]
Facebook LiveJournal Twitter

От Майдана до Донбасса. Как в Киеве презентовали американо-украинский фильм «Переломный момент»

12:26 20.02.2017 0

Тот, кто не помнит своей истории, обречен на ее повторение. Вряд ли сегодня в Украине найдется хоть один человек, у которого не замирает сердце при упоминании трагических событий на Майдане в феврале 2014 года. Однако мир не стоит на месте: многие детали затерялись уже сегодня, а через десятилетие воспоминания об убийствах в центре украинской столицы и вовсе рискуют превратиться в легенду, половина которой будет вымыслом.

К счастью, мы живем в век цифровых технологий и многое можно зафиксировать. А уж если найдутся нужные люди, то документальные кадры соберутся в целый фильм, который, при должном старании, отправится покорять не только отечественного зрителя. Именно этим руководствовались авторы картины «Переломный момент», которую в конце прошлой недели презентовали украинской аудитории, а сегодня она выйдет в эфир отечественных телеканалов. Конечно, пропустить такое событие я не могла, ведь ради премьеры к нам в страну приехал сам Марк Харрис - тот самый оскароносный американский режиссер, который в соавторстве с Олесем Саниным и создал эту картину.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

О том, что я попала по адресу, догадаться было нетрудно

Кроме того, в ожидании презентации своего детища по холлу кинотеатра прогуливались его авторы и герои.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Санин коротал время в компании Андрея Шараскина (он же - «киборг» Богема)

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

А Татьяна Черновол позировала с военным медиком Всеволодом Стеблюком

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

А вот и герой дня Марк Харрис на заднем плане, вместе с американским продюсером фильма Питером Борисовым

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Как и три года назад на Майдане, главным напитком презентации был горячий чай

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

А к нему и сладкое полагается

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Нужно отдать авторам должное: они помнят об Олеге Сенцове, и своим гостям о нем не устают напоминать

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Когда все наконец собрались, пришло время перемещаться в зал, где была запланировала небольшая пресс-конференция, посвященная фильму

Но перед тем, как пересказать вам ее суть, остановлюсь на самой картине, которую журналистам показали заранее. Вопреки моим ожиданиям и многочисленным анонсам, «Переломный момент» оказался не просто фильмом о Майдане, но настоящей хроникой украинской истории, охватившей целых три года - от 2013-го до 2016-го. Здесь зрители смогут увидеть и Януковича с «Беркутом», и аннексию Крыма с захватом обладминистраций на востоке Украины, и даже оборону Донецкого аэропорта. Состоит лента из документальных кадров, снятых на местах событий, которые перемежаются интервью с известными в Украине и в мире героями, от Арсения Яценюка и Татьяны Черновол до «киборгов» и сотников Майдана. В общем, для тех, кто вдруг забыл, как это было (или провел последние три года в летаргическом сне) - самое то.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Но вернемся к пресс-конференции, тем более, что ее спикеры уже расселись по своим местам: кроме героев и режиссеров, за столом также присутствовали американский и украинский продюсеры картины Питер Борисов и Максим Асадчий соответственно

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

А модератором выступил Виталий Портников. Бегло припомнив события, происходившие в центре Киева три года назад, он сразу передал слово авторам картины - режиссерам Олесю Санину и Марку Харрису, предложив им высказаться о том, зачем и для кого они создали свое кино

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Для меня было большой честью работать с Олесем, - начал Харрис. - А нашей главной целью было вспомнить трагические и мятежные события трехлетней давности и преподнести их западному зрителю.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Санин с коллегой был полностью солидарен: «Работа с Марком - настоящий подарок судьбы. Мы хотели не просто показать зрителям на Западе, что происходило в Украине, но и объяснить, почему это случилось и как мы дальше планируем с этим жить».

Вслед за режиссерами возможность поделиться своими ощущениями от картины получили и ее главные герои, в первую очередь - Татьяна Черновол.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Я благодарна за идею этого фильма, поскольку она очень правильна: борьба не только на Майдане, но и в целом за Украину. Ведь сложно говорить о независимости нашей страны с 1991 года - тогда фактически не было борьбы и, как следствие, возможности оценить государственность. То есть, это самое государство родилось именно на Майдане, а после него украинцы бросились защищать свою страну от российского агрессора. Мы живем в очень важные времена, а такие фильмы очень нужны, чтобы мы были уверены в своем будущем.

А сидевший рядом Всеволод Стеблюк признался, что одним из факторов, который подстегнул его поучаствовать в создании «Переломного момента», оказалась личность Олеся Санина:

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

«Сегодня очень нужны люди, обладающие тремя П, и у Олеся они есть: порядочность, профессионализм и патриотизм». А уж там, где они есть, по мнению Стеблюка, непременно будет и успех фильма. Сложно спорить.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Для остальных героев фильма показателем важности их общего дела стало то, что в производстве поучаствовал сам Марк Харрис - человек, которого в Голливуде узнают с первого взгляда. Ну и что, что сами они вряд ли о нем слышали до фильма - мы же не в Голливуде живем

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Майдан может не только вдохновлять на фильмы, но и создавать семьи: Андрей и Евгения Янченко вдвоем участвовали в Революции достоинства, потом вдвоем же отправились в зону АТО, а теперь вместе презентуют фильм, в создании которого поучаствовали

Но хватит лирики.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

После вступительных слов Портников хотел было перейти к вопросам из зала, однако Харрис с помощью Санина попросил еще раз предоставить ему слово, и вот ради чего:

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Борьбы за свободу - это общемировая проблема, и своим фильмом мы хотели рассказать о ней правду. А правда заключается в том, что хоть эта борьба острее чувствуется здесь, но в США она тоже присутствует. Украинский режиссер Олег Сенцов сейчас сидит в российской тюрьме, а наш президент Дональд Трамп объявляет, что его основным врагом является пресса. Я убежден, что те события, которые случились в Украине, могут случиться и в Штатах, и об этом нужно говорить.

Теперь с речами точно было покончено, так что модератор с чистой совестью отдал слово продюсерам - чтобы те рассказали, как планируют распространять свое детище, и других производственных нюансах.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Мы не будем демонстрировать «Переломный момент» в украинских кинотеатрах, поскольку не видим в этом смысла, - объявил Асадчий. - Мы хотим показать его по телевидению на как можно большем количестве каналов. Сейчас еще не все переговоры завершены, но фильм точно покажут «Украина», «1+1» и «Еспресо ТВ».

Борисов, как и положено американцу, сосредоточился на заграничной судьбе картины, однако касалось это преимущественно ее прошлого:

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

«Уже состоялась премьера в Вашингтоне, и этот показ был преимущественно для людей из дипломатического мира. Он оказался очень успешным, и больше всего мне понравилось то, что после просмотра зрители подходили и говорили: «Спасибо, мы многое поняли о ситуации в Украине». Такая же реакция была на фестивале в Санта-Барбаре. Мне рассказывали, что впервые в истории фестиваля в конце показа документального фильма ему аплодировали стоя», - поделился Питер.

Раз уж Борисов не упомянул о том, что ждет картину в будущем, инициативу в свои руки снова взял Санин:

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

«Сейчас у нас есть запрос от более 200 американских университетов, которые хотели бы демонстрировать фильм в образовательных целях. Это будет некое историческое пособие. Нам особенно приятно, что взять и посмотреть его сможет любой студент, это очень важно».

Естественно, собравшихся журналистов интересовал и бюджет картины. Асадчий сперва не очень хотел его озвучивать, однако все же раскололся - смета составила около $300 тыс. Уж не знаю, как у авторов получилось уложиться в эту достаточно скромную сумму, учитывая работу международной команды и то, что, по словам Санина, авторам каждого эпизода документальной хроники выплачивался гонорар.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Я изначально просил продюсеров включить эти моменты в бюджет, поскольку считаю, что это крайне важно. Мы просили видео у телеканалов, и они нам тоже его предоставляли не бесплатно, а обычных людей старались отыскивать. Было много историй: например, есть авторы видео с падением «Боинга», которые сейчас живут на оккупированных территориях. Мы нашли их, хотели заключить договор, однако это было невозможно. Все, что они нам передали - это фотографию с табличкой, на которой написано: «Каждый, кто хочет использовать наше видео - используйте и распространяйте как можно шире».

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

Естественно, отснятого материала гораздо больше, чем смог вместить 98-минутный фильм, но Олесь уверен: рано или поздно эти кадры понадобятся и другим его коллегам. В общем, захотите сделать что-нибудь о Майдане - вы знаете, где искать хронику

Кстати, раз уж картина настолько пропитана духом революции, то не лишним будет вспомнить еще один любопытный момент: оказывается, ее монтажом занимался человек, родителей которого в свое время преследовали за события на площади Тяньаньмэнь в Китае. Революция - она везде революция.

На этом все важные слова были сказаны, а я направилась прямиком к Асадчему, чтобы выяснить все нюансы производства и сотрудничества с американцами.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Расскажите, с чего все началось. Я так поняла, что идея картины родилась у Олеся, и с ней он пришел к вам?

- Не то, чтобы Олесь пришел ко мне. Мы с ним давно работаем вместе, наверное, больше 10 лет, и вместе сделали много фильмов. Но в целом, да: Олесь однажды сказал, что есть вот такая идея и что есть его хороший знакомый Марк Харрис, с которым они когда-то работали над общим проектом.

- То есть Pronto Film в поисках партнеров для копродукции не участвовал?

- Так вышло, что Олесь больше 10 лет работает не только с нами, но и дружит с Питером Борисовым (улыбается), и поддерживает отношения с Харрисом. Изначально идея и состояла в том, чтобы не просто сделать фильм, который посмотрели бы здесь, но которым заинтересовались бы и на Западе. Ведь по большому счету, все картины, которые создаются в Украине, у нас же и остаются. Некоторые, конечно, попадают за границу, но это, скорее, редкое исключение. В случае с «Переломным моментом», нашей основной целью было снять ленту, понятную американскому зрителю, и для этого над ней должен был работать американский режиссер.

- В Украине вы вообще не планировали ее показывать?

- Скажем так, многие материалы, показанные в фильме, украинцы уже видели и они давно в курсе событий. Мы же действительно ориентировались на американцев и европейцев.

- Питер говорит, что дистрибутора у вас пока нет. Но работы в этом направлении ведутся?

- Конечно, мы работаем. Недавно был большой фестиваль в Санта-Барбаре, где мы показывали нашу картину, и воспринята она была очень хорошо. После этого мы начали переговоры с четырьмя агентами.

- Речь идет о фестивальных показах или о кинотеатральном прокате?

- Мы еще какое-то время поездим по фестивалям, пока у нас есть такая возможность - нужно не забывать, что фильм 2016-го года. Также, конечно, планируем какой-то ограниченный кинотеатральный прокат, поскольку картина все-таки создавалась именно для этого - DCP, dolby-звук...И еще мы рассчитываем на телевизионные продажи.

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

- Это и в США, и в Европе?

- Да, но основной упор мы все же делаем на Штаты, ведь американский режиссер делал фильм для американского зрителя. Автоматом, думаю, подключится и Европа, поскольку сейлз-агенты как правило берут права на весь мир.

- У вас есть какие-то ожидания по количеству залов?

- Ох, это сложный вопрос. Мы понимаем, что прокат будет очень ограниченным, но надеемся на лучшее.

- Как будут распределены права на фильм?

- Я бы не хотел говорить конкретно, поскольку у картины пять продюсеров. Но могу сказать, что они будут распределены между Pronto Film и MP2.

- Арсений Яценюк говорил об этой картине очень давно, еще будучи премьером. Когда начались работы и сколько они продлились?

- Точно помню, что закончили мы больше года назад, где-то в декабре 2015-го, когда получили финальную версию. А до этого было очень много работы, особенно много времени занял монтаж: во-первых, самого материала было много, а во-вторых, мы все это переводили, субтитрировали, отправляли в США, где работал американский режиссер монтажа и, собственно, режиссер. В целом, работа над фильмом заняла больше года.

- Хотя съемок, судя по фильму, было не очень много, в основном работали с материалом?

- Нет, как раз наоборот: мы снимали героев, ездили в зону АТО, работали в разных городах. Просто далеко не все из этого вошло в финальную версию фильма.

- Олесь говорил, что также осталось много документальных материалов, которые вы не использовали при монтаже. Что теперь планируете с ними делать?

- Если говорить о материале, предоставленном нам другими авторами, то права на него остались у них, и решать, что с ним будет дальше, могут только они. А то, что было сделано нами, пусть пока полежит - я считаю, что все, что могли, мы уже сделали, и даже начинать что-то делать прямо сейчас не очень хочется. На этот фильм потрачено очень много сил (улыбается).

- Раз уж я вспомнила о Яценюке, расскажите, каким было участие властей в производстве картины?

- Никакого, только на уровне постов Яценюка в Фейсбуке (смеется). Мы, в общем-то, и не рассчитывали на это участие. С Яценюком так вышло только потому, что он является одним из героев фильма: мы сами ему это предложили, рассказали о нашем проекте, он согласился и начал потихоньку нас пиарить еще даже до того, как мы начали работу (смеется). Нам же заранее нужно было сформировать пул героев, особенно Марка интересовало, кто будет из политиков. А Арсений, кроме того, что тогда был премьером, еще и пользовался (и, думаю, пользуется сегодня) популярностью в США. Поэтому мы его и выбрали.

- А были политики, которым вы предлагали поучаствовать, но они отказывались?

- Были такие, которых мы снимали, но в фильм интервью не вошли.

- Кто они?

- Я не буду говорить (улыбается).

И если о том, как распределились права на фильм, я так и не смогла разузнать, то внимание прессы говорит само за себя:

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

досталось и американцам,

Переломный момент, Марк Джонатан Харрис, Олесь Санин, Максим Асадчий, Pronto Film

и украинцам

Теперь посмотрим, как картину воспримет зритель.

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...