KIEV CoProduction Meetings: вся правда о международной копродукции, советы бывалых и перспективные украинские проекты, доступные к сотрудничеству уже сейчас
Кто-то уверен, что сила в правде, а кто-то в этом вопросе предпочитает деньги. Но в компании MRM считают, что если речь идет о теле- и кинопроизводстве, то лучшего подспорья, чем грамотная копродукция, не найти. Свято чтя этот завет, три года назад компания организовала платформу KIEV CoProduction Meetings, проходящую в рамках международного медиафорума KIEV MEDIA WEEK. С тех пор каждый может найти здесь вторую творческую половинку для воплощения смелых идей, а самые везучие - поучаствовать в питчинге свежих проектов, организованном в рамках мероприятия.
Вчера я уже открыла вам главную интригу дня, рассказав, кто стал победителем конкурса и отправится покорять Париж и фестиваль Series Mania, а теперь пришло время рассказать обо всем, что происходило на KIEV CoProduction Meetings, подробнее. Устраивайтесь поудобнее.
До старта погружения в удивительный мир копродукции еще есть время, и гости проводят его с пользой. Не верите - спросите у Ярославы Наумовой
Не переживайте: в бокале не утренний виски с хлопьями, а всего лишь яблочный сок. Ярослав Лодыгин заметно волнуется - ему еще презентовать свой «Ворошиловград»
Зато заграничные гости спокойны: они на мероприятии исключительно ради удовольствия и новых полезных связей
Впрочем, что-то я отвлеклась. Зрители в зале уже заняли свои места и готовы внимать
Виктория Ярмощук произнесла традиционное приветственное слово, заодно объявив, что одним питчингом дело сегодня не ограничится: также в повестке дня - подробные разборы двух успешных кейсов копродукции - корейско-испанского тревел-шоу Strangers in the wild и англо-французского мини-сериала «Последние пантеры»
Засим слово было передано Алле Преловской, которая без лишних отступлений объявила первого спикера - гендиректора компании из Южной Корей Bethel Global Media Contents Майлза Чоя
Приехать в Киев у него, к сожалению, не получилось, но интернет творит чудеса, и Чой смог передать свой опыт копродукции по скайпу
А опыта у него, надо сказать, хватает: детище Майлза Strangers in the wild уже покорило телевидение 34 стран, полюбилось аудитории и породило несколько адаптаций. Но без труда, как известно, и без ужина можно остаться, так что попотеть пришлось как корейцам, так и испанцам. Первая и главная трудность, которую им пришлось преодолеть - колоссальные различия в культурах двух стран. «Несмотря на то, что мы плотно работаем с западными компаниями, сложности все равно остаются. У нас даже производственные процессы по-разному выстроены. Например, европейцы могут назначить совещание в 2 часа ночи, а обсуждения длятся по 3-4 недели. Также есть различия в том, чего ждут наши аудитории. Ну и, конечно, язык, причем это касается не только проекта, но и процесса его создания: нам все время приходится общаться с партнерами через переводчика, а в переводе многое теряется», - объснил Чой. Кроме того, добавил он, тратиться приходится и на логистику, стоимость которой возрастает в разы.
Зрители в этот момент понимающе закивали. Ну а что, затраты - это международный язык
Но уж если вам удастся преодолеть все тяготы, успех сотрудничества с Южной Кореей превзойдет ожидания. Например, это открывает проекту двери практически на весь азиатский рынок, о масштабах и перспективах которого не говорил только ленивый. Представьте: один эпизод корейского мелодраматического сериала продается за $400 тыс., а за драму можно выручить миллион!
При ближайшем рассмотрении становится понятно, что Strangers in the wild изначально был рожден для копродукции. Суть шоу в том, что в нем объединяют двух незнакомцев из разных стран и совершенно разных культур. Каждый эпизод делится на две части: в первой герои ездят по разным местам, а во второй соревнуются друг с другом в экстремальных видах спорта. Таким образом, за происходящим интересно наблюдать как европейцу, так и азиату, поскольку зрителей по очереди погружают в обе культуры.
В общем, найдите грамотный баланс между тем, что придется по вкусу зрителям в разных уголках планеты, поделите с партнером сферы влияния и ответственности - и все у вас получится. А напоследок Чой еще раз разрекламировал свою страну в качестве поля для потенциальной деятельности украинских продюсеров: «В нашей стране только на копродукцию ежегодно выделяется $5 млн - мы очень заинтересованы в продвижении своей страны за границей. Так что я призываю вас присмотреться к нашему рынку и, уверен, партнерские проекты обязательно появятся», - резюмировал Майлз.
Азия - это, конечно, хорошо, но Европа нам ментально ближе. Тем интереснее было послушать об опыте кооперации между английским и французским продакшенами Warp Films и Haut et Court соответственно, которые общими усилиями создали драматический сериал «Последние пантеры».
Чтобы рассказать об этом, британец Питер Карлтон приехал на KIEV MEDIA WEEK лично
И немудрено - таким проектом действительно можно гордиться: с бюджетом в 18 млн евро (что, по словам Питера, много для европейского сериала на шесть эпизодов, съемками в семи странах, саундтреком Дэвида Боуи и шикарным кастом (Джон Херт в главной роли) ему удалось завоевать кучу международных наград, а создателям - продать сериал на 230 территорий. В чем же секрет? «Во-первых, мы взяли за основу реальную историю югославских грабителей «Розовые пантеры», на ней решили построить драму: кто они такие, почему грабили ювелирные магазины, почему прекратили свою деятельность? История получилась очень европейской, в самом широком смысле слова: она не французская или британская, она также и сербская, и швейцарская, да и вообще - интернациональная. Это отразилось и на языке: например, на английском в сериале говорят только тогда, когда это уместно. Серб будет разговаривать на сербском, а француз - на французском, перевод же осуществляется с помощью субтитров», - рассказал Карлтон.
Правда, из-за последнего момента проект немного потерял аудиторию - не каждый зритель готов читать субтитры. Но с каждым годом таких становится все меньше, что открывает двери для совместных проектов продюсеров из разных стран. Ну а главные советы Питера всем, кто желает попробовать свои силы в копродукции, таковы: соблюдать целостность сценария, ангажировать звезд крупного калибра, правильно промотировать проект, и хорошие показатели в разных странах не заставят себя ждать.
Окончив рассказ, Карлтон не стал далеко уходить - ему предстояло порассуждать о судьбах копродукции в Европе на посвященной этому вопросу панельной дискуссии. Кресла рядом с ним заняли щвейцарский продюсер из компании POINT PROD и генпродюсер FILM.UA Виктор Мирский, а модерирование на себя взяла продюсер кино-сериального производства телеканала «Украина» Наталья Стрибук
У таких серьезных профи ходить вокруг да около не принято, поэтому начать обсуждение решили с того, как и почему этот механизм используется в разных европейских странах.
- Все зависит от того, где вы живете, - начал Карлтон. - Нам в Британии повезло: у нас живой рынок, сети готовы вкладывать деньги в качественный контент. При этом речь идет как о частных, так и об общественных вещателях типа ВВС. Более того, они способны это делать, поскольку давно не зависят от настолько непостоянной величины, как рекламный рынок - большая часть телевидения живет за счет абонплаты.
Но с каждым годом ситуация осложняется появлением высокобюджетных американских проектов, конкурировать с которыми британцам становится все сложнее. Так что копродукция (и, как следствие, возможность разделить затраты с партнерами) в этом случае становится буквально панацеей.
- Да, бюджеты растут, - поддержал коллегу швейцарец. - Два года назад меня пригласили на фестиваль Series Mania, и бюджет 9 из 10 проектов, которые были там представлены, составлял более 1 млн евро за эпизод. В телевизионном кино сейчас очень много денег, но этот «пузырь» однажды может лопнуть.
А вот в его родной Швейцарии дела отличаются кардинально. Рынок там крайне невелик (всего три крупных вещателя), и, несмотря на то, что сам Фреле активно сотрудничает с иностранными партнерами, каналы не горят желанием вкладываться в контент, который в итоге не будет рассчитан исключительно на швейцарскую аудиторию.
Украина же может похвастать еще меньшими успехами в копродукционном направлении, поэтому Мирский решил зайти в разговор с другого направления:
- Когда я узнал, что в Киев приедет продюсер «Последних партер», то посмотрел этот сериал. И, вы знаете, теперь я полон оптимизма: на месте Сербии в этом проекте вполне могла бы быть Украина, а значит, мы могли бы поучаствовать в его создании. Особенно меня порадовало то, о чем говорил Питер в своем докладе - зрители по всему миру наконец начинают привыкать к субтитрам. Мы и сами в этом убедились: сериал «Красная королева», который есть на Amazon, доступен зрителям только с субтитрами, но по итогам июля он вошел в сотню самых популярных по всему миру.
В общем, язык проекта не так уж важен, главное - найти правильную тему. Но, как показали примеры обоих рассмотренных кейсов, еще важнее - мультикультурность, и сидящие за столом иностранные спикеры призвали об этом помнить, выстраивая проекты с учетом этого факта. Все, кроме Мирского: Виктор уверен, что пока что для Украины этот вопрос является вторичным, уступая первое место прозаичному вопросу денег.
- Мульткультурность - это замечательно, но вы же слышали о бюджете проекта Питера. 18 млн евро - это 3 млн за эпизод, при этом партнеры вкладываются пополам. Может ли хоть один украинский канал позволить себе такие инвестиции? Нет, ведь рынок этого никогда не окупит. Питеру будет интересно взять нас в партнеры только в том случае, если я позвоню ему и скажу, что у меня есть миллион. Но и в таком случае риски украинских продакшенов несопоставимы: то, что интересно в Европе, не окупится на наших общенациональных каналах.
Но есть и другие пути решения проблемы: по словам Мирского, наш затянувшийся кризис дает европейцам колоссальные возможности экономии: то, что сегодня в условной Франции стоит 100 евро, у нас обойдется в 5 раз меньше. Если грамотно это использовать, в выигрыше будут обе стороны. А уж если власти постараются и примут-таки закон о рибейтах, то шансы Украины войти в мир интернационального теле- и кинопроизводства вырастают в разы.
Словом, перспективы есть, и неплохие, однако работы в этом направлении предстоит еще очень много. Ну а раз это выяснили, то можно с чистой совестью перейти к главному действу дня - непосредственно питчингу Kiev CoProduction Meetings и выбрать лучший из десяти предварительно отобранных проектов.
Как вы уже знаете, членами жюри в этот раз стали Питер Карлтон, Марта Хабиор (No Sugar Film, Польша) и Ольга Захарова
Первой из конкурсантов к микрофону вышла Александра Марченко с проектом «Отражение гор» - серии документальных фильмом о взаимодействии природы и человека.
Социально-экологическое приключенческое кино, как назвала проект Александра, уже обжило Россию и Казахстан, а теперь присматривается к Украине. В качестве потенциальной локации рассматриваются Карпаты, а приблизительный бюджет эпизода составляет около 30 тыс. евро.
Следующими свое детище на суд общественности и жюри вынесли Владимир Яценко и Ярослав Лодыгин. Да-да, речь именно о «Ворошиловграде».
Продюсеры уже не впервые на питчинге, а потому чувствовали себя у стойки, как рыбы в воде - Ярослав даже презентацию на английском сделал. Кстати, со времени, когда я последний раз рассказывала вам о проекте, у него появились хорошие новости: из требуемого 1,1 млн евро имеется уже половина. А вот с какой стороны Лодыгину и Яценко привалило такое счастье - они пока скрывают.
Комедийный сериал «Следопытки» презентовал молодой продюсер Алексей Комаровский.
Главный объект поиска здесь - телеканал, который не только вложится в проект, но и потом покажет его зрителям. В ответ Комаровский и Ко готовы предложить синопсис первого сезона, тритмент второго и ознакомительный трейлер. Который, впрочем, не зацепил не только жюри, но и сидящих в зале.
Совсем иначе дела обстояли у следующего проекта - сериала «Лемберг». Олеся Лукьяненко и Елена Малкова, как вы уже знаете, сумели одержать на питчинге победу и получить положительные отзывы экспертов.
Теперь продюсеры готовятся отбыть во Францию на Series Mania, а их детище по-прежнему ожидает бюджета в 300-500 тыс. евро за эпизод, 30% из которых предоставит компания FILM.UA.
От мистического и детективного - к анимации. Этот жанр был представлен на питчинге продюсером Сергеем Чимгирем и его мультсериалом «Пикка и его друзья».
Запросы у мультика для аудитории preschool куда скромнее - $90 тыс. за эпизод. Впрочем, кусочек первой серии лично меня заставил задуматься, на что же пойдут такие деньги, если качество анимации оставляет желать лучшего?
Продюсер компании Star Media Галина Балан-Тимкина вынесла на суд общественности еще одну экранизацию - сериал «Одиночество в сети» по книге поляка Януша Леона Вишневского.
Потенциальных партнеров ожидают траты в $350 тыс. за серию, 40% из которых уже имеются. Кстати, заинтересованные в проекте телеканалы уже есть, что для знающих людей - весомый аргумент «за».
Соскучились по настоящему мужскому кино? Тогда обратите внимание на картину «Шут.Эр», которую представляли Андрей Танабаш и Денис Соболев.
Создатели обещают, что их проект понравится как мужчинам, так и женщинам, а сделано все будет так хорошо, что от зрителей отбоя не будет. Правда, для этого придется основательно потрудиться: все работы рассчитаны на 10-11 месяцев.
Покончив с «Шут.Эром» и сменив Танабаша на Татьяну Снегирь, Соболев представил еще один свой проект - историческую экшн-драму «Сказ о Рогнеде, княжне Полоцкой».
И сходу же ошарашил всех требуемым бюджетом - всего $600 тыс. за четыре эпизода. Правда, потом выяснилось, что это не полный бюджет проекта, а лишь та часть, которой Денису не хватает для полного счастья. А вот во что выльется сериал целиком - Соболев скромно умолчал, пообещав раскрыть подробности на индивидуальных встречах с продюсерами. Ишь, какой скрытный!
Польша на питчинге была представлена проектом «Свадебный тур», презентовать который взялись Лила Трусколаска и Павел Тарасевич.
Они задумали своеобразное лайфстайл-тревел-шоу, в котором будут показывать зрителям свадебные традиции разных стран. Цена вопроса - 30 тыс. евро за эпизод.
Ну а завершил смотр проектов комедийный сериал «Аниматоры: хроники отеля «Мечта» от Сергея Локшина и продакшена 34 Media.
На сегодняшний день у них есть гарантии на $25 тыс, которые телеканалы готовы выложить за каждый эпизод, однако этого мало. Размах и амбиции шоу тянут как минимум на вдвое большую сумму.
Когда все желающие отстрелялись, для членов жюри начался самый сложный этап: нужно было определить победителя
Впрочем, перекинуться парочкой слов с Полиной Толмачевой Захарова успела даже в таких условиях
Конкурсанты тем временем заметно нервничали, особенно Танабаш. А вот Филипп Ильенко сразу за ним - напротив, само спокойствие
Ну, не буду томить, к тому же, результат вы уже все равно знаете. Скажу лишь, что радости Лукьяненко и Малковой не было предела
Любопытная пресса тут как тут
На этом делаем паузу, но далеко не расходитесь: на KIEV MEDIA WEEK происходит много интересного, и я обязательно обо всем вам расскажу.
Фото - Иванна Зубович, Кирилл Авраменко