А кому силушки богатырской? Свежие подробности первого украинского фэнтези «Сторожевая застава»
Лермонтов был уверен, что на настоящих богатырях можно было ставить крест еще в его времена. А на киностудии FILM.UA и сегодня считают, что силы и мощи в наших парнях предостаточно, главное - найти ей правильно применение. Сомневаетесь? Тогда айда со мной на съемочную площадку первого украинского фэнтези «Сторожевая застава» - вот уж где нет недостатка ни в самих богатырях, ни в их подвигах.
Попавшим в марте на презентацию фильма казалось, что до украинской премьеры - 22 декабря - еще очень далеко. С того времени утекло немало воды, а я неотрывно следила за успехами картины в мире и регулярно вам о них докладывала. Теперь же мне удалось пробраться в святая святых картины - мифический город Рымив, где к моему приходу как раз назрели разборки между русичами и половцами.
Еще немного, и начнется «стенка на стенку»
Надеюсь, вы сумеете различить участников конфликта без моих подсказок
Перед боем главное что? Правильно - инструктаж от режиссера. Юрий Ковалев специально выбрал место повыше
Иначе настолько эффектные кадры могли бы и не получиться
Половцы наступают...
...и укрепляют занятые позиции
Но и русичи не лыком шиты - могут дать отпор
Вот так,
так,
и даже вот так
После драки, как известно, кулаками не машут - лучше хорошенько отдохнуть.
Делать это можно в одиночестве
Или группой
И, к слову, отдыхать есть от чего: костюмы актеров массовки весят 8-10 кг. Профессиональным каскадерам к такому весу, конечно, не привыкать, а вот обычным статистам приходится несладко
«Половцам» в этом отношении проще - даже на упражнения с оружием силы остаются
Кстати, хотите знать секрет их демонического взгляда?
Все просто: легкий грим на глазах. Почти как у Бэтмена
Знакомьтесь - еще одна важная часть актерского состава. К сожалению, в день моего визита на площадке были только пернатые, но вообще животные в фильме будут самые разные: и овцы, и козы, и, конечно же, лошади - что за богатыри пешком?
Массовка, изображающая мирных жителей города Рымив, тем временем занята тем же, чем и их экранные персонажи - ходит себе вокруг, прохлаждается, лету радуется
А надоест - можно и тенечке присесть
Чего не сказать о Романе Луцком, который в кадре изображает богатыря Олешку: как только режиссер командует «Снято!», на Романа налетают журналисты
Оператор картины Юрий Король нашел занятие поинтереснее: гоняться за моим фотографом с холодным оружием. Надеюсь, это муляж
Но одно дело - разгневать оператора, совсем другое - вот этих недружелюбных парней. Хорошо, что они только с виду ужасные, а внутри - добрые
Отбив фотографа у половцев, я отвела его в более безопасное место, где - вот удача! - мне встретился художник-постановщик картины Влад Одуденко. Пользуясь случаем, я расспросила его, как работается в первом украинском фэнтези.
- Влад, вами была проделана колоссальная работа. Расскажите, с чего все начиналось: какие перед вами ставились задачи, какие были референсы?
- Задачи всегда ставятся максимальные (смеется). Первое, что вспомнил режиссер в качестве ориентира – сериал «Игра престолов». Но получается, как в том анекдоте: «Смотрите, чтобы как у Эйзенштейна не получилось», - «Не переживайте, не получится!»... А если серьезно, то мы изначально старались сделать что-то свое, уникальное. Было изучено очень много исторических материалов – картин, гравюр, всевозможных реконструкций. В качестве вдохновения использовался и кинематографический материал, ведь нужно понимать, что происходит в мировой индустрии и подтягиваться до этого уровня.
- Расскажите подробнее об исторических источниках вдохновения. На какой период вы ориентировались? Возможно, использовались какие-то редкие материалы?
- Сейчас, к счастью, практически все находится в открытом доступе, так что к использованию редких материалов прибегать не пришлось – все есть в интернете. А что касается исторического периода, то в первую очередь мы вдохновлялись деревянной архитектурой X-XII века. Естественно, это было адаптировано к нашим условиям, к какой-то супердостоверности мы не стремились – все-таки, это фэнтези. Главная декорация картины – город Рымив. Он полностью нами разработан, создан с нуля и уникален, но и у него есть реально существующий прототип – оборонный комплекс Тустань на Западной Украине.
- Какие еще интересные локации увидят зрители? Я слышала, вы построили деревню на воде.
- О, о ней у нас все спрашивают (смеется). И это, кстати, тот случай, когда мы вообще не отталкивались от исторических материалов – на создание деревни нас вдохновили аистовые гнезда. В ее основе – очень красивая местность в Васильковском районе, там множество холмов, гряда озер и живет много аистов. Получилось живописно и очень по-фэнтезийному. Часть съемок проходила в Карпатах, и там настолько красиво, что мы даже боялись добавлять что-то рукотворное, чтобы не нарушить эту красоту. Там было отснято много материала, и теперь одна из наших задач – своими декорациями дотянуться до уровня, который создала природа.
- С точки зрения художника-постановщика, какие особенности фэнтезийного жанра вы можете выделить?
- Любой жанр по-своему интересен, и это касается не только художника, но и всех на съемочной площадке. Но, поскольку я работаю над визуальной частью картины, в фэнтези нужно выкладываться гораздо больше, чем, к примеру, при создании фильма о современности – здесь не получится приехать в торговый центр и отснять там материал. Все создается с нуля, вручную, и это колоссальный объем работы. Хочу поблагодарить Володю Романова, Ивана Тыщенко, Витю Голодюка – это наши художники-реквизиторы, которые со мной вместе все это делали. Кстати, мы даже привлекали мастеров с Западной Украины: они помогали создавать настоящие срубы. Конечно, у нас это только декорация, и гвозди использовались, но эти мастера знают технологию, при которой они совсем не нужны.
А вот, кстати, и город Рымив во всей красе. Его можно рассмотреть подробнее, нажав на снимок. Не благодарите
Пока мы с Владом беседовали, перерыв закончился. Сейчас гримеры нанесут последние штрихи,
постановщик трюков Дмитрий Рудый даст парочку наставлений,
режиссер загонит оператора в толпу драчунов - и можно продолжать
Вот так это выглядит со стороны. Запомните, потом сравните с кадрами в фильме
Похоже, «половцы» за время перерыва набрались сил, и теперь битва станет еще суровей
«Пора готовить катапульту», - наверняка думает Юрий Ковалев, наблюдая такой расклад. Одуденко и еще один постановщик трюков Павел Авилов молчаливо с ним соглашаются
Команда на площадке настолько сработалась, что практически читает мысли друг друга
Но что такое катапульта, когда в арсенале у тебя целых три былинных богатыря? Наверное, поэтому адскую машину в действии я так и не увидела, а вот Олешко, Добрыня Никитич и Илья Муромец показали себя во всей красе.
Сейчас Олешко (он же Роман Луцкий) заточит меч,
поправит грим,
и ка-а-ак врежет вражине!
А если ему понадобится подмога - Муромец (в исполнении Олега Волощенко) всегда рядом. Вот только бороду расчешет,
да лицо пострашнее сделает
И - в бой
Ему, к слову, и мечом махать не всегда нужно - противники не выдерживают взгляда и сами разлетаются в стороны. Благо, Авилов с Рудым научили, как это делать
Думаете, Добрыня (в миру - Александр Комаров) просто так сидит, прохлаждается? Как бы не так - на битву настраивается!
В деле он страшен - сама видела
У «половцев» аж головы сносит
Так его!
А вот и результат
«Мама, я перезвоню - половцы наступают!»
Покончив с баталиями, статисты перешли к другой боевой дисциплине - у кого селфи круче
Ну или просто памятные фотографии в красивых костюмах
Да, чуть не забыла! Пока одни дрались, другие за этим наблюдали, а третьи командовали процессом, на площадке присутствовал человек с очками виртуальной реальности наперевес. Ему, понимаете ли, еще бэкстейдж делать, используя технологию VR 360
Насмотревшись на богатырей, русичей и половцев, я отправилась на поиски продюсера картины Егора Олесова.
- Егор, эта картина – первое в Украине фэнтези. Сложно ли быть первопроходцами?
- С одной стороны, конечно, сложно, но с другой стороны быть первопроходцами - это всегда интересный вызов. Кроме того, нам уже не первый раз приходится делать что-то новое. Какие-то вещи мы делали первыми для нашего рынка, когда работали над проектом «Незламна» - с точки зрения масштабов, постановки, компьютерной графики и многого другого. В «Сторожевой заставе» есть, наверное, самые сложные элементы, которые могут быть в кино – дети, животные, каскадерские трюки. Тем не менее, пока ты не пройдешь этот путь и не погрузишься во все нюансы производства, не будет происходить никакого развития. Каждый новый проект - это новый вызов, опыт и определенные шаги вперед.
- В чем специфика создания фэнтези по сравнению с другими жанрами?
- Здесь самое главное - создать свою уникальную вселенную, отличающуюся от реальной жизни, которую надо придумать и затем погрузить туда зрителя. Но при этом? несмотря на то, что это фэнтези, зритель должен продолжать верить персонажам, эмоционально им сопереживать. Кроме того, можно много говорить о создании костюмов, декораций, реквизита – всего того, что создает неповторимую фактуру. У нас не только многие костюмы ручной работы, но и в реквизите встречаются настоящие древности. К примеру, серьга одного из богатырей - это аксессуар из частной коллекции, найденный во время раскопок. Она хранится у одного коллекционера, который на время работы над фильмом любезно предоставил ее нам. Плюс, конечно, компьютерная графика - сейчас вообще сложно представить фэнтези без нее. У нас есть и магия, и несколько персонажей, полностью созданных с помощью этих технологий.
Та самая серьга - древняя и очень, очень ценная
- Экранизации – это всегда непросто, ведь нужно перенести на экран атмосферу книги. Были ли какие-то трудности в этом отношении?
- На этапе написания сценария по этой книге мы рассматривали несколько различных вариантов с развитием сюжетной линии и героев. Работая над сценарием вместе с режиссером Юрой Ковалевым, мне кажется, мы в итоге нашли наилучшую конфигурацию для этой истории. Очень важную роль с точки зрения атмосферы и картинки сыграли некоторые настоящие локации. Часть съемок проходила в Карпатах, и у нас есть просто потрясающей красоты кадры. Леса, горные реки, скалы - все эти элементы очень колоритны по своей живой фактуре. И при этом реально ощущается энергия, которая там изначально заложена природой. Несколько человек, которые смотрели материал, даже подумали что в некоторых кадрах, отснятых в Карпатах с квадрокоптера, что-то дорисовано с помощью графики. Но все это, безусловно, не было бы таким красивым без нашего талантливого оператора – Юры Короля.
- «Сторожевую заставу» многие сравнивают с «Гарри Поттером», да и создатели не раз говорили, что черпали вдохновение именно из этой и похожих франшиз – «Хроники Нарнии», «Перси Джексон». Откуда вообще взялось это сравнение?
- С одной стороны это сравнение можно расценивать как комплимент, но с другой – нам самим не хочется заниматься плагиатом. У нас главный герой тоже парень, который попал в совершенно другой для него мир. Ну а в остальном у нас история совершенно оригинальная. А сравнение - это, скорее, некий ориентир с точки зрения уже известных фильмов. При этом, у нас очень много аутентичных моментов, деталей, важных именно для нашей территории. Думаю, этим мы и зацепим зрителя.
- К слову, о богатырях. «Сторожевая застава» расскажет зрителям о настоящих украинских супергероях – не будет ли неких референсов, скажем, к «Мстителям»?
- Супергерои у нас точно есть! Это богатыри. И я думаю, что аудитория «Мстителей» должна воспринимать хорошо и наше кино. При этом у нас нет на экране кровавых сцен, жестокости, отрубленных конечностей. Это, кстати, объясняет сравнение с «Гарри Поттером»: там есть батальные сцены, экшен, схватки, но все это показано настолько мягко, что ленту можно смотреть всей семьей. Того же хотим и мы. Кроме того, у нас есть несколько линий, которые точно заинтересуют и более взрослую аудиторию - тинейджеров, студентов, родителей. Есть любовь - для женской аудитории; имеются и чисто «мужские» элементы - битвы, трюки, мечи. Словом, надеемся, каждый сможет найти в «Сторожевой заставе» что-то для себя.
- На съемочной площадке задействовано много животных и детей. Какие особенности работы вы можете назвать в таких условиях?
- Работать с детьми и животными действительно непросто. В таких случаях огромную роль играет сработанность команды, и нам удалось собрать настоящих профессионалов , которые вместе не просто делают какой-то очередной «проходной» проект, а по-настоящему живут им и вкладывают частичку себя. Проблемы, естественно, есть - это обычная история на съемках, но каждый занимается своим делом, а потому на общий процесс эти трудности не так сильно влияют. С животными не всегда все гладко - к примеру, была ситуация с лошадьми, когда снимали под Киевом. Все шло по плану, но совершенно внезапно животное испугалось - то ли какого-то звука, то ли близкого проезда автомобиля с операторской группой, изменило направление и с богатырем на спине въехало в дерево. Слава богу, все обошлось, у нас все крепкие – и ребята-актеры, и лошади, но группа успела хорошенько испугаться.
- Фильм обещает быть богатым на батальные сцены. Как искали каскадеров, владеющих холодным оружием? Много ли их в Украине?
- Безусловно, таланты у нас есть, но крутых постановщиков трюков не так уж и много. Мы работаем с Пашей Авиловым и его командой. Это настоящие бойцы. «Сторожевая застава» - не первый совместный проект. Ребята очень талантливы, и часть из них даже работала в Голливуде. Еще до старта съемок каскадеры присутствуют на всех читках с режиссером, и когда сцена разработана, они собираются, надевают шлемы, берут дубинки, разбрасывают на полу маты и готовят трюки – в итоге снимают пре-визуализацию постановки боя. После этого они приходят на площадку к режиссеру и продюсерам с уже готовым решением. Или, если речь о съемке в декорациях, проделывают то же самое в них. Все записывается в черновую на видео, и это очень удобно: далее вся команда понимает что кому делать, нет лишней работы и суеты.
- Картина уже пользуется большим успехом за границей. Чем вы можете это объяснить, ведь фэнтезийных картин в мире очень много?
- Я согласен, что фэнтези в мире много, однако такого, которое выстроено на истории Киевской Руси – практически нет. Думаю, именно с помощью сочетания знакомого всем жанра и полной загадок аутентичной истории фильм и обращает на себя внимание. Если говорить, к примеру, об Азии, то там вообще любят такого рода экшен - с мечами, трюками, и это тоже работает нам на пользу. Естественно, трудно конкурировать с многомиллионными американскими фэнтезийными картинами, но мы ищем и, главное, находим свои рынки и ниши.
- Всегда лучше больше показывать, чем рассказывать. Как только у нас появляется новый футаж, которого достаточно для первого тизера, наша дистибуция начинает активно работать с проектом. Но это касается не только «Сторожевой заставы», а в целом нашей общей стратегии. Потом создаются дополнительные промоматериалы, начинается работа на мировых рынках, стартуют предварительные продажи фильма. Словом, это поэтапная и долгоиграющая история. Вместе с этим, некоторые ждут готового фильма - таким байерам вроде как все нравится, но рисковать, пока не увидят готовое кино, они не хотят. Постараемся их не разочаровать.
- Планируете ли прокат в США?
- Масштабный (не ограниченный несколькими залами) прокат в США, к сожалению, практически не возможен для подобных фильмов без участия голливудских звезд и английского языка в оригинале. Плюс, это подразумевает огромные расходы на маркетинг. На этой территории пока мы делаем основную ставку на Netflix или Amazon.
- Насколько я знаю, вы планируете задействовать технологию VR 360. Насколько это усложняет и удорожает процесс, и насколько, по-вашему, это оправдано - много ли зрителей сможет оценить технологию?
- Да, мы занимаемся внедрением этой технологии. Вообще, она сейчас очень популярна во всем мире, и этот год многие в шутку называют годом VR - все рынки буквально гудят о ней, а, к примеру, в Каннах многие о VR говорили больше, чем непосредственно о кино. На «Сторожевой Заставе» мы в VR снимаем бэкстейджи, а также планируем съемку одной из экшен-сцен. Это некий дополнительный контент, который позволит усилить промокампанию фильма.
- То есть, это больше репутационный ход?
- Пока да. По состоянию на сегодня мы не планируем отдельной монетизации VR на «Сторожевой Заставе». Сейчас мы хотим, во-первых, показать, что сделали определенные шаги с этой технологией, а во-вторых, привлечь дополнительную аудиторию контентом, который она не сможет увидеть в кино или по телевизору.
- Понятно, что это фэнтези, но некий исторический бэкграунд у вашей истории все же имеется. Стремились ли вы к достоверности?
- Мы продумывали этот момент в самом начале работы, и решили, что для нас важнее художественные решения. Более того, мне кажется, что мы в хорошем смысле ломаем стереотип о классических богатырях. Как по мне, известные всем образы богатырей - несколько устаревшие, скучноватые и должны спокойно остаться где-то на картине Васнецова. У нас же они очень колоритные, веселые, каждый со своими особенностями и характером. Да и в целом наши образы больше понятны современной аудитории, поскольку говорят с ней на одном языке.
- Получается, вы заново познакомите зрителей с героями, о которых уже, казалось бы, и сказать-то нечего?
- Именно так. Думаю, современный кинотеатральный зритель знаком с богатырями в основном только по мультфильмам. Их образы были в советском кино, но это уже наверно мало кто и помнит. В общем, мы как бы попробуем перезапустить их и снова создать новый тренд именно в кино.
Теперь вы знаете все, и даже немного больше. Остается дождаться выхода «Сторожевой заставы» и увидеть все вышеописанное собственными глазами в украинских кинотеатрах. Помните: зима близко, а значит, и 22 декабря не за горами.
Фото Кирилла Авраменко