УПУ, пиратство, альтернативные телеизмерения и как правильно «дружить» с YouTube . Итоги конференции UATF-2016
Закрывать осенний сезон отраслевых конференций в этом году довелось «UATF: Теле-Ком Фестиваль»: конференция проходила без привычных выставки ЕЕВС и форума кабельных ассоциаций, но актуальности не потеряла, благодаря удачно выбранным темам дискуссий. Говорили о введении социальной УПУ, которая поставила ребром вопрос отношений провайдеров и телеканалов; борьбе с пиратством и отношениях пиратов с правообладателями; судьбе альтернативных телеизмерений, которыми все активнее делятся ОТТ-провайдеры. Кроме того, конференция порадовала отдельной секцией о влогах на YouTube.
А теперь – обо всем по порядку.
Универсальная программная услуга
Телегруппа StarLightMedia, как я вам уже рассказывала, озвучила провайдерам единственную цену за свои каналы.
Знакомьтесь, новое публично лицо компании – руководитель группы по работе с партнерами Starlight digital Николай Фаенгольд
Поддержать коллегу пришел маркетинг-директор Орест Билоскурский в компании главного аналитика «112 Украина» Виктории Борщенко
По словам Фаенгольда, после 1 января события будут развиваться примерно так: «Часть провайдеров будет иметь наш контент в своем перечне услуг, но у части провайдеров его не окажется. Тогда часть абонентов откажется от провайдера, у которого нас нет, и уйдет к тому, у кого мы будем. Если хотите зарабатывать, используйте наш контент».
Лабиринт или хождение по кругу?
Напомню, шесть каналов телегруппы обойдутся провайдерам в 75 коп. за абонента в месяц, но актуально предложение лишь для тех, кто заключит договор до конца этого года. Для всех провайдеров предусмотрены равные условия – вне зависимости от размера абонентской базы, условия сотрудничества будут пересматриваться 1 октября, а потом – каждые полгода (в апреле и октябре).
Группа обещает продолжить активную борьбу с пиратским присутствием телеканалов в интернете. Предварительная дата кодировки на спутнике – 1 января. На сегодняшний день каналы холдинга отсутствуют в бесплатном доступе в приложениях Play market, APP Store, бесплатных пакетах ОТТ-провайдеров. «У нас восемь контрактов с ОТТ-провайдерами и одни условия для всех: минимальная гарантия – 10 тысяч базы, цена за каналы – 6 грн с абонента в месяц», - рассказал Фаенгольд. Права на catch up и time-shift оплачиваются отдельно.
Планируется раздача сигнала по ІР. Также провайдерам открыт доступ к видеосервису videonetwork.com.ua, в котором доступны стримы каналов группы и много другой информации. В первую очередь он создан, чтобы решить проблемы с единым качеством сигнала каналов. Вскоре телегруппа планирует создать открытый сайт для телезрителей, где каждый абонент сможет проверить, есть ли его провайдер в списке заключивших контракт с SLM.
После доклада провайдеры засыпали Николая вопросами. Активнее всех спрашивала Людмила Кокоровец, представляющая интересы одесских провайдеров. По ее словам, 75 коп. с абонента в месяц по всем провайдерам вряд ли дадут больше 5% доходов, получаемых телегруппой на рекламном рынке. Соответственно, для компании это не деньги, а потому возникает главный вопрос: зачем ей это нужно?
В перерывах Людмила активно общалась со всеми, улыбалась и фотографировалась. В какой-то момент компанию ей составил директор «Торсат» Владимир Масарик
Николай объяснил, что низкий доход от дистрибуции будет только поначалу, поскольку телегруппы надеются поднять рынок кабельщиков за 5 лет на 5 млрд грн – с 2,5-3 млрд грн до 7,5-8 млрд грн – и получать от них 30%. Тогда провайдеры принялись расспрашивать о росте цен: сейчас телегруппы говорят о 2,5 грн за 22 канала, то ранее озвучивались цена 5 грн и 8 грн, а также была привязка к $1. Что будет, если доллар вырастет до 35 грн? Фаенгольд уверил, что цена будет привязана к гривне.
Кокоровец обратила внимание на то, что группа предлагает пакетную продажу шести каналов, хотя провайдеры просили учесть возможность покупки вещателей группы по отдельности, ведь в УПУ входят только четыре из них. «Не увидев каналы, на которые мы их присадили за столько лет работы, люди будут уходить на спутниковые тарелки, где есть российские каналы и нет регуляции со стороны Нацсовета», - добавила Людмила. Фаенгольд рассуждает иначе: чтобы перейти на спутниковую тарелку, телезрителю нужно потратиться на нее, тюнер и подключение, что он вряд ли сделает, даже если потом сможет смотреть ряд телеканалов бесплатно.
Представительница Одессы спровоцировала еще один неожиданный поворот дискуссии, озвучив детали переговоров с другими телегруппами. Оказывается «три другие идут на пролонгацию договоров по каналам УПУ, и только SLM говорит о монетизации отношений с провайдерами». Впрочем, добавила Кокоровец, провайдеры на уровне своих ассоциаций обсуждают общие действия в связи с уходом аналоговых телеканалов из УПУ.
Кроме того, присутствующих интересовало, как телегруппа будут снимать с провайдеров по 75 коп. с абонента, если есть ряд компаний скрывают состав абонентской базы. Этого Николай не объяснил, но заверил, что телегруппа намерена бороться с незаконными трансляциями своих каналов. И рассказал, что в этом году группе удалось подписать соглашения с 60 провайдерами о единой фиксированной цене 1000 грн за шесть каналов в месяц (вне зависимости от количества абонентов). О гарантии для кабельных провайдеров с маленькой базой в телегруппе думают, но появится такое предложение не раньше следующего года.
Еще одно замечание Людмилы касалось рекламы: мол, если в Одессе отключат телеканалы телегруппы, то SLM придется компенсировать рекламодателю затраты на рекламу. Впрочем, тут все просто: рекламодатели покупают рекламу по телеисследованию Nielsen, которое сразу покажет, что кабельщики в Одессе отключили телеканал. По словам Николая, сейчас рекламы в эфире каналов не больше 9 минут в час, и именно телегруппа SLM была инициатором уменьшения количества рекламы на законодательном уровне (раньше ее было 12 минут в час). Кокоровец возразила, что телегруппы нарушают рекламную квоту, поскольку за рекламный блок лично она успевает «постирать и погладить». Николай пояснил: каналы показывают еще анонсы и спонсорство, что не считается коммерческой рекламой.
Переварить увиденное и услышанное гостям предлагали за кофе с печеньками
Борьба с пиратством
Татьяна Пастернак из Научного центра перспективных технологий показала несколько кейсов о нарушении прав интеллектуальной собственности. К примеру, один из клиентов Центра (кто именно, не называлось) оказался заложником ситуации вокруг размещенного на сайте изображения девочки и медведя, похожих на главных героев мультфильма «Маша и медведь». Авторы этого мультика активно отстаивают права на использования не только самого мультика, но и изображений их героев в любом проявлении, поэтомупотребовали с клиентов Центра 38 тыс. грн компенсации. Те не заплатили, поскольку в суде удалось доказать, что были нарисованы «просто девочка и просто мишка», что подтвердила специальная экспертиза.
По словам Татьяны, разница между Ех.ua и YouTube есть (мало ли – вдруг вы сомневались) и она существенна, хотя адвокаты первого постоянно уверяют, что разницы нет. Отличие хотя бы в том, что контент на YouTube заливает правообладатель, а если нет, то система ContentID позволяет обнаружить нарушение и либо удалить контент, либо монетизировать его в пользу правообладателя.
Куда интереснее оказался доклад совладельца юридической компании Vindex Павла Миколюка. До 2009 года Миколюк работал в подразделении по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности и компьютерных технологий госслужбы по борьбе с экономической преступностью (ОБЭП). Его друг Руслан Пахомов, в свою очередь, до 2013-го работал начальником отдела по борьбе с киберпреступностью МВД. Именно он в 2012-м закрывал Ех.ua. Сегодня же Vindex тесно сотрудничает с «Медиа Группой Украина», где теперь работает Пахомов.
Павел рассказывал, что, несмотря на обилие нюансов, в Украине есть все инструменты и ресурсы для защиты авторских прав: законодательство, киберполиция, административная и уголовная ответственность. Но многое зависит от стратегии защиты правообладателя – в частности, насколько сильно он готов отстаивать свои права. Если поначалу в Vindex отслеживали пиратский контент вручную, то сегодня существует собственный программный продукт, который самостоятельно отслеживает нелегальный контент на сайтах. Главная задача – найти и достучаться до собственника сайта или хостинг-провайдера. Статистика по удалению пиратского контента составляет 80-85%, и это хороший результат: ресурсы не спорит о пиратстве, а просто удаляют контент. Проще всего, как оказалось, удалять контент производства Comedy Club (правообладатель в Украине – МГУ).
Дальше разговор зашел об Ех.ua, и тут стоит процитировать Павла: «Ех.ua – абсолютно пиратский ресурс. Не верьте кому-то там, что они что-то удаляют. Я их риторику прекрасно знаю, поскольку писал жалобы на Ех.ua в 2012-м году. Я знаю этот ресурс и этих людей… Мы эти сказки на разном этапе уже проходили: сначала, что они будут платить «буржуйским» компаниям, потом – что они запускают платную версию, потом – почему это наши бедные люди должны платить за контент, заканчивая тем, что они будут удалять. Но все сводилось к тому, чтобы тянуть время и как можно дольше зарабатывать на рекламе. Пока все будут слушать их риторику, пока полиция не изымет серверы, все это будет продолжаться. Они ведут себя как обычный пиратский ресурс.
Вы спрашиваете, почему Ех.ua не закрыли в 2012-м? На определенном этапе дело Ех.ua исчезло. Я могу пожаловаться на всю страну, но дело не найдется и тем более не дойдет до суда. Это вопрос коррупции и состояния общества на тот момент. Что касается собственников, я не буду их называть – погуглите и сами их узнаете (если что, поисковик выдает имена Степана Черновецкого, Александра Януковича и Александра Ольшанского в связи с Ех.ua, а в связи с FS – «Датагрупп» без американских партнеров провайдера, - МН).
Почему важен кейс по закрытию Ех.ua и FS.ua? У нас в базе – 35 тысяч пиратских сайтов, и поверьте, только первая десятка получает деньги от рекламы. У остальных даже посещаемость очень слабая. Такие игроки как ЕХ и FS работают на первый год: зарабатывая на рекламе, они обрастают мышцами, связами, лоббистскими группами, включая Верховную раду. И вот это уже опасно, поскольку товарищи могут влиять на весь рынок – в частности, блокировать законопроекты, как произошло с законом о господдержке кинематографа. Это будет менять всю структуру бизнеса и законотворчества в целом. Поэтому крайне важно закрыть их, сделав существование таких порталов регулируемым. Это важный момент борьбы с пиратством: на их примере мелкие игроки поймут, что вопрос, когда к ним придут изъять сервера, – вопрос времени.
Посмотрите, как реагирует общество на закрытие сайта. По сравнению с 2012-м – это «две большие разницы». Если раньше начиналась всеобщая истерия, во многом спровоцированная ими же [сайтами], то сейчас у людей есть понимание, что это был вопрос времени. Насчет ответственности пользователя, который смотрит пиратский контент… это возможно, но не сейчас, и тем более – не в Украине».
Напоследок Павел рассказал, что его ребенок смотрит пиратский контент, поскольку не получает от родителей денег на платный. Неудобно получилось… Выступив, Павел ретировался и не слышал, как его не раз упоминали другие спикеры.
Олег Долинский из Comp Music Publishing, представляющей в Украине Universal, рассказал, как компания борется с музыкальным пиратством, и назвал расценки за появление песен в телепрограммах. Чтобы не нарушать авторское право, придется выложить 6 тыс. грн, за смежные права – столько же. То есть если за эфир «Голоса страны» прозвучит 20 композиций, телеканалу «1+1» придется выложить четверть миллиона.
читайте также
В музыкальном бизнесе орудуют мошенники, продающие права на песни, не являясь правообладателями или их представителями. От этого не застрахованы даже большие компании: например, сотовый оператор МТС. Однажды он использовал в рекламе известную песню без авторских прав, из-за чего был вынужден выплатить «внушительную сумму» через суд. Еще один оператор – Lifecell – проиграл в суде около полмиллиона гривен за песню в рекламном ролике, которую написал местный композитор. Она оказалась очень похожей на известную во всем мире композицию, и суд это доказал. Так что рекомендация от Comp Music – использовать музыку только тогда, когда она действительно нужна.
Компания вела диалог с ресурсом Ех.ua и предлагала создать платный музыкальный ресурс с базовой ценой 20 грн в месяц, но они отказали с позиции «все равно украдем». А вот защита прав на музыку в YouTube работает не так уж просто. Автор-исполнитель может создать свой канал и выложить туда произведения, а может передать права другой компании, которая сделает то же самое, но ей уже придется очистить права на разные территории. Соответственно, в разных странах некоторые YouTube-каналы исполнителей могут быть заблокированными.
Также в Comp Music предоставляют рынку базы, в которых желающие могут выбрать музыку для роликов, фильмов, сюжетов, программ или сериалов. В таком случае компании придется оплатить стоимость одной песни символические 500 грн. Сегодня у рекординга заключены договоры с 10 компаниями Украины, в частности FILM.UA. При пакетных продажах право использования может обойтись даже в 100 грн с расчетом на одну песню. В базе Universal – около 1 млн треков. Каверы на песню не освобождают от авторских отчислений. Народная музыка бесплатна, но если аранжировка авторская, придется оплатить ее право использования. Украинские радиостанции получают песни бесплатно, но они должны выплачивать отчисления по коллективным правам – передавать объектам коллективного права плейлисты, и затем деньги должны распределяться между правообладателями. В Украине 19 таких организаций коллективного права, но платят из них только три. И платят копейки. Где эти оседают деньги, Олег некурсе.
Денис Береговой, один из партнеров юридической компании Axon Partners, основанной в марте экс-сотрудниками «Юскутум», выступил на секции как полноценный адвокат Ех.ua. Точнее, он не рассказывал, кто его клиенты, но все сделали выводы, что компания так или иначе защищает интересы Ех.ua, поскольку доклад,построеный вокруг интеллектуального права, так или иначе защищал пиратов. И да, сравнение Ех.ua и YouTube, упоминамое адвокатами Ех.ua на каждой конференции, не теряет актуальности: мол, ContentID в YouTube работает, но можно использовать ряд хитростей – в частности, инверсию видео, чтобы программа не смогла найти контент.
Примечательно, что доклад Берегового назывался Golden mine or golden mean, а для иллюстрации он использовал кадры из «Утиных историй», чем вызвал негодование Олега Долинского. По словам представителя Comp Music Publishing, по использованию пиратских картинок можно оценить отношени к авторскому праву в целом, поскольку интеллектуальная собственность ничем не отличается от материальной. «Если одни юристы помогают не нарушать закон, то другие юристы помогают его обойти… Если нет инвестиций на запуск такого сервиса, не надо его запускать», - отрезал Долинский.
По мнению Дениса, все устроено иначе: задача представителей правообладателей – зарабатывать деньги на защите контента и заниматься перетягиванием канала с группой «тех, кто в меньшинстве – файлообменниками, рекомендательными сетями и хостинг-провайдерами». Собственно, FS – это рекомендательная сеть, считает Береговой. Естественно, присутствующие тут же принялись с Денисом спорить: мол, FS – это пиратский сайт, а на рекомендательную сеть тянет разве что «Кинопоиск».
Дальше – больше. По мнению Берегового, правообладатели должны наладить диалог (!) с пиратами. Потому что в интернете сложно что-либо закрыть. Даже если закроют некий файлообменник, появятся другие. А пример Netflix показывает, что легальные платформы не спешат расширять права на контент в разных странах, тем более локализировать библиотеку. Знанием английского у нас может похвастать небольшой процент населения – соответственно, перспектив у портала нет. И вообще, легальным порталам не удается собрать так много контента, как на файлообменниках или торрентах.
Высказался Денис и по поводу ответственности рекламодателей за размещение рекламы на пиратских сайтах: они, мол, не всегда знают, где рекламируются их товары, а ролики появляются на файлообменниках, потому что там есть инвентарь.
И еще: законопроект о поддержке кинематографа содержал перекос в сторону правообладателей – он, мол, предусматривал появление еще одного рычага блокировки бизнеса хостинг-провайдеров. Антипиратские инициативы, считает Береговой, хоронили украинский хостинг. Но почему законопроект ветировал президент, он не знает.
Меня, признаться, волновало, над чем будет работать Денис после анонсированного закрытия Ех.ua, но поскольку мероприятие затянулось, задать вопрос уже не было возможности.
Пока все обсуждали борьбу с о пиратством на абстрактных примерах, следующий докладчик – исполнительный директор сервиса онлайн-телевидения Divan.TV Аркадий Канюка – решил привести собственный, рассказав, что у него есть подписка на музыку в GooglePlay, которая обходится ему в 49 грн в месяц. «Подписался, потому что просто удобно». А вот насчет видеопиратства все не так оптимистично: Канюка уверяет, что 90% пользователей не перейдут на платные платформы, пока бесплатный контент можно найти в один-два клика. Закрытие Ех.ua пиратство не убьет – пользователи будут искать контент на других сайтах.
Сервис Divan.TV доступен за 20 грн и работает как онлайн-кинотеатр. В базе – 1,5 млн зарегистрированных пользователей (но сколько из них – реальные абоненты, Аркадий не уточнил). При этом около 70% активных пользователей – все же зрители линейного телевидения. Услуга catch up предлагает ряд фильмов и контент 15 киноканалов сервиса. Он доступен в течение 7 дней и предлагается как рекомендации, исходя из того, что смотрит зритель. Проблемы легальных ресурсов не изменились: возможности покупки контента у правообладателей ограничены – сервис покупает контент «оптом», хотя продает «в розницу».
Когда перешли к вопросам, Олег Долинский отметил, что услуга catch up – это публичное сообщение, и Divan.TV должен платить правообладателям. Аркадий ответил, что платить должны только телеканалы, у которых они и покупают права. После судебных войн с телегруппами Divan.TV начал им платить. Сейчас это 6 грн за 6 каналов, как в случае с SLM. Из четырех телегрупп компания не нашла общий язык только с «Медиа Группой Украина» - их каналов до сих пор нет на платформе. Это, считает Канюка, спровоцировано специфической политикой компании по отношению к ОТТ-сервисам (из-за присутствия в структуре МГУ собственного ОТТ-сервиса Оll.TV – прямого конкурента Divan.TV).
Еще одна секция, стоящая вашего внимания, касалась сотрудничества с YouTube.
Артем Вакалюк из компании Media Resources Management подготовил отчет о том, кто реально зарабатывает на собственных каналах в YouTube. Монетизации платформы – реклама. Самый крупный канал сервиса – развлекательно-юмористический PewDiePie (свыше 48 млн подписчиков и суммарно 14 млрд просмотров). По количеству подписчиков его догоняет собственный канал платформы Movies (45 млн подписчиков), а по количеству просмотренного видео – VEVO (в частности, клипы Джастина Бибера на канале JustinBieberVEVO собрали 13,3 млрд просмотров). В общем же каналы музыкантов на VEVO занимают сразу шесть позиций в ТОП-15 сервиса:
Если смотреть по жанрам, то окажется, что пользователей платформы интересуют музыка, игры и юмор. Оценить их доход проблематично – порядок цифр может быть от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов в месяц.
Если же рассматривать собственников детальнее, то список тех, кто всерьез зарабатывает на платформе, скромен. Лидер – компания BroadbandTV, у которой 187 тыс. партнерских каналов, у VEVO – второе место с 8 тыс. каналов, у остальных компаний из ТОП-10 – несколько десятков тысяч собственных каналов.
Еще один интересный эпизод с участием Вакалюка произошел во время второго доклада Александра Ковальского из Ericsson о переходе на Т2. Артем уличил докладчика в предоставлении неточной информации: 15% украинского продукта в эфире отечественных телеканалов, которую озвучил представитель Ericsson, – неверная цифра.
На практике, по словам Вакалюка, – в три раза больше: 45-50%. Александру пришлось объяснить, что цифра зависит от того, как считать, но как именно считали в компании, не рассказал. Рядом со мной во время презентации то и дело раздавались смешки – особенно во время демонстрации слайда о количестве медиагрупп в Польше:
О законодательных инициативах рассказала Анна Новак, эксперт «Телекомпалаты» по юридическим вопросам, компанию которой составила Марина Пригорницкая, отвечающая за связи с общественностью. Если коротко, то когда наконец-то будет зарегистрирована новая редакция законопроекта об аудиовизуальных услугах, Анна не знает. Затознает, как вопрос поднятия минимальной зарплаты по стране спровоцировал обсуждение возможных изменений в Методике расчета лицензионного сбора. Методика, как известно, рассчитывается, отталкиваясь от минимальной зарплаты. Теперь же размер одной лицензии для провайдера программной услуги с покрытием по всей Украине может составить более 9 млн грн.
В качестве гостьи на конференции отметилась глава Общественного совета при Нацсовете, президент ассоциации ППК Наталья Клитная. На секции по законодательству ей пришлось объяснить одной из слушательниц, что переход на Т2 происходит не из-за коррупции в Нацсовете
Опытом по созданию YouTube-каналов на конференции поделились продюсер диджитал-проектов FILM.UA Александра Костина
И директор по управлению и координации платных каналов и диджитал контента FILM.UA Виктор Шкробот
Спикеры рассказали о двух YouTube-каналах FILM.UA: Family Is (для мамочек) и Oh My Look (для девушек). У первого - чуть больше 18 тыс. подписчиков, у второго – почти в два раза больше, 35 тыс. Также у FILM.UA есть собственный одноименный канал на YouTube, где выходит произведенный компанией телевизионный контент. В планах - YouTube-канал, рассчитанный на мужчин, но его подробности пока держат в тайне.
Самая трудная задача – раскрутка влога. Идея запустить Family Is была спонтанной и основана на идее Анны Елисеевой, которая, находясь в декрете, искала ответы на вопросы, связанные с детьми. Влогерами стали известные мамы, которые делятся своим опытом. По словам спикеров, найти собственных харизматичных влогеров достаточно проблематично – обычно они работают самостоятельно. Подход к запуску Oh My Look был продуман тщательнее, изучен опыт других, поэтому и аудитория канала в два раза больше. Обоим каналам чуть больше года, над ними работают в среднем пять человек. Свежие ролики выходят примерно раз в неделю. Формат роликов такой: чем короче, тем лучше воспринимаются зрителями. Также важно оформление видео, заглавие и качество картинки.
В кулуарах конференции Андрей Соломаха (HD Fashion), Наталья Клитная (АППК) и Владимир Масарик («Торсат») увлеченно беседовали о рынке
На данном этапе оба канала не особо прибыльные, но в группе не сдаются и помимо рекламы, за которую платит YouTube, видят еще два пути монетизации – интеграция спонсорства брендов и продажа контента на другие платформы. В силу того, что реклама на украинском YouTube дешевая, зарабатывать можно только в случае многомиллионных просмотров, пояснил Виктор Шкробот. Сейчас стоимость тысячи просмотров ролика на YouTube составляет всего $1. Заработать на рекламе больше можно, если канал ориентирован на аудиторию СНГ, поскольку в российском сегменте YouTube реклама дороже. Англоязычные каналы смогут получит еще больше средств – самая дорогая YouTube-реклама, по словам Шкробота, в Великобритании.
Интеграция брендов в съемки влогов появилась на YouTube-каналах FILM.UA в последние два месяца. Такие проявления спонсоров Костина называет нативной рекламой: зритель обычно не догадывается, что присутствующий в ролике бренд рекламируется. Еще одна цель – продажа контента на сторонние платформы или в общественные заведения – торговые центры, салоны красоты и пр. А конечная цель, по словам Костиной, состоит в создании веб-сериала.
Надеюсь, пищи для размышлений вам хватит до старта следующего сезона отраслевых конференций. Осталось совсем немного.
Фото - Кирилл Авраменко, пресс-служба UATF