10 золотых правил написания детективных историй от американских сценаристов
Кто увлекался в детстве Дойлом и Кристи, знает, что главное в хорошей детективной истории - угадать преступника раньше детектива, но не настолько раньше, чтобы считать его идиотом. То есть качественная загадка и правильно расположенные, умело замаскированные автором подсказки. Личности сыщика и злодеев, мотив и интересные обстоятельства дела только добавляют истории пикантности. Загадок этих, при желании, можно насочинять воз и маленькую тележку. Но как превратить их в детективный сериал, который придется по вкусу зрителю - вопрос.
В минувшую пятницу в помощь украинским сценаристам FILM.UA Факультет провел аншлаговый мастер-класс двух специалистов по загадкам, тайнам, убийствам и прочим составляющим хорошего детектива - сценарного дуэта Джеймса Крамера и Михаила Шульмана, предметную беседу с которыми я уже провела.
И хотя все знания, полученные на пятичасовом мастер-классе, передать в одном материале я не смогу, кратко резюмировать самое важное организаторы мне разрешили. Вашему вниманию - 10 золотых правил написания детектива.
1. Знай свой жанр
«Вы удивитесь, как много сценаристов сами не знают, в каком жанре пишут...» - пожаловался с самого начала лекции Джеймс
«Чтобы определить жанр, в котором вы работаете, нужно разобраться в трех основных элементах детектива - типе сыщика, типе истории и типе расследования», - сразу объяснил Крамер. А определившись, от своего жанра не отступать ни на шаг. «Жанр - это контракт со зрителем, что в ближайший час он получит от вас определенные эмоции. И если аудитория включит легкий детектив, а получит реки крови и месиво, то просто выключит телевизор. И больше никогда ваш сериал не посмотрит», - поддержал Михаил.
Разнообразных поджанров в детективе очень много, поэтому мастер-класс сразу сузили до одного из них: «Мы сфокусируемся на murder mystery. Я так понимаю, адекватного перевода этого термина не существует, поэтому назовем его «детектив с убийством».
2. Знай своего сыщика
Все детективы можно поделить на несколько категорий, в зависимости от того, кто расследует преступления. Типов следователей всего четыре: «звезда-одиночка», «пара друзей-следователей», «романтическая пара» и «команда».
«Звезды-одиночки» - это сериалы вроде «Она написала убийство», «Коломбо», «Перри Мейсон», «Монк» и даже «Доктор Хаус». «Менталист» в первых сезонах был детективом со «звездой-одиночкой», но органически перерос в детектив по формату «романтическая пара», о чем свидетельствует, в том числе, и промо более поздних сезонов сериала. Чаще всего одинокий сыщик - гений, и его сопровождает настоящий или метафорический Ватсон.
«Изучайте учебники по психологии», - порекомендовал Михаил Шульман: модно, чтобы у героя было какое-либо психологическое расстройство или даже психиатрический синдром.
«Пары друзей-следователей» можно найти в сериалах «Убийство», «Настоящий детектив», «Ризолли и Айлз» или «Мост». «Романтические пары» - это «Детективное агентство «Лунный свет», «Касл» или «Кости». С первой же встречи, которая должна произойти в кадре, у пары должен случиться конфликт.
«Команда» занимается расследованиями убийств в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «CSI: Место преступления», «След», «Закон и порядок», «Холодное дело» и «Мыслить как преступник». К слову, в первых двух сезонах «Мыслить как преступник» был сериалом по формату «звезды-одиночки», в котором команда играла роль Ватсона. Но с уходом актера Мэнди Патинкина, исполнявшего центральную роль, сериал переформатировали в историю команды.
«В сериале о команде сыщиков важно помнить, что каждый исполняет свою функцию, и не позволять сценаристам влюбляться во второстепенных персонажей. Стремление посвятить их личным историям слишком много времени рассеивает внимание зрителя», - отметил Джеймс.
3. Знай тип своей истории
Здесь все достаточно однозначно. История может быть «легкой», «реалистичной/современной» или «нуаром». Но никак не всем одновременно.
«Здесь сразу все понятно - нуар с вкраплениями желтизны», - прокомментировал постер «Бандитского Петербурга-2» Михаил Шульман
Ключ к «легкому детективу» прост - убитый никому не нравился, все хотели от него избавиться, и зритель к концу эпизода рад, что покойник оказался на том свете.
Реалистичный детектив, он же «современный», обязательно предусматривает истории, вытянутые из заголовков новостей, привязку к сегодняшнему дню. И в нем уже не все так однозначно и черно-бело.
«Нуар» же придерживается одного правила - в нем нет хороших людей. «Если в нуаре есть женщина, то она проститутка, если друг - то предатель, если коп, то продажный. И даже ваш главный герой не так хорош - просто у него есть принцип, через который он не может переступить», - пояснил Михаил.
4. Знай способ расследования
Типов расследования убийства тоже, на самом деле, не так и много. Сыщик может пользоваться «дедукцией», «уликами», «свидетелями» и «психологией».
«Дедукция», хоть и названа неудачно, давно закрепилась за гениями сыска, и активно используется в таких сериалах, как «Шерлок», «Пуаро», «Монк».
«Улики» свойственно использовать процедуралам: «След», «Кости» «CSI: Место следствия». Главная хитрость, то есть «драматическая лицензия», на которую молча соглашаются все сценаристы и зрители - притвориться, что анализ ДНК - это легко и просто (и быстро).
«Свидетели» - метод самый традиционный, классическая полицейская работа, которую можно наблюдать, например, в «Улицах разбитых фонарей».
«Психологией» тоже, чаще всего, пользуются «звезды-одиночки», хотя и другим типам сыщиков метод психоанализа подозреваемых и профайлинга - создания психологического портрета - не чужд. Михаил Шульман особенно отметил, что украинским сценаристам не стоит чураться этого метода в сериалах, поскольку профайлинг только добавляет сыщикам профессионализма, доказывая, что следствие ведут не аматоры, а все же знатоки.
5. Балансируй вертикальные истории с горизонтальными арками
«Аудитория исключительно горизонтальных сериалов - нишевая. Сейчас появилось множество платформ доставки контента для разных ниш, поэтому такие сериалы создаются все чаще, - отметил Джеймс Крамер. - Но массовую аудиторию и настоящие прибыли приносят вертикальные сериалы, которые можно снимать и показывать в любой последовательности».
Впрочем, это не значит, что у вертикальных сериалов не может быть мягких горизонтальных арок, которые напоминали бы о себе раз в 4-5 эпизодов, как история «Красного Джона» в сериале «Менталист». Но «призраки» и «Ахиллесовы пяты» сыщиков имеют право на существование только в том случае, если они непосредственно влияют на расследование, и наоборот, расследования влияют на них.
6. Строй сценарий с конца
Хороший детектив придумывается с разгадки, а написание сценария - это построение препятствий на пути детектива к финальной сцене. При этом «семена» разгадки должны быть посеяны в самых первых сценах, а настоящий убийца - показан в первые 5 минут эпизода.
«Вот как выглядит writers room сериала. Здесь конкретно речь идет о Bones, авторов которого я консультировал. Стены - это белые доски, на которых расписаны идеи, сцены, поэпизодник», - приоткрыл дверь во внутреннюю кухню Джеймс
7. Пользуйся правилом трех поворотных моментов
«Вам нужен правдоподобно ненадежный свидетель (believably unreliable witness) - свидетель, который не просто ненадежен, но зрителю понятно, почему он ненадежен», - уточнил Джеймс
Среди препятствий, стоящих перед детективом на пути к разгадке, обязательно должны быть несколько ложных подозреваемых (помимо очевидного, на которого ведется Ватсон) и несколько главных свидетелей, которые обязательно лгут или скрывают важную информацию. Очевидный подозреваемый должен быть, впрочем, достаточно вероятным, чтобы Ватсон не выглядел идиотом, а ложь свидетеля должна быть написана не просто так, от любви к искусству, а иметь четкое обоснование. И только проделав минимум три виража между этими «обманками», детектив может, наконец, выйти к настоящему убийце.
8. Избегай идиотов
Правило хорошо бы применять и в повседневной жизни, но особенно оно важно для написания детективов. Никто в детективной истории не должен быть дураком - герои должны быть умными, очень умными и гениальными. Для этого подозрения Ватсона должны быть обоснованными, ложь свидетелей - не очевидной, а все «семена» подсказок должны быть посеяны глубоко в почву, а не подсвечены фонариками в кадре крупным планом. Доктор Хаус не был бы гением, если бы его команда ватсонов была ни на что не годными дураками.
«Это мое главное правило в writers room - никаких дураков в сценарии», - подчеркнул Михаил свою нелюбовь к недалеким персонажам
9. Структура эпизода должна сооветствовать потребностям сюжета
Стандартная структура эпизода выглядит таким образом:
- тизер (чаще всего - обнаружение тела, но может быть сцена убийства, очевидный подозреваемый и даже все участники дела);
- место преступления (именно здесь можно найти «золотую улику», впрочем, детектив еще не знает, что с ней делать);
- очевидный подозреваемый (часто именно доказательство невиновности очевидного подозреваемого вскрывает намек/улику на главного свиделетя или второго подозреваемого);
- главный свидетель лжет (раскрытие обмана главного свидетеля часто приводит к настоящему преступнику);
- превращение нарратива из «кто это сделал» в «как это сделано» (вступает в игру «золотая улика» или «момент озарения»).
«Использование этих структурных элементов имеет смысл, только если в каждом из них автору есть что сказать. Если вам, к примеру, нечего сказать на месте преступления, начните сразу в морге, или с допроса свидетеля. Не стоит его вписывать только потому, что «так принято», - заметил Михаил
10. Каждая сцена должна быть захватывающей
Это, конечно, проще сказать, чем исполнить, но несколько практических рекомендаций Джеймс Кармер и Михаил Шульман дали. Во-первых, сцену нельзя начинать с начала и заканчивать в конце - открываться она должна важным моментом и закрываться тоже важным, чтобы остальное зритель додумывал, а не бежал впереди паровоза. Во-вторых, «посадка семян» - ключиков к разгадке - должна быть максимально незаметной. В третьих, чтобы следовать каноническому правилу «показывай, а не рассказывай» (более известному как show, don't tell), вначале следует писать поэпизодник, а диалоги прописывать в последнюю очередь (ну, если вы не Аарон Соркин - но, скорее всего, вы не Аарон Соркин). В каждой сцене должен быть заложен конфликт, и он тем интереснее, чем умнее ваши персонажи. В каждую сцену каждое действующее лицо должно заходить со стремлением что-то получить на выходе, и сцена удалась, только если никто из героев не добился желаемого.
Аудитория, признаться, и не заметила, как пролетели пять часов мастер-класса
Кто-то, как делегация Sisters Production внимательно слушал,
кто-то - конспектировал,
а Ирина Ионова явно пыталась загипнотизировать спикеров, чтобы те раскрыли еще несколько тайн профессии
Но лекторы на провокации и внушение не поддавались, приберегая все самое тайное для предстоящего двухнедельного тренинга со сценаристами StarLightMedia
Впрочем, и на мастер-классе, как мне кажется, Крамер и Шульман рассказали более чем достаточно о сценарных хитростях
Никто не ушел обиженным - это точно
Тала Онищук высказала организаторам - компании MRM - полный восторг и потребовала в ближайшее время повторить мастер-класс, только теперь с уклоном в ромкомы, а не детективы с убийствами
А Максим Литвинов адресовал слова восхищения непосредственно лекторам, вместе с конкретными вопросами
Разве что «уголок убийства» с выстроенным детективом внутри так и остался без разгадки и особого внимания публики - все так увлеклись сценариями, что забыли о трупе в комнате
Впрочем, Сергей Созановский подсказал Виктору Мирскому разгадку. А Владимир Иссат взял и все подслушал
После подробного мастер-класса «Кто это сделал?» найти настоящего преступника несложно. Работа сценариста в этом вопросе проще - вначале придумываешь, кто это сделал, и только потом мешаешь детективу найти правильный ответ в первые же пять минут следствия. Я же очень надеюсь на то, что после рекомендаций Крамера и Шульмана хорошо написанных детективов на украинском телевидении, особенно в холдинге StarLightMedia, станет больше.
А всем, кто не попал на мастер-класс, могу только посочувствовать - и пожелать вовремя зарегистрироваться на следующий. Пароли и явки мероприятий образовательного проекта «FILM.UA Факультет» сообщу отдельно, так что не переключайтесь.
Фото Кирилла Авраменко