Как Мыкола Вересень попал в седьмой круг ада. Подробности съемок первого украинского фильма про зомби
Я давно хотела понять, что же это за фильм о зомби такой, «Шлях мерця», в котором главная роль досталась Мыколе Вересню и который с такой радостью решило профинансировать Госкино. И вот, наконец, этот день настал: меня позвали на съемки. На завод «Ленинская кузня», между прочим.
Поскольку подробностей о картине я знала немного, перед съемкой решила ознакомиться с анамнезом. А чтобы долго не рассказывать, почему к моменту попадания на съемочную площадку я была полностью морально готова к увиденному, просто процитирую все, что прочла:
«У центрі сюжету - пригода з актором театру і кіно Миколою Вереснем (у ролі самого себе), який випадково отримує таємничу валізку-дипломат, і через це на нього, залучаючи загони спецпризначення, починає полювати міністр внутрішніх справ на прізвище Бармалаєв. Історія перестрибує в часі та просторі, поки не стає зрозуміло, що Микола Вересень загинув на знімальному майданчику фільму про Івана Грозного, і тепер чорти, які думають, що він і є Грозний, намагаються всіма можливими способами затягти його до пекла. Далі за сценарієм з’являються менти-вампіри у ролі чортів, гуцули-пияки яко ангели й інші містичні істоти та щонайрізніші поторочі посей- та потойбічної реальностей…».
После этого обстановочка на заводе «Ленинская кухня» меня удивить уже не смогла:
Эх, знал бы Владимир Ильич, что нынче происходит на его кузне...
Какие дела творятся...
Простите, что приходится вам это показывать
Кино, знаете ли!
Настоящие зомби умеют не только сниматься, но и интервью раздавать. Не приходя в сознание
Я не буду вам расказывать, что перекручивают в этой мясорубке. Сами догадайтесь
Ну, тут все просто, я думаю: наручники, цепи - пытки как пытки
Можно я буду думать, что это просто расческа?
Знаете, на съемках сериала про больницу было все же как-то повеселее...
О! А вот и Вересень!
Не узнаете? А это он!
Правда, актер, видимо, был не особо рад гостям на площадке.
- Шо - гага! – гаркнул он на собравшуюся вокруг толпу. – Щас выгоню всех на… с площадки! Люди работают, между прочим!
Человека можно понять: все-таки, перед ним была поставлена сверхзадача - приподнять голову, потом застонать и снова уронить голову на пол. Тут же сосредоточиться нужно, зерно роли нащупать...
В конце концов, Вересень успешно отстонал и отпадал свое и тут же решил покинуть помещение
Но жестокие журналисты почему-то не захотели дать художнику покой и пристали к нему со своими глупыми вопросами:
– Меня зовут Мыкола Вересень. Еще вопросы?
– А сценарий под вас писали? Или в процессе так получилось? Хоть какие-то подробности! – умоляли коллеги.
– У меня времени нет для подробностей, извините. У меня есть работа. Еще. Ну, вот Жора написал сценарий... Теперь он снимает как режиссер. Мы с ним играем в пьесе… как ее… «Павлик Морозов». Ну, он написал такой парадоксальный сценарий, и там написано, что Мыкола Вересень выходит из одной точки и идет в другую. Ну, получается, что это я. Ну вот, я играю Мыколу Вересня.
– А вы быстро согласились участвовать в этом проекте? - поинтересовалась я.
– А вы кто? – спросил Мыкола, оглядев меня с ног до головы.
– Медианяня.
– Молодец, хороший вопрос. Первый за сегодня. Реально... ну да, сценарий парадоксальный и необычный, я бы вряд ли согласился играть, мне не нравится кинематограф, я не люблю театр, кино, вот это все… Но у того, что предложил Жора, какое-то другое измерение, другой взгляд, необычный, ненормальный, аномальный, маразматичный… В общем, все то, что я очень люблю и уважаю.
Потом кто-то спросил Мыколу, верит ли он в мистику.
– До свидания! – ответил Вересень и демонстративно удалился.
– Маразм! – выкрикивал он, спешно покидая площадку
Полные надежды узнать хоть что-нибудь, журналисты ринулись, собственно, к режиссеру Жоре Фомину:
– На площадке вы видели Мыколу Вересня в роли Мыколы Вересня, – сразу расставил он все по своим местам. - Кино было написано под Мыколу Вересня, и благодаря Госкино мы его сейчас воплощаем. Пока все идет по плану.
– А почему именно Вересень?
– Он играет в театре «Крот», и я имел возможность за ним наблюдать. Потом у нас сложились дружеские и творческие отношения, и он показался мне интересным как персонаж. И вообще, в культурном пространстве Украины Вересень – уникальная личность. Такая, какая нужна для этого кино. Здесь ему играть ничего не надо. Ему надо быть Вереснем. Как только ты начинаешь играть, кино перестает быть кино. Кино не терпит фальши
- О чем вообще кино?
– Это фильм о любви, – огорошил Жора. – Ну, про любовь и смерть. Любовь побеждает смерть. Вот и все – если в двух словах.
– А если не в двух? Вот, например, в этой сцене что происходит? Где мы вообще?
– Это – пыточная, – радостно просветил Фомин. – Действие происходит в 7-м круге ада, куда Мыкола Вересень попал случайно. В момент смерти он играл роль тирана Ивана Грозного. И, как положено тирану, он попадает туда, где этих тиранов мучают. А в аду как? Там или тебя бесы мучают, или мучаешься сам, – со знанием дела продолжил творец. - В 7-м круге есть город Дит. Это место предназначено для убийц, тиранов, гомосексуалистов и растратчиков своего таланта. Поэтому там мучают нашего учителя рисования – за что, что загнобил свой талант в школе.
– В Википедии вот написано, что у вас кино в стиле «жлоб-арт».
– Да? Впервые слышу.
– А на какую аудиторию вы вообще рассчитываете?
– На широкую. Ну, извините, я пошел.
Если честно, лично у меня остался один вопрос: почему Госкино решило дать деньги именно этому фильму? А вот и Филипп Ильенко! Сейчас у него и спрошу:
– Как только у нас появилась финансовая возможность запускать фильмы, «Шлях мерця» был одним из первых запущенных, - рассказал глава Госкино. - Он был уже готов к старту. И, честно говоря, я очень хотел запустить именно его. Мне кажется, это очень необычный жанр для Украины. Нам нужен вот такой треш, хоррор, постмодернизм, чтобы продемонстрировать жанровые возможности украинского кино. Но это не фильм ужасов. Это, в первую очередь, комедия. А решается она как треш-хоророр, где есть место и гротеску, и определенной сатире. Поэтому для Украины это новый жанр. Кстати, это совершенно не артхаус. Этот фильм рассчитан не на победы на фестивалях, а на то, чтобы нравиться зрителю. Комедия, решенная в таком ключе, должна заинтересовать не только украинского зрителя, но и широкого зрителя по всему миру. Хотя, в принципе, она базируется на ярких культурных символах, которые присущи нашему культурному дискурсу. Начиная от самого Мыколы Вересня, который давно стал культурным символом, до образов гуцулов, ментов… Кстати, это представители не новой полиции, а милиции еще до реформирования. Уверен, после этого фильма Жора Фомин станет украинским Тарантино!
– Государство ведь тут финансирует половину?
- Да, это очень малобюджетное кино. Но материал и киноязык фильма таков, что его можно снять за небольшие средства.
– Где будет демонстрироваться фильм?
– Думаю, в первую очередь, в кинотеатрах, потому что на ТВ его придется показывать вечером - будут определенные ограничения.
– 18+?
– Думаю, у украинского кино, вне зависимости от контента, должна быть общая аудитория.
Тем временем на площадке становилось все жарче
Причем значительно
Даже Мария Бурмака не удержалась и устроила фотосессию
Вот, кстати, еще один актер - лидер группы The Вйо Мирослав Кувалдин. Он же, по совместительству - автор саундтрека к картине
Ладно, расслабляться рано. Все-таки, у меня остался ряд непроясненных вопросов, которые я решила задать продюсеру картины Игорю Савиченко:
– Говорят, фильм у вас малобюджетный: это планировалось изначально?
– Сначала у нас по референсу шли фильмы Такаси Миикэ, а это предполагает очень качественный постпродакшен и технологию съемок. Много чего мы планировали. Но фильм мы начали разрабатывать в 2009-м, на питчинге Госкино он выиграл в конце 2012-го, когда курс доллара был 8. Сейчас курс 25, то есть наш бюджет упал втрое. Очень много людей у нас работают за гонорары, не соответствующие их профессиональному уровню. Надеемся влезть в те 18 млн, которые и планировали. Но пока не дошли до постпродакшена. Определенная часть уже отснята, 15 апреля заканчиваем очередной блок, после этого у нас будет 4 дня отдыха, за которые мы смонтируем вновь отснятый материал, покажем студии постпродакшена и поймем, вкладываемся в сумму или нет.
В целом это будет фильм классического американского класса B. В США в этом классе выходит довольно много фильмов.
– Где вы уже снимали?
– В основном у нас были технические съемки: в Протасовом Яру, возле транспортных развязок – Южный мост, развязка на метро «Лыбедская». Много снимали в павильонах, делали макетную съемку, комбинированную. Технически это сверхсложный фильм. И не потому, что мы его так задумали, а потому, что пытаемся с мизерным бюджетом выйти в высокое качество. Поэтому приходится выдумывать то, чего еще не выдумывали до нас.
– Когда планируете премьеру?
– Условная дата – декабрь 2017 года. Этот фильм не очень завязан на фестивалях, он приемлем только для четырех фестивалей класса А – Токио, Роттердам, Торонто, очень условно – Локарно, где требуется премьерность. А так это своя специфическая фестивальная аудитория: Эдинбург, Барселона, Чикаго, Ванкувер, Лондон, Стокгольм, Брюссель.
Если попадем на эти фестивали, то попадем до декабря 2017-го.
– В чем заключается копродукция с Польшей?
– В постпродакшене. Но классическое слово «копродукция» тут не очень уместно: скорее, это коинвестмент. Студия из Кракова оказывает нам услуги, делая большую часть постпродакшена. Заключительная его часть будет проходить в Киеве.
– Как расцениваете шансы картины на украинском рынке?
– Для украинского рынка это первый фильм такого типа. Этот жанр более присущ южноамериканскому, японскому или скандинавскому рынкам, то есть шансы оценить четко мы не можем. Но надеемся приблизительно по ценам этого года на 10-12 млн грн сбора. Мы понимаем, что не достигнем ни уровня «Поводыря», ни уровня «Незламной», - это другая аудитория. Но и наша аудитория, думаю, будет довольно широкой. А еще рассчитываем на специфический рынок кабельного ТВ, благодаря которому фильм может даже стать прибыльным.
Если честно, после всего увиденного и услышанного у меня осталось больше вопросов, чем ответов. Но раз создатели «Шляха мерця» так уверены в своем успехе, остается только поверить им на слово и дождаться премьеры.
А с площадки я, пожалуй, пойду.
Пока не началось...
Фото Кирилла Авраменко