]
Facebook LiveJournal Twitter

10 золотых правил написания детективных историй от американских сценаристов

14:14 22.03.2016 1

Кто увлекался в детстве Дойлом и Кристи, знает, что главное в хорошей детективной истории - угадать преступника раньше детектива, но не настолько раньше, чтобы считать его идиотом. То есть качественная загадка и правильно расположенные, умело замаскированные автором подсказки. Личности сыщика и злодеев, мотив и интересные обстоятельства дела только добавляют истории пикантности. Загадок этих, при желании, можно насочинять воз и маленькую тележку. Но как превратить их в детективный сериал, который придется по вкусу зрителю - вопрос.

В минувшую пятницу в помощь украинским сценаристам FILM.UA Факультет провел аншлаговый мастер-класс двух специалистов по загадкам, тайнам, убийствам и прочим составляющим хорошего детектива - сценарного дуэта Джеймса Крамера и Михаила Шульмана, предметную беседу с которыми я уже провела.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

И хотя все знания, полученные на пятичасовом мастер-классе, передать в одном материале я не смогу, кратко резюмировать самое важное организаторы мне разрешили. Вашему вниманию - 10 золотых правил написания детектива.

1. Знай свой жанр

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Вы удивитесь, как много сценаристов сами не знают, в каком жанре пишут...» - пожаловался с самого начала лекции Джеймс

«Чтобы определить жанр, в котором вы работаете, нужно разобраться в трех основных элементах детектива - типе сыщика, типе истории и типе расследования», - сразу объяснил Крамер. А определившись, от своего жанра не отступать ни на шаг. «Жанр - это контракт со зрителем, что в ближайший час он получит от вас определенные эмоции. И если аудитория включит легкий детектив, а получит реки крови и месиво, то просто выключит телевизор. И больше никогда ваш сериал не посмотрит», - поддержал Михаил.

Разнообразных поджанров в детективе очень много, поэтому мастер-класс сразу сузили до одного из них: «Мы сфокусируемся на murder mystery. Я так понимаю, адекватного перевода этого термина не существует, поэтому назовем его «детектив с убийством».

2. Знай своего сыщика

Все детективы можно поделить на несколько категорий, в зависимости от того, кто расследует преступления. Типов следователей всего четыре: «звезда-одиночка», «пара друзей-следователей», «романтическая пара» и «команда».

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Звезды-одиночки» - это сериалы вроде «Она написала убийство», «Коломбо», «Перри Мейсон», «Монк» и даже «Доктор Хаус». «Менталист» в первых сезонах был детективом со «звездой-одиночкой», но органически перерос в детектив по формату «романтическая пара», о чем свидетельствует, в том числе, и промо более поздних сезонов сериала. Чаще всего одинокий сыщик - гений, и его сопровождает настоящий или метафорический Ватсон.

«Изучайте учебники по психологии», - порекомендовал Михаил Шульман: модно, чтобы у героя было какое-либо психологическое расстройство или даже психиатрический синдром.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Пары друзей-следователей» можно найти в сериалах «Убийство», «Настоящий детектив», «Ризолли и Айлз» или «Мост». «Романтические пары» - это «Детективное агентство «Лунный свет», «Касл» или «Кости». С первой же встречи, которая должна произойти в кадре, у пары должен случиться конфликт.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Команда» занимается расследованиями убийств в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «CSI: Место преступления», «След», «Закон и порядок», «Холодное дело» и «Мыслить как преступник». К слову, в первых двух сезонах «Мыслить как преступник» был сериалом по формату «звезды-одиночки», в котором команда играла роль Ватсона. Но с уходом актера Мэнди Патинкина, исполнявшего центральную роль, сериал переформатировали в историю команды.

«В сериале о команде сыщиков важно помнить, что каждый исполняет свою функцию, и не позволять сценаристам влюбляться во второстепенных персонажей. Стремление посвятить их личным историям слишком много времени рассеивает внимание зрителя», - отметил Джеймс. 

3. Знай тип своей истории

Здесь все достаточно однозначно. История может быть «легкой», «реалистичной/современной» или «нуаром». Но никак не всем одновременно.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Здесь сразу все понятно - нуар с вкраплениями желтизны», - прокомментировал постер «Бандитского Петербурга-2» Михаил Шульман

Ключ к «легкому детективу» прост - убитый никому не нравился, все хотели от него избавиться, и зритель к концу эпизода рад, что покойник оказался на том свете.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Реалистичный детектив, он же «современный», обязательно предусматривает истории, вытянутые из заголовков новостей, привязку к сегодняшнему дню. И в нем уже не все так однозначно и черно-бело.

«Нуар» же придерживается одного правила - в нем нет хороших людей. «Если в нуаре есть женщина, то она проститутка, если друг - то предатель, если коп, то продажный. И даже ваш главный герой не так хорош - просто у него есть принцип, через который он не может переступить», - пояснил Михаил.

4. Знай способ расследования

Типов расследования убийства тоже, на самом деле, не так и много. Сыщик может пользоваться «дедукцией», «уликами», «свидетелями» и «психологией».

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Дедукция», хоть и названа неудачно, давно закрепилась за гениями сыска, и активно используется в таких сериалах, как «Шерлок», «Пуаро», «Монк».

«Улики» свойственно использовать процедуралам: «След», «Кости» «CSI: Место следствия». Главная хитрость, то есть «драматическая лицензия», на которую молча соглашаются все сценаристы и зрители - притвориться, что анализ ДНК - это легко и просто (и быстро).

«Свидетели» - метод самый традиционный, классическая полицейская работа, которую можно наблюдать, например, в «Улицах разбитых фонарей».

«Психологией» тоже, чаще всего, пользуются «звезды-одиночки», хотя и другим типам сыщиков метод психоанализа подозреваемых и профайлинга - создания психологического портрета - не чужд. Михаил Шульман особенно отметил, что украинским сценаристам не стоит чураться этого метода в сериалах, поскольку профайлинг только добавляет сыщикам профессионализма, доказывая, что следствие ведут не аматоры, а все же знатоки.

5. Балансируй вертикальные истории с горизонтальными арками

«Аудитория исключительно горизонтальных сериалов - нишевая. Сейчас появилось множество платформ доставки контента для разных ниш, поэтому такие сериалы создаются все чаще, - отметил Джеймс Крамер. - Но массовую аудиторию и настоящие прибыли приносят вертикальные сериалы, которые можно снимать и показывать в любой последовательности».

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Впрочем, это не значит, что у вертикальных сериалов не может быть мягких горизонтальных арок, которые напоминали бы о себе раз в 4-5 эпизодов, как история «Красного Джона» в сериале «Менталист». Но «призраки» и «Ахиллесовы пяты» сыщиков имеют право на существование только в том случае, если они непосредственно влияют на расследование, и наоборот, расследования влияют на них.

6. Строй сценарий с конца

Хороший детектив придумывается с разгадки, а написание сценария - это построение препятствий на пути детектива к финальной сцене. При этом «семена» разгадки должны быть посеяны в самых первых сценах, а настоящий убийца - показан в первые 5 минут эпизода. 

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Вот как выглядит writers room сериала. Здесь конкретно речь идет о Bones, авторов которого я консультировал. Стены - это белые доски, на которых расписаны идеи, сцены, поэпизодник», - приоткрыл дверь во внутреннюю кухню Джеймс

7. Пользуйся правилом трех поворотных моментов

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Вам нужен правдоподобно ненадежный свидетель (believably unreliable witness) - свидетель, который не просто ненадежен, но зрителю понятно, почему он ненадежен», - уточнил Джеймс

Среди препятствий, стоящих перед детективом на пути к разгадке, обязательно должны быть несколько ложных подозреваемых (помимо очевидного, на которого ведется Ватсон) и несколько главных свидетелей, которые обязательно лгут или скрывают важную информацию. Очевидный подозреваемый должен быть, впрочем, достаточно вероятным, чтобы Ватсон не выглядел идиотом, а ложь свидетеля должна быть написана не просто так, от любви к искусству, а иметь четкое обоснование. И только проделав минимум три виража между этими «обманками», детектив может, наконец, выйти к настоящему убийце.

8. Избегай идиотов

Правило хорошо бы применять и в повседневной жизни, но особенно оно важно для написания детективов. Никто в детективной истории не должен быть дураком - герои должны быть умными, очень умными и гениальными. Для этого подозрения Ватсона должны быть обоснованными, ложь свидетелей - не очевидной, а все «семена» подсказок должны быть посеяны глубоко в почву, а не подсвечены фонариками в кадре крупным планом. Доктор Хаус не был бы гением, если бы его команда ватсонов была ни на что не годными дураками.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Это мое главное правило в writers room - никаких дураков в сценарии», - подчеркнул Михаил свою нелюбовь к недалеким персонажам

9. Структура эпизода должна сооветствовать потребностям сюжета

Стандартная структура эпизода выглядит таким образом:

- тизер (чаще всего - обнаружение тела, но может быть сцена убийства, очевидный подозреваемый и даже все участники дела);

- место преступления (именно здесь можно найти «золотую улику», впрочем, детектив еще не знает, что с ней делать);

- очевидный подозреваемый (часто именно доказательство невиновности очевидного подозреваемого вскрывает намек/улику на главного свиделетя или второго подозреваемого);

- главный свидетель лжет (раскрытие обмана главного свидетеля часто приводит к настоящему преступнику);

- превращение нарратива из «кто это сделал» в «как это сделано» (вступает в игру «золотая улика» или «момент озарения»).

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

«Использование этих структурных элементов имеет смысл, только если в каждом из них автору есть что сказать. Если вам, к примеру, нечего сказать на месте преступления, начните сразу в морге, или с допроса свидетеля. Не стоит его вписывать только потому, что «так принято», - заметил Михаил

10. Каждая сцена должна быть захватывающей

Это, конечно, проще сказать, чем исполнить, но несколько практических рекомендаций Джеймс Кармер и Михаил Шульман дали. Во-первых, сцену нельзя начинать с начала и заканчивать в конце - открываться она должна важным моментом и закрываться тоже важным, чтобы остальное зритель додумывал, а не бежал впереди паровоза. Во-вторых, «посадка семян» - ключиков к разгадке - должна быть максимально незаметной. В третьих, чтобы следовать каноническому правилу «показывай, а не рассказывай» (более известному как show, don't tell), вначале следует писать поэпизодник, а диалоги прописывать в последнюю очередь (ну, если вы не Аарон Соркин - но, скорее всего, вы не Аарон Соркин). В каждой сцене должен быть заложен конфликт, и он тем интереснее, чем умнее ваши персонажи. В каждую сцену каждое действующее лицо должно заходить со стремлением что-то получить на выходе, и сцена удалась, только если никто из героев не добился желаемого.

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Аудитория, признаться, и не заметила, как пролетели пять часов мастер-класса

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Кто-то, как делегация Sisters Production внимательно слушал,

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

кто-то - конспектировал,

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

а Ирина Ионова явно пыталась загипнотизировать спикеров, чтобы те раскрыли еще несколько тайн профессии

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Но лекторы на провокации и внушение не поддавались, приберегая все самое тайное для предстоящего двухнедельного тренинга со сценаристами StarLightMedia

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Впрочем, и на мастер-классе, как мне кажется, Крамер и Шульман рассказали более чем достаточно о сценарных хитростях

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Никто не ушел обиженным - это точно

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Тала Онищук высказала организаторам - компании MRM - полный восторг и потребовала в ближайшее время повторить мастер-класс, только теперь с уклоном в ромкомы, а не детективы с убийствами

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

А Максим Литвинов адресовал слова восхищения непосредственно лекторам, вместе с конкретными вопросами

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Разве что «уголок убийства» с выстроенным детективом внутри так и остался без разгадки и особого внимания публики - все так увлеклись сценариями, что забыли о трупе в комнате

Джеймс Крамер, Михаил Шульман, Родина, След, Не родись красивой, FILM.UA, FILM.UA Факультет

Впрочем, Сергей Созановский подсказал Виктору Мирскому разгадку. А Владимир Иссат взял и все подслушал

После подробного мастер-класса «Кто это сделал?» найти настоящего преступника несложно. Работа сценариста в этом вопросе проще - вначале придумываешь, кто это сделал, и только потом мешаешь детективу найти правильный ответ в первые же пять минут следствия. Я же очень надеюсь на то, что после рекомендаций Крамера и Шульмана хорошо написанных детективов на украинском телевидении, особенно в холдинге StarLightMedia, станет больше.

А всем, кто не попал на мастер-класс, могу только посочувствовать - и пожелать вовремя зарегистрироваться на следующий. Пароли и явки мероприятий образовательного проекта «FILM.UA Факультет» сообщу отдельно, так что не переключайтесь.

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...