Как из-за «Звездных войн» и украинских фильмов поссорились Госкино, дистрибуторы и кинотеатры
Ждете ли вы премьеры «Звездных войн» так, как ждут ее кинотеатры? В зрительской среде по этому поводу - единодушие: как ни крути, самая ожидаемая премьера года (а для многих - и десятилетия). А вот в кинотеатральной среде, как выяснилось, полная амбивалентность с привкусом скандала, хотя, казалось бы, такой блокбастер должен кормить рынок долгое время. Об этом, а также о законодательных инициативах рынка, о том, что думают кинематографисты по поводу проекта #КіноКраїни, и о судьбах прокатного кино в целом поговорили участники круглого стола инициативы «Украинское кино в кинотеатрах Украины: Миссия выполнима?». А я - подслушала и предлагаю вам краткий конспект.
Состоялся Круглый стол в рамках Зимнего кинорынка ОМКФ - события, как показывает опыт предыдущих лет, очень ожидаемого в первую очередь кинотеатрами. Именно представители сетей и независимых кинотеатров высказались, наконец, по поводу происходящего объединения индустрии. Но обо всем по порядку.
Евгения Дербал и Артем Вакалюк готовились презентовать свои текущие наработки, и ничто не предвещало беды
Людмила Горделадзе (которой, кстати, на Круглом столе так и не досталось слова) была настроена по-боевому
А вот Полина Толмачева, только что прочитавшая мастер-класс о продвижении кинофильмов, предпочла внимать спикерам, первым из которых стал Артем Вакалюк, презентовавший аналитику компании MRM по киносмотрению и кинотеатральных релизах в странах Европы
Слайды вызвали в зале искренний интерес
Каждый индекс, приведенный MRM, активно обсуждался
Впрочем, утомлять вас абсолютными и относительными показателями не стану, а кратко резюмирую - по количеству экранов на душу населения (чуть больше одного на 100 000 человек) Украина - позади Европы всей. По количеству посещения фильмов и сборов с одного экрана - в «золотой медиане», пользуясь терминологией презентации. По количеству же сборов с национальных фильмов - снова плетется в самом хвосте. Выводы делайте сами.
Продюссер Валерий Калмыков и PR-менеджер 435 FILMS Distribution Полина Бушинская над выводами крепко задумались
А киножурналисты ждали, когда же показанные цифры начнут обсуждать обещанные высокие гости
Например, глава Госкино Филипп Ильенко и глава дистрибутора B&H Богдан Батрух
Первой слово взяла, впрочем, Ирина Заря от имени сети «Оскар»
- Украинские кинотеатры хотят украинское кино и с удовольствием вам его распишут - принесите только качественный продукт, на который пойдут зрители. Например, мы всегда очень ждем фильмов студии «Квартал 95» - особенно потому, что они подгадывают их к праздникам, как 8 марта или 14 февраля. А зритель всегда идет с удовольствием.
Сергей Шефир даже зарделся от комплимента
Инна Янакаева, генеральный директор сети «Мультиплекс», подтвердила выводы коллеги
- Мы работаем и развиваемся - сеть «Мультиплекс» строит новые кинотеатры даже в это непростое время, чтобы показывать хорошее, качественное кино, которое украинский зритель хочет смотреть. Для того, чтобы продолжать развиваться и открывать кинотеатры в городах с населением меньше 250 тысяч, нужны льготы на развитие этого направления. Что же касается украинского кино - мы очень ждем и с удовольствием расписываем в прокат отечественные фильмы, если они качественные и к ним есть интерес украинского зрителя.
Как вы поняли, и Ирина, и Инна тонко намекают на норму законопроекта #КіноКраїни, которая предлагает ввести те самые льготы на открытие кинотеатров в регионах Украины, и еще более прозрачно - на предлагаемое государством квотирование показа украинских фильмов.
Филипп Ильенко, естественно, не оставил позицию кинотеатров без ответа
- Все очень любят требовать от государства льготы - мы должны и то поддержать, и это. А о том, что всем льготам и поощрениям должны корреспондировать соответствующие обязательства, успешно забывают. А ведь квоты на показ украинского кино и льготы на развитие сети кинотеатров - взаимосвязанные вещи. И не нужно обвинять украинское кино в некачественности - кинотеатры вместе с Голливудскими блокбастерами крутят немало и откровенно плохого кино, несравнимо хуже украинского. И мы, тут собравшиеся, знаем, почему так происходит, поэтому не нужно лукавить.
Виктория Ярмощук, тем временем, документировала происходящее
Ольга Ваганова (StarLightMedia) и Ирина Победоносцева (студия «Квартал 95») заслушались
Владимир Филлипов же, предчувствуя, что сейчас будет жарко, повел себя как настоящий зритель в кинотеатре - потянулся за снеком
Валентин Васянович, не зная, что его продюсерская работа (фильм «Племя») вот-вот станет камнем преткновения, высказался в поддержку квот на украинское кино
- В презентации, которую мы смотрели перед дискуссией, первый слайд был о позорно малом количестве экранов в Украине. И о том, что, к сожалению, крымские кинотеатры в это число больше не входят, экраны в зоне АТО - тоже... Мы можем не крутить украинские фильмы и дальше, брать фильмы производства «русского мира», потому что они зрительские, а потом с удивлением и сожалением констатировать, что, мол, в этом году у нас снова стало меньше экранов - не можем больше считать Харьковскую область, Запорожскую, Днепропетровскую...
Олесь Санин вообще не понял, что делает на круглом столе
- Я, сидя тут и слушая уважаемых спикеров, случайно подумал, а не ошибся ли дверью. Я поддерживаю уважаемых спикеров во мнении, что украинское кино должно сниматься для украинцев, и так, чтобы они хотели его смотреть. Со своей стороны я сделал все возможное в работе над «Поводырем» и остальными своими фильмами, чтобы они были максимально зрительскими и интересны как можно более широкому кругу.
Но вопрос же в другом: в цивилизованном мире среднебюджетное кино постепенно уходит онлайн. О низкобюджетном я вообще молчу - ему давно проще монетизироваться в интернете, чем пытаться пройти все круги ада с дистрибутором и кинопрокатом. Так что вполне вероятно, что через десять лет кинотеатры станут красивыми залами с кожаными креслами и хорошим звуком, но совершенно пустыми. О том, как привлечь зрителя, как приучить его смотреть кино в кинотеатральном зале, никто не говорит. Или вы собираетесь, не умаляя всех его достоинств, пять сеансов в день крутить театральную запись Бенедикта Камбербэтча в роли Гамлета?
Слова режиссера, надо сказать, вогнали зал в небольшую депрессию
Ярослав Пидгора-Гвяздовский немного напрягся
Алена Ницко (маркетинг-директор «Синема Сити») о посещаемости сеансов знает все, и, похоже, пока не сильно переживает
А Виктория Добровольская («Оскар») и вовсе отвлеклась на другие беседы
Богдан Батрух с присущим ему тактом прошелся по украинским кинорелизам и квотам вообще
- Меня нельзя обвинить в непатриотизме, все знают. Но я не понимаю, кому нужны квоты на украинское кино. Хорошие украинские фильмы попадают в прокат и неплохо расписываются. Если же речь идет о таких картинах, как фильм «Племя», то это не зрительское кино. Зритель не хочет такое смотреть. Это нишевое искусство - как фотографии современных художников, которые смотрят в маленьких галереях. А есть ренессансная живопись, и чтобы увидеть ее, люди днями стоят в очередях в Риме. Как правильно написали в одном американском издании в обзоре ленты «Племя», это «идеальная картина полной деградации общества». Кому хочется на это смотреть? Очень немногим. Признак здорового общества - когда все хотят ходить в кино на uplifting, позитивные фильмы, а не на депрессивные и угнетающие. Украина - здоровое общество, ничем не хуже европейского, и большинству зрителей нужны зрительские фильмы, которые дарят позитивные эмоции. Место «Племени» - на фестивалях, а не в широком прокате. Когда украинские режиссеры снимают такие фильмы, как у того же «Квартала 95», кинотеатры берут их с радостью.
А квоты на кино нужны именно неуспешным продакшенам и продюсерам, которые снимают такое вот незрительское кино, которое идет при пустых залах. Вы хотите нас заставить, чтобы 20% нашей программы были украинским кино - хорошо. Но кто загонит туда зрителя? B&H-то выживет в любом случае - толстому с голоду помереть, как говорится, всегда дольше, чем худому. А маленькие независимые кинотеатры - нет. И как вообще будет осуществляться администрирование таких квот? Сеанс в три часа ночи - это выполнение квоты или нет? 20% - это количество фильмов, или экранов, или сеансов, или чего? Вот вопросы, на которые я хочу услышать ответы.
Сергей Зленко («1+1») тоже, похоже, задумался над вопросами Батруха
А делегация продюсеров FILM.UA - о разнице между успешными и неуспешными продакшенами
Филипп Ильенко не смог смолчать и бросился на защиту фильма Мирослава Слабошпицкого
- Во-первых, позволю себе не согласиться. Критик The Hollywood Reporter назвал «Племя» лучшим фильмом 2015 года. Сборы, и я имею в виду не от фестивального проката, а от кинотеатрального, у фильма «Племя» за границей были намного лучше, чем в Украине, так что утверждение, что фильму не место в прокате, не верно. Да и по поводу качества украинских фильмов вы не правы - среди них есть много хороших зрительских проектов, которые все равно не попадают на экраны.
Но еще более важный аспект - украинский кинопрокат нельзя сравнивать с европейским. Ни одна другая страна Европы не является постколониальной с таким долгим бременем имперской антинациональной политики и искоренения языковых, культурных и этических национальных кодов. Украинского зрителя много лет сознательно отучали от всего украинского, вырабатывая привычку считать продукт национального производства второсортным, что касается и кино. Полагаться за то, что зритель сам решит перевоспитаться, можно, но нужно и помочь ему в этом. Это вопрос защиты культурной идентичности.
Артем Вакалюк настойчиво попытался перевести дискурс строго в экономическую плоскость, на что услышал в ответ:
- Вы хотите убедить нас, что мухи отдельно от котлет, но в реальной жизни так не бывает. Рыночный вопрос от культурного в сфере кинопроизводства неотделим, и нельзя, манипулируя цифрами, отсечь от проблемы половину, сделав вид, что она сама по себе разрешится!
Пресс-секретарь Госкино Ксения Косик даже отвернулась, чтобы не видеть эмоциональных разборок на Круглом столе
Анатолий Максимчук, юрист StarLightMedia, попытался вернуться к вопросу законопроекта инициативы #КіноКраїна
- При подготовке законопроекта мы изучали опыт других европейских стран. Среди прочего, и в вопросе квот на национальное кино в прокате. В таких странах, как Франция, Италия, национальное кино поддерживается и защищается государством, и одним из методов является применение квот.
Евгения Дербал, юрист FILM.UA Group, была с коллегой солидарна, но сказать ничего не успевала - времени оставалось всего на несколько вопросов из зала
Представитель 86 Prokat пожаловался, как сложно было им бороться с мейджорами в попытке хорошо расписать, или хотя бы попасть в кинотеатры с украинским фильмом «Брати»
Сергей Шефир, в свою очередь, попытался разрядить обстановку
- В 2007 году, выходив на рынок с первым полнометражным фильмом, мы работали в России с независимым прокатчиком. И испытали на себе все прелести борьбы с мейджорами. На нашу защиту встали сами кинотеатры - поскольку зритель на фильм шел, и очень хорошо, нам дали хорошие сеансы. Конечно же, мне и сейчас каждый раз, когда выходит новый фильм студии, кажется, что все остальные картины нужно срочно перестать показывать и крутить с утра до вечера на всех сеансах только наш, но это ведь нереально.
Алик Шпилюк, кажется, испугался перспективы смотреть с утра до ночи один и тот же фильм
Пока следующий спикер, директор кинотеатра во Владимире-Волынском, не подтвердил, что мечты Шефира - реальность многих кинозалов
- Мы бы с радостью поставили в прокат украинский фильм «Брати», тем более, что у нас на Волыни к нему был бы интерес. И фильм «Племя» мы бы с удовольствием поставили в прокат. Но как мы, маленький кинотеатр (два зала) в городе с населением 35 тысяч человек, не можем поставить сеанс украинского фильма, если B&H выставляет нам требования на «Звездные войны» 5:2 (пять сеансов в день, из которых 2 - вечерние). И у нас, и у кинотеатра с четырьмя залами в областном центре, между прочим, условия одинаковые. А нам с двумя их вообще нереально выполнить, но B&H выкручивает руки. Вот и выбирай - либо ты не показываешь зрителю «Звездные войны» вообще, которых, кстати, ждут, либо показываешь только «Звездные войны», потому что расписать что-либо еще уже просто невозможно. Кто будет ходить на 5 сеансов в день в городе нашего размера? Но мейджор это не волнует.
Ответ Богдана Батруха на критику был прост
- А вас никто не заставляет покупать. Не устраивают условия - крутите пять сеансов «Племени» или «Братив». Вы же не спрашиваете в автосалоне, почему мерседес дороже запорожца. Хотите мерседес - платите за него.
После чего представитель организации slavpeople предложил всем украинским фильмам прокатываться в коммунальных и государственных кинотеатрах, а Госкино обвинил в воровстве (чего именно - не уточнил)
Время истекло, и Круглый стол пришлось объявлять закрытым, так и не договорившись
За шумом хозяйственных вопросов и текучки обсудить главные проблемы инициативы #КіноКраїна - а именно, что в прошлый четверг Верховная Рада так и не успела заслушать проект в первом чтении, поэтому его рассмотрение снова откладывается, и то, что кинотеатры, возражая принципиально против квот, не предлагают ни альтернативные пути решения этого вопроса, ни даже делегата, с которым можно было бы сесть за стол переговоров - так и не обсудили. Впрочем, ко второму вопросу в рамках Кинорынка еще вернулись, и подробности я расскажу вам совсем скоро. А тем временем постараюсь выяснить, вернут ли народные избранники законопроект №3081-д на повестку дня.
Фото Кирилла Авраменко