10 лучших украинских фильмов, которые выйдут в прокат в ближайшее время
Одесский международный кинофестиваль - это не только прекрасная возможность сделать селфи на красной дорожке и посмотреть лучшие фильмы Канн, Венеции и Берлинале. На самом деле, пока кто-то томится в очереди на «Неонового демона», на Одесской киностудии происходят необычные вещи - смотр нового украинского кино.
О том, что мы насмотрели на питчингах - секции самого свежего кино - я вам уже рассказала. Но нельзя забывать и о секции Work in progress (WIP), в которой отчитываются о проделанной работе фильмы, почти готовые к презентации общественности. Как и с секцией питчингов, на суд Киноиндустрии в WIP предлагались только топ-10 проектов, отобранных фестивалем. А уже лучших из них выбирало высокое жюри: менеджер закупок Film Boutique Габор Грейнер, глава Alpha Violet Вирджини Девеса, менеджер закупок Loco Films Лоран Даниелу, менеджер закупок Maywin Films AB Борис Шульман и гендиректор Tvindie Film Production Евгений Гиндилис. Как видите по контингенту, даже фильмы, в WIP не победившие, познакомились с байерами из Франции, Швейцарии, Германии - и, возможно, заполучили ценные контакты.
Но что это я все о бизнесе да о бизнесе - пора и собственно о фильмах поговорить.
- Меня зовут Валерий Калмыков, и я зависимый, - с места в карьер начал продюсер фильма. Зависимость у него от собственно фильма, если вы распереживались. «5 терапия» - проект не новый, и если вы завсегдатай питчингов, то наверняка не раз видели режиссера Алису Павловскую и автора идеи (он же - исполнитель главной роли) Стаса Домбровского. Возможно, даже читали у последнего в блогах, как он призывает все проклятия ада на головы украинских кинематографистов, бессердечно игнорирующих его великое творение.
Если вы не знакомы с синопсисом произведения, то «5 терапия» - это экранизация цикла новелл Стаса Домбровского о наркомании, преступности, ВИЧ-позитивном диагнозе и смысле жизни. О величине творения судите пока по трейлеру, а я вам расскажу технические подробности: заявленный бюджет фильма - 70 тыс. евро, но Калмыков в процессе презентации обмолвился, что сняли они фильм вообще без денег, за 3 тыс. евро, находившиеся у группы на руках. Фильм, собственно, уже готов и смонтирован - по словам продюсера, осталась только работа по сведению звука и немного по цветокоррекции. Фильм должен выйти на экраны уже этой осенью.
«Бобот»
Победитель конкурса-питчинга Госкино (тут, если присмотреться, почти все фильмы родом оттуда). Фильм ровно в десять раз дороже «5 терапии» с бюджетом 700 тыс. евро, впрочем, это оправдано как минимум количеством спецэффектов, которые, видимо, потребовались, чтобы оживить трансформаторную будку. Сделанную из картона. В общем, посмотрите лучше видео, я признаться, не готова объяснять сюжет...
VFX-продюсер Алексей Москаленко («F 63.9 Болезнь любви», «Моя бабушка Фанни Каплан») и режиссер фильма Максим Ксенда (кстати, победитель прошлогоднего питчинга с проектом «Танк») заверили, что картинка будет сделана в лучем виде - в стилистике культовой игры «Машинариум». Проект честно выстраданный, и дело не только в картинке: как заверили питчингующиеся, Максим Ксенда носится с идеей фильма уже шесть лет и сценарий вместе с Иваном Тимшиным переписывал до совершенства много раз. Что ж, проверим.
«Червоний»
Магнум опус Андрея Кокотюхи «Червоний» - история украинских политзаключенных в советском концлагере; объединение востока и запада, как единственный шанс противостоять лагерным репрессиям. Вынуждена повториться: похоже, Андрею Суярко и Владимиру Филиппову известны какие-то тайны (или открыт доступ к секретным рычагам), иначе отчего бы «Инсайтмедиа» участвовали в каждом питчинге и презентовались на всех смотрах? Впрочем, это тема для отдельного обсуждения, и мы к ней еще вернемся.
Проект «Червоний» должен обойтись создателям в 875 тыс. евро, половину средств ему обеспечивает Госкино. Обещанной в прошлом году копродукции с Литвой, о которой в прошлом году говорил Заза Буадзе, видимо, не получилось: в этом году о балтийских политзаключенных в сюжете - ни слова. Дата релиза - 14 октября 2016 года.
«Изи»
А вот и успешный копродукционный проект, о старте съемок которого я вам уже рассказывала (как и о тонкостях копродукции с Италией в целом). Как вы помните, «Изи» - это и название фильма, и имя главного героя, которого играет талантливый итальянский комик Никола Ночелла. Сам фильм - один бесконечный роад-трип по Украине с гробом, в котором Изи возвращает на родину тело погибшего трудового эмигранта. Как вы догадались, комедия из такого сюжета получилась довольно черная.
Общий бюджет ленты - 1,2 млн евро, из которых Госкино финансирует не половину, как вы могли подумать, а небольшую часть. Остальные средства нашли итальянские продюсеры и украинские Fresh Production в лице Олега Щербины и Юлии Чернявской.
Наверное, самый жанровый из всех представленных в секции WIP фильмов и наиболее далекий от категорий «артхаус» или «фестивальное кино» - проект FILM.UA «Сторожевая застава», экранизация фэнтези Владимира Рутковского про знакомых с детства богатырей Илью, Добрыню и Олешко, а также не менее знакомых (а в трейлере - очень даже жутких) злодеев-половцев. Не обошлось и без обязательного макгаффина жанра - главного героя - подростка Витьки из 21 века.
Фильм с бюджетом 1,5 млн евро выглядит, если судить по тизеру и первым кадрам, на каждую вложенную в него копейку (и, если честно, даже дороже). Проект частично поддержало Государственное агентство по кинематографу. Это один из немногих фильмов в секции, дата релиза которого давно известна - 22 декабря 2016 года.
«История Зимнего сада»
Проект, который должен быть знаком любителям документалистики (кстати, один из двух документальных проектов в секции WIP) по конкурсу The Guardian в рамках фестиваля DocuDays. Режиссеры (они же - продюсеры) Семен Мозговой и Алесандр Чепига покорили представителей британской газеты концепцией 78-минутного фильма о жизни смотрительницы Зимнего павильона ВДНХ.
Валентина, которая 45 лет ухаживает на цветами Зимнего сада ВДНХ, считает, что с ее уходом на пенсию павильон придет в упадок. А гадалка предсказала ей, что вместе с павильоном разруха придет во всю страну. И все изменения, которые происходят в Украине, напрямую связаны с ее растениями. Из трейлера не до конца понятно, что по этому поводу думают авторы, и почему им понадобилось целых 78 минут, чтобы об этом рассказать, но The Guardian понравилось. Точная дата выхода фильма неизвестна, но есть подозрение, что увидим мы его на сделующем фестивале DocuDays.
Кстати, для фильма с общим бюджетом в 12 тыс. евро (наверное, все же 11 тыс. фунтов) «История Зимнего сада» выглядит удивительно профессионально. Но это если смотреть 3 минуты, а не 78...
«Первая сотня»
Проект Ярослава Пилунского и Юрия Грузинова, который начался, как жизнь двух операторов на Майдане, «внутри» одной из сотен, а продолжился - как исследование дальнейшей судьбы всех, кто в этой сотне состоял, призван, по словам авторов, «сорвать маски» с гражданского общества в эпоху конфликта.
Бюджет фильма, как сообщили продюсеры Анна Капустина и Юлия Шашкова, - 150 тыс. евро. Жюри удивилось столь скромным запросам, увидев в трейлере, что Ярослав и Юрий провели очень много времени в зоне АТО. Точная дата релиза «Первой сотни» неизвестна, но предполагаю, что увидеть ее мы сможем на одном из национальных телеканалов Украины. Именно на это прозрачно намекали продюсеры картины.
Знаете что, не буду вам ничего рассказывать. Все, что могла, уже рассказала вот в этом репортаже. Добавлю разве что обращение к главе Госкино: Филипп Юрьевич, я же правильно понимаю, что вы с Георгием Фоминым дружите семьями и с детства? Так намекните режиссеру проекта на грядущей премьере держаться подальше от официальных речей и вообще микрофонов. С уважением, ваша Няня.
Бюджет бенефиса Мыколы Вересня - 646 тыс. евро. И на экраны он выходит, по словам продюсера Игоря Савиченко, уже в 2017 году. Признаться, я с интересом жду первых результатов бокс-офиса - очень уж любопытно, найдется ли в Украине целевая аудитория «трэш-хоррора».
«Уровень черного»
О (полу-автобиографической) картине Валентина Васяновича про кризис среднего возраста и одиночество в большом городе я вам уже рассказывала после Зимнего кинорынка. Как и о том, что сам Валентин выступает в ней продюсером, режиссером и автором сценария.
Есть подозрение, что такая экономия на всем оправдана: бюджет картины Васяновича - всего 20 тыс. евро, и при наличии правильного промо что этот проект может даже стать историей кассового успеха в украинском прокате.
«Полина»
Одного я никак не пойму в этом проекте FILM.UA - украинский это фильм или копродукция? На конкурсе-питчинге Госкино говорили, что украинский, здесь - что копродукция с Францией и Бельгией (ну если посмотреть на актерский состав и творческую команду, то второе более логично). С другой стороны, «Полина» - юная девочка, так что какая-то доля когнитивного диссонанса ей позволена.
«Полина» - самый дорогой проект, представленный в секции WIP, с бюджетом 2 млн евро. Впрочем, это не удивительно - в отличие от многих других фильмов, тут вам и средневековье, и горящие танки, и голливудские звезды... Даже странно, что бюджет - всего 2 млн. Фильм выйдет на экраны в 2017 году, как пообещал продюсер Егор Олесов.
Ну и напоследок я решила приберечь победителя конкурса WIP, фильм Ахтема Сейтаблаева «Ее сердце». Это основанная на реальных событиях лента о жизни Саиде Арифовой - молодой крымской татарки, которая заведовала детдомом, и во время Второй мировой войны дважды спасла почти сто детей от верной смерти: один раз представив еврейских детей крымскими татарами перед Гестапо и сохранив их тайну даже под пытками, и второй раз, признавшись, что это еврейские дети, во время депортации крымских татар в 1944 году Красной армией.
Одну из главных ролей в фильме играет немецкий актер Эдриан Николас Звикер («Родина»). В его послужном списке - сразу перед ролью офицера Гестапо - роль Адольфа Гитлера в голливудском проекте. Это вам так, для справки. К сожалению, при всей красоте Кавказа и доброжелательности грузинских коллег, Крыма из Грузии не получилось, как вы, наверное, заметили из тизера. Впрочем, в сложившихся условиях - и с бюджетом чуть больше 1 млн евро - я считаю, кинематографисты справились.
Кстати, вне конкурса WIP, в рамках программы «Когда запад встречает восток», были презентованы еще два фильма:
«Интонации большой Одессы», деньги на съемку которого собирали в России через краудфандинг, а также получили от Михаила Жванецкого и «Квартета И» (42 тыс. евро).
«Сумерки богов», байопик Валерия Калмыкова о Вере Холодной (200 тыс. евро).
Увы, за редким исключением почти все участники секции Киноиндустрия ОМКФ сбежали - на улице как раз накрыли фуршет и принесли холодное пиво. Впрочем, судьи - а среди них, повторюсь, были преимущественно байеры - о проектах послушали с интересом. Первый приз достался «Ее сердцу», второй - проекту «5 терапия». Но за кулисами конкурса байеры обсуждали возможность показа в Европе и других фильмов - если они будут закончены на уровне и в срок.
А вы уже прикинули, на какой фильм пойти в кино? Так выбирайте, вносите в календарь. Потому что кино, даже если действия некоторых продюсеров свидетельствуют об обратном, снимается ради зрителя, и только вы своим билетом решаете, каким фильмам быть.
Фото - Пресс-служба ОМКФ