помочь закончить работу над проектом.

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Симона Бауманн - продюсер, в том числе и Фонда - подтвердила слова Малькольма, и от себя добавила:

- Я хорошо знакома с украинским кинематографом, и потому понимаю, что начинать здесь, наверное, сложнее, чем во многих странах мира. Поэтому приглашаю всех подать свои заявки в Фонд. Полноценно он начнет работать с января 2016 года, так что как раз есть время подготовиться.

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Председатель Ассоциации независимых кинематографистов Швеции Йохан Сэт подтвердил свой продюсерский интерес в режиссерах из Украины. И вспомнил варягов:

- Инициатива B2B DOC не зря расшифровывается «От Балтийского до Черного моря». Документалистика от Швеции до Украины - это определенная ось, во многом объединенная темами, ценностями и историей. И ее имеет смысл развивать и поддерживать, чем мы и хотим заниматься как можно плотнее.

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Алекс Ширяев был скромен:

- Если есть заинтересованные в работе Фонда, или B2B DOC, или Ассоциации независимых кинематографистов Швеции, я - ваше контактное лицо в Украине, и помогу наладить все связи.

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

Затем пришло время вопросов из зала

Улучив момент, я расспросила гостей о работе Фонда более предметно:

- Как будут приниматься и рассматриваться заявки кинематографистов?

- Заявки в Фонд мы принимаем уже сейчас, в некотором роде. Но полноценно Фонд памяти Малика Бенджеллуля начнет работу с 2016 года. До этого мы только продумываем механизмы работы. Скорее всего, финансовая поддержка будет выдаваться проектам на конкурсном основании, но мы не хотим отказывать в помощи никому. Многие продюсеры и группы готовы предоставлять режиссерам консультации или услуги, и работать с заявками мы будем, вероятнее всего, в индивидуальном порядке. Так что это будет комбинация работы case-by-case и проведения периодического конкурса-питчинга.

- А каким образом будет финансироваться Фонд?

- Это сочетание частных инвестиций, средств, оставленных Маликом, и некоторых планов на будушее.

Малик Бенджеллуль, Фонд памяти Малика Бенджеллуля, Малькольм Дикселиус, Йохан Сэт, Симона Бауманн, Алекс Ширяев

- Возможно, у Малика были другие фильмы, проекты, над которыми он работал?

- Вы разгадали наш секрет, - рассмеялся Йохар Бенджеллуль. - Малик успел снять еще один документальный фильм, который еще не выходил в свет. Это тоже музыкальная документалка, посвященная одной очень известной группе - которой, кстати, очень не понравился результат. Из-за юридических тонкостей фильм не смог выйти при жизни режиссера. Мы планируем широкий релиз этого фильма, и все средства от дистрибуции пойдут на финансирование деятельности Фонда. Кроме того, Малик оставил после себя сценарий полнометражного игрового фильма, о судьбе которого мы пока думаем. Но очень надеемся, что получится реализовать и этот его проект.

Вот вам и копродукция - настоящая, международная, сама плывет в руки. А представляете, насколько было бы проще, если бы законопроект о государственной поддержке кинематографа был принят и уже работал, облегчив иностранным продюсерам контакт с украинскими? И насколько это повысит шансы на получение украинцами «Оскара»? То-то же.

Фото - Алина Коссонович

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...