]
Facebook LiveJournal Twitter

Есть ли жизнь после принятия Закона о кинематографии? Уроки выживания для Кинобизнеса в условиях реформы

12:12 23.09.2016 0

Итак, свершилось! Верховная Рада приняла-таки Закон Украины о государственной поддержке кинематографа. И хотя мы пока точно не знаем, какая из редакций текста проекта и с какими правками была принята (Закон еще не опубликован), и закон не вступит в силу, пока не будут приняты еще три дополнительных нормативных акта, это однозначно #перемога.

Но, как предупреждали китайцы еще несколько тысяч лет назад, жить в эпоху перемен - то еще удовольствие, а грядущая реформа всей киноиндустрии предполагает именно ее старт. Поэтому информация, которой поделились участники форума «Кинобизнес» в рамках KIEV MEDIA WEEK, становится еще полезнее и важнее.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Как всегда, форум начался с приветственного слова Виктории Ярмощук, которая напомнила, что принятие законопроекта №3081-д значит новую жизнь для большинства представителей индустрии

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Артем Вакалюк открыл дискуссию исследованием рынка «своего кино в Европе» - о развитии и кассовых сборах национальных и копродукционных фильмов в странах Европы

Без лишних слов:

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Сборы национального проката в странах Европы

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

И доля национальных фильмов в прокате. Не считая Турции, показатели пока не очень. Но тренд постоянного роста радует

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Смотрите с каким вниманием гости изучают информацию, в том числе глава Литовского Киноцентра Роландас Квиеткаускас, наверняка знакомый со многими из названных показателей

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Даже представителям «Мамахохотала» было не до смеха - тут успевай переваривать

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Что уж говорить о Филиппе Ильенко, которому предстояло совершить вояж - с KIEV MEDIA WEEK на объявление результатов девятого конкурса Госкино и назад на медиафорум. Хохот в таких условиях неуместен 

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Да и пропустить то, что говорит глава старейшей киностудии мира Studio Babelsberg Чарли Вебкен никому не хочется

- Мы всегда хотели приехать в Украину: интересуемся хорошими студиями и отличной архитектурой вашей страны, и, конечно, возможностью копродукции. Babelsberg - старейшая студия в мире, в свое время произвела самые известные старые фильмы, но долгое время мы находились в Восточной Германии, поэтому студия была заброшена, в запустении. Перезапустились мы в начале 2000-х. В последнее время сняли трилогию «Борн», «Бесславные ублюдки», «Отель Гранд Будапешт», «Голодные игры», всего 60 фильмов с 2002 года, получив 46 номинаций на «Оскар» и 15 премий. 

В рамках студии работает 4 подразделения: аренда кинопомещений, продакшен, монтаж площадок, арт-департамент и копродукция. На рынке мы наблюдаем рост спроса на контент, на локальное производство на своем языке, при этом ресурсы и финансирование существенно сокращаются, а размеры государственной поддержки и возвратов существенно влияют на возможность снять и закончить проект. В Украине - из того, что я узнал о вашей стране - есть куда усовершенствовать процедуры.

Как я вам уже рассказывала, мне удалось обсудить с Чарли возможности копродукции Studio Babelsberg и Украины в рамках эксклюзивного интервью, так что не пропустите.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Сергей Зленко не записывает, но на ус мотает. Или на бороду, одно из двух

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Панельная дискуссия Вебкена, Квиеткаускаса и Кристофа Фиссера (Studio Babelsberg) «Международная копродукция: тренды и возможности» стала одной из самых горячих тем дня

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

- Вот меня спрашивают, что выгоднее - самим продюсировать или предоставлять сервисы продакшенам? Мы предпочитаем быть продюсерами, но студия - голодный монстр, который просит есть каждый день, поэтому нужно работать как сервис - поделился Чарли Вебкен. - Мы - финансирующие продюсеры, у нас есть свои ресурсы. В Германии мы зарабатываем около 25 центов с доллара бокс-офиса. И еще 2-3 млн на международной копродукции - там мы выступаем, скорее, в роли исполнительного сопродюсера, подрядчика. На Голливудских проектах мы не креативные продюсеры во многом, как и не финансирующие.

- Иногда в копродукцию мы должны привнести «мягкие деньги», от 20 до 30% бюджета - добавил Кристоф. - Это ребейты, субсидии, местные фонды. Нам помогает то, что ставка ребейта в Германии растет.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

- В Литве мы поддерживаем разные проекты, - пояснил Роландас, - поскольку работаем одновременно и с государственными деньгами, и с налоговым возвратом. Есть определенные ограничения на поддержку фильмов - например, продюсер может получить до 50% финансирования, но в некоторых ситуациях - до 75% бюджета (грант и налоговые льготы одновременно).

В Литве, если есть два сценария одинакового интереса, но один - копродукция, а второй - нет, мы всегда выберем копродукцию. Мы - маленькое государство, но 80-85% финансирования всего кинематографа у нас - совместные международные продукты. Мы работаем в копродукции меньшинства: когда литовская часть миноритарная, на такие проекты 100 тыс. евро - потолок и обязательна креативная часть (задействовать литовского специалиста в творческой команде фильма). Второй вариант копродукции - мажоритарная, и правила для финансирования в таком случае, как для литовского фильма. Например, на Берлинале мы представляли документальный фильм «Мариуполь», литовско-украинско-франко-германский. Крупнейший литовский режиссер Шаунас Бартас, кстати, не будет снимать только литовский фильм - он почти всегда снимает в копродукции с Францией.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

После столь насыщенной панели нужно срочно подкрепиться - к тому же, к кофе организаторы KIEV MEDIA WEEK подготовили сюрприз - прямую трансляцию из кинотеатра «Жовтень», где Госкино как раз объявляло результаты питчингов

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Пока незаинтересованные в государственном финансировании иностранные гости беседовали в кулуарах...

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Заинтересованные украинцы собрались у экранов...

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

и радовались победам

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Ирина Костюк радуется в душе, что неясно?

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Следующая панельная дискуссия объединила продюсеров, призвав их выложить все карты на стол

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Зураб Ментешашвили из Mentesh Production (Грузия) признался, что бюджеты у грузинских прокатных фильмов очень ограничены - $70-80 тыс.

- Зато нас очень поддерживает публика, - огорошил Зураб статистикой. - Один наш проект всего на 11 экранах собрал $200 тыс.

В зале вначале бешено зааплодировали, а затем как-то приуныли.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Виржини Тевеса из Alph Violet поддержке национального зрителя не удивлялась - французское кино давно этим славится

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Сергей Лавренюк поделился опытом кастингов для #SELFIEPARTY в рамках промо-кампании к фильму:

- На самом деле на этих кастингах мы нашли всего несколько исполнителей, и не на центральные роли. Но внимание к проекту эта акция приковала. К тому же кастинг в университетах Украины - это точечный таргетинг прямо в нашу аудиторию, - отметил сопродюсер проекта.

Впрочем, фильм Любомира Левицкого собрал приблизительно такой же бокс-офис, как и скромный грузинский проект, а вышел в намного более широкий прокат. Есть, над чем подумать.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Послушать продюсерские секреты собралось так много людей, что некоторым пришлось ютиться в дверных проемах

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Кстати, если вас удивляет, что «Мамахохотала» делает на конференции «Кинобизнес», то напоминаю, Иван Букреев уже анонсировал съемку полнометражного прокатного фильма. По словам главы «НЛО TV», фильм - экспертимент вещателя в прокате, но планы на него большие

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Татьяна Трофименко, только вернувшись с Львовского форума издателей, представила несколько романов сучукрлита в рамках презентации «Кинематографическая литература». Правда, под кинематографичностью часто понималась потенциальная зрелищность - некоторые проекты, судя по описанию Татьяны, будут ну очень недешевыми в производстве.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Полина Толмачева и Андрей Кокотюха оценили состояние сценарного рынка

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Тем временем Филипп Ильенко надеялся, что сможет вернуться тихо и незаметно

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Как же - победители (и проигравшие, кстати) зажали его в коридоре и разорвали бы на кусочки, будь глава Госкино менее внушительного роста

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Только Роландас Квиеткаускас...

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

И глава норвежской кинокомиссии FilmCamp Свен Андерсен совместными усилиями отвлекли слушателей форума от чиновника

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

О лекции Свена я вам расскажу отдельно: работа Кинокомиссий - темя для отдельного предметного разговора

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Юлия Синькевич (ОМКФ) модерировала еще одну горячую панельную дискуссию - «Господдержка, финансирование и законодательные инициативы на развитие кино»

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Свен Андерсен, Евгения Дербал, Филипп Ильенко, снова Роландас Квиеткаускас и Елена Фетисова обсудили на тот момент законопроект №3081-д (сейчас это - уже почти Закон Украины)

- Наша первая цель - окупаемость контента в Украине, на внутреннем рынке, - емко пояснил Ильенко, что делать после голосования в парламенте.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

- После принятия законопроекта изненится многое, - уточнила Евгения Дербал. - Реформируется процедура финансирования кинопроектов - создается Фонд, управлять которым будет Совет из 9 членов. Избираться они будут на 2 года: 7 членов - представителями индустрии, одного назначит Минкульт, еще одного - Госкино. Таким образом мы рассчитываем, что бремя ответственности за выбор проекта для финансирования будет нести сама индустрия. Изменятся и объемы государственной поддержки кинематографа, и формы финансирования проектов - до 100% сметной стоимости (для детских, анимационных, дебютных), до 80%, до 50% - для сериалов, кстати, возможен только последний вариант. Кроме того, внедряется поддержка для закупки оборудования для обеспечения демонстрации фильмов в городах до 250 тыс. населения, субсидии для продвижения кинопроектов, для строительства кинотеатров, субсидии для продвижения локаций и т.д. Естественно, и cash rebates - денежные возвраты и налоговые льготы, до 25% квалифицированных затрат на кинопроизводство.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

- Мы появились в 2007 как продакшн-инфраструктура, - поделился Дэниел Кресмери из  Korda Studio в Венгрии. - Наш собственник - компания коммерческой недвижимости. Мы и еще три студии были построены в связи с введением в стране системы ребейтов и льгот - сначала 20%, потом 25%. Это не налоговый кредит а именно кэш-ребейт, в идеальной ситуации можно сохранить до 30% сметного бюджета. Как видите, с изменением законодательства тут же появился спрос, способный поддержать четыре крупные киностудии.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Роландас Квиеткаускас рассказал, как работает схема в Литве:

- Мы работаем со всем: от финансования производства до проведения образовательных программ, промо кино, промо сериалов, промо страны. В Литве предусмотрена и схема получения гранта на девелопмент проекта - до 10% бюджета Киноцентра ежегодно уходит на это. Важно поддерживать не только производство, но и предпроизводственный период.

Мы работаем как с артхаусом, так и с коммерческими проектами, как с фильмами, так и с сериалами, клипами, рекламными съемками. Киноцентр поддерживает как фильмы на литовском языке, так и фильмы на других языках. Литовский - не главный фактор в получении фильмом финансовой поддержки, и Украине тоже не следует зацикливаться на финансировании только украиноязычных проектов.

Самый крупный проект в стране - «Война и мир» ВВС. Британский продакшн потратил 7 млн евро в Литве. И знаете, сколько сэкономил? Почти миллион евро. Пришли они в Литву, а не Варшаву или Прагу, во многом благодаря налоговым возвратам - мы знаем, что решение принималось во многом с рассчетом на наши ребейты.

Меня часто спрашивают на форуме, как украинскому продюсеру найти поддержку в Литве? Присоединяйтесь как миноритарный партнер к нашим проектам или найдите литовского миноритарного партнера. Но креативный состав должен обязательно включать кого-то из Литвы в любом случае. Официальный call for partners в Литве происходит дважды в год - в октябре и мае. Если поторопитесь, успеете уже в октябре.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Свен Андерсен, со своей стороны, отрезвил собравшихся:

- Ребейты в мире, а особенно в Европе, привычны, ими никого не удивишь. Ситуация изменилась: иметь институции и налоговые скидки - уже не причина снимать фильм в стране. Даже то, что было эффективным на рынке пару лет назад, уже не работает. Поэтому принимайте закон о ребейтах, но думайте не про налоги, не про субсидии или возвраты, а про бизнес. Это единственная возможность выжить в современной киноиндустрии.

И запомните - Кинокомиссия не должна превращаться в турагентство. Не работайте только по локациям, сразу продавайте все возможности региона - только тогда вы найдете инвестора. 

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Пока слушатели переваривали полученные сведения...

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Кое-кто увлекся изобразительными искусствами - видимо, из тех продюсеров, которые не победили в питчингах

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

А на связь вышли спикеры из Ирландии (аниматор Пол Янг из студии Cartoon Saloon, который объяснил, как работать маленьким анимационным студиям в копродукции друг с другом)

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

И Рамиро Лопесом Дау - автором мультфильма «Генри» с использованием технологии виртуальной реальности, который недавно как раз выиграл «Эмми» 

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Кинобизнес, FORMAT SHOW, PayTV, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, ИТК, KIEV CoProduction Meetings

Завершила разговор о выживании в условиях кризиса на мировом рынке Дагмар Мей из Эстонии, продюсер самого успешного трансмедийного проекта Null Punkt, состоявшего из книги, сайта, нескольких игр - как браузерных, так и для мобильных приложений, фильма, веб-сериала, телесериала и многого другого

- Утром глава Studio Babelsberg признался, что ребейты и налоговые льготы - не главное, что киноиндустрия развивается не только благодаря этому. Но я хочу подчеркнуть, что без копродукции и ребейтов индустрия не развивается вообще. В нынешних условиях такие формы поддержки необходимы для выживания кино на таких маленьких рынках, как в Эстонии.

Но главное в нашем трансмедийном проекте было - использовать контент во всех формах, в которых он только может существовать. И хочу признаться, что мы придумали намного больше форм для трансмедийного проекта - реализовали в итоге меньше половины. Потому что мы работали только усилиями нашего продакшна, и в итоге вынуждены были отказаться от части проектов. Большие студии, думаю, могут осилить и больше трансмедийности.

Теперь вы вооружены знаниями о том, как выжить после кинореформы, по самые зубы, а значит, пережить грядущую эпоху изменений сможете без лишних потерь. Главного мы уже достигли - приняли первый законопроект. Все дальнейшие шаги, надеюсь, будут проще.

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...