Facebook LiveJournal Twitter

Встреча на Эльбе. Как Киевская горадминистрация и индустрия работают над созданием кинокомиссии

14:20 27.09.2016 0

Иногда так бывает: слепым приходится договариваться с глухими. И вроде бы формально на одном языке говорят, но для взаимопонимания нужно серьезно попотеть. На прошлой неделе в рамках форума KIEV MEDIA WEEK состоялся круглый стол «Столица Украины - столица кино», организаторы которого решили заявить о привлекательности Киева как кинолокации для украинских и западных продюсеров. Что из этого вышло, предлагаю обсудить подробнее.

О том, что такое кинокомиссии, и с каким гарниром их едят, я вам уже рассказывала - освежить в памяти подробности можно здесь. Информация пригодится, потому что в КГГА, похоже, не все до конца понимали, зачем собрались (а в случае Виталия Кличко - даже не собрались). Например:

«Современная украинская киноиндустрия демонстрирует активное развитие и качественный кинопродукт, о чем свидетельствует празднование 85-летнего юбилея кинотеатра «Жовтень». Мы понимаем, что киноиндустрия - это не только создание определенного культурного продукта, но и серьезное продвижение города, привлекающее дополнительные инвестиции, важный экономический фактор. Мы понимаем, что на нас лежит ответственность упрощения процедуры получения разрешений, и рады начать такой диалог. В дискуссии рождается истина», - заверила в самом начале встречи замглавы КГГА Анна Старостенко.

После такого заявления собравшиеся обсуждать создание кинокомиссии поумерили свой пыл и поняли, что начинать придется с малого. Кстати, о собравшихся.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Глава Госкино и один из его заместителей перед началом успели выпить кофе с представителями телеиндустрии

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Пока старожилы КГГА удивлялись происходящему

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Вы, наверное, удивлены, что заинтересованных в создании Киевской кинокомиссии так мало? Как мне удалось выяснить позже, добрая половина участников KIEV MEDIA WEEK на третий день медийных практик так утомилась, что перепутала время секции. К 15:00 под стенами Горадминистрации собралась толпа, требовавшая Круглого стола. Но к тому времени спикеры, к сожалению, разъехались и повторять на бис было некому.

Но вы не расстраивайтесь, Няня спешит на помощь, пересказывая вам все самое важное:

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Первой докладывать взялась Виктория Ярмощук. И вместо тысячи слов все, что нужно, показала

- В ближайшее время инициатива #КіноКраїна разработает проект меморандума о сотрудничестве между КГГА и киноиндустрией, - заверила в заключение Виктория. - Мы пропишем возможные шаги, необходимые для успешной реализации Киевской Кинокомиссии.

Это Виктория очень правильно предложила, и очень вовремя. Индустрии, Госкино и заинтересованной общественности нужно закатать рукава и брать инициативу в свои руки. Послушайте хотя бы Филиппа Ильенко:

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

- 16-18 сентября в Трускавце прошел воркшоп по созданию кинокомиссий в Украине, в первую очередь региональных, - напомнил глава Госкино. - Кинокомиссия должна не только упростить такую очевидную вещь, как процедуру получения разрешительных документов, но и обеспечить сотрудничество с местными властями на всех уровнях, во всех аспектах кинопроизводства. Съемочные группы, которые не базируются в Киеве, могут рассчитывать на поддержку Кинокомиссии во всех сопутствующих сферах - транспорт, отели, питание и т.д. Иностранные продакшены могут привнести реальные деньги в бюджет города, сделать свой вклад в экономику Киева. Городу, в свою очередь, нужно обеспечить, чтобы такие продюсеры имели доступ к локальным фондам поддержи кино. Создание Кинокомиссии - необходимость, если мы хотим быть конкурентоспособными по сравнению с соседями. К тому же, мы знаем об опыте европейских стран по созданию таких комиссий и фондов, и должны сделать даже лучше, чем они.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Как видите, собравшиеся понимают, что работы перед ними - непаханая целина, если нужны и фонды, и локации, и поддержка продюсеров, а в КГГА только-только заговорили об электронных разрешениях

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Кстати, о КГГА. Анна Старостенко выслушала главу Госкино, посмотрела видеоролик,

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

послушала Диану Попову, директора Департамента культуры КГГА:

- Мы должны как можно скорее начать работу над этим проектом. Чтобы в следующем году, когда представители креативной индустрии приедут на «Евровидение», мы имели, что им предложить. Горадминистрация ведет огромные работы по подготовке к «Евровидению-2017», - напомнила собравшимся Диана. Какое отношение песенный конкурс имеет к кинокомиссии, собравшиеся не слишком-то поняли.

Рассказав журналистам, что «Евровидение» в Киеве состоится и пройдет на высшем уровне, Попова и Старостенко покинули Круглый стол, отправившись по своим важным администрационным делам.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Тем временем мастер-класс по организации Кинокомиссий провел Свен Андерсен, основатель и глава частной норвежской комиссии FilmCamp

Для начала Свен ознакомил присутствующих с проектом FilmCamp - частной инициативой, которая сотрудничает с государством и местными властями, но не зависит от них напрямую. Подробности - здесь. Затем - подчеркнул, что суть работы любой Кинокомиссии - делать бизнес из предоставления киноуслуг.

С 2000 года в мировом кинематографе существуют такие тренды: цифровизация, глобализация, регионализация и демократизация. Что это значит? Что снимают многие, снимают много, снимают в разных странах, формируются кластеры, регионы, в которых выгодно и удобно производить кино, и инвестиционный порог в кинобизнесе стремительно понижается. От 20 до 50 региональных фондов в Европе были созданы за последние 10 лет, за тот же период треть всего финансирования кинематографа в Европе проходит через региональные фонды. Это значит, что большой кинобизнес централизуется, а небольшой - наоборот, становится все более локализированным. Поэтому интересно поддерживать альтернативное кинопроизводство.

Здесь собрались политики, представители власти. Вы должны понимать, что Конокомиссия и Кинофонд - это бизнес, генерирующий прибыль, а не затраты на благотворительные фонды. Это прямая, быстро окупаемая и очень высокоэффективная инвестиция в развитие региона. В Норвегии ежегодно выделяется $4,5 млн на налоговые возвраты. Для правительства это бизнес, а не затраты. Мы привлекаем продакшены, они приносят с собой деньги: скажем, они тратят в Норвегии миллион, из которого мы возвращаем им сто, сто пятдесят, иногда двести тысяч. $4 млн возвратов - это всегда $40 млн инвестиций.

Сама кинокомиссия тоже должна понять, что они - не турагентство. Их работа - не показать локации и помочь съемочным группам с заселением в гостиницу. Их бизнес - это найти максимально эффективные и быстрые схемы возвратов, доступные soft money (налоговые льготы и взаимное зачисление обязательств), чтобы инвестор предпочел ваш регион десяткам других и потратил деньги именно у вас.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

После такой проникновенной речи заместитель генерального директора StarLightMedia юрист Анатолий Максимчук обошелся минимумом слов:

- Чтобы иностранные продюсеры воспринимали Украину всерьез, инициатив на государственном уровне недостаточно. Мы должны обеспечить продакшены на локальном уровне всем необходимым. Поэтому индустрия очень рассчитывает, что будут созданы местные и региональные кинокомиссии, и готовы предоставить максимальную экспертную помощь властям. В идеале со стороны КГГА должна быть создана структура, которая бы непосредственно занималась вопросами обеспечения и поддержки кинопроизводства, понимала все особенности съемки в Украине.

Принятие Закона о государственной поддержке кинематографа создаст общие условия для развития кино- и телепроизводства, но для того, чтобы воплотить их в реальность, нужна ежедневная работа на местах. Европейский опыт подтверждает, что создание кинокомиссии необходимо для успешной истории. Инициатива #КіноКраїна уже доказала, что большая часть индустрии и Государственное агентство готовы объединить усилия и оставить в стороне разногласия, чтобы вместе построить эффективную систему работы. Теперь наша задача - донести до местных властей, что создание кинокомиссий и кинофондов - в их интересах.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Руководитель ТО «Нового канала» Виктория Бурдукова подошла к вопросу с практической стороны и пояснила, чего ждут продакшены - зарубежные и не только:

- Индустрия готова платить кинокомиссии за услуги, но нам нужны прозрачные условия работы. Например, понимание того, какие муниципальные объекты доступны, сколько каждое разрешение стоит - четкие прайсы. Должна быть разработана система оповещения населения - потому что бывают ситуации, когда мы создаем жителям неудобства проведением съемок, перекрывая трассы. Люди нас проклинают, не понимая, что происходит, а мы ведь получаем разрешения, рассчитывая, что население будет в курсе.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Руководитель управления туризма КГГА Антон Тараненко оказался не только самим стойким представителем горадминистрации (он единственный с интересом послушал всех спикеров Круглого стола), но и самым прагматичным:

- Во-первых, я готов взять на себя ответственность за популяризацию идеи кинокомиссии на всех плановых культурных мероприятиях, выставках, которые будут проходить в городе и зарубежом - например, демонстрировать ролик, который вы создали, продвигающий Киев как локацию. Во-вторых, нам 100% необходима работа в этом направлении. На днях в разговоре с Виталием Кличко мы получили импульс создать рабочую группу. Фильмкомиссия, которая займется промо Киева как локации, должна существовать, это не обсуждается.

Если же мы говорим о сотрудничестве туристического рынка и киноиндустрии, то тут я тоже вижу несколько потенциальных проектов. Ни один продакшен не обходится без использования услуг туристизма. Хотелось бы продавать услуги города «пакетом», создать конструктивное предложение как для иностранных, так и для украинских съемочных групп.

Я общаюсь с коллегами из Грузии - там на государственном уровне есть возврат средств, потраченных в регионе на съемку - кажется, 20%. Со своей стороны хочу отметить, что в Киеве есть программы по развитию культуры и туризма. Если есть интерес создать фильм о Киеве, который промотирует его как локацию, и привлечь на это средства города - то это возможно. Как, например, «Вики Кристина Барселона», который упоминал Анатолий Максимчук. Надо только начать об этом общаться, - заметил Антон.

«Собственно, для этого и нужна кинокомиссия», - подумали все собравшиеся.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Продюсер Владимир Яценко тоже оживил дискуссию конкретными предложениями:

- Для нас самый важный вопрос - легитимизация отношений с властями и городскими службами - например, «Киевгортранс», осветительные службы. Важно, чтобы они работали по принципу «единого окна», и желательно, как в цивилизованных странах, не по разрешительному, а по уведомительному принципу. Мы как продакшн готовы за эти разрешения платить больше, но хотелось бы понятную процедуру их получения.

Второй важный момент, вытекающий из первого, - нам важно не разово решить эту проблему, а иметь при КГГА постоянно существующую структуру, которая занималась бы проблемными ситуациями. Нам нужно системное решение этих вопросов.

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

Свен Андерсен, между тем, слушал своего переводчика с повышеным вниманием - каждое слово представителей КГГА в Норвегии зафиксировали

KIEV MEDIA WEEK, #кінокраїна, Телевидение как бизнес, Content Market, MRM, КГГА, Виталий Кличко, Филипп Ильенко, Виктория Ярмощук, Кинокомиссия, 3081-д

А Филипп Ильенко уже планировал следующие шаги по реализации плана государственной поддержки кинематографа

Как рассказали в КГГА, первая встреча индустрии и городских властей по вопросу создания кинокомиссии прошла в начале сентября. С тех пор в горадминистрации не успели точно разобраться, что такое кинокомиссия и какие задачи она должна решать, но благодаря Круглому столу узнали, что проведение «Евровидения» и создание «единого разрешительного окна» для продакшенов друг другу не мешают. И первый шаг по формированию партнерских отношений сделан.

На фоне принятия Закона Украины о государственной поддержке кинематографа хочется надеяться, что следующие шаги будут делаться активнее.

Фото Александра Куликова

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...