]
Facebook LiveJournal Twitter

«Я уже 20 лет повторяю, что никаких квот у нас нет!» Почему зритель ходит в кино и как его к этому приучить

13:46 03.11.2016 1

Так уж повелось, что в последнее десятилетие, если не дольше, первым на повестке дня вопросом в любой беседе об украинском кино стоял производственный процесс. Фильмов украинских, частично украинских, на украинском языке и связанных с украинской культурой было критически мало: естественно, всех в первую очередь беспокоило, как приумножить их количество. И в каждом втором таком разговоре нет-нет, да и всплывала тема Франции - мол, посмотрите, как могут французы, как у них все хорошо устроено с государственной поддержкой кинематографа.

Несколько лет назад у меня состоялся плодотворный и подробный разбор полетов с главным экспертом по «французской системе» Жоэлем Шапроном, так что прежде, чем читать дальше, рекомендую освежить в памяти часть первую, из которой станет понятно, как именно финансируется французское кино, и что из их опыта можно и нужно перенять.

«Разрабатывая текст законопроекта №3081-д, мы целыми абзацами цитировали книгу Жоэля Шапрона в мотивационной части для норм этого закона», - признались на днях украинские кинематографисты. А точнее, 28 октября в киевском кинотеатре «Киев» - фестивальном центре 46 МКФ «Молодость».

Именно там состоялась презентация книги Жоэля Шапрона и Присиллы Жессати «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век». Новое издание представил лично Жоэль, референт Каннского кинофестиваля по фильмам стран бывшего СССР, кавалер ордена Искусств и литературы Франции и руководитель UNIFRANCE по вопросам продвижения французского кино в страны Центральной/ Восточной Европы.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

«Как странно рассказывать о книге, когда ее еще никто не читал» - признался Шапрон перед презентацией

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

«Ничего, сейчас мы это исправим», - помог Андрей Халпахчи, директор кинофестиваля «Молодость»

- Прежде чем дать Жоэлю слово, позвольте мне рассказать вам, о чем книга, - начал Халпахчи. Начинание правильное.

«Французский кинотеатр» - больше, чем просто новая книга о французском кино. Это, скорее, сиквел, вторая неотъемлемая часть рассказа о том, что и как работает во «французской системе». Если в книге первой, «Принципы и механизмы финансирования французского кино», Жоэль более чем раскрыл тему производственного процесса, то это совсем не повод забывать о второй части кинематографического пути - как фильм попадает к зрителю. Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить о том, почему французское кино смотрят, как его прокатывают, какие кинотеатры и что именно показывают, как делать промо-кампанию национального фильма, узнать можно именно из этой книги. Признаться, ее так и тянет назвать учебником.

Состоит этот худенький томик на 220 страниц исключительно из фактов: никакой воды, никаких пустых тезисов и пафосных заявлений. В настольной книге любого прокатчика и директора кинотеатра (а я уверена, она такой станет), шесть частей: история кинопоказа, французская сеть кинотеатров (в том числе регуляция посещаемости, себестоимость билета, реклама в кино), как открыть кинотеатр (юридические и бюрократические вопросы), управление кинотеатром (финансовые вопросы, как получить и распределять субсидии, кадровая политика и даже кодекс кинозрителя), репертуарное планирование (отношения кинотеатров и прокатчиков, финансовая поддержка репертуарного разнообразия, отсутствие квот) и, наконец, ценовые предложения (политика продажи билетов, контрамарки и многократные посещения, промо и коммерческие акции).

Как счастливый обладатель одной из первых копий книги могу заверить, что ни одного лишнего слова в тексте не нашла. Впрочем, в том, что сказал Жоэль на презентации, тоже:

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

- Эта книга получилась случайно. Директор и владелец кинотеатра «Пионер» в Москве пожаловался: мол, все говорят - какая крутая во франции система поддержки и проката кино, а никто толком не знает, что она собой представляет, и объяснить не может, и прочитать даже об этом негде. Он заказал мне написать исследование - за его счет и для внутреннего пользования. Но когда был готов текст, он подошел ко мне и спросил, не буду ли я против, если они это издадут как книгу?

Вы не поверите, но во Франции книга выйдет только в этом году, она только-только была переведена на французский. Ее, кстати, уже предлагают в качестве учебника на профильные факультеты в высшие учебные заведения.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

- Меня много спрашивают о том, как я отношусь к новому Закону Украины о государственной поддержке кинематографа. Никак, я его еще не читал, хотя обычно меня просят такие тексты просматривать.

Могу объяснить, как работает государственная поддержка кино во Франции: у нас нет квот. Я уже 20 лет всем повторяю, что у нас нет никаких квот на французское кино в кинотеатрах, но мне никто не верит. Государство - не инвестор, не владеет кинотеатрами, не занимается прокатом, не дистрибутор, но доля французских фильмов в кинотеатрах у нас очень высокая.

Рецепт прост - чиновники во Франции не принимают решения по вопросам кинематографа, а одобряют. Кинематографисты решили, предложили, а чиновников дело - одобрить. Ну, или отклонить, но тогда объяснить, почему они не могут это решение принять - может, оно какому-то закону противоречит. Хотя можно и закон изменить, если того требует общество, но это отдельный разговор.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

- Мультиплекс - это кинотеатр, в котором 8 и больше залов. Они сейчас повсеместно захватывают кинопроцесс. Но во Франции ситуация обстоит наоборот - все повсеместно принимают участие в защите маленьких кинотеатров. Именно старые кинотеатры-однозальники в центре города - возможность сохранить в центре культурную жизнь. У нас 2020 кинотеатров, 5647 залов - и всего 191 мультиплекс.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

- Нужно понимать и то, кто ходит в кино. Если посмотреть на то, что производит Голливуд, и не вникать в реальные показатели, можно подумать, что в кинотеатры ходят только подростки - смотреть про супергероев в IMAX. Нет, Франция не элитарная страна, где про супергероев не смотрят. Мы просто знаем, что наша публика бывает разной.

У моей мамы, которой, кстати, уже за 80, есть привычка раз в неделю ходить в кино одной. Целыми классами школы с учителями ходят в кинотеатры на познавательные и образовательные показы. В кино ходят семьями и в одиночку. Именно поэтому единственные «квоты», которые работают во Франции, направлены на поддержание разнообразия в кинопоказе.

Например, во Франции есть требование - один фильм может перетянуть на себя только 30% от всех доступных в неделю сеансов. Конечно, каждый дистрибутор хочет, чтобы его фильм показали максимальное количество раз. Но даже самый находчивый не сможет заставить кинотеатр расписать больше, чем указано в Законе.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

- Но ведь дело не только в разнообразии? Зритель не пойдет на фильм просто потому, что он стоит? - уточнил Андрей Халпахчи.

- На самом деле чаще всего пойдет. Если возникает такой конфуз, что человек приехал на сеанс, а на него не осталось билетов - в других залах или соседних кинотеатрах чаще всего можно найти что-то не менее интересное, именно благодаря требованию разнообразия, - возразил Жоэль.

В связи с тем, что повсеместно используются новые носители, новые виды просмотра контента, кинотеатр должен соблюдать два правила - поддерживать очень высокое качество показа и давать зрителю что-то большее, чем просто кино. Голливудские блокбастеры в этом не нуждаются, но когда кинотеатр берет себе украинский или, допустим, чилийский фильм, они обязательно позовут кого-то, чтобы этот фильм представить. Скорее всего, не режиссера, ведь это очень дорого, но кинокритика, или эксперта, или кого-то, связанного с фильмом или его темой. Это и образовательный момент и что-то, чего зритель не получит, включив Play лежа на диване. Со своей стороны производители кино планируют, как и что можно дать кинотеатрам, чтобы зрители захотели прийти на сеанс.

Один кинотеатр, не скажу какой, даже торты печет на премьеры (смеется).

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

- О том, как получить субсидии кинотеатру, и для чего государственные субсидии предназначены - читайте в книге. Но еще раз хочу подчеркнуть, что протекционизма по отношению к национальному кино в кинотеатрах нет. Это, я думаю, запрещено требованиями Европейского Союза. Мы можем поддерживать или европейское кино, или вообще никакого протекционизма. Все системы государственной поддержки кинематографа существуют на уровне производства и экспорта (Unifrance), а не показа.

Единственное, с чем я не согласен из того, что, я знаю, происходит у вас - это запреты. Я считаю, и большинство экспертов во Франции с этим согласны, что лучший способ развития индустрии и общества - поддерживать, а не запрещать. Я категорически против запретов. Если государству нужно, чтобы кинотеатры показывали больше украинских фильмов - пускай поддержат кинотеатры, которые показывают больше украинских фильмов, субсидиями, или налоговыми льготами, или как-то еще. Запретами ничего не добьешься, только настроишь и индустрию, и зрителя против себя.

Зритель должен иметь право выбрать - если он хочет смотреть французский фильм - хорошо, украинский фильм - хорошо, «Аватар», в конце-концов - тоже хорошо. Кинотеатр, который показывает артхаус, который показывает украинское кино, наверняка заработает меньше денег, чем тот, который берет в прокат голливудские картины. Дело государства - компенсировать кинотеатру эту разницу тем или иным образом.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

«А то, что перед сеансами выступают спикеры, не пропаганда ли, не насаживание идеологии?» - раздался вопрос из зала

- Я согласен с тем, что выступления кинокритиков или приглашенных экспертов перед сеансами могут превратиться в мощный инструмент пропаганды, если так повернуть. Но государство этот вопрос не контролирует - это было бы ограничением свободы слова, антиконституционно и антидемократично. Задача государства - не защитить людей от вредной информации, а максимально их образовать, чтобы они сами могли от нее защититься. Но ваша ремарка хорошая, меня часто приглашают открывать показы фильмов, я задумаюсь вдвойне о том, что я говорю. Спасибо.

Жоэль Шапрон, Молодость, Андрей Халпахчи

Засим Жоэль попрощался и убежал по срочным делам - к сожалению, в Украину он приехал всего на два дня. Но, подарив мне свою последнюю книгу, пообещал, когда я ее прочту, поговорить об особенностях дистрибуции национальных картин, дома и зарубежом, более предметно. Так что ожидайте уже в ближайшее время.

Фото - пресс-служба кинофестиваля «Молодость»

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...