]
Facebook LiveJournal Twitter

Незабытый Параджанов. Как всем миром открывали выставку «Тени забытых предков»

14:08 24.03.2016 0

Собираясь на кинофестиваль в Мар­Дель Плата, Сергей Параджанов пошутил в компании друзей: «А у меня билет в Аргентину только в один конец!»... Выставка «Тени забытых предков», открывшаяся в «Мистецьком Арсенале» - тоже путешествие без точки возврата. Пройдя все девять залов деконструкции фильма, которую кураторы Андрей Алферов и Павел Гудимов назвали «химическим анализом», на выходе невозможно остаться прежним.

Кстати, история про билет в один конец подшита в дело КГБ об аресте Сергея Параджанова. И это не единственный донос на режиссера: как выяснилось, многие из его «друзей» преуспели в этой разновидности эпистолярного жанра. И такие артефакты «Теней забытых предков», среди множества других, тоже представлены на выставке.

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

На входе посетителей встречают тени Миколайчука, Параджанова, Якутовича и Ильенко - не забытых

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

В холле, кроме обещаной гуцульской кухни и сеновала, я нашла и уголок для любителей сувениров: вместе с футболками и молескинами - собрание мудрости от «МедиаБук»

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Впрочем, камеры пришли сюда не за сувенирами

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Андрей Алферов заметно переживал, выставляя на суд публики свое детище

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А вот Павел Гудимов был спокоен и собран

 Сейчас очень важно найти все, что влияло на создание фильма и с помощью чего можно понять не только Параджанова и фильм, но и вообще Украину и украинцев. Мы пошли немного по ложному пути - думаем, что национальное сознание можно возродить, окрашивая заборы в национальные цвета или размахивая национальным флагом на концертах иностранных звезд. Поэтому мы хотели привлечь внимание к тому, чем мы на самом деле можем гордиться, что хорошо знают в мире, - начал Андрей.

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Этот проект не просто о фильме, этот проект о связи с настоящим. Этот проект о тех энергиях, которые не исчезают, реинкарнация которых происходит постоянно и прямо сейчас, - поддержал коллегу Павел.

Как сообщили Алферов и Гудимов, проект был задуман прошлым летом, готовился девять месяцев, поэтому и отношение к нему, как к новорожденному. Экспонаты для выставки находили в архивах и частных коллекциях участников съемочного процесса, привозили из экспедиций, выпрашивали у музеев - и, естественно, создавали абсолютно новые, как оригинальный саундтрек, написанный Святославом Луневым специально для выставки. В качестве сопроводительных материалов были изданы 6 книг - 2 буклета, 500-страничный каталог и  книга комиксов.

И все это не было бы возможным без творческого и финансового участия Сергея Созановского и FILM.UA Group, инвестировавших в выставку не только деньги и технику, но время, креатив, человеческие ресурсы. К сожалению, Сергей Леонидович отказался выступать на открытии, выслушивать похвалы и даже фотографироваться. Но на следующий день мне все же удалось разжиться его официальным комментарием:

- Сделать эту выставку оказалось не сложнее и не проще, чем снять кино. На старте у нас была только идея кураторов и идеологов, из которой потом вырос сценарий выставки. В него, как и в любой сценарий, вносились по ходу дела правки и замечания, что-то ушло, что-то наоборот, добавилось. У нас была команда, которая по этому сценарию написала план действий, составила бюджет, контролировала процессы на всех этапах реализации этой блестящей и очень непростой  идеи. 
Зачем нам, киностудии, это все было нужно? Главное, чего мы хотели – отойти от стандартов шароварщины, которая, увы, сильна и «невмируща». Мы хотели создать историю об украинском кино, но не унылую и пыльную, а свежую, современную,  европейского уровня. В этой истории сошлись многие, казалось бы, параллельные линии: и рок-революция 60-х годов, и современное кино. Внимательный зритель, пересмотрев фильм, ставший героем нашей выставки, увидит приемы, которыми пользуются мэтры современного кино: и длинные кадры без склеек, и субъективную камеру, и причудливое смешение документального и постановочного материала. И все это, чем сегодня восхищается зритель, - не ново. 
И это вторая важная цель, к которой мы стремились: напомнить - чтобы построить будущее, нужно часто оглядываться на прошлое, и тогда многие вещи, которые заставляют людей отвлекаться на крики «зрада» и «ганьба», уйдут в тень. И мы все сможем сосредоточиться на главном. 
Мы приложили усилия к тому, чтобы о нашей работе узнали, и вчера сделали огромное количество людей счастливыми. И тех, кто работал над этим проектом, и тех, кто помогал его созданию, и тех, кто просто пришел на открытие. И в этом – делать людей счастливым – главное назначение кино, его миссия, задача, цель – как хотите. Продолжение следует!

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Полина Толмачева, выступавшая на открытии от имени FILM.UA Group, обошлась скромным:

- Добро пожаловать. Надеюсь, вам понравится.

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А дальше экспонаты говорили сами за себя. Уникальные гуцульские открытки 1930 и 1931 годов

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Настоящая деконструированная гуцульская хата

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

В одном из самых цветных залов выставки. Весь скелет быта - ребрами наружу

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

«Случилось нам раз попасть на гуцульские похороны», -­­­ писал Сергей Параджанов в воспоминаниях со съемок «Теней». -­ «Я изумился вначале: гуцулы не умеют держать лопату. Неглубокую яму они копали на редкость беспомощно. Неуклюже выворачивали землю, поминутно промахивались, потом неровно засыпали. Но стоило посмотреть, с какой ловкостью управляют они плотами на бурных речках, ловят отбившиеся бревна, выкладывают колодцы, рубят хаты. За одну короткую ночь они восстановили висячий мост, начисто снесенный во время разлива. Потому у них столько песен о топоре, столько о нем легенд»

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Раскадровки фильма - настоящая энциклопедия карпатской культуры

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

«Мы открывали для себя Карпаты не как этнографический материал. Любовь, отчаяние, одиночество, смерть ­­­– вот фрески из жития человека, которые мы создавали. Меня не удивило, что этот фильм, сделанный на очень своеобразном материале, хорошо понимался за границей - испанцами, французами, в Латинской Америке», - обяснял свой интерес Параджанов

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Бекстейдж и воспоминания участников съемочного процесса

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А рядом - перформанс. Переосмысленный в современность ход теней

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Свадебный обряд, который «изобрел» для фильма Параджанов, основывался на реальности

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Изучить нужно каждую деталь

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Мария Бурмака получила их из первых рук - у куратора «Мистецького арсенала» Натальи Заболотной

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Что происходило с миром во время съемок и первых показов «Теней» - захватывающая летопись реальности

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Впрочем, почитать на каждой стене есть что

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Например, комиксы по мотивам историй, которые вспомнили члены съемочной группы, и которые уже стали легендами о создании «Теней»

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

«Гуцулы прошли через страдания, сами испытали все, что выпало моему Ивану Палийчуку: кабалу, одиночество, унижение. Но все же остались свободными,­­­ какими видишь их и сегодня. И мы хотели сделать фильм о свободном человеке», - вспоминал Сергей Параджанов

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Мы предложили многим мировым режиссерам снять этот вымышленный обряд, которого в действительности не существует. У нас есть ответ от Педро Альмодовара, который отметил, что проект очень интересный, но он пока занят. Так же написал Андрей Звягинцев. Сейчас у нас есть работа украинского художника-видеоинсталлятора Игоря Подольчака, который через цвета передает новую суть этой сцены. Другая работа сделана ярким российским режиссером Кириллом Серебрениковим, который нашел время при подготовке своего нового спектакля «Машина Мюллер» и снял для нас 6,5 минут. В этой работе очень много элементов из вселенной Параджанова, - прокомментировал мультимедийную часть выставки Андрей Алферов.

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Во Франции «Тени забытых предков» прокатывались в 60-х под названием «Огненные кони»

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Уже на середине экспозиции телеканалам стало сложно с получением комментариев - посетители терялись от такого количества информации и впечатлений

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

И предпочитали интерактив с экспонатами

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

«Униатская церковь, некогда навязанная им, с ее барочной декоративностью, враждебна природе гуцула. Они не отреклись от своих языческих праздников:­­­ встречают весну, провожают зиму, торжественно отмечают первый выход овец на пастбище», - рассказывал о гуцулах Параджанов

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

То самое ярмо, которое было использовано в фильме

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Хроника прошлого...

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

... вызвала у некоторых желание проверить ее наощупь

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Комиксы - напротив, повзаимодействовать

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Роман Балаян высоко оценил работу художников, создававших комиксы

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А вот и один из них - Тиберий Сильваши (справа). Кураторы выставки Павел Гудимов и Борис Филоненко представили художника журналистам и отдали на растерзание

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Николай Княжицкий никого не терзал, а созерцал - может, искал вдохновения для нового законотворчества

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Ольга Стельмашевская и Юрий Гулевич тоже не ушли с выставки без вдохновения

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Внимательно занялся изучением экспонатов и режиссер Олесь Янчук

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Братьям Ильенко пришлось отложить разговоры о Госкино (Филиппу) и партийной деятельности (Андрею), рассказывая об отце Юрии

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

У Алика Шпилюка и Владимира Филлипова - свои темы для беседы

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Андрей Халпахчи нахваливал выставку

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А Лидия Таран - объясняла все дочери

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

С подрастающим поколением активно работала и Ирина Костюк, а Ольга Слонь ей посильно помогала

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Людмила Горделадзе и Виктория Бондарь делились впечатлениями в соцсети

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А гости все прибывали

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Программный директор Одесского международного кинофестиваля Антельм Видо пришел сам...

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

А затем и подкрепление подтянулось - административный директор, продюсер и пиар-директор ОМКФ

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Но самым заметным стало, конечно, появление (с небольшим опозданием) Бориса Ложкина. Глава Администрации Президента пришел с охраной...

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

... высказался, как горд тем, что с премьеры «Теней забытых предков» началась независимость Украины от советщины...

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

... дал быстрый комментарий Кате Осадчей и сбежал. Последствия оптимизированного тайм-менеджментом расписания, наверное

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Юрий Горбунов тем временем общался с прекрасными дамами, но краем глаза ревниво следил за Катей

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Наталья Заболотная напомнила собравшимся, в каком кризисе сейчас пребывает культурная жизнь Украины, и как неплохо было бы реформировать Министерство культуры

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Экс-министр культуры Евгений Нищук был с Натальей полностью солидарен. Правда, не думаю, что их представления о реформе культуры сходятся

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

После торжественного открытия кураторы выставки призвали всех вернуться к изучению экспонатов в спокойной обстановке и еще раз поблагодарили всех, поддержавших проект, и киностудию Довженко - за то, что сняла фильм «Тени забытых предков»

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Представительница Украинского кризисного медиацентра поддержала проект не только в публикации каталога и буклетов, но и креативным участием 

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Продюсер «Русского дятла» и участница проекта «Тени забытых предков. Выставка» Марина Орехова стойко выдержала невысокую температуру Арсенала в летней гуцульской рубашке

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Немного задержался и потому не участвовал в презентациях еще один соорганизатор выставки - Иван Козленко

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Любителем творчества Параджанова оказались и Анатолий Ерема,

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

и Артем Приходько,

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

и появившиеся вместе Олег Кохан со Святославом Вакарчуком

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Последнего тут же утащили на комментарии

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Зрители продолжали изучение экспозиции

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Некоторые - очень внимательно, почти интимно

FILM.UA, Сергей Параджанов, Тени забытых предков,

Первой на выставку пришла и последней ушла Лариса Кадочникова, исполнительница роли Марички в «Тенях». Подозреваю, для нее они никогда не были забытыми

Для всех же, кому хочется пристальнее всмотреться в тени, пока они не начали всматриваться в нас, напоминаю: экспозиция действует в «Мистецьком арсенале» до 10 апреля, летом переедет во Львов, а следом - за границу (кураторы сообщили мне, что «Тени забытых предков. Выставка» ближайшие пять лет будут путешествовать по миру). Чтобы не пришлось потом отлавливать ее где-нибудь в Шанхае - не упустите шанс сегодня.

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...