Без Шабанова не разобраться. Как «Новый канал» снимает шоу «Тайный агент»
Сколько бы ни говорили о том, что Украина стремительно несется в сторону Евросоюза, от ряда грешков, присущих нашему менталитету, избавиться практически невозможно. Во-первых, в наших бедах всегда будет виноват кто-то другой, а во-вторых, этот кто-то будет вечно нам мешать производить качественную продукцию. Хорошо, что на «Новом канале» работают люди, которых хлебом не корми, а дай что-нибудь проверить, расследовать и показать зрителям! Причем, этих людей оказалось так много, что существующих проектов - «Ревизор» и «Абзац!» - на всех не хватает. Пришлось вещателю расширить жанр потребительских расследований программой «Тайный агент», сразу же снабдив ее собственным пост-шоу.
Некоторые подробности грядущей премьеры вы уже знаете. А буквально на днях мне удалось пробраться в павильоны «Укртелефильма», где как раз снимали последние выпуски этого самого пост-шоу. Понаблюдав, как на «Новом канале» в очередной раз будут журить недобросовестных производителей, отстаивая наши с вами потребительские права, спешу поделиться увиденным.
Для начала, покажу вам студию проекта:
Как видите, беспокоиться о том, что участникам дискуссий придется отстаивать свою точку зрения в некомфортной обстановке, не приходится. Скажу вам по секрету, что в этом же павильоне снимаются «Страсти по Ревизору», так что, в случае чего, можно рассчитывать на энергетику Сергея Притулы
Проект еще не вышел в эфир, а съемочная группа уже с гордостью носит брендированные регланы
А кому не нравятся регланы - всегда можно обратиться к костюмерам. Что-нибудь, да придумают
Что за ток-шоу без массовки? Обратите внимание на средний возраст сидящих в зале: как по мне, эти люди бесконечно далеки от аудитории «Нового канала», однако создатели проекта заверили, что в остальных выпусках на трибунах сидели преимущественно студенты
Ведущей самого проекта стала, как вы знаете, Катя Павлюченко, однако на площадке пост-шоу другие правила, и в этой роли здесь выступает ее коллега Ирина Хоменко
Но не думайте: разбираться в тонкостях украинского производства, а также в том, кто правее - потребитель или производитель, Ира будет не одна. Соведущий девушки - Андрей Шабанов, и у каждого из них свое задание
Ира должна быть красивой всеми силами отстаивать нашу с вами (потребителя) точку зрения, а вот Шабанов защищает сторону бизнеса
Почему роли распределились именно так, а также об особенностях основной (расследовательской) части «Тайного агента» я, пользуясь паузой в съемках, решила поговорить с руководителем проекта Ириной Сарган:
- Ирина, для начала вкратце расскажите о сути проекта.
- Это новый взгляд на вечную борьбу производителя и потребителя. Есть миллионы случаев, когда мы, будучи потребителями, придумываем себе какие-то штуки о производителях, которые, как оказывается при детальном разборе, не совсем соответствуют истине. А бывает наоборот - не слишком добросовестные производители нас обманывают. Проект был придуман, чтобы максимально честно рассказать и показать, что происходит «за прилавком». Для этого мы должны были поработать и побывать «за кулисами» производства. С этой задачей прекрасно справились журналисты «Абзаца», которые и были нашими тайными агентами: они действительно искали работу на интересующем нас производстве, действительно там работали, по-настоящему увольнялись, а после всех этих этапов мы делали наши расследования. По большому счету, получилась детективно-потребительская история. Мы сняли 13 таких историй, которые называем фильмами - это истории наших тайных агентов, дополненные другим тематическим материалом, например, комментариями экспертов.
- Почему сразу же решили делать пост-шоу?
- Снимая фильмы, мы поняли, что хочется не только их посмотреть, но и поговорить с людьми, которые попали в кадр, дать им возможность высказать свою точку зрения. Вообще, о том, что нужно делать пост-шоу, мы заговорили где-то после трех месяцев работы. Сегодня мы заканчиваем подготовку первого сезона, но у нас уже есть планы на второй.
- Потому что рассмотрели не все темы? Или еще есть, что сказать о том, где уже побывали?
- Скажем так, когда мы брались за какую-то тему, то понимали, что в ней - десятки ответвлений, которым можно посвящать отдельные выпуски. Например, у нас есть фильм о транспорте, в котором мы рассматриваем только общественный транспорт, но ведь есть же еще и такси, и на этом рынке тоже много интересного. Мы сейчас думаем, что в будущем хорошо было бы говорить о каких-то конкретных услугах и направлениях. Вообще, создавать проект было очень интересно, поскольку мы по ходу работы формировали его структуру. В итоге получилось настоящее реалити: ни один выпуск программы не похож на другие и, соответственно, эпизоды пост-шоу тоже все разные.
- Выходит, когда вы начинали, у вас не было четкого видения, каким будет готовый проект?
- Мы точно знали, чего хотим добиться, но в процессе оказалось, что мы себе представляли что-то одно, а жизнь - она такая, как есть, и с этим ничего не поделать (смеется). Но нам повезло, поскольку проект - собственная разработка канала, никаких рамок никто не устанавливал, эксперименты, к счастью, были разрешены, так что мы постарались сделать все по максимуму и, мне кажется, у нас получилось. Я и для себя многое открыла. Например, была уверена, что так просто попасть на завод невозможно, а оказалось - совсем наоборот. Наши журналисты вообще много где побывали: на производстве молока, колбасы, работали в стрит-фуде, в детских садах, разбирались в работе транспорта и многом другом.
- А были случаи, когда очень хотелось куда-нибудь попасть, но никак не получалось?
- Да, однажды такое было, но не из-за того, что не брали нашего агента на работу, а потому что сама работа оказалась сезонной. И когда мы поняли, что хотим туда попасть, сезон закончился. Но нас туда взяли - сказали приходить в марте, так что, думаю, мы еще обязательно попадем на это производство (улыбается).
- Материалы, на которых строится каждый эпизод, снимались скрытыми камерами. Не страдает ли от этого визуальная составляющая?
- От этого не страдает информация. Что же касается картинки, то скажу так: все, что мы рассказывали или показывали, видно и понятно. Да, это оперативная съемка, но ведь сам формат проекта ее предполагает. Нашей целью не было напугать или показать, что вот там - ужас-ужас. Прежде всего, мы показываем то, что впечатлило нас самих. Более того, мы не делаем каких-то категоричных выводов, поскольку, если мы приходим на один завод по производству молока, то это не значит, что вся отрасль работает точно так же. А наша цель - взглянуть на отрасль в целом. Собственно, это влияет на построение каждого фильма: сначала журналист (а иногда и несколько) внедряется на производство, работает там, собирает информацию, а после этого подключается команда и делает расследование по добытым материалам. В конечном итоге мы даем зрителям советы о том, как распознать некачественный продукт и выбрать то, что нужно.
- Если на производство внедряются журналисты, то какова в таком случае роль ведущей?
- У Кати очень большая роль. Во-первых, во всех 13 сериях она была тем человеком, который сначала задавал и разрабатывал темы, а потом - подводил итоги и давал советы. Также она проводит некоторые расследования лично. Кроме того, в программе будет много сюжетов, о которых так и хочется сказать - не верю! Так вот, Катя всегда сможет подтвердить, что это действительно так, ведь она видела это своими глазами.
- Почему в пост-шоу пригласили двоих ведущих, а не одного, как, например, в «Страстях по ревизору»? И почему остановились на Андрее и Ире?
- Приступая к работе, мы думали, что можно было бы пойти по стандартному пути - взять в пост-шоу одного ведущего, который был бы арбитром между спорящими сторонами. Но, поскольку наши расследования тайные, решили поступить иначе. В итоге и бизнес, и потребители получили по защитнику. Андрей представляет интересы первых, но делает это без фанатизма - ему просто интересно докопаться до истины: нужно, чтобы потребитель получал качественный продукт, но и об интересах производителя забывать нельзя. А Ира больше как подружка, которая советует что-то брать (или не брать), и ты ей веришь.
На площадке тем временем ведутся последние приготовления.
Эксперты, среди которых в этот раз обнаружились Винченцо Барба и Владимир Остапчук, наслаждаются последними минутами, которые можно посвятить обнимашкам
Групповое фото напоследок - пора расходиться по своим местам
Правда, Винченцо даже там умудрялся ухлестывать за дамами
Но что-то я отвлеклась. Тема выпуска, на съемки которого мне повезло попасть, - полуфабрикаты.
И хотя в студии в принципе полно реквизитной еды,
которую есть нельзя, поскольку она пластиковая,
для этого эпизода реквизиторы запаслись настоящими полуфабрикатами
Собственно, сам выпуск начался с того, что защитник производителей Шабанов вызвался провести эксперимент и запарить себе пюрешечку
Студенческие времена дают не только профильные знания, но и опыт в приготовлении подобных блюд. Такое не забывается!
Кстати, при необходимости в студии пост-шоу можно и пожарить чего-нибудь, а не только кипятком залить
Итак, пюре запаривается, пора и к делу переходить.
Чтобы разговор получился как можно более конструктивным, в студию в обязательном порядке приглашаются производители
Задача Ирины - слушать их внимательно и задавать каверзные вопросы от имени потребителей
Угадайте, что при этом делают эксперты (особенно Барба)? Правильно, возмущаются плохим качеством, сервисом и еще бог знает чем
Впрочем, большинство из них не обладают знойным итальянским темпераментом, поэтому сидят спокойно
Гвоздь программы - кадры из основного проекта, снятые преимущественно скрытыми камерами
Ну а если производители продолжают отрицать какие-то очевидные проблемы, в рукаве проекта всегда есть козырь - журналист, который это расследование проводил. Лица девушки я вам не показываю, чтобы сохранить интригу
Чтобы вы не думали, что вся еда в студии - либо муляж, либо полуфабрикат, покажу вам встретившийся мне на выходе из павильона фарш. Самый настоящий, да
Как и приправы, которые готовят к выходу в одной из гримерок
Насмотревшись на то, как снимают пост-шоу, я, для полноты картины, решила поговорить еще и с руководителем ТО, работающим над созданием «Тайного агента», Анастасией Толстошеевой. Здесь же, кстати, производят проект «Абзац!», из которого, по большому счету, и выросла нынешняя новинка.
- Анастасия, кто и почему принял решение делать «Тайного агента» отдельным проектом?
- У канала отлично получаются потребительские расследования. Можно сказать, мы нашли свой язык в этом жанре, и он понятен нашей аудитории, что очень важно. Собственно, именно поэтому мы все больше работаем в этом направлении, развиваем его. Идея расширить линейку таких проектов родилась у руководства канала, и на стадии разработки идеи новый проект в какой-то степени черпал вдохновение в расследованиях программы «Абзац!». Главной отличительной чертой «Тайного агента» от других потребительских расследований является основной прием - внедрение. Перед «тайным агентом» стоит главная задача – понять специфику работы, показать нарушения по отношению и к потребителю, и к работодателю. Но мы далеки от мысли, что создаем программу только ради того, чтобы напугать зрителя, показать ему очередной ужастик из мясного производства или кулинарии супермаркета. Мы хотим не только показать нарушения, проблемы - иногда просто шокирующие, которые вскрываются в результате расследований, но и дать возможность героям этих расследований, людям, ответственным за эти нарушения, высказаться, защититься, оправдаться, заявить свою позицию. Ведь есть и позитивные примеры. И их мы тоже не скрываем. Для этого и создается пост-шоу «Тайный агент».
- Самого проекта я, конечно, еще не видела, но его пост-шоу очень похоже на «Страсти по ревизору». Не будет ли «Тайный агент» напоминать «Ревизор»?
- Что касается пост-шоу, конечно, сыграл роль опыт успешных «Страстей по Ревизору». Но схожесть лишь в том, что мы обсуждаем увиденное во время расследования, даем возможность высказаться людям, которые в нем фигурировали. В нашем пост-шоу батл двух сторон. Позиции продавца и позиции потребителя. Каждую из сторон представляет ведущий. Схожести с «Ревизором» - кроме того, что оба проекта посвящены проверкам качества чего-либо - нет. Более того, проекты кардинально отличаются: в «Ревизоре» в качестве главного форматного приема используется быстрая и спонтанная ревизия, а в «Тайном агенте» - внедрение. «Ревизор» исследует конкретное заведение, а мы работаем с явлениями, стремимся найти тенденции в разных сферах. Так что схожести нет, кроме направления потребительского детектива.
- Раз вы заговорили о форматных приемах, расскажите, планируете ли делать из проекта формат, который можно было бы продать за рубеж?
- Может показаться, что у подобного проекта есть перспективы только на постсоветском пространстве - Россия, Беларусь, Казахстан...Но на самом деле это не так: например, в одном из пост-шоу у наших журналистов было задание проинспектировать уличную еду за границей, и оказалось, что проблем там хватает - сытый западный гражданин был бы очень удивлен (смеется). Словом, думаю, международные перспективы у проекта действительно есть.
- Библию формата еще не начали писать?
- Мы готовы представить формат, все его элементы нами описаны.
- Ваше ТО занимается еще и программой «Абзац!», из которой в какой-то степени вырос «Тайный агент». Как по-вашему, какие-то еще рубрики могли бы перерасти в отдельные проекты?
- Думаю, да. К примеру, у нас есть рубрика «Заробітчани», которую мы запустили осенью. В ней наши журналисты под видом эмигрантов отправляются за границу в поисках легкого и доступного для всех заработка. На собственном опыте изучают и демонстрируют, какую можно найти работу и с какими проблемами при этом столкнуться. Мы уже снимали в США, Португалии, Италии, Испании и многих других странах - могу сказать, что рубрика действительно обладает потенциалом стать отдельной программой. Кроме того, недавно журналисты предложили довольно смелую идею для новой рубрики, где основным приемом является провокация. Мы планируем протестировать ее в новом сезоне «Абзаца»: если она будет пользоваться успехом, то, вполне возможно, и из нее родится новый проект.
Очень интересно посмотреть на «Тайного агента» в эфире, но еще интереснее узнать, как его оценит зритель «Нового канала». Правда, для этого придется запастись терпением: премьера проекта и его пост-шоу планируется в начале весеннего сезона - то есть не раньше конца февраля следующего года.
Фото Кирилла Авраменко, пресс-служба «Нового канала»