Когда жмут колготки. Скетчком «Когда мы дома» вырос и превратился в сериал
Рано или поздно любой пиджак начинает жать в плечах. Вот и скетчком «Когда мы дома» за два сезона вырос из детских штанов журнала анекдотов, зрители успели полюбить его героев, и канал СТБ по-родительски решил одеть свое чадо в новый форматный костюм. Уже этой осенью проект зайдет на третий круг полноценным сериалом с 45-минутными эпизодами. Я пробралась на съемочную площадку и готова делиться с вами подробностями.
Кардинальные перемены затронули не только концепцию сериала, но и состав съемочной группы. Так, на локации я не нашла Максима Литвинова, и объяснение тому очень простое: он хоть и остается продюсером проекта (а руководителю StarLightFilms иначе нельзя), но капитанский мостик уступил другому.
Знакомьтесь - Александр Островой
Александр, хоть и занял кресло режиссера только в третьем сезоне, с проектом «Когда мы дома» знаком не понаслышке - до этого успел поработать здесь же в качестве второго режиссера.
А вот что осталось неизменным, так это актерский состав.
Зрители увидят и персонажа Станислава Боклана
И, конечно, героя Алексея Тритенко. Куда ж без него
Да и остальные актеры тоже в строю. Мне повезло - в день моего визита снимали массовую сцену с участием всех центральных героев
И реквизит - самый настоящий
Вот только трогать его опасно для здоровья - можно и на органы пойти
Пока актеры репетировали,
а гримеры - гримировали,
я решила не терять времени - и пообщалась с директором проекта Алексеем Верзуном. Он и раскрыл мне все организационные моменты съемки.
- Алексей, проект зашел на третий сезон. Как за это время изменилась команда?
- В первом сезоне у нас было две команды и два режиссера - Максим Литвинов и Антон Щербаков. Для ускорения процесса бывало и так, что в один день параллельно работали обе группы. Сейчас у нас поменялась концепция - снимаем не скетч-ком, а сериал. В связи с этим, руководством принято решение, что будет одна съемочная группа. Поначалу Макс был режиссером-постановщиком, а Александр Островой - вторым режиссером. Но, поскольку на StarLightFilms запускается новый проект, который требует максимального внимания Литвинова, Саша занял должность режиссера, а на его прежнее место пришла Кристина Козырева.
- Кто был инициатором того, чтобы расширить скетчком до полноценного сериала?
- Инициатором была «Ваверка Продакшен», написавшая на свой страх и риск две серии. По итогам обсуждения было принято решение запускать полноценный сериал.
- В связи с такими переменами возникали какие-то сложности? Возможно, вам понадобилось новое оборудование, больше людей?
- Сложности, конечно, были. Во-первых, у нас добавилось много новых локаций, в том числе и выездных, а это всегда требует специального подхода: обязательно нужен транспорт, дополнительная техника. К примеру, теперь мы снимаем во дворе дома, в котором живут все наши герои, на крыше. Еще были съемки в ЗАГСе, даже в санатории в Пуще-Водице. Словом, локаций добавилось прилично, причем многие из них - натура. Ну и, конечно, это потянуло за собой дополнительные финансы.
- Насколько вырос бюджет проекта?
- Это закрытая информация, сами понимаете.
Тем временем жизнь на площадке бьет ключом. Кажется, Татьяна Шелига и за пять сезонов не устанет наблюдать за экранным супругом
Хотя у некоторых и на перекур время находится
Несмотря на безудержное многословие вне кадра, за столом герой Тритенко не проронит ни слова. Почему - не скажу, пусть будет сюрприз
Находчивости милиционера Андрея нет преград, и для полноценного общения ему и слова-то не нужны. Главное - чтобы руки не связывали
Заводилой в сцене с праздничным столом предстоит стать Константину Войтенко, и перед дублем работа с режиссером ему не повредит
Это уже потом можно расслабиться в обществе Боклана
Или Тритенко с Аленой Алымовой
Ну а пока актеры расслаблялись, я решила разведать подробности проекта, которые обычно остаются за кадром. А кто может рассказать о них лучше режиссера?
- Александр, когда вы присоединились к проекту?
- О, давненько. Думаю, это было два с половиной, а то и три года назад, то есть практически с самого начала. Сначала я был вторым режиссером у Максима Литвинова - человека, которому удалось вдохнуть жизнь в проект. Сейчас же он продюсирует сериал, а я занял место постановщика.
- Вы привносите что-то свое как режиссер или работает с уже готовым материалом?
- У нас изначально была общая цель сделать героев выпуклыми, и к этому были причастны очень многие люди, включая самих актеров. У персонажей, начиная с первого сезона, были за плечами какие-то истории и черты, которые со временем все больше раскрываются, этот шлейф становится длиннее. Плюс ко всему, есть очевидная и логичная перспектива, и мы с ней работаем.
- Еще до премьеры первого сезона Максим допускал, что у каждой семьи может появиться отдельный проект. Этого пока не случилось, но перемены, тем не менее, состоялись: вы их перезнакомили, теперь добавляете локации. Возможно, уже запланированы ходы на будущее?
- Определенные идеи уже есть, но говорить о них рановато. Хотя уже сейчас мы настолько обогатили персонажей, что в принципе написать серию о конкретной семье и снять ее так, чтобы это было интересно, не вовлекая при этом сторонних героев, очень просто. Взять, к примеру, украинскую семью. Во-первых, их трое. Во-вторых, там есть и конфликтообразующая Наталья Богдановна, и вечно потерпающий Тарас, и нейтральный персонаж, которому, впрочем, тоже достается. К тому же, они понятны народу, и в какие бы предлагаемые обстоятельства мы их не помещали, это будет весело и интересно. Хотя то же самое я могу сказать и об остальных семьях - в каждой из них есть своя изюминка, они яркие и самодостаточные.
- Тем не менее, вы вводите в сериал новых персонажей?
- Да. Более того, в 20-й, крайней серии этого блока, у нас будет огромное количество натуры и других персонажей. Вообще, наш слоган «Коли ми вдома» потихонечку трансформируется во что-то вроде «Коли ми разом». Мы выстраиваем цепочку «семья-родственники-друзья», говорим о людях и о том, что их окружает. Но, несмотря на перемены, изначальная концепция проекта остается неизменной. Я просматривал отзывы о нашем сериале, и буквально все пишут, что это «мило», «по-доброму». Мы по-прежнему не шутим ниже пояса, у нас нет секса, и это нравится зрителю. Тем не менее, это уже не просто анекдот, а целая история, которая призвана поднять настроение.
- Лично вам больше нравится работать со скетчами или с глобальными историями?
- Дело в том, что это совершенно разные вещи. В скетче все больше зависит от актеров, а мне, как профессионалу, больше интересен сериал. Здесь все больше лежит в режиссерских руках, ведь короткая история понятна всем. В этом же случае у меня и у сценаристов больше власти, требуется большая командная сцепка: есть понятные и известные всем начало и финал, а все, что между, - еще предстоит выстроить.
- У канала были мысли превратить скетчком в формат для продажи на другие рынки. Не планируете ли делать то же самое с сериалом?
- Формат нашего скетча пока никуда не продавали, а продавать ли сериал – покажет время. Нужно посмотреть, как изменения примет зритель. Продажа ведь существенно зависит от доли, которую мы узнаем только осенью.
- Сейчас серия - это история, в которой объединены все персонажи. Каждый раз это будет завершенный сюжет, или же он будет растягиваться на несколько эпизодов?
- Сейчас это скорее какие-то фрагменты из жизни. Например, у нас есть серия, которая посвящена годовщине свадьбы Гриши и Нади. В ней мы объясняем, как эти персонажи познакомились, какие у них на самом деле отношения.
- То есть, у вас будут и флеш-бэки?
- Да, именно. Но это не так, как, к примеру, в «Бородаче», где все состоит только из флеш-бэков. Все-таки, мы рассказываем какие-то случаи, истории, а наши персонажи не развиваются в привычном смысле. Андрей, например, не становится умнее (смеется). Хотя, в целом, он уже не такой шаржевый и анекдотичный, а, скорее, лиричный.
- В общем, на сегодняшний день у сериала большие перспективы…
- Надеюсь, что да. Я сейчас, как крот, зарылся в материале третьего сезона, но сценарий пишется и дальше.
- Возможно, когда-нибудь мы увидим и полный метр?
- Я бы с удовольствием (улыбается). Но пока, я так понимаю, ребята-сценаристы заняты работой над вторым блоком третьего сезона, и он будет еще сложнее. А по поводу некоего special типа «Украинская семья в Болгарии» - все может быть.
Надолго задерживать режиссера в разгар процесса - моветон, так что Александра пришлось отпустить.
А работы с актерами у него непочатый край!
Их полку за время моего отсутствия на площадке прибыло - к команде присоединились Екатерина Кистень и Кирилл Бин
Во время работы над третьим сезоном взаимодействия персонажей и их связи между собой разрослись настолько, что всего в голове не удержать. Вот и приходится записывать
Красота, как известно - в деталях, и в этом отношении за сериал я спокойна: даже фотографиям уделяют внимание
Не говоря уже о том, что точно попадет в кадр
Хотя, кое-что из реквизита, прямо скажем, пугает
За что я люблю съемки комедий - здесь всегда весело, даже когда камера выключена
Пока одни веселятся, другие - воплощенная серьезность
А вот кто всегда в тонусе, так это Катерина Колесник. Ей, как и прежде, приходится совмещать работу в кадре с написанием сценария в составе «Ваверки». Учитывая глобальные трансформации, произошедшие с сериалом, я выведала у нее подробности этой части работы.
- Катя, сериал стал масштабнее, и это, безусловно, повлияло на работу сценаристов. Расскажи, как именно?
- Конечно, скетчи писать гораздо легче, чем 45-минутную историю. У многих наших сценаристов мало подобного опыта, так что определенные сложности возникают. Но они преодолимы: мы друг другу помогаем, сценаристы работают либо парами, либо тройками. И это интереснее: в скетч можно просто напихать шуток на минуту-полторы, а здесь - новые линии, связи, переплетения, персонажи влияют друг на друга.
- Обошлись силами «Ваверки», не привлекали людей со стороны?
- Да, так значительно проще. Мы в «Ваверке» хорошо знаем материал, а любому человеку извне пришлось бы вникать с нуля, и не факт, что он бы стал слишком углубляться. Так, к примеру, Гриша мог бы быть просто мужиком, который бухает, а Надя - женщиной, которая его пилит. Но нужно знать и понимать, что у них внутри: это ведь пара, которая любит друг друга, у них есть какие-то свои фишки, фразочки. В целом, мы не против привлечения новых людей, но для этого нужно время: за месяц-два не получится написать серию, если до этого ты не знал персонажей.
- Все герои изначально были придуманы для скетчей. С кем из них возникли трудности при переформатировании в полноценный сериал?
- На самом деле, уже в скетчах были разработаны характеры, пусть и достаточно поверхностные. В течение первого сезона мы постепенно добавляли героям какие-то штришки, углубляли их, и сейчас они целиком перенеслись в сериал. Но с каждым этапом появляется все больше новых характеристик. Например, у моего персонажа Марины и ее мужа Андрея растет сын - в третьем сезоне зрители его наконец увидят, и это, конечно же, влияет на семью. Вообще, у нас появится много интересного, мне и самой любопытно увидеть, как это будет выглядеть на экране. Постепенно проект становится все глубже, и это уже не просто комедия - мы называем это «лирической комедией». Персонажам хочется сочувствовать, сопереживать, и в сериале стало намного больше жизни.
И правда, жизни здесь - хоть отбавляй. Я бы даже сказала, драмы
Было бы преступлением раздразнить вас рассказами о новых локациях проекта и не показать их. Исправляюсь:
Уже осенью зрители смогут увидеть, как любимые персонажи выходят из квартир на воздух
Или вот ресторан - тоже отличное время для проведения досуга
А кое-кому даже удалось прокатиться на лошади, да еще и при полном параде
Но вот кого я вам показать не могу, так это Павла Зиброва. Казалось бы, при чем здесь он? Но в одном из эпизодов грядущего сезона вы его обязательно увидите! Так что ждите осени. Будет очень по-новому, интересно и привычно по-доброму.
Фото Кирилла Авраменко, пресс-служба СТБ